Скачать 0.52 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» Факультет искусств Кафедра изобразительного искусства УТВЕРЖДЕНО на заседании учебно-методической комиссии факультета искусств «____»______________2011_ Протокол № Председатель УМК Торлопова Н.Г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Рисунок» Блок дисциплин (ПД) Направление 071500.62 « Народная художественная культура» Квалификация - бакалавр Факультет искусств Форма обучения - очная Семестры – 1-7 Общая трудоемкость дисциплины – 15 зачетных единиц, 540 часов В том числе: Аудиторных – 322 часа, из них: Лекций – 0 Практических – 0 Лабораторных – 322 Самостоятельных – 168 Текущий контроль (контрольных работ) – 7 Итоговый контроль (зачеты) – 4 (1,2,3,5 сем.) Экзамены – 1(7 сем.) Сыктывкар 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая рабочая программа по дисциплине Рисунок составлена на основе учебного плана по направлению 071500.62 «Народная художественная культура» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Цели и задачи дисциплины Рисунок. Рисунок как учебная дисциплина является одной из базовых составляющих художественного образования. Принципы реалистического изображения предметов окружающего мира с передачей их пространственного положения, объема, конструкции, как с натуры, так и по памяти, представлению, воображению развивают творческие способности, необходимые будущему руководителю студией декоративно-прикладного творчества независимо от вида прикладной деятельности. Занятия учебным рисунком, где объектом являются не только предметы реального мира, но и человек, готовят будущего руководителя студией к педагогической и творческой профессиональной деятельности. В процессе рисования развиваются и совершенствуются такие качества, без которых профессиональная деятельность невозможна: глазомер, чувство пропорций и гармонии, целостность видения, уверенность руки. Также формируется эстетическое отношение к действительности, активнее познается окружающий мир. Осваивая средства выразительности рисунка, студенты учатся передавать форму предмета, его объем, положение в пространстве, фактуру и текстуру, глубину пространственной среды, а также декоративно стилизовать реалистически выполненные изображения для будущей декоративной композиции. Без этих умений и навыков будущий педагог обойтись не может, так он должен уметь сам показать своим подопечным приемы графической работы. Поэтому целью курса рисунка являются освоение студентами законов, правил и приемов изобразительной грамоты при изображении окружающего мира, его предметов и человека, методики ведения длительного (многосеансного) и краткосрочного рисунков. Рисунок помогает формироваться творческому мышлению, художественно-эстетическому восприятию мира, способствует овладению творческим методом работы в различных видах и жанрах искусства. Эффективному освоению академическим рисунком способствуют систематические занятия в учебном процессе в условиях мастерской под руководством преподавателя, а также в процессе самостоятельной работы с натуры, по памяти, представлению вне аудитории – дома, на пленэре. Важной задачей курса рисунка является овладение законами изобразительной грамоты, перспективы, техники и технологии изобразительных материалов. В процессе овладения рисунком студенты также знакомятся с возможными методами его преподавания в учебных заведениях различного уровня, где изучается изобразительное искусство. Занятия рисунком должны стать для студентов осознанной необходимостью и ежедневной потребностью. Студент должен постоянно осознавать, что без умения грамотно рисовать, невозможно овладеть ни одним из видов пластических искусств.
Рисунок в структуре ООП бакалавриата по направлению Народная художественная культура относится к профессиональному циклу дисциплин базовой его части (Б.3.1) Освоение дисциплины тесно связано с изучением философии, истории России, истории искусств, живописи, скульптуры, пластической анатомией, теорией света и цвета, основ художественного конструирования, методики преподавания народного декоративно-прикладного творчества. Приступая к овладению искусством рисунка, студент должен иметь определенные знания из области истории изобразительного искусства, начертательной геометрии и перспективы, иметь представления о способах и приемах реалистического изображения на плоскости, уметь изображать предметы окружающего мира с использованием элементарных графических средств и приемов. Овладение учебным рисунком необходимо для дальнейшего освоения курсов истории искусств, живописи, скульптуры и пластического моделирования, конструирования, особенно рисунок необходим при прохождении курсов декоративно-прикладного мастерства в различных техниках и материалах. Рисунок будет способствовать успешному прохождению учебных и производственных практик.
В процессе овладения искусством рисования, у выпускника по направлению народная художественная культура с квалификацией (степенью) бакалавр формируются следующие компетенции общекультурного характера (ОК): Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2), что воспитывается в моменты объяснения и комментирования хода ведения рисунка, его анализа; Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства самосовершенствования (ОК-7); Компетенции профессионального характера (ПК): Владение рисунком с навыками линейно-конструктивного построения изображения; умение использовать это в практике составления композиции; использование принципов выбора техники исполнения конкретного рисунка (ПК-2); Ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способен планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции и проводить практические занятия (ПК-6); В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Уметь: рисовать с натуры, по памяти, по представлению и воображению объекты реальной действительности (натюрморт, интерьер, пейзаж); рисовать животных и птиц, передавая их характеристику и повадки; рисовать человека с передачей портретной характеристики; изображать человека в различных ракурсах и движениях в заданной среде; выполнять рисунки различной продолжительности; правильно и выразительно компоновать изображения; передавать графическими средствами объем, фактуру, текстуру материалов изображаемых объектов; графическими средствами проводить декоративную стилизацию реалистических изображений; комментировать и объяснять процесс рисования обучающимся. Владеть: осмыслением поставленных творческих задач; приемами анализа и синтеза в процессе изображения с натуры; принципами художественно-образного изображения; выполнением проектных задач с помощью рисунка; основными навыками ведения длительного рисунка, зарисовки, наброска; приемами и средствами передачи объема и пространства в рисунке; навыками показа студентам приемов работы посредством рисунка-эскиза и наброска; навыками работы различными рисовальными материалами для создания выразительных образов в рисунке; свободного использования графических средств выразительности.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 15 зачетных единиц, или 540 часов, из них – 322 аудиторных, 168 – самостоятельная работа. Календарно-тематический план
|