Скачать 177.8 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов Бухтояровой Светланы Анатолиевны для 4 «А» класса предмет " Православная культура " образовательная область "Естествознание и обществознание" 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» 1-11 годы обучения Шевченко Л. Л. (М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2008 г.) Цель рабочей программы: дать учащимся представление о религиозной культуре и вере предков, отражённой в традициях православной культуры, воспитывая уважительное отношение к ней как традиционной культуре России. Задачи:
С целью воспитания учащихся на духовных традициях родного края в примерную (типовую) и авторскую учебную программу внесены изменения. Содержание отдельных тем предмета «Православная культура» расширено и добавлен материал православного краеведения: «Россия помнит. Святыни родного края» - Храмы Старого Оскола; Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские - Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Авторская программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1 часу в неделю). Количество учебных часов, отведенных на освоение Рабочей программы, 35 часов (1 час в неделю), что соответствует базисному учебному плану школы. Рабочей программой предусмотрено проведение контрольных работ – 3. С целью оптимизации учебной деятельности используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, а также нетрадиционные формы проведения урока. Основной формой организации учебного процесса является урок. Требования к уровню подготовки учащихся Требования к уровню подготовки учащихся определены в соответствии с авторской программой Л.Л.Шевченко. Результатами изучения учебного предмета «Православная культура» учащимися 4 класса могут стать: – осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); – развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; – знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; – осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; – умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; – настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; – развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; – умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; – приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; – усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры; – приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; – формирование потребности в нравственном совершенствовании; – как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. Календарно-тематическое планирование
Содержание программы учебного предмета 4 класс (35 ч) Отечество Небесное. Бог. (8 ч) Бог – просвещающий. Что говорит о Боге православная культура? Свет на горе Фавор. Бог спасающий. Что говорит о человеке православная культура? Христиане в православном храме. Золотое правило жизни. Добро и зло. Добродетели в жизни христианина. (8 ч) Как Бог строил дом спасения человека. Воеводы сил любви. Добродетели. Непобедимое оружие христиан. Защита святынь. Силы тьмы. Небесные помощники. Увенчанные венцами. Христианская семья. Добрый ответ. Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые. (10 ч) Как преображался человек? По ступенькам восхождения. Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга. Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники. Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец. Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской. Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец. Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец. Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних. Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста. Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Герои. (9 ч) Принявший венец победы. Доброе имя - в славе моего Отечества. Россия помнит. Святыни родного края. Храмы Старого Оскола. Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские. Священномученик Онуфрий. Священный долг. Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным. Благословение. Богомудрые учители веры и благочестия. Формы и средства контроля
Контрольные работы I четверть Входной контроль остаточных знаний
______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
______________________________________
Фарисей смирение Мытарь гордыня
Любовь, милосердие, зависть, доброта, злость, спокойствие, гнев, смирение.
__________________________________________________________________________________
___________________________________
_______________________________________ Ключ: 1 – Адам и Ева нарушили Божью волю 2 – образ 3 – родился Иисус Христос, Сын Божий 4 – Иоанн Креститель 5 – Фарисей – гордыня, мытарь – смирение 6 - Любовь, милосердие, доброта, спокойствие, смирение. 7 – унижение и смерть на кресте 8 – Пасха 9 – Христос Воскресе! II четверть Контрольная работа за I полугодие «Добродетели в жизни христианина» Задание № 1
А – знание Бога, переданное святыми людьми (устно) Б – знания о Боге, переданное в письменной форме 2. Кто такой Моисей? А – пророк Б – апостол 3. Что такое фреска? А – изображение, созданное из кусочков камней или цветного стекла Б – живопись красками на сырой штукатурке Задание № 2 Объясни пословицу: « Сначала аз да буки, а потом науки» _______________________________________________________________________________ Задание № 3 Объясни, что означают следующие слова: внемлет – ___________________________________________ чадо – ______________________________________________ риза – ______________________________________________ богослужение – ______________________________________ елей – ______________________________________________ Задание № 4 Объясни, почему связаны эти слова: чревоугодие-жадность-скупость. Задание № 5 Какие из слов характеризуют богатства духовные, а какие материальные? Подчеркни духовные богатства. Миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость, книги, иконы, церковные песнопения, физическая сила, золото, серебро, деньги, земля, драгоценные камни. Задание № 6 Подумай и напиши, как называются слова, которыми, по обычаю, начинали каждое дело благочестивые христиане. ________________________________________________________________________________ Задание № 7 Объясни, почему на Руси почитание детьми родителей являлось одной из высших христианских добродетелей. _______________________________________________________________________________________ Ключ: 1) 1 – Б, 2 – А. 3 – Б. 2) Сначала надо научиться читать, а потом можно изучать любую науку. 3) внемлет – слышит, чадо – ребенок, риза – облачение священника богослужение – принесение бескровной жертвы (молитвы) Богу елей – масло 4) Любящий вкусно поесть часто жаден, затем становится скупым. 5) Миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость, книги, иконы, церковные песнопения. 6) Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. 7) Одна из заповедей Божьих. III четверть Контрольная работа по теме «Отечество Небесное. Бог. Добродетели в жизни христианина.» Задание № 1
А – свеча Б – масленичные светильники
А – колокольный звон в один колокол, призывающий к молитве Б – звон в большой колокол, возвещающий о бедствии
А – через обряды Б – обычаи В – таинства 4. Кого на иконе изображают в виде голубя? А – Иисуса Христа Б –Божью Матерь В – Святого Духа Задание №2 Объясни пословицы: « С Богом пойдешь, верный путь найдешь» _____________________________________________________________________________ « Не хвались родителями - хвались добродетелями» ______________________________________________________________________________ Задание №3 Объясни, что означают следующие слова: приемлет – ______________________________________________ богомольцы – ____________________________________________ узреть – ________________________________________________ амвон – _________________________________________________ добродетель – ___________________________________________ грех – ___________________________________________________ Задание №4 Объясни, почему связаны эти слова: умеренность-милосердие-смирение. _______________________________________________________________________________ Задание № 5 Прочитай. Подчеркни хорошие качества. Трудолюбие, гордость, лень, прилежание, милосердие, зависть, ложь, доброта, щедрость, злость, кротость, упрямство, скупость, честность, благодарность, скука, радость, горе, послушание, любовь к ближним, умеренность. Задание №6 Объясни, почему Христос учил о том, что христиане не должны откладывать выполнение добрых дел и намерений? ____________________________________________________________________________ Задание №7 Вспомни и запиши в тетрадь христианскую заповедь, в которой говорится об отношениях детей и родителей. __________________________________________________________________________ Ключ: 1) 1 – Б, 2 – Б, 3 – В, 4 – В. 2) Верующие люди проживают спокойную счастливую жизнь. Ты не заслужил родителей. Их тебе дал Господь. Но вот добродетели – твоя заслуга. 3) приемлет – принимает богомольцы – молящиеся узреть – увидеть амвон – возвышение добродетель – доброе дело грех – злое дело 4) Человек, умеющий смирять свои запросы, может помочь нуждающимся, а со своим положением учится смиряться. 5) Трудолюбие, прилежание, милосердие, доброта, щедрость, кротость, честность, благодарность, радость, послушание, любовь к ближним, умеренность. 6) «Не заботьтесь о завтрашнем дне.» (Нагорная проповедь) 7) Почитай отца твоего и мать твою. IV четверть Итоговая контрольная работа за курс 4 класса
Покаяние - Святые - Подвижники - Крестное знамение - Житие - Мощи - Хоругвь - Молебен -
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
А – богатства, Б – удачи В – прощения грехов Г – Царствия Небесного
« Не стоит город без святого, селение - без праведника», _________________________________________________________________ « Бог терпел и нам велел», _________________________________________________________________ « Терпенье и труд все перетрут». _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
притвор, алтарь, апсида, Горнее место, лампада, четверик.
А – временем Б – лакомством В – деньгами Г – трудом Д – ничем
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Ключ: 1) Покаяние - исправление Святые – чистые, канонизированные Подвижники - верующие, живущие по Заповедям Крестное знамение – образ креста, творимый правой рукой Житие – автобиография святых Мощи – частицы святых Хоругвь - церковное знамя Молебен - богослужение 2) Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. 3) Литургия 4) В 5) В каждом селе или городе можно найти хотя бы одного праведного человека. Бог ради нашего спасения претерпел величайшие муки, и нам стыдно, если мы будем роптать на жизнь, это будет значить, что Его мучения были напрасны. Если ты терпелив и трудолюбив, ты сможешь преодолеть любые жизненные трудности. 6) Отечество твоё находится там, где твой отец. 7) Христос, Богородица, Крест, нимб. 8) притвор, алтарь, Горнее место. 9) А, Б, В, Г 10) Потому что Христос – это Бог, который всё в себе содержащий. Критерии оценок контрольных работ: «5» - работа выполнена на 90 - 100 % «4» - работа выполнена на 70 – 80 % «3» - работа выполнена на 50 – 60 % «2» - выполнено менее 50 % Перечень учебно-методических средств обучения Основная литература: 1. Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. 2. Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 (4) годы обучения. В 2-х книгах. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. Дополнительная литература:
Оборудование и приборы: Иллюстрации, художественная литература, раздаточный материал, доска, магнитофон, компьютер, мультимедийные продукты. |
Учебному предмету «православная культура» учителя русского языка... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура» «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Рабочая программа по предмету «Православная культура» Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т.... | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | ||
Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 4 класса... «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием... Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного... | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием... Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного... | Рабочая программа Пышной Елены Владимировны I квалификационная категория... Офонд, 2006. Авторы В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. И с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента... |