Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса





Скачать 177.8 Kb.
НазваниеУчебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса
Дата публикации19.08.2014
Размер177.8 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету " Православная культура "

учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны

для 4 «А» класса

предмет " Православная культура "

образовательная область "Естествознание и обществознание"

2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» 1-11 годы обучения Шевченко Л. Л. (М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2008 г.)

Цель рабочей программы: дать учащимся представление о религиозной культуре и вере предков, отражённой в традициях православной культуры, воспитывая уважительное отношение к ней как традиционной культуре России.

Задачи:

  • воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых.

  • освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;

  • развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности;

  • формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.

С целью воспитания учащихся на духовных традициях родного края в примерную (типовую) и авторскую учебную программу внесены изменения. Содержание отдельных тем предмета «Православная культура» расширено и добавлен материал православного краеведения: «Россия помнит. Святыни родного края» - Храмы Старого Оскола; Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские - Священномученик Онуфрий (Гагалюк).

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 (4) годы обучения. В 2-х книгах. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.


Авторская программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1 часу в неделю). Количество учебных часов, отведенных на освоение Рабочей программы, 35 часов (1 час в неделю), что соответствует базисному учебному плану школы.

Рабочей программой предусмотрено проведение контрольных работ – 3.

С целью оптимизации учебной деятельности используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, а также нетрадиционные формы проведения урока.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определены в соответствии с авторской программой Л.Л.Шевченко.

Результатами изучения учебного предмета «Православная культура» учащимися 4 класса могут стать:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.


Календарно-тематическое планирование




п/п


Наименование раздела и тем

Часы

учебного времени

Дата

проведения урока


Примечание

I четверть (8 ч)

Отечество Небесное. Бог. (7 ч)

1

Бог – просвещающий.

1

07.09




2

Входной контроль остаточных знаний

Что говорит о Боге православная культура?

1

14.09




3

Свет на горе Фавор.

1

21.09




4

Бог спасающий.

1

28.09




5

Что говорит о человеке православная культура?

1

05.10




6

Христиане в православном храме.

1

12.10




7

Золотое правило жизни.

1

19.10




Добродетели в жизни христианина (9 ч)

8

Добро и зло.

1

26.10




II четверть (8 ч)

1

Как Бог строил дом спасения человека.

1

09.11




2

Воеводы сил любви. Добродетели.

1

16.11




3

Непобедимое оружие христиан.

1

23.11




4

Защита святынь. Силы тьмы.

1

30.11




5

Небесные помощники.

1

07.12




6

Увенчанные венцами. Христианская семья.

1

14.12




7

Добрый ответ.

1

21.12




8

Контрольная работа за I полугодие «Добродетели в жизни христианина».

1

28.12




III четверть (10 ч)

Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые. (10 ч)

1

Как преображался человек? По ступенькам восхождения.

1

18.01




2

Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга.

1

25.01




3

Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.

1

01.02




4

Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.

1

08.02




5

Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской.

1

15.02




6

Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец.

1

17.02




7

Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.

1

21.02




8

Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.

1

11.03




9

Контрольная работа по теме «Отечество Небесное. Бог. Добродетели в жизни христианина».

1

15.03




10

Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста.

1

22.03




IV четверть (9 ч)

Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Герои. (9 ч)

1

Принявший венец победы.

1

05.04




2

Доброе имя - в славе моего Отечества.

1

12.04




3

Россия помнит. Святыни родного края. Храмы Старого Оскола.

1

19.04




4

Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские. Священномученик Онуфрий.

1

26.04




5

Священный долг.

1

30.04




6

Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным.

1

16.05




7

Благословение.

1

17.05




8

Итоговая контрольная работа за курс 4 класса.

1

24.05




9

Богомудрые учители веры и благочестия.

1

31.05






Содержание программы учебного предмета

4 класс (35 ч)
Отечество Небесное. Бог. (8 ч)

Бог – просвещающий.

Что говорит о Боге православная культура?

Свет на горе Фавор.

Бог спасающий.

Что говорит о человеке православная культура?

Христиане в православном храме.

Золотое правило жизни.

Добро и зло.

Добродетели в жизни христианина. (8 ч)

Как Бог строил дом спасения человека.

Воеводы сил любви. Добродетели.

Непобедимое оружие христиан.

Защита святынь. Силы тьмы.

Небесные помощники.

Увенчанные венцами. Христианская семья.

Добрый ответ.

Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые. (10 ч)

Как преображался человек? По ступенькам восхождения.

Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга.

Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.

Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.

Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской.

Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец.

Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.

Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.

Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста.

Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Герои. (9 ч)

Принявший венец победы.

Доброе имя - в славе моего Отечества.

Россия помнит. Святыни родного края. Храмы Старого Оскола.

Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские. Священномученик Онуфрий.

Священный долг.

Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным.

Благословение.

Богомудрые учители веры и благочестия.

Формы и средства контроля


Вид контроля

Количество за год

Контрольная работа

3



Контрольные работы

I четверть

Входной контроль остаточных знаний

  1. Почему Адам и Ева были изгнаны из рая?

______________________________________________________________________________

  1. Объясни, что называется иконой:

________________________________________________________________________________


  1. Что случилось в тот день, который мы называем Рождеством Христовым:

________________________________________________________________________________

  1. Как звали того, кто крестил Иисуса Христа:

______________________________________

  1. Соедини человека и присущее ему качество:

Фарисей смирение

Мытарь гордыня

  1. Выбери и подчеркни, какими качествами христиане обозначают образ Божий в человеке:

Любовь, милосердие, зависть, доброта, злость, спокойствие, гнев, смирение.

  1. Опиши, какие страдания претерпел Христос ради людей:

__________________________________________________________________________________

  1. Как мы называем праздник Воскресения Христова?

___________________________________

  1. Какими словами приветствуют люди друг друга на Пасху?

_______________________________________

Ключ: 1 – Адам и Ева нарушили Божью волю

2 – образ

3 – родился Иисус Христос, Сын Божий

4 – Иоанн Креститель

5 – Фарисей – гордыня, мытарь – смирение

6 - Любовь, милосердие, доброта, спокойствие, смирение.

7 – унижение и смерть на кресте

8 – Пасха

9 – Христос Воскресе!
II четверть

Контрольная работа за I полугодие

«Добродетели в жизни христианина»
Задание № 1

  1. Что такое Священное Предание?

Азнание Бога, переданное святыми людьми (устно)

Бзнания о Боге, переданное в письменной форме

2. Кто такой Моисей?

А пророк

Б апостол

3. Что такое фреска?

А изображение, созданное из кусочков камней или цветного стекла

Б живопись красками на сырой штукатурке

Задание № 2

Объясни пословицу:

« Сначала аз да буки, а потом науки» ­­­­­­­­­­­­

_______________________________________________________________________________

Задание № 3

Объясни, что означают следующие слова:

внемлет – ___________________________________________

чадо – ______________________________________________

риза – ______________________________________________

богослужение – ______________________________________

елей – ______________________________________________

Задание № 4

Объясни, почему связаны эти слова: чревоугодие-жадность-скупость.

Задание № 5

Какие из слов характеризуют богатства духовные, а какие материальные? Подчеркни духовные богатства.

Миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость,

книги, иконы, церковные песнопения, физическая сила, золото, серебро, деньги, земля,

драгоценные камни.

Задание № 6

Подумай и напиши, как называются слова, которыми, по обычаю, начинали каждое дело благочестивые христиане.

________________________________________________________________________________

Задание № 7

Объясни, почему на Руси почитание детьми родителей являлось одной из высших христианских добродетелей.

_______________________________________________________________________________________
Ключ: 1) 1 – Б, 2 – А. 3 – Б.

2) Сначала надо научиться читать, а потом можно изучать любую науку.

3) внемлет – слышит,

чадо – ребенок,

риза – облачение священника

богослужение – принесение бескровной жертвы (молитвы) Богу

елей – масло

4) Любящий вкусно поесть часто жаден, затем становится скупым.

5) Миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость,

книги, иконы, церковные песнопения.

6) Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

7) Одна из заповедей Божьих.


III четверть
Контрольная работа

по теме «Отечество Небесное. Бог. Добродетели в жизни христианина.»
Задание № 1

  1. Что такое лампада?

А – свеча

Б – масленичные светильники

  1. Что такое набат?

А – колокольный звон в один колокол, призывающий к молитве

Б – звон в большой колокол, возвещающий о бедствии

  1. Через что Бог подает благодать христианам?

А – через обряды

Б – обычаи

В – таинства

4. Кого на иконе изображают в виде голубя?

А – Иисуса Христа

Б –Божью Матерь

В – Святого Духа

Задание №2

Объясни пословицы:

« С Богом пойдешь, верный путь найдешь»

_____________________________________________________________________________

« Не хвались родителями - хвались добродетелями»

______________________________________________________________________________

Задание №3

Объясни, что означают следующие слова:

приемлет – ______________________________________________

богомольцы – ____________________________________________

узреть – ________________________________________________

амвон – _________________________________________________

добродетель – ___________________________________________

грех – ___________________________________________________

Задание №4

Объясни, почему связаны эти слова: умеренность-милосердие-смирение.

_______________________________________________________________________________

Задание № 5

Прочитай. Подчеркни хорошие качества.

Трудолюбие, гордость, лень, прилежание, милосердие, зависть, ложь, доброта, щедрость, злость, кротость, упрямство, скупость, честность, благодарность, скука, радость, горе, послушание, любовь к ближним, умеренность.
Задание №6

Объясни, почему Христос учил о том, что христиане не должны откладывать выполнение добрых дел и намерений?

____________________________________________________________________________

Задание №7

Вспомни и запиши в тетрадь христианскую заповедь, в которой говорится об отношениях детей и родителей.

__________________________________________________________________________

Ключ:

1) 1 – Б, 2 – Б, 3 – В, 4 – В.

2) Верующие люди проживают спокойную счастливую жизнь.

Ты не заслужил родителей. Их тебе дал Господь. Но вот добродетели – твоя заслуга.

3) приемлет – принимает

богомольцы – молящиеся

узреть – увидеть

амвон – возвышение

добродетель – доброе дело

грех – злое дело

4) Человек, умеющий смирять свои запросы, может помочь нуждающимся, а со своим положением учится смиряться.

5) Трудолюбие, прилежание, милосердие, доброта, щедрость, кротость, честность, благодарность, радость, послушание, любовь к ближним, умеренность.

6) «Не заботьтесь о завтрашнем дне.» (Нагорная проповедь)

7) Почитай отца твоего и мать твою.
IV четверть

Итоговая контрольная работа за курс 4 класса


  1. Объясни, что означают следующие слова:

Покаяние - Святые -

Подвижники - Крестное знамение -

Житие - Мощи -

Хоругвь - Молебен -


  1. Назови Лица Святой Троицы.

________________________________________________________________________


  1. Как называется главное богослужение Православной Церкви?

________________________________________________________________________

  1. Что значит у христианина просить у Бога милости:

А – богатства,

Б – удачи

В – прощения грехов

Г – Царствия Небесного


  1. Объясни пословицы:

« Не стоит город без святого, селение - без праведника»,

_________________________________________________________________

« Бог терпел и нам велел»,

_________________________________________________________________

« Терпенье и труд все перетрут».

_________________________________________________________________


  1. Прочитай слова и сравни их, что у них общего: «отец», « отечество».

_______________________________________________________________________


  1. Перечисли символы православной иконы.

_______________________________________________________________________


  1. Подчеркните слова, которые относятся к устройству православного храма:

притвор, алтарь, апсида, Горнее место, лампада, четверик.


  1. Подумай, чем человек может пожертвовать для блага ближних?

А – временем

Б – лакомством

В – деньгами

Г – трудом

Д – ничем


  1. Объясните, почему Христа называют Вседержителем?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________
Ключ: 1) Покаяние - исправление

Святые – чистые, канонизированные

Подвижники - верующие, живущие по Заповедям

Крестное знамение – образ креста, творимый правой рукой

Житие – автобиография святых

Мощи – частицы святых

Хоругвь - церковное знамя

Молебен - богослужение

2) Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух.

3) Литургия

4) В

5) В каждом селе или городе можно найти хотя бы одного праведного человека.

Бог ради нашего спасения претерпел величайшие муки, и нам стыдно, если мы будем роптать на жизнь, это будет значить, что Его мучения были напрасны.

Если ты терпелив и трудолюбив, ты сможешь преодолеть любые жизненные трудности.

6) Отечество твоё находится там, где твой отец.

7) Христос, Богородица, Крест, нимб.

8) притвор, алтарь, Горнее место.

9) А, Б, В, Г

10) Потому что Христос – это Бог, который всё в себе содержащий.
Критерии оценок контрольных работ:

«5» - работа выполнена на 90 - 100 %

«4» - работа выполнена на 70 – 80 %

«3» - работа выполнена на 50 – 60 %

«2» - выполнено менее 50 %

Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература:

1. Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы

обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

2. Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 (4) годы обучения. В 2-х книгах. М.: Центр

поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
Дополнительная литература:

  1. Шишкин П.Е., Мурашов Н.И. Православные храмы земли Оскольской [Текст], Ред. Вербкин В.А., Старый Оскол, 2008. - 88 с.: ил. - 10000 экз. - ISBN 978-5-9901470-1-0.      



Оборудование и приборы:

Иллюстрации, художественная литература, раздаточный материал, доска, магнитофон, компьютер, мультимедийные продукты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconУчебному предмету «православная культура» учителя русского языка...
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная...
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconУчебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания...
«Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconУчебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания...
«Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconУчебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания...
«Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconУчебному предмету "православная культура" учителя русского языка...
«Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л....
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconРабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура»
«Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета...
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconРабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена...
«Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного...
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconРабочая программа по предмету «Православная культура»
Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т....
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconРабочая программа по предмету «Православная культура» для 4 класса...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconРабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием...
Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного...
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconРабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием...
Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного...
Учебному предмету \" Православная культура \" учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса iconРабочая программа Пышной Елены Владимировны I квалификационная категория...
Офонд, 2006. Авторы В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. И с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск