Скачать 228.65 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ и методических рекомендаций по организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т.В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы – ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.) Цель: формирование у учащихся осознанного понимания основ православной веры, знание истории и стилей храмовой архитектуры, а также основных памятников храмовой архитектуры различных русских городов. Задачи: приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности; содействие формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню познания и культуры; воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам; содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся; формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры; выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе; удовлетворение социального запроса на получение образования в соответствии с традициями и ценностями национальной культуры; реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении; создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции. Изменения, внесенные в авторскую программу Изучение курса рассчитано авторами на 62 часа, в соответствии с учебным планом школы курс является региональным компонентом и изучается 1 час в неделю, всего 34 часа.
Учебно-методический комплект: 1. В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 9 класс», экспериментальное учебное пособие - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г. 2. В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 9 класс», мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г. Количество учебных часов Рабочая программа рассчитана на 34 часа всего – 34 часа, в неделю – 1 ч - контрольные работы – 1 - уроки контрольного тестирования - 4 - уроки защиты сообщений – 2 Формы организации учебного процесса:
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения православной культуры в 9 классе ученик должен знать/ понимать:
уметь:
Тематический план курса
Календарно –тематическое планирование уроков православной культуры в 9 классе 34 часа, 1 ч в неделю
Содержание учебного курса История христианского храма Определения христианского храма. Разделение православных храмов по их предназначению. Скиния. Иерусалимский храм царя Соломона. Второй Иерусалимский храм. Катакомбный период истории христианства. Катакомбы – тайные храмы христиан. Базилика. Стили христианского храмостроения. Единство внутреннего устройства христианских храмов. Символизм форм христианских храмов. Православный храм Самобытность русского храмового зодчества. Деревянное храмовое зодчество Руси. Каменное храмовое зодчество Руси. Роль православных храмов в жизни русских людей. Внутреннее устройство православного храма. Иконостас и иконы его рядов. Алтарь православного храма. Символ Веры и его связь с Библейской историей. Нагорная проповедь Иисуса Христа и девять Заповедей Блаженства. Книги Священного Писания. Основные молитвы, которые необходимо знать каждому православному человеку. Обычаи и обряды православной Церкви. Правильное поведение в православном храме. Таинства православной Церкви. История колоколов и колокольных звонов православных храмов и их предназначение. Роль колокольных звонов в жизни русских православных людей и в истории России. Типы колокольных звонов. Храмовое зодчество Руси Собор святой Софии в Киеве. Собор Святой Софии в Новгороде и его роль в едином храмостроительном замысле города. Новгородские соборы. Владимиро-Суздальское храмовое зодчество. Шатровое зодчество Руси. Церковь вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного. Храмы Московского Кремля. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля. Собор и церковь Иоанна Лествичника. Храм Христа Спасителя. Храмы Санкт-Петербурга. Казанский и Исаакиевский соборы. Формы и средства контроля - Контрольная работа - Защита сообщений - Тестирование - Создание мультимедийных продуктов (презентаций, публикаций, кроссвордов) ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Тест История христианского храма
А) первый храм, построенный Соломоном Б) часть книг Ветхого Завета В) переносное сооружение в виде шатра Г) временное сооружение из досок
А) Навуходоносор Б) Ирод В) Давид Г) Соломон
А) 1 Б) 2 В) 3 4. Кому разрешалось входить в святилище скинии? А) всем мирянам Б) первосвященнику В) священнику Г) царю 5. Кому разрешалось входить в Святая Святых скинии? А) царю Б) любому верующему В) первосвященнику Г) священнику 6. Что было самым священным из всех предметов, хранящихся в скинии? А) светильник с семью лампадами Б) жертвенник В) стол с двенадцатью хлебами Г) ковчег Завета 7. Какой царь построил первый Храм Божий в Иерусалиме? А) Ирод Б) Зоровавель В) Давид Г) Соломон 8.Указать все, что относится к понятию «катакомба» А) образец для строительства христианских храмов Б) места богослужений христиан во время гонений В) подземные гробницы Г) в переводе означает «корабль» 9. Указать отличительные черты плана и архитектуры древней базилики А) обилие света Б) наличие внутренних колонн В) наличие купола 10. Указать формы храмов византийского стиля А) в виде прямоугольника Б) в виде круга В) в виде паруса Г) в виде креста 11. Указать храм, построенный в романском стиле А) храм Святого Петра в Риме Б) храм Святой Софии в Константинополе В) собор и колокольня в Пизе Г) храм Святого Марка в Риме 12. Указать храм, построенный в стиле эпохи Возрождения А) храм Святого Петра в Риме Б) храм Святой Софии в Константинополе В) собор и колокольня в Пизе Г) храм Святого Марка в Риме 13. На сколько частей разделено внутреннее пространство храма? А) 1 Б) 2 В) 3 Ключ: 1.в;2.в;3.в;4.б,в;5.в;6.г;7г.;8.б,в;9.а,б;10.а,б,г;11.в;12.а;13.в. Тестирование по теме: «Храмы г. Новгорода» 1. Николо-Дворищенский собор в Новгороде возводился в качестве
2. С чудесным явлением иконы какого святого предание связывает возведение Николо-Дворищенского собора в Новгороде?
3. Кто был основателем Антониева монастыря?
5. По чьему распоряжению был заложен Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде?
Тестирование по теме: «Православный храм» 1. Как называется плоский широкий кирпич, из которого была построена София Киевская?
2. Установить соответствие между названиями частей православного храма и сторонами света
3. Установить соответствие между типами православных храмов и их функциями
4. Запишите в порядке восхождения ряды иконостаса?
5. Сколько заповедей содержалось на скрижалях, которые получил Моисей от Бога? 6. Что означают поклоны?
7. Указать первый храм с высокими колокольнями на Руси
8. Указать название первой каменной церкви на Руси
9. Какие изображения помещаются в средней части церкви?
10. Что привлекает на себя христианин при совершении крестного знамения?
11. Чего нельзя делать в православном храме во время богослужения?
Итоговая контрольная работа
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения Нормы оценок знаний и умений учащихся (в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма БелРИПКППС «О преподавании православной культуры в 2008-2009 учебном году» - Приложение 2): «Отлично» (5) Оценка «пять» означает, что учащийся обнаруживает предусмотренные программой правильные, полные, осознанные оперативные знания и умения, отвечающие «Требованиям к знаниям и умениям учащихся», в измененной или новой ситуации самостоятельно (или при незначительной помощи учителя) применяет полученные знания и умения, на их основе обобщает, оценивает явления общественной жизни; уверенно использует разнообразные источники знаний об обществе. Логично и грамотно с точки зрения требований к устной и письменной речи излагает материал. Допустимы одна-две несущественные ошибки, которые учащийся исправляет самостоятельно. «Хорошо» (4) Оценка «четыре» ставится, если ответ в основном удовлетворяет названным выше требованиям, однако используется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой ситуации, а также при привлечении источников знаний. Допустимы две-три несущественные ошибки. «Удовлетворительно»(3) Оценка «три» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знания в основном на репродуктивном уровне, в ответе проявляется недостаточно глубокое понимание материала курса, допускаются ошибки в изложении основных понятий (законов, идей); в измененной ситуации знания и умения применяются с помощью учителя. Используется 3-х-балльная система оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Отметка «неудовлетворительно» не ставится согласно действующему письму управления образования и науки Белгородской области от 26.12.2006г. №05-4168 «Об оценивании знаний обучающихся по предмету «Православная культура»». Кроме того, в соответствии с авторской концепцией учебного предмета отметка должна быть стимулом изучения предмета. Для этого она должна приносить радость, т.е. быть положительной. Поэтому в качестве текущего контроля оцениваются все творческие работы учащихся: рисунки на рассказы учебника, на изучаемые темы, разнообразные поделки и творческие работы, составленные самостоятельно или в группе, а также с помощью родителей, рассказы и сказки, выученные стихотворения, исполнение песен и т.п. Критерии оценивания рефератов учащихся 1. Оформление рефератов учащимися: - реферат должен быть представлен в печатном варианте; - реферат должен содержать иллюстративный материал с материалов диска к учебному пособию, так и с сайтов, выход на которые осуществляется с диска, а именно: http://www.enc.mail.ru http://www.icon-art.info http://www.school.edu.ru http://slovari.yandex.ru 2. Написание рефератов предполагает использование учащимися всех учебно-методических материалов комплекса и материалов сайтов, поэтому рекомендуются следующие критерии оценивания рефератов: - при использовании только материалов учебного пособия – «удовлетворительно»; - при частичном использовании, помимо материалов учебного пособия, информационных материалов диска – «хорошо» - при использовании всех имеющих в комплексе учебно-методических материалов, касающихся темы, а также дополнительных материалов с сайтов – «отлично» Перечень учебно-методических средств В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 9 класс», экспериментальное учебное пособие - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г. В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 9 класс», мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г. В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 9 класс», мультимедийное приложение к методическим рекомендациям для учителя - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г. Рыжова Т.В. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Праваславная культура» в 9 классе - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г Информационные ресурсы mon.gov.ru - сайт Министерства образования РФ, www.patriarchia.ru - официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви, blagovest.bel.ru - официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии, www.beluno.ru – официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, www.ipkps.bsu.edu.ru - сайт Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, www.bpdsmn.orthodoxy.ru – сайт Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью, kuraev.ru – официальный сайт диакона, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева, www.pravoslavie.ru - информационно-образовательный православный портал. Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии), dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина). |
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура» «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета... | ||
Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... | Учебному предмету «православная культура» учителя русского языка... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» (письмо Министерства образования РФ от 22. 10. 2002... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса составлена... «Православная культура» — это новый предмет для современной светской школы, объектом его изучения является процесс развития культурного... | Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе | ||
Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе | Рабочая программа по предмету «Православная культура» Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т.... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура»... | Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... |