Скачать 0.59 Mb.
|
Факультет праваПрограмма учебной дисциплины «Образовательное право»Авторы: проф. д.ю.н. Козырин А.Н., к.ю.н. Трошкина Т.Н.
Студенты, приступающие к изучению курса «Образовательное право» должны знать основы теории права и государства, освоить учебную дисциплину финансовое право. Программой учебного курса предусматривается проведение лекций (30 часов), семинарских занятий (12 часа), а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов (66 часов). Самостоятельная работа студентов включает освоение теоретического материала, изучение рекомендованной учебной литературы и нормативных правовых актов, подготовку к семинарским занятиям. По окончании изучения учебного курса проводится зачет.
Цель учебного курса - познакомить студентов с базовыми понятиями и категориями образовательного права, с основными положениями образовательного законодательства Российской Федерации и международно-правовыми стандартами регулирования образовательных отношений.
Задачами учебного курса являются: - ознакомление студентов с основами организации образовательного процесса в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровне;
- знакомство студентов с основными тенденциями развития образовательного законодательства зарубежных стран. В результате изучения дисциплины студент должен: - знать основные категории и понятия образовательного права, механизм и гарантии реализации на практике конституционного права каждого на образование, правовой статус участников образовательных правоотношений, основы нормативно-правового регулирования экономических (хозяйственных), финансовых и управленческих (административных) аспектов образовательной деятельности, международно-правовые стандарты в сфере образования, а также основные характеристики Болонского процесса и особенности участия Российской Федерации в формировании единого европейского образовательного пространства; - уметь использовать полученные знания в своей практической деятельности; - иметь представление о сущности и основных направлениях образовательной реформы в Российской Федерации; - обладать навыками работы с актами образовательного законодательства Российской Федерации и иными источниками образовательного права (включая международные договоры Российской Федерации, важнейшие источники правоприменительной практики), позволяющими профессионально решать практические задачи в сфере образования, оказывать консультационные услуги и т.д. Для решения этих задач в рамках учебного курса планируется особое внимание уделить: - изучению основных институтов образовательного права и особенностей систематизации образовательного законодательства в Российской Федерации; - выявлению основных направлений совершенствования правового регулирования отношений в сфере образования; - анализу правовой основы финансирования учебных заведений и исследованию приоритетов налоговой политики в сфере образования и особенностей ее реализации в современных условиях; - изучению влияния международно-правовых актов на развитие образовательного законодательства Российской Федерации; - выявление тенденций развития законодательства субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в сфере образования. Содержание курса. Тематический план учебной дисциплины
Базовый учебник Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000 Формы контроля В целях учета результатов усвоения материала по учебному курсу «Образовательное право» и оценки таких результатов могут использоваться следующие формы контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль осуществляется во время проведения как семинарских, так и лекционных занятий. Данный вид контроля может проводиться в различных формах: контроль за посещением занятий, учёт результатов решения практических задач, анализа смоделированных ситуаций, подготовки докладов и сообщений, ответов на поставленные вопросы и предлагаемые задания по ходу рассмотрения изучаемых тем, иные формы контроля. Оценивается результат текущего контроля по 10 бальной системе. При осуществлении текущего контроля в рамках проведения практических занятий оценка участия студентов в таких занятиях осуществляется по соответствию нижеуказанным требованиям, которые основаны на общих критериях, отражающих наиболее значимые аспекты участия студентов в практических занятиях. Соответствие данным требованиям (их соблюдение) также оценивается по 10 бальной системе. Итоговый контроль по курсу «Образовательное право» проводится в форме тестирования, дифференцированного зачета. Данные формы контроля могут применяться отдельно или быть совмещены. При использовании теста в рамках итогового контроля применяются следующие требования и условия выполнения теста. Тест состоит из заданий. Ответ на задание может предполагать выбор одного или нескольких позиций (ответов) из ряда предложенных вариантов. Для целей оценки результата каждая такая позиция (вариант ответа) считается отдельным вопросом. В случае, если предлагаются несколько вариантов ответов, неверные, по мнению тестируемого, варианты ответов должны аккуратно вычеркиваться способом, исключающим сомнение в выбранном варианте. Ответы на вопросы, содержащие пропуски, даются путем заполнения соответствующих пропусков. Любые исправления, неразборчивые ответы считаются ошибкой в ответе на вопрос. Результат тестирования (с учётом соблюдения указанных выше общих требований и условий) оценивается по 10 бальной системе. Если зачет проходит в виде ответов на поставленные вопросы, то преподаватель задает два обязательных вопроса. Для уточнения степени владения отвечающим полученными знаниями по учебному курсу, а также их оценки, в том числе возможности практического применения принимающим зачёт преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы1. После ответов на указанные вопросы отвечающему могут заданы вопросы по теме написанного им эссе. Оценивается результат итогового контроля по 10 бальной системе. Оценка результата итогового контроля осуществляется по соответствию требованиям, которые основаны на общих критериях, отражающих наиболее значимые аспекты для проведения итогового контроля, а именно: - - результатов тестирования; - ответы на итоговом зачете (включая ответы на дополнительные вопросы). Общая (итоговая) оценка при осуществлении итогового контроля определяется по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов. В зачетную книжку и в ведомость выставляется округленная результирующая оценка. Вес итоговой оценки, полученной на зачете, в результирующей оценке составляет 0,8; вес оценки работы студентов на семинарских занятиях – 0,2. Например: на зачете студентом получено 6 баллов (О1), за участие в обсуждениях на семинарских занятиях- 8 б. (О2), тогда результирующая оценка (РО) складывается следующим образом: РО=60,8+80,2=6,4 – округляем по правилам округления чисел и получаем результирующую оценку – 7. В зачетную книжку и в ведомость проставляем результирующую оценку - «зачтено(6)». Содержание программы Тема 1: Понятие, предмет и методы образовательного права Понятие образовательного права. Образовательное право как комплексная отрасль законодательства. Наука образовательного права. Учебная дисциплина «Образовательное право». Предмет образовательного права. Образование и образовательные отношения. Образовательные отношения и отношения в сфере образования. Методы образовательного права. Предписания, дозволения и запреты в образовательном праве. Использование методов поощрения, рекомендаций и согласования при регулировании отношений в сфере образования. Методы исследования образовательного права. Принципы образовательного права. Общеправовые и отраслевые принципы образовательного права. Система образовательного права. Система законодательства об образовании. Комплексные институты образовательного права. Система науки образовательного права. Система учебного курса «Образовательное право». Базовый учебник 1. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. Основная литература 1. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Готика,2002 Дополнительная литература
Тема 2: Система образования в России. Понятие и элементы системы образования. Государственные образовательные стандарты. Федеральный компонент. Региональный (национально-региональный) компонент. Компонент образовательного учреждения. Специальные образовательные стандарты. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов. Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации. Инвариантная и вариативная части базисного учебного плана. Государственные образовательные стандарты профессионального образования и их структура. Образовательные программы. Классификация образовательных программ. Сокращенная образовательная программа. Ускоренная образовательная программа. Основная и дополнительная образовательная программа. Образовательный модуль. Образовательный блок. Дошкольное образование. Дошкольные образовательные учреждения. Уровни образования. Образовательный уровень (ценз). Основное общее образование. Среднее (полное) общее образование. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование (докторантура, аспирантура, адъюнктура, ординатура). Документы, о соответствующем уровне образования. Дополнительное образование. Дополнительные образовательные программы. Дополнительные образовательные услуги. Формы получения образования. Получение образования в образовательном учреждении. Очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы получения образования. Получение образования вне образовательного учреждения. Семейное образование. Самообразование. Экстернат. Профессии и специальности, получение которых не допускается в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната. Основная литература 1. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв.ред. А.Н.Козырин, В.В.Насонкин. – М.: Юристъ, 2006. 2. Высшее образование - интеллектуальный потенциал страны. Постатейный комментарий Федерального закона о высшем образовании/ Под ред. А.Н.Козырина, В.В.Насонкина. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2005. Выпуск №20. 3. Федорова М.Ю. Образовательное право: Уч. пособие для вузов. – М., 2004. Дополнительная литература
|
Рабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... | Рабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование... ... | Рабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины земельное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Земельное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины Международное частное право (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» подготовлена Свешниковой С. Г., к ф н., доцентом кафедры общественных... | Рабочая программа дисциплины уголовно-исполнительное право (наименование... ... |