Скачать 236.22 Kb.
|
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец) учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета «Православная культура» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области». Цель и задачи программы: 1. Способствовать формированию навыков, социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и навыков сотрудничества, партнёрства, толерантности. 2. Содействовать выработке у учащихся навыков добросовестного отношения к труду, ответственности и добропорядочности в трудовом коллективе.
Для реализации Рабочей программы используется учебно–методический комплекс, разработанный в соответствии с Примерным содержанием образования «Православная культура», представленным Министерством образования РФ.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение православной культуры в 10 классе 34 недели. В учебном плане согласно приказу от 18.06.2013 г № 157 «Об утверждении годового календарного графика на 2013-2014 учебный год» количество недель увеличено до 35 недель. В связи с этим, изучение предмета «Православная культура» в 10 классе выделен дополнительно 1 час. Общий объём учебной нагрузки составляет 35 часов. Так как на изучение предмета «Православная культура» по УМК Скоробогатовой В.Д. учебная программа рассчитана на 32 часа, были внесены следующие изменения:
Контрольных уроков -4. Уроков защиты рефератов -2. Тестирование – 5 Формами текущего контроля является устный опрос (собеседование), защита рефератов и письменный (тестирование, контрольные работы) Стартовый контроль. Тестирование. Тестирование по теме: «Русские святые» Контрольная работа по главе «Святость земли Русской» Тестирование по теме: «Иконография Иисуса Христа» Контрольная работа по главе «Православная икона» 1 Защита рефератов по главе «Святость земли Русской» Тестирование по теме « Иконография Божией Матери» Контрольная работа по главе «Православная икона» 2 Тестирование по главе «Монашество – высшее проявление христианства» Контрольная работа по теме «Монашество – высшее проявление христианства» Защита рефератов по главе «Православная икона» Итоговый контроль. Тестирование. Региональный компонент. Монастыри Белгородчины. Требования к уровню подготовки учащихся Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету» и в соответствии с Программой учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. - В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы. В рамках требований учащиеся должны: Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православный календарь, Церковное новолетие. Православные христианские праздники (Пасха Христова, двунадесятые и великие праздники, память Святых), история и традиции их празднования в Церкви и семье. Пасхальный праздничный цикл, православная Пасхалия. Православные посты. Святые Христианской Церкви, их почитание в православной культуре. Христианские имена, Святые покровители, празднование именин в Церкви и семье. Крестные отец и мать, их взаимоотношения с крестными детьми и их родителями. Правила устройства православного дома. Православная культура общения: приветствия и прощания, просьба, благодарность, поведение в гостях, на собраниях, трапезах. Молитвенная культура Православия. Молебны. Православный молитвослов. Молитвенная культура православной семьи. Крестное Знамение. Православная община, органы самоуправления общины. Административная и священная иерархии в Христианской Церкви; миряне, дьяконы, священники, епископы. Выражение почтения священному сану. Богослужебная культура Православия. Православный храм как место общего богослужения, его общий вид, устройство, освящение. Правила участия в храмовых богослужениях. Порядок богослужений: суточный, недельный и годовой круг. Богослужебные предметы в Алтаре. Церковное пение и колокольный звон на богослужении, церковные хоры. Литургия, ее происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. Богослужение Всенощного бдения. Происхождение, история и современное состояние православного монашества. Русское монашество. Общежительное монашество, монастырь, виды монашеских послушаний. Современные монастыри и старцы. Паломничество, трудничество. Освящение христианского дома и всякого дела в православной культуре. Крестные ходы. Православная культура почитания Святых икон. Знаменитые Богородичные иконы, их история и традиции почитания. Православная культура погребения усопших, поминовения их в Церкви и семье, ухода за могилами предков. Православная культура поминовения воинов - защитников Отечества. Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Переходящие и непереходящие праздники. Отличия православного поста от диеты и вегетарианства. Отличие именин от дней рождения. Виды молитв, молитва личная и общественная. Священнослужители, церковнослужители, прихожане на богослужении. Особенности православного богослужения в праздники, во время постов. Особенности богослужебной культуры в монастырях, различных областях Руси, Православных Поместных Церквях. Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Православный образ жизни (уклад жизни). Смысл праздника в православной культуре. Духовно-нравственный смысл поста в православной культуре. Крещение как условие благодатной духовной жизни. Православная семья как “малая Церковь”. Молитва, ее происхождение и значение в мировой культуре. Церковный народ как высший носитель Истины в Христианской Церкви. Таинства Христианской Церкви. Значение монашества и монастырей в развитии православной культуры. Православные обряды. Чудотворные иконы, мироточивые иконы. По содержательной линии “Художественная культура православия”: Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Содержательные, формальные и смысловые особенности православной художественной культуры. Православная эстетика. Формирование и развитие православной художественной культуры. Выдающиеся произведения православной художественной культуры в России и мире. Православная храмовая архитектура, канонические нормы храмостроительства. Художественное убранство православного храма. Православное зодчество Киевской Руси. Православное зодчество Владимиро-Суздальской Руси, Южной Руси, Новгорода. Православное зодчество на Руси в период образования единого государства. Московский Кремль, Соборная площадь. Русская православная архитектура конца XV-XVI вв. Русская православная архитектура XVII-XVIII вв. Деревянное церковное зодчество на Русском Севере. Ярославское храмовое зодчество. Стиль московского (нарышкинского) барокко в храмовом зодчестве. Храмовое зодчество Санкт-Петербурга. Русская православная архитектура XX в. Утраты художественного достояния православной культуры в XX в. Восстановление православных храмов с 1991 г., строительство новых храмов. Воссоздание храма Христа Спасителя в Москве. Православная икона. Хоругвь. Богородичные иконы. Иконопись в Ромейской Империи (Византии). Иконопись на Руси, творческое осмысление византийских традиций. Древнерусская иконография XI-XIII вв. Иконография Владимиро-Суздальской Руси. Русская иконография XIV-XVI вв. (новгородская, псковская, московская школы). Выдающиеся русские иконописцы. Православная иконография XVII-XIX вв. Фреска в Ромейской Империи (Византии). Древнерусская фреска, фрески в средневековой Руси. Использование мозаики в православной художественной культуре. Музыкальная культура церковного пения, гласы, распевы. Древнерусское церковное пение, знаменный распев. Авторские произведения православной музыкальной культуры. Придворная певческая капелла. Постовые песни, духовные стихи, канты. Современная культура церковного пения. Храмовые колокола, их изготовление. Культура оформления православной книги. Рукописные православные книги. Первые печатные русские православные книги - Апостол, Часослов, Четьи-Минеи. Православное декоративно-прикладное искусство. Современная православная художественная культура. Художественно-промышленное производство в Русской Православной Церкви. Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Особенности храмовой архитектуры в Ромейской Империи (Византии), других православных странах, в России. Новоиерусалимский монастырь как подобие Святой земли. Ампир, классицизм и русско-византийский стили в русской православной архитектуре XIX в. Иконографические типы Богородичных икон. Традиционный и живописный стили в православной иконографии, их особенности. Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Православное христианское понимание художественного творчества и его задач. Канон в православной художественной культуре. Духовная традиция благочестия в православной художественной культуре. Канонические нормы иконографии. Богословское осмысление иконы. Православная культура в творчестве русских художников. Православные традиции в художественной культуре народов России, в культуре народов других православных стран. Возрождение церковных традиций в современной православной художественной культуре. Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. Календарно- тематическое планирование
Содержание программы «Православная культура. 10 класс» ГЛАВА 10 «СВЯТОСТЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Параграф 10.1. «Понятие святости в русской православной культуре» Идеал святости как высший моральный идеал русского человека, воплощающий непреходящие духовные ценности. Понятие святости Руси на уровнях внутренних убеждений русского человека и их внешних проявлений. Восприятие красоты как святости и ее отражение в русской православной культуре. Почитание на Руси Иисуса Христа, Богородицы и православных святых. Почитание святых икон. Старчество и его значение для духовной и нравственной жизни русского человека и общества. Оптинские старцы. Стартовый контроль. Тестирование. Параграф 10.2. Древнерусская и русская литература об установлении духовных устоев на Руси» Отражение кирилло-мефодиевской традиции восприятия христианства как Благодати, дарованной Иисусом Христом, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона и книгах Климента Смолятича Воспитательная и поучительная литература Древней Руси и отражение в ней норм христианской морали и нравственности. «Легенда о граде Китеже» как отражение поиска русским человеком смысла бытия Руси и поиска рая на Земле. Воспитательное значение святоотеческой литературы. Духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого как отражения православного миропонимания и философского отношения православных русских людей к поиску смысла жизни. Домострой. Православные традиции в творчестве великих русских писателей: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. Православные традиции в русской поэзии. Псалтирь в русской поэзии. Параграф 10.3. «Православные праздники» Пасха — главный праздник христианства. Традиция празднования Пасхи. Двунадесятые праздники. Переходящие и непереходящие праздники. Великие праздники. Престольные праздники. Радоница. Праздник Казанской иконы Божией Матери и государственный праздник Дня народного единства. Именины — главный личный праздник православного человека. Параграф 10.4. «Русские святые». Определение святых людей по канонам Христианской и Русской Православной Церквей. Сонмы святых Русской Православной Церкви: святые пророки, святые апостолы, равноапостольные святые, святые мученики, святые страстотерпцы, исповедники, святые благоверные князья, святители, преподобные, праведные, юродивые Христа ради, новомученики и исповедники российские. Жизнь и подвиги во имя укрепления на Руси православной веры наиболее почитаемых в России святых из каждого сонма. Илия Муромец — историческая личность и единственный святой русского эпоса. Тестирование по теме: «Русские святые» Контрольная работа по главе «Святость земли Русской» ГЛАВА 11 «ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА» Параграф 11.1. «Символический мир и чудотворность православной иконы» Иконографические каноны Русской Православной Церкви. Символизм русской православной иконы: цвет, нимбы, лучи, звезды, обратная перспектива, круг, спираль. Каноны изображения на православной иконе земли, неба, архитектуры, прошлой земной жизни и настоящего бытия православных святых. Чудотворность православной иконы, мироточение православных икон, отображение изображений чудотворных икон на стеклах киотов. Чудеса, совершенные самыми почитаемыми чудотворными иконами на Руси: Владимирской иконой Божией Матери, Казанской иконой Божией Матери. Чудотворная икона Богородицы «Споручница грешных». Параграф 11.2. «Иконография Иисуса Христа» Священное Предание об обретении образа Иисуса Христа, различные версии происхождения нерукотворного образа Спасителя. Исторические сведения об облике Иисуса Христа и каноны написания Его Образа в иконографии. Типы прямых иконографических изображений Иисуса Христа: оплечные, оглавные, поясные, Спас на престоле, Иисус Страстотерпец. Типы символических изображений Иисуса Христа: Добрый Пастырь, Лоза Истинная, Недреманное Око. Евангельский смысл символических изображений Иисуса Христа. Тестирование по теме: «Иконография Иисуса Христа» Контрольная работа по главе «Православная икона» 1 Защита рефератов по главе «Святость земли Русской». Рубежный контроль. Тестирование. Параграф 11.3. «Иконография Божией Матери». Священное Писание и Священное Предание о земной жизни и земном облике Богородицы. Почитание Богородицы на Руси. Православные каноны иконописи Богородицы. Первые прижизненные иконы Богородицы. Нерукотворный Образ Богородицы в Лидде. Основные православные иконографические типы изображения Богородицы: «Путеводительница», «Умиление», «Молящаяся», «Всесвятая», «Знамение», «Всемилостивая», «Заступница», акафистные изображения. Наиболее известные и почитаемые на Руси чудотворные иконы Богородицы каждого типа. Параграф 11.4. «Троица» Андрея Рублева» Догмат о Саятой Троице, принятый на II Вселенском Соборе. Триединая Сущность Бога. Описание в Ветхом Завете сцены явления трех Ангелов к Аврааму — основа канона иконописания Ветхозаветной Троицы. Новое осмысление Триединой Сущности Бога в истории религиозно-философской мысли Преподобным Сергием Радонежским и изменение Андреем Рублевым в соответствии с трактовкой Троицы Преподобного Сергия канонического написания Троицы. Символизм композиции, художественные приемы и идейный смысл «Троицы» Андрея Рублева». Значение «Троицы» Андрея Рублева для преображения и духовного возрождения русского человека и Российского государства. Нарушение симметрии и канонов, установленных Андреем Рублевым, Новозаветная Троица. Тестирование по теме « Иконография Божией Матери» Контрольная работа по главе «Православная икона» 2 ГЛАВА 12 «МОНАШЕСТВО — ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА» Параграф 12.1.« Устав монашеской жизни» Понятие об эсхатологии, историософии. Причины зарождения монашеской жизни. Аскетизм, первый аскет — Иоанн Предтеча. Отшельничество. Происхождение слова «монах», первый монах — апостол Марк. Преподобный Антоний Великий и основание монашества. Типы устроения монашеской жизни: киновия и лавра. Вклад в становление монашества святых Василия Великого и Григория Богослова. «Правила» монастырской жизни Василия Великого. История становления монашеской жизни в Киевской Руси и Русском государстве. Ктиторские монастыри. Преподобные Антоний и Феодосии Печерские, Типикон, Киево-Печерская лавра. Троице-Сергиева лавра. Степени монашеского посвящения, Святой Григорий Палама и исихазм. Преподобный Нил Сорский и русская традиция исихазма. Славянофильство. Зарождение пустынного монашества. Скитники и нестяжательство. Монастырский устав Юрьева монастыря — образец общежитийного монастырского устава. Скитские уставы. Параграф 12.2. «Просветительская деятельность монастырей» Роль монастырей в развитии книгописания, ведение летописей русского государства. Вклад монахов в развитие просвещения на Руси. Библиотеки Кирилло-Белозерского и Троице-Сергиева монастырей. Вклад монастырского образования в строительство на Руси системы начального и профессионального образования. Киево-Могилянская академия — первое высшее учебное заведение России. Училище иеромонаха Тимофея при московской типографии и Славяно-греко-латинская академия. Организация учебного процесса в академии братьев Софрония и Иоанникия Лихуды. Роль Церкви в российском просвещении в настоящее время. Параграф 123. «Известные русские монастыри» Главный духовный центр Российского государства — Троице-Сергиева лавра: история основания, расцвета, участие в гражданской и государственной судьбе России. История и значение монастырей Московской Руси — Спасо-Андроникова, Свято-Данилова, Новодевичьего, Донского, Симонова. Монастыри Северной Фиваиды — Кирилло-Белозерский, Валаамский, Соловецкий, Ферапонтов, Псково-Печерский, история основания и место в русской истории. Тестирование по теме: «Известные русские монастыри» Контрольная работа по теме «Монашество – высшее проявление христианства» Защита рефератов по главе «Православная икона» Итоговый контроль. Тестирование. Региональный компонент. Монастыри Белгородчины. Формы и средства контроля ( Рыжова Т.В. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 10-11 классе.- Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006г.) В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рефераты, презентации и т. д.)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
«ИНФОФОНД», 2006 г.
Адреса Интернет-ресурсов
Перечень средств ИКТ
|
Учебному предмету «православная культура» учителя русского языка... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная... | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... | Рабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура» «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета... | ||
Рабочая программа по предмету «Православная культура» Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1-е изд.... | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 4 класса... «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием... Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного... | Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием... Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного... | ||
Рабочая программа по предмету «православная культура» в 8классе Православная культура 7-8 классах: Экспериментальное учебное пособие; Ульяновск: инфофонд, 2006 и инструктивно-методического письма... | Рабочая программа курса «Православная культура» Рабочая программа курса «Православная культура» для 6 класса составлена на основе Программы учебного предмета «Православная культура»... |