Программа учебной дисциплины «Образовательное право»





НазваниеПрограмма учебной дисциплины «Образовательное право»
страница1/5
Дата публикации18.08.2013
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5
Факультет права


Программа учебной дисциплины «Образовательное право»




Авторы: проф. д.ю.н. Козырин А.Н.,

к.ю.н. Трошкина Т.Н.

  1. Организационно-методический раздел


Студенты, приступающие к изучению курса «Образовательное право» должны знать основы теории права и государства, освоить учебную дисциплину финансовое право.

Программой учебного курса предусматривается проведение лекций (30 часов), семинарских занятий (12 часа), а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов (66 часов). Самостоятельная работа студентов включает освоение теоретического материала, изучение рекомендованной учебной литературы и нормативных правовых актов, подготовку к семинарским занятиям.

По окончании изучения учебного курса проводится зачет.

  1. Цель курса

Цель учебного курса - познакомить студентов с базовыми понятиями и категориями образовательного права, с основными положениями образовательного законодательства Российской Федерации и международно-правовыми стандартами регулирования образовательных отношений.

  1. Задача курса

Задачами учебного курса являются:

- ознакомление студентов с основами организации образовательного процесса в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровне;

  • изучение механизма нормативно-правового регулирования образовательных отношений в Российской Федерации, а также международно-правовых стандартов в сфере образования;

  • анализ правоприменительной (административной и судебной) практики, сложившейся в сфере образовательных отношений;

  • исследование основных характеристик образовательной реформы, проводимой в Российской Федерации;

- знакомство студентов с основными тенденциями развития образовательного законодательства зарубежных стран.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать основные категории и понятия образовательного права, механизм и гарантии реализации на практике конституционного права каждого на образование, правовой статус участников образовательных правоотношений, основы нормативно-правового регулирования экономических (хозяйственных), финансовых и управленческих (административных) аспектов образовательной деятельности, международно-правовые стандарты в сфере образования, а также основные характеристики Болонского процесса и особенности участия Российской Федерации в формировании единого европейского образовательного пространства;

- уметь использовать полученные знания в своей практической деятельности;

- иметь представление о сущности и основных направлениях образовательной реформы в Российской Федерации;

- обладать навыками работы с актами образовательного законодательства Российской Федерации и иными источниками образовательного права (включая международные договоры Российской Федерации, важнейшие источники правоприменительной практики), позволяющими профессионально решать практические задачи в сфере образования, оказывать консультационные услуги и т.д.

Для решения этих задач в рамках учебного курса планируется особое внимание уделить:

- изучению основных институтов образовательного права и особенностей систематизации образовательного законодательства в Российской Федерации;

- выявлению основных направлений совершенствования правового регулирования отношений в сфере образования;

- анализу правовой основы финансирования учебных заведений и исследованию приоритетов налоговой политики в сфере образования и особенностей ее реализации в современных условиях;

- изучению влияния международно-правовых актов на развитие образовательного законодательства Российской Федерации;

- выявление тенденций развития законодательства субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в сфере образования.
Содержание курса.

Тематический план учебной дисциплины




Наименование

тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Семинары

1

Понятие, предмет и методы образовательного права

4

2

-

8

2

Система образования в России

4

2

2

8

3

Источники образовательного права

6

4

2

10

4



Международно-правовые стандарты в области образования. Россия и Болонский процесс

4

4

2



8


5

Образовательные правоотношения и их участники

8

4

8

4

6

Управление системой образования

8

4

2

8



7

Управление образовательным учреждением

6

2

2

8

8

Правовые основы экономики и финансов образования

8

4

2

4

9

Основы образовательного права зарубежных стран

6

4

-

8




Итого

108

30

12

66



Базовый учебник

Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000
Формы контроля

В целях учета результатов усвоения материала по учебному курсу «Образовательное право» и оценки таких результатов могут использоваться следующие формы контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль осуществляется во время проведения как семинарских, так и лекционных занятий. Данный вид контроля может проводиться в различных формах: контроль за посещением занятий, учёт результатов решения практических задач, анализа смоделированных ситуаций, подготовки докладов и сообщений, ответов на поставленные вопросы и предлагаемые задания по ходу рассмотрения изучаемых тем, иные формы контроля. Оценивается результат текущего контроля по 10 бальной системе.

При осуществлении текущего контроля в рамках проведения практических занятий оценка участия студентов в таких занятиях осуществляется по соответствию нижеуказанным требованиям, которые основаны на общих критериях, отражающих наиболее значимые аспекты участия студентов в практических занятиях. Соответствие данным требованиям (их соблюдение) также оценивается по 10 бальной системе.

Итоговый контроль по курсу «Образовательное право» проводится в форме тестирования, дифференцированного зачета. Данные формы контроля могут применяться отдельно или быть совмещены.

При использовании теста в рамках итогового контроля применяются следующие требования и условия выполнения теста. Тест состоит из заданий. Ответ на задание может предполагать выбор одного или нескольких позиций (ответов) из ряда предложенных вариантов. Для целей оценки результата каждая такая позиция (вариант ответа) считается отдельным вопросом.

В случае, если предлагаются несколько вариантов ответов, неверные, по мнению тестируемого, варианты ответов должны аккуратно вычеркиваться способом, исключающим сомнение в выбранном варианте.

Ответы на вопросы, содержащие пропуски, даются путем заполнения соответствующих пропусков.

Любые исправления, неразборчивые ответы считаются ошибкой в ответе на вопрос.

Результат тестирования (с учётом соблюдения указанных выше общих требований и условий) оценивается по 10 бальной системе.

Если зачет проходит в виде ответов на поставленные вопросы, то преподаватель задает два обязательных вопроса. Для уточнения степени владения отвечающим полученными знаниями по учебному курсу, а также их оценки, в том числе возможности практического применения принимающим зачёт преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы1. После ответов на указанные вопросы отвечающему могут заданы вопросы по теме написанного им эссе.

Оценивается результат итогового контроля по 10 бальной системе. Оценка результата итогового контроля осуществляется по соответствию требованиям, которые основаны на общих критериях, отражающих наиболее значимые аспекты для проведения итогового контроля, а именно:

- - результатов тестирования;

- ответы на итоговом зачете (включая ответы на дополнительные вопросы).

Общая (итоговая) оценка при осуществлении итогового контроля определяется по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов. В зачетную книжку и в ведомость выставляется округленная результирующая оценка.

Вес итоговой оценки, полученной на зачете, в результирующей оценке составляет 0,8; вес оценки работы студентов на семинарских занятиях – 0,2.

Например: на зачете студентом получено 6 баллов (О1), за участие в обсуждениях на семинарских занятиях- 8 б. (О2), тогда результирующая оценка (РО) складывается следующим образом:

РО=60,8+80,2=6,4 – округляем по правилам округления чисел и получаем результирующую оценку – 7.

В зачетную книжку и в ведомость проставляем результирующую оценку - «зачтено(6)».
Содержание программы
Тема 1: Понятие, предмет и методы образовательного права

Понятие образовательного права. Образовательное право как комплексная отрасль законодательства. Наука образовательного права. Учебная дисциплина «Образовательное право».

Предмет образовательного права. Образование и образовательные отношения. Образовательные отношения и отношения в сфере образования.

Методы образовательного права. Предписания, дозволения и запреты в образовательном праве. Использование методов поощрения, рекомендаций и согласования при регулировании отношений в сфере образования. Методы исследования образовательного права.

Принципы образовательного права. Общеправовые и отраслевые принципы образовательного права.

Система образовательного права. Система законодательства об образовании. Комплексные институты образовательного права. Система науки образовательного права. Система учебного курса «Образовательное право».

Базовый учебник

1. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.

Основная литература

1. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Готика,2002

Дополнительная литература

  1. Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие.- М., 2000.

  2. Вильчек М.И. Российское образование и образование России. (К концепции реформирования системы образования: ключевые проблемы и вопрос). М.: ГУ-ВШЭ, 2001

  3. Высшее образование - интеллектуальный потенциал страны. Постатейный комментарий Федерального закона о высшем образовании/ Под ред. А.Н.Козырина, В.В.Насонкина. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2005. Выпуск №20.

  4. Государственные приоритеты в науке и образовании /Ракитов А.И., Авдулов А.Н., Иванова Н.И. и др.; Отв. Ред. Ракитов А.И.; РАН ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологии; Центр информатизации, соц., технол. исслед. и науковед. анализа. – М.,2001.

  5. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург, 2000.

  6. Н.Е.Карягин Правовые основы образовательной деятельности. – Казань, 2000.

  7. Катровский А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России.- М.: Международные отношения, 2003.

  8. Кванина В.В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права: Монография. – Челябинск, 2004.

  9. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв.ред. А.Н.Козырин, В.В.Насонкин. – М.: Юристъ, 2006.

  10. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.

  11. Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. – СПб., 2004.

  12. Образование и право: статус участников образовательных отношений: Материалы IВсероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.

  13. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Уч. пособие для вузов. – М..2004.
    Правовое регулирование образовательной деятельности: Уч. пособие. – М., 2000.

  14. Реформы образования. Аналитический обзор. Под. ред. В.М. Филиппова.- М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003.

  15. Рожков И.А. Правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений. Москва- Уфа, 2000.

  16. Федорова М.Ю. Образовательное право: Уч. пособие для вузов. – М., 2004.


Тема 2: Система образования в России.

Понятие и элементы системы образования.

Государственные образовательные стандарты. Федеральный компонент. Региональный (национально-региональный) компонент. Компонент образовательного учреждения. Специальные образовательные стандарты. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов.

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации. Инвариантная и вариативная части базисного учебного плана.

Государственные образовательные стандарты профессионального образования и их структура.

Образовательные программы. Классификация образовательных программ. Сокращенная образовательная программа. Ускоренная образовательная программа. Основная и дополнительная образовательная программа. Образовательный модуль. Образовательный блок.

Дошкольное образование. Дошкольные образовательные учреждения.

Уровни образования. Образовательный уровень (ценз). Основное общее образование. Среднее (полное) общее образование. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование (докторантура, аспирантура, адъюнктура, ординатура). Документы, о соответствующем уровне образования.

Дополнительное образование. Дополнительные образовательные программы. Дополнительные образовательные услуги.

Формы получения образования. Получение образования в образовательном учреждении. Очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы получения образования. Получение образования вне образовательного учреждения. Семейное образование. Самообразование. Экстернат. Профессии и специальности, получение которых не допускается в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната.

Основная литература

1. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв.ред. А.Н.Козырин, В.В.Насонкин. – М.: Юристъ, 2006.

2. Высшее образование - интеллектуальный потенциал страны. Постатейный комментарий Федерального закона о высшем образовании/ Под ред. А.Н.Козырина, В.В.Насонкина. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2005. Выпуск №20.

3. Федорова М.Ю. Образовательное право: Уч. пособие для вузов. – М., 2004.

Дополнительная литература

  1. Андреева В.В., Гаврилин А.В. Технология аттестации образовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  2. Байденко В.И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы (Опыт системного исследования).: Автореф. дисс. … доктора педагоги-ческих наук. – М., 1999.

  3. Бахрах Д. Н. Правовой статус студента в Российской Федерации / / Университетское управление: практика и анализ, 2003. № 3(26).

  4. Билибин Д.П. Взаимозависимость мира и проблема признания дипломов // Alma mater. 1998. №9

  5. Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие.- М., 2000.

  6. Белозеров А.В. Содержание договора об оказании образовательных услуг // Социально-политические, психологические и экономические проблемы (история и современность). М, 1996.

  7. Гаврищук В.В. Право граждан России в области образования: государственные гарантии // Право и образование. 2001. №3.

  8. Государственные образовательные стандарты в системе общего образова-ния. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института.

  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., Юристъ, 2001.

  10. Дистанционное образование: проблемы и перспективы развития // Право и образование. 2001. № 4.

  11. Ефремов Л.Г. Стратегическое управление высшим образованием в республиках России. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета Экономики и Финансов, 1999.

  12. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург, 2000.

  13. Иванов С.С., Волкова И.Е. Концепция образовательных стандартов, обеспечивающих качество российского образования в XXI веке //Проблемы качества образования, его нормирования и управления: Сборник научных статей: Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Минобразования Российской Федерации. – М., 1999.

  14. Иванов А.Е. Ученые степени в Российской Империи.XVIII в. – 1917 г., М., 1994.

  15. Ильичев И.Е., Лазарев А.Ю., Лазарева И.И. Правовой статус руководителей образовательных учреждений.

  16. Институциональные изменения в российской науке: организационные и социально-психологические аспекты /С.А. Кугель, Л.С. Бляхман, А.И. Муравьев и др.; Под ред. С.А. Кугеля. – СПб.: Петрополис, 1997.

  17. Капустин А.Я. Проблемы кодификации законодательства России об образовании.// Правоведение.2005.№2.

  18. Н.Е.Карягин Правовые основы образовательной деятельности. – Казань, 2000.

  19. Катровский А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России.- М.: Международные отношения, 2003.

  20. Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / Под ред. А.Н.Козырина, В.В.Насонкина // Справочная правовая система Консультант Плюс. Комментарии законодательства, 2005.

  21. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Под ред. В.М.Сырых, Е.В. Буслова. М.: Юстицинформ, 1998

  22. Комментарий к Положению о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий. М, 1996.

  23. Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / Под ред. В.И. Шкатуллы. М.:Юристъ, 1998;

  24. Кузьминов Я.И. Образование и реформа // Отечественные записки. 2002. N 2.

  25. Куров С.В. Проблемы законности в сфере образования. Правовая политикаи правовая жизнь. 2002. №6.

  26. Лебедев О.,Майоров А., Золотухина В. Личные права детей в системе образования // Народное образование. 2001 г. № 2

  27. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высшая школа, 1991.

  28. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. – М.: Высшая школа, 1996.

  29. Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. – СПб., 2004.

  30. Медведева И, Шишова Т. Безобразия в образовании. Саратов: Издательство Саратовской Епархии, 2005.

  31. Мирошниченко М.В., Устинова В.А. О праве студента негосударственного вуза, обучающегося в филиале, на отсрочку от призыва на военную службу // Право и образование. 2001. № 4.

  32. Недзвецкая Е.А. Образование как социальный институт: специфика управления//Вестник РУДН. 2003. № 4-5. С. 228-235.

  33. Непрерывное образование и потребность в нем. – М.: Наука, 2005.

  34. Носов А.А. О конституционном праве граждан на получение образования // Право и образование. 2001. №5.

  35. Обеспечение субъектами Российской Федерации единого правового пространства в сфере образования. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М., 2003.

  36. Образовательное право: Уч.-методич. пособие / Колл. Авторов: Е.Д. Волохова, Ю.А. Кудрявцев, Рожков И.А., В.М. Сырых и др. – Уфа, 1999.

  37. Педчак Е.П. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. Ростов на Дону, 2002.

  38. Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования. Книга вторая: Становление системы университетского образования в России. Ч.3. М.: Государственный Исторический музей, 1999.

  39. Плакский С.И. Качество высшего образования. – М., 2003.

  40. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Уч. пособие для вузов. – М..2004.
    Правовое регулирование образовательной деятельности: Уч. пособие. – М., 2000.

  41. Правовое регулирование российского образования в период проведения модернизации: организационно-правовые формы, трудовые правоотношения, управление /Под ред. А.И.Вавилова. М.: ГУ-ВШЭ, 2003

  42. Помогайбин  В.Н. Послевузовское профессиональное образование : правовой комментарий //Право и образование. 2001. №3.

  43. Подготовка научных кадров в системе высшего образования России: Сб. обзоров/ Отв. Ред. Ракитов А.И.; РАН ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям, Центр информатизации, социал., технол. исслед. и науковед. анализа. – М., 2002.

  44. Токмовцева М.М. Взаимное признание и эквивалентность документов об образовании в России // Юридическое образование и наука. 2001. № 3.

  45. Центральные органы управления в области образования, здравоохранения и социального обеспечения в развитых капиталистических государствах. М.: ВНИИ советского законодательства, 1977.

  46. Уваров А.А. Ученый совет. Практическое пособие. М.:Экономика, 2006.

  47. Уваров А.А. Ученое звание: порядок присвоения, лишения, восстановления, признания и установления эквивалентности. Практическое пособие. М.: Экономика, 2006.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины земельное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Земельное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины Международное частное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» подготовлена Свешниковой С. Г., к ф н., доцентом кафедры общественных...
Программа учебной дисциплины «Образовательное право» iconРабочая программа дисциплины уголовно-исполнительное право (наименование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск