Рабочая программа дисциплины «Политология»





Скачать 365.05 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Политология»
страница1/2
Дата публикации07.05.2015
Размер365.05 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «Московская государственная юридическая

академия им. О.Е. Кутафина»


Оренбургский институт (филиал)
Кафедра общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин


«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора

по учебной и научной работе
_______________ А.Ф. Колотов

"_____" ______________ 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ДИСЦИПЛИНЫ «Политология»

Специальность: 021100 - Юриспруденция


Форма обучения: очно - заочная


Оренбург 2010

Рецензент:

доктор политических наук, зав.каф. политологии Оренбургского государственного университета Гоптарева И.Б.

Рабочая программа дисциплины «Политология» //Сост. Профессор Г.В. Шешукова – Оренбург: ОИ МГЮА, 2010. – т с.


Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Политология» студентам очно-заочной формы обучения специальности 021100 (юриспруденция) во третьем семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей 021100 - юриспруденция по направлению подготовки дипломированных специалистов (утвержденного приказом Министерством образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.)

Составитель: ________________профессор Шешукова Г.В.

30.09.2010 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин "____"_________2010 г., протокол №_____.

Зав. кафедрой ____________________ М.С. Солодкая

©Г.В. Шешукова., 2010

© ОИ МГЮА, 2010


Содержание

I.

Пояснительная записка ………………………………………...

4

I.1.

Цель преподавания политологии ……………………………...

4

I.2.

Задачи изучения политологии …………………………………

4

I.3.

Особенности учебного процесса ………………………………

6

II.

Извлечения из Государственного образовательного стандарта ………………………………………………………..

6

III.

Содержание учебной программы по политологии …………...

7

III.1.

Структура курса «Политология» ………………………………

7

III.2.1.

Требования к усвоению содержания курса «Политология» …

8

III.2.2.

Учебно-методические материалы по дисциплине «Политология» ………………………………………………….

10

III.3.

Тематический план лекционных и семинарских занятий ……

11

III.4.

Содержание лекционного и семинарского курсов по дисциплине «Политология» ……………………………………

11

III.5.

Список рекомендуемой литературы …………………………..

14

III.6.

Оптимальный минимум учебной информации, формируемый на кафедре ……………………………………..

17

III.7.

Объем и организационные формы внеаудиторной работы ….

17

III.7.1.

Основные организационные формы внеаудиторной работы ..

17

III.8.

Система оценки качества подготовки студентов ……………..

19

III.8.1.

Этапы текущей и промежуточной аттестации ………………..

19

III.8.2.

Этап заключительной аттестации ……………………………..

20

IV.

Приложения ……………………………………………………..

20

V.

Вопросы к экзамену по политологии …………………………

20

VI.

Планы семинарских занятий по политологии ………………..

22




Пояснительная записка


В программе представлен широкий круг наиболее актуальных тем по истории и теории политических учений, репрезентированы для критического осмысления процессы российской и международной политической жизни.

Задачей юридической академии является подготовка не просто высококвалифицированных специалистов - юристов , а формирование человека, знающего свои права, обладающего навыками политической культуры, умеющего применять политологические знания в своей профессиональной и иной деятельности.

Данная программа отражает современное состояние политической мысли в мире и стране, учитывает основные изменения в преподавании политологии, а также согласуется с целями и задачами формирования политической культуры будущих юристов.

I.1. Цель преподавания политологии



Основной целью курса политологии является формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, что должно обеспечить умение самостоятельно анализировать политические явления и процессы, делать осознанный политический выбор, занимать активную жизненную позицию, а также выработать собственное политическое мировоззрение.
I.2. Задачи изучения политологии
Для достижения заявленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:

  • ознакомить студентов с предметом и задачами политологии как науки о политической сфере жизни общества, сформировать представление о специфических особенностях, закономерностях, способах и путях формирования данной отрасли человеческого знания, о методологии и методах политологических исследований;

  • показать студентам связь политической науки и других гуманитарных дисциплин, единство вузовского гуманитарного цикла;

  • ознакомить студентов с основными направлениями и этапами развития мировой политической мысли, показать особенности русской, европейской, восточной политической мысли в едином комплексе с историческим фоном, социальным и экономическим развитием общества;

  • научить студентов оценивать политические концепции в контексте времени и места их создания и определять степень их актуальности для современной России, проводить типологию политических концепций;

  • обеспечить усвоение студентами основных категорий политологии и умение оперировать ими; ознакомить студентов с сущностью и функциями основных политических институтов и политических образований, с этапами и циклами политического процесса;

  • научить студентов оценивать элементы политической системы общества и политического процесса с учетом исторических особенностей того или иного общества и периода его развития;

  • обеспечить понимание студентами своеобразия политического развития России, ознакомить их с особенностями российского государства на разных этапах его развития, со спецификой взаимодействия общества и власти, с характеристиками партийной и избирательной систем современной России, с основными чертами российской политической культуры и идеологии;

  • научить студентов ориентироваться в современной политической жизни, видеть варианты развития современного российского общества и мировых процессов, понимать назначение демократии как инструмента общественного развития, выработать активное и осознанное отношение к демократическим процедурам.
I.3. Особенности учебного процесса
Дисциплина «Политология» характеризуется высоким уровнем теоретизирования. Поэтому необходимо:
  • в ходе чтения лекционного курса постоянно осуществлять связь с современностью, прежде всего, с политической реальностью современной России;
  • во время лекций использовать наглядно-графические методы подачи материала (рисование схем, таблиц, графиков) в дополнение к вербальному методу;
  • все теоретические положения необходимо иллюстрировать историческими примерами, а также примерами российской внутренней и внешней политики;
  • помимо семинарских занятий, для улучшения усвоения знаний студентами в течение семестра организовывать самостоятельную работу студентов в форме решения задач, анализа таблиц и схем, написания реферативных работ, тестирования.


II. Извлечения из Государственного образовательного стандарта
Рабочая программа по политологии составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, который предполагает изучение следующих проблем:

  • Объект предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

  • История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

  • Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

  • Институциональные аспекты политики. Политическая власть политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

  • Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

  • Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

  • Социокультурные аспекты политики.

  • Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

  • Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.


III. Содержание учебной программы по политологии
III.1. Структура курса «Политология»
Курс «Политология» условно разделен на три внутренние связанных между собой раздела: на методологический, теоретический и практический.

Раздел I. «Теория и методология политики» ( методологический раздел) содержит информацию о выделении политологии в самостоятельную дисциплину и становлении ее в этом качестве в обстоятельствах времени и места. Сюда же включен очерк о развитии и содержании политической мысли с древнейших времен до современности, с указанием на взаимосвязь разных этапов ее развития, о региональных, национальных, религиозных особенностях, о направлениях политической мысли, об особенностях политической мысли России, и ее связи с европейскими идеалами.

Раздел II. «Сравнительная политология» (теоретический раздел) включает в себя информацию о предмете политической науки, ее понятийном аппарате, о разделах политологии. Здесь излагаются основные теории и установления о политической системе общества, его политических институтах, дается анализ политологических категорий. Предлагаются определения и характеристики политической власти, государства, политической партии, партийной и избирательной систем, политической идеологии, политической культуры и социализации, основных моделей политического развития, а также моделей политических режимов и форм правления.

Раздел III. «Политическая психология» (практический раздел) предлагает анализ политического развития России (современной и в исторической перспективе) на основании сведений из второго раздела программы. Здесь же рассматривается вопрос о социально-психологических аспектах политики, о технологиях (избирательных в том числе), с помощью которых формируются общественные политические настроения. Особое место уделяется возможностям, способам и типам политического прогнозирования, а также вопросам политологии международных отношений.
III.2.1. Требования к усвоению содержания курса «Политология»
Основные знания, приобретаемые студентами в ходе изучения политологии:
  • знание политических концепций выдающихся политических мыслителей прошлого и современности;
  • усвоение основных закономерностей развития мировой и российской политической мысли;
  • знание особенностей российской, европейской и восточной политической мысли;
  • усвоение общей характеристики основных политических мировоззрений, особенно современных, и этапов их эволюции;
  • знание тех идей политических мыслителей прошлого, которые вошли в современную политологию;
  • усвоение основных категорий политологии и их взаимосвязи;
  • знание структуры политической системы общества и политического процесса;
  • знание типологии основных политических институтов, образований, элементов политического процесса;
  • знание основных характеристик политической системы и политического процесса современной России;
  • знание основных направлений и противоречий процесса формирования глобальной политической системы, факторов развертывания и основных характеристик мирового политического процесса;
  • усвоение основных принципов политического прогнозирования и основных глобальных моделей будущего;
  • наличие представления об основных точках зрения на наиболее спорные проблемы политологии.
Основные умения, навыки, приобретаемые студентами, в результате изучения политологии:
  • умение выявлять преемственность политических идей;
  • навык классификации политических концепций и партийных политических платформ;
  • умение анализировать политические концепции и платформы в контексте места и времени их создания;
  • умение применять категории политологии в ходе анализа политических систем конкретных государств, прежде всего, современной России;
  • навык типологии политических систем, государств, политической культуры, политических процессов, оснований легитимности политической власти, политических партий, партийных систем, политических лидеров конкретных обществ;
  • умение определять степень актуальности различных политических концепций и платформ для современной России;
  • умение в общих чертах прогнозировать возможные варианты эволюции политических систем современной России, развитых государств Запада, традиционных и модернизирующихся обществ Востока.


III.2.2. Учебно-методические материалы по дисциплине «Политология»
По курсу «Политология» для студентов на кафедре разработаны:

  • Шешукова Г.В. Учебно-методическое пособие по проведению тестирования по политологии. Оренбург, 2008.

  • Шешукова Г.В. Задачи и таблицы по политологии. Оренбург, 1998.

  • Шешукова Г.В. Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по политологии: Тематика рефератов, докладов и фиксированных выступлений по политологии.

  • Тесты по политологии.

III.3. Тематический план лекционных и семинарских занятий
Тематический план

для студентов очно - заочной (вечерней) формы обучения

на 2009-2010 учебный год

№ п/п.

Наименование тем курса

Всего

часов

(аудит.)

Лек­ций (час.)

Семина­рских

за­нятий (час.)

Самостоя­тельной

ра­боты (час.)

Экза­мен

1

Политология как наука: объект, предмет, содержа­ние

4

2

2

4




2

Политика

4

2

2

4




3.

Власть как общественное явление

2

-

2







4

Политическая

си­стема общества

4

2

2

4




5.

Политические режимы

2




2







6.

Политические партии

2

-

2

4




7.

Политическое

ли­дерство и

полити­ческая элита

2



2

2




8.

Политическая культура

2

2

-

2




9.

Геополитика и по­литические

про­блемы

международных отношений

2

2

-

4







ИТОГО

24

10

14

24






III.4. Содержание лекционного и семинарского курсов по дисциплине «Политология»

Раздел I. «Теория и методология политики»


Политология как теоретическая и эмпирическая наука. Место политологии в системе гуманитарных дисциплин. Политология как учебная дисциплина. Структура политологии. Категории политологии: политика, власть, государство, демократия, легитимность, политическая система и др. Методы изучения политики.

Генезис политических идей в истории человечества. Политические идеи в учениях древнегреческих философов. Гераклит, Демокрит, Пифагор. Типология государственного устройства в учении Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»). Учение Николо Макиавелли о государстве и политике («Государь»). Политические идеи периода ранних индустриальных обществ – Т. Гоббс, Дж. Локк. Политические взгляды деятелей французского Просвещения. Политические учения в США периода борьбы за независимость. И. Кант и Г. Гегель о государстве. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин о политике и государстве. Славянофилы и западники о власти и государстве. Н.А. Бердяев о демократии.

Теоретические источники современной западной политологии. Этапы в развитии политической науки в США и ФРГ. Эволюционное и бихевиористское направление политической науки. Становление политологии в России.
Раздел II. «Сравнительная политология»
Сущность и структура политических систем. Власть как центральный компонент политической системы. «Входные» и «выходные» функции политических систем.

Политические системы США. Великобритании, Швейцарии, Австрии. Особенности конституций современных государств (США. ФРГ, Англия, Италия).

Анализ Конституции РФ. Принцип разделения властей. Правое государство и гражданское общество. Права и свободы граждан, механизм гарантий их обеспечение. Права, обязанности и полномочия президента РФ. Структура и полномочия Федерального собрания РФ. Место и роль Конституционного суда в политической системе РФ. Понятие и типология политического режима. Становление и функционирование тоталитарных политических режимов (Германия, Италия, Испания, СССР 30-40-е годы). Сущность и формы авторитарного режима. Авторитарный режим в истории России. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в современных обществах. Формы демократических политических режимов. Президентская, парламентская и смешанная формы государственного правления. Взаимоотношения интеллигенции и власти в период трансформации политических режимов. Легитимность как основа функционирования политических режимов. Основные проблемы становления Российской государственности в современных условиях.

Социальные общности как субъекты и объекты политических отношений. Элита, контрэлита и бюрократия в политических системах.

Социальное государство (Швеция, ФРГ, Австрия). Становление социального государства в России. Социальная политика и ее основные направления. Маргинальная и скандинавская модели социальной политики. Нация, национальные отношения в период становления национальных государств. Формы национальной государственности: империя, конфедерация, федерация, унитарное государство. Эволюция национальной государственности в истории России. Причины и формы межнациональных конфликтов в СНГ и России.

Возникновение политических партий. Критерии, отличающие современные партии от протопартий и групп давления. Социальная роль политических партий в обществе. Типология политических партий Партийные и избирательные системы.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Становление многопартийной системы в России в постперестроечный период.

Раздел III. «Политическая психология»
Теоретические источники современных концепций лидерства. Теории лидерства в современной политологии. Типология и стили лидерства. Харизматический тип лидерства в истории России. Методы изучения проблем лидерства в современной политологии.

Политическая культура: понятие и структура. Современные методы изучения политической культуры. Основные направления и теории политической психологии. Психоанализ – как ведущий метод изучения политических процессов. Типы участия в политической деятельности. Психологический анализ политической деятельности в организованных и стихийных формах. Мотивация политического поведения. Г. Лебон, З.Фрейд, В.Бехтерев о массовой психологии и поведении толпы. Понятие политической социализации. Основные агенты политической социализации. Роль средств массовой информации в формировании политической культуры населения.
III.5. Список рекомендуемой литературы

  1. Абрамова О.А. Интеграция России в мировое сообщество: пути, про­блемы, перспективы. –М., 2003.

  2. Актуальные проблемы политики и политологии в России: сборник научных статей. —М., 2003.

  3. Алексеева Т.А. Современные политические теории: курс лекций. От концепции к теории. — М., 2007.

  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М., 2002.

  5. Аристотель. Политика. Афинская политика. — М., 1997.

  6. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993.

  7. Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование: учебное пособие. — М.: 2006.

  8. Бердяев Н.А. Судьба России. — М., 1990.

  9. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / пер. с англ. –М., 2003.

  10. Блондель Ж. Политическое лидерство / пер. с англ. — М., 1992.

  11. Боришполец К.П. Методы политических исследований: учебное по­собие для студентов вузов. — М., 2005.

  12. Бурдье П. Социология политики / пер.с фр. — М.,1993.

  13. Василенко И.А. Геополитика современного мира: учебное пособие. - М., 2006.

  14. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избр. произве­дения. — М., 1990.

  15. Власть. Политика. Технологии / под общ. ред. М.Ю.Мизулина, Ю.И.Матвеенко. — М.,2002.

  16. Воробьев К.А. Политология: учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М., 2005.

  17. Вся политика: хрестоматия / сост. В.Д.Нечаев, А.В.Филиппов. — М., 2006.

  18. Гаджиев К.С. Политология: учебник для высших учебных заведе­ний. — М., 2007.

  19. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита России: вехи историче­ской эволюции. — М., 2006.

  20. Геополитика: хрестоматия / Б.Исаев. — СПб., 2006.

  21. Гоббс Т. Левиафан // Сочинения в 2-х т. Т.2. — М., 1990.

  22. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. / под ред. Л.В.Сморгунова. — М., 2007.

  23. Грин Р. 48 законов власти / пер. с анл. – М.,2000.

  24. Жиро Т. Политология / пер. с польск. — М., 2006.

  25. Каменская Е.Н. Политология: уч. пособие. — М., 2006.

  26. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М., 2007.

  27. Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном полити­ческом процессе в России. — М., 2006.

  28. Кравченко А.И. Политология. Учебник. — М., 2007.

  29. Кулешов С.В., Свириденко Ю.П., Федулин А.А. Модернизация Рос­сии ( XIX — XX вв.): социальные и политические процессы: учебное по­собие. — М., 2007.

  30. Латфуллин Г.Р., Новиков Н.В. Политическая организация: учебное пособие. — СПб., 2007.

  31. Лебедева М.М. Мировая политика: учебник для вузов. — М.,2006.

  32. Лукин В.Н., Мусиенко Т.В., Федорова Т.Н. Политология: учебное пособие / под ред. А.А.Литовченко. — СПб., 2007.

  33. Малкин Е. Политические технологии. — М., 2006.

  34. Мировая политика и международные отношения: учебное пособие / под ред. С.А.Ланцова, В.А.Ачкасова. — СПб., 2006.

  35. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов вузов. 3-е изд. - М., 2008.

  36. Мухаев Р. Т. Политология. Хрестоматия: пособие для вузов, юриди­ческих и гуманитарных факультетов. — М., 2000.

  37. Нартов Н.А. Геополитика: учебник для студентов вузов. 4-е изд. - М., 2007.

  38. Платон. Государство//Соч. Т. 3,ч.1. М., 1971.

  39. Политическая имеджилогия / под ред. А.А.Дергача, Е.Б.Перелыгиной. — М., 2006.

  40. Политология для юристов: курс лекций / под ред. проф. Н.И. Матузова и проф. А.В. Малько. — М., 2002.

  41. Политология: курс лекций / Глотов С.А., Скворцов И.П., Нови­ков В.В. и др. — М.,2000.

  42. Политология: учебник / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. — М., 2007.

  43. Политология: учебник /А.Ю.Мельвиль и др. — М., 2007.

  44. Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н.Лавриенко. 3-е изд. — М., 2007.

  45. Политология: учебник. Изд. 2-е / под ред. В.С. Комаровского. - М., 2006.

  46. Политология: хрестоматия / сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. - М., 2000.

  47. Политология: хрестоматия / сост Б.Л.Исаев, А.С. Тургаев, А.Е.Хре-нов. — СПб., 2006.

  48. Пономарева Е.Г. Современная Россия: политические отношения и политические институты: учебник. — М.,2006.

  49. PRO суверенную демократию. Сборник / сост. Л.В. Поляков – М., 2007.

  50. Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию: учебник для студентов высш. учеб. заведений. 4-е изд. перераб. и дополн. — М., 2008.

  51. Россия в мировой политике. Часть I и II. — М., 2003.

  52. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология: учебник. - М.,2003.

  53. Теория и практика демократии. Избранные тексты / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. — М., 2006.

  54. Токвиль А. Демократия в Америке: пер. с англ. — М., 1994.

  55. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. — М., 2003.

  56. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек: пер. с англ. — М., 2004.

  57. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. — М.,2005.

  58. Шаран П. Сравнительная политология. В 2ч. пер. с англ.: — М., 1992.

  59. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. В 3-х ч. пер. сфранц. - М., 1992.

Справочная литература

  1. Бачихин В.А. Политология . Энциклопедический словарь. — СПб., 2005.

  2. Большой энциклопедический словарь / Глав.ред. А.М.Прохоров. — М., 1994.

  3. Введение в политологию: словарь-справочник. — М., 1996.

  4. Политическая энциклопедия. В 2-х т. — М., 1999.

  5. Политологический словарь: учебное пособие. –М., 1995.

  6. Политология: энциклопедический словарь. — М., 1993.

  7. Политико-психологический словарь. — М., 2002.

  8. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. — Минск,2004.

  9. Словарь по политическому консультированию / пер. с англ. — М., 2002.


Основные нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. О политических партиях: Федеральный закон РФ.

  3. О средствах массовой информации: Федеральный закон РФ.

  4. О безопасности: Федеральный закон РФ.

  5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утверждена Указом Президента РФ от 10.01.2000 г.


III.6. Оптимальный минимум учебной информации,

формируемый на кафедре
На кафедре по дисциплине «Политология» разработаны методические указания и рекомендации для подготовки к семинарским занятиям, тесты, задачи и таблицы, которые предоставляются студентам.

Помимо этого на кафедре имеется достаточное количество основных учебных пособий, в электронном варианте, которые могут быть предоставлены студентам для подготовки к семинарским занятиям.

Также в библиотеке ОИ МГЮА для докладной и реферативной формы занятий студентам предоставляются журналы « Полис» «Социс», «Философские науки».
III.7. Объем и организационные формы внеаудиторной работы
На кафедре постоянно работает научный студенческий кружок по политологии, в рамках которого студенты самостоятельно готовят ДОКЛАДЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА НАУЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ.
III.7.1. Основные организационные формы внеаудиторной работы
Основной организационной формой внеаудиторной работы по дисциплине «Политология» является самостоятельная работа. Студенты могут осуществлять самостоятельную работу по фиксированным темам в рамках теоретического, исторического и практического блоков по курсу «Политология». Они готовят сообщения , с которыми выступают на семинарских занятиях.
Вопросы для самостоятельных работы студентов по политологии


  1. К какому типу традиционного политического мировоззрения относятся концепции Конфуция, Платона и Аристотеля .Элементы каких еще мировоззрений есть в этих концепциях?

  2. У каких политических мыслителей прошлого заимствовали Н.Макиавелли, Т.Кампанелла, М.Лютер, Ж.Кальвин часть своих идей. Что это за идеи? Какие идеи Ш.Монтескье соответствовали идеологии эпохи Просвещения, а какие опережали свое время?

  3. Сопоставьте концепции происхождения государства Т.Гоббса и Д.Локка. Какая из них больше соответствует современным представлениям?

  4. К какому типу современной политической идеологии относятся политические платформы "Единой России", ЛДПР, КПРФ, блока "Родина". Элементы каких еще идеологий есть в этих платформах?

  5. Идеи каких политических мыслителей прошлого вобрали классический либерализм и классический консерватизм. Что это за идеи?

  6. Какие особенности политической мысли России прослеживаются в политической платформе «Единой России», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия»?

  7. Идеи, каких российских политических мыслителей вобрал большевизм. Что это за идеи?

  8. К какому типу политических систем относятся политические системы Российской империи, СССР, современной России? Элементы каких еще типов есть в этой системе?

  9. Каковы основания легитимности политической власти Сталина, Хрущева, Брежнева, Ельцина, Путина, Рузвельта. Элементы какого еще типа легитимности прослеживаются в их власти?

  10. Сравните гражданское общество в современной России и в США: пути формирования, цели организаций, роль в обществе. Какое более стабильно?

  11. Сопоставьте партийную систему современной России и партийную систему в России 1905-1917 годов: пути формирования, место в политическом спектре наиболее влиятельных партий. Роль в обществе. Какая из них ближе к европейским партийным системам и почему?

  12. Сравните модели будущего А.С.Панарина и И.Валлерстайна: место и роль в мире западной цивилизации, цивилизаций Востока, России. Какое будущее вероятнее и предпочтительнее для нашей страны?


III.7. 2. Дополнительные формы внеаудиторной работы
Дополнительной формой внеаудиторной работы является работа на «в научном кружке по политологии осуществляющем свою деятельность в рамках Студенческого научного общества ОИ МГЮА На кружке, собирающемся не реже 2-х раз в месяц, студенты осуществляют углубленную разработку заинтересовавших их тем политологического характера.
III.8. Система оценки качества подготовки студентов:
III.8.1. Этапы текущей и промежуточной аттестации
По результатам работы в течение месяца студентам по курсу «Политология» выставляется аттестация, также в конце семестра выставляется зачет по содержанию всего курса.

Этапы промежуточной аттестации предполагают несколько контрольных тестирований в семестре. При выставлении промежуточной аттестации, помимо данных тестирования и оценки самостоятельной работы студентов, учитывается уровень и активность устной работы на семинарских занятиях, а также посещение студентами лекционных и семинарских занятий.
III.8.2. Этап заключительной аттестации
Этапом заключительной аттестации является экзамен. Оценки выставляются по следующей системе:

Экзамен выставляется в том случае, когда студент показывает твердые знания по предмету в объеме требований учебной программы, владеет категориальным аппаратом, умеет творчески выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки политических явлений и процессов.

Экзамен не выставляется в том случае, когда студент показал незнание важных разделов программы дисциплины, категориального аппарата.
IV. Приложения

V. Вопросы к экзамену по политологии


  1. Возникновение и основные этапы развития политологии.

  2. Предмет и методы политологии.

  3. Политология как теоретическая и эмпирическая наука.

  4. Структура и функции политологии.

  5. Значение политологии для подготовки юридических кадров.

  6. Политология и правоведческие науки.

  7. Сущность и происхождение политики.

  8. Политика и право.

  9. Взаимодействие политики с моралью.

  10. Теоретический анализ сущности власти.

  11. Субъект и объект власти.

  12. Ресурсы и виды власти. Легитимность власти.

  13. Понятие политической системы.

  14. Модель политической системы Д. Истона.

  15. Модель политической системы Г. Алмода.

  16. Классификация политических систем.

  17. Понятие и классификация политических режимов.

  18. Предпосылки становления и признаки тоталитарных политических режимов.

  19. Авторитарный режим и его формы

  20. Признаки демократического политического режима.

  21. Президентская, парламентская и смешанная формы демократического режима.

  22. Понятие и классификация групп интересов.

  23. Происхождение и классификация партий.

  24. Партийные системы. Многопартийная система в России.

  25. КПРФ и Единая Россия

  26. Актуальность проблем национальной политики для современных государств.

  27. Взаимодействие политики и экономики.

  28. Формы национальной и межнациональной государственности.

  29. Причины и формы межнациональных конфликтов в России и СНГ.

  30. Государство – главный институт политической системы общества.

  31. Происхождение, признаки и формы государства.

  32. Понятие и сущность гражданского общества.

  33. Условия формирования гражданского общества в России. Роль СМИ в становлении гражданского общества в России.

  34. Понятие политической культуры и механизм ее формирования.

  35. Структура политической культуры.

  36. Особенности политической культуры современной России.

  37. Политическая социализация. Неполитические и политические институты социализации.

  38. Взаимодействие политики и религии.

  39. Классические концепции политической элиты. (Г.Моска, В.Парето, Р. Михельс).

  40. Современные концепции политической элиты.

  41. Структура и рекрутирование элит.

  42. Рекрутирование современной элиты в России.

  43. Содержание и природа политического лидерства.

  44. Типология политического лидерства.

  45. Политическое лидерство в России.

  46. Политические партии ЛДПР и Справедливая Россия.

  47. Понятие и характеристика политического процесса.

  48. Конфликты в политическом процессе.

  49. Понятие и формы политического участия.

  50. Избирательные системы.

  51. Этапы и участники избирательных кампаний.

  52. Современные концепции лидерства.

  53. Правовые основы организации избирательных кампаний в России.

  54. Политическая мысль Древней Греции (Платон и Аристотель).

  55. Политическая мысль нового времени и эпохи Просвещения (Т Гоббс, Н. Макиавелли, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье).

  56. Религиозная политическая мысль европейского средневековья (А. Августа, Ф. Аквинский).

  57. Русская политическая мысль в 19 – начале ХХ века (либерализм, консерватизм и политический радикализм).

  58. Теоретическое обоснование международных отношений.

  59. Особенности современного мирового политического процесса.

  60. Национально-государственные интересы России. Внешняя политика Российского государства в современных условиях.


VI.Планы семинарских занятий для студентов

очно – заочной формы обучения



Семинарское занятие по политологии №1

Тема: «Политология как наука и учебная дисциплина».

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая программа дисциплины Для направления 030200. 62 «Политология»
«Мировая политика и международные отношения». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030200. 62 «Политология»...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая программа дисциплины Политология Направление подготовки: 034300 «Физическая культура»
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая учебная программа дисциплины политология. Федерального компонента...
Хх веке и на пороге третьего тысячелетия, первостепенное значение в высшей школе приобретает политическое образование студенческой...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая программа дисциплины «Политология»
Курс политология в целом раскрывает: закономерности политического процесса, сущность политической власти и её организационные формы...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая программа по курсу фтд. 3 «Деловые переговоры» для специальности...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая программа дисциплины Политико-правовые аспекты деятельности...
Рабочая программа дисциплины «Политико-правовые аспекты деятельности ес» предназначена для студентов 3 курса философского факультета...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconПрограмма дисциплины Для направления 03020062 «Политология» (программа подготовки бакалавра)
И75 Иоселиани А. Д., Чумаков А. Н. Логика: Программа дисциплины. Для студентов Финакадемии, обучающихся по направлению «Политология»...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом для специальности «Политология», утвержденным...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая учебная программа дисциплины Конспекты лекций Материалы практических занятий
«Политология». Курс опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения таких дисциплин как «Теория политики», «Сравнительная...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая программа Английский язык 6 класс
И75 Иоселиани А. Д., Чумаков А. Н. Логика: Программа дисциплины. Для студентов Финакадемии, обучающихся по направлению «Политология»...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) б в 1 История политических...
Политология в 1, 2, 3 и 4 учебных семестрах и призван способствовать углублению и систематизации знаний, полученных ими в процессе...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) б в 8 Политическая регионалистика...
Политическая регионалистика изучается студентами специальности «Политология» в 5 и 6 учебных семестрах, что способствует углублению...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Электоральный менеджмент 030200...
С впо по направлению подготовки 030200 Политология в результате изучения теоретических и практических основ электоральных процессов,...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая программа политология
Политология: рабочая программа / авт сост.: Г. А. Мохоров; А. Я. Донин. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 40 с
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРабочая программа по курсу ен. Ф. 2 «Концепции современного естествознания»...
...
Рабочая программа дисциплины «Политология» iconРуководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой...
Целью освоения учебной дисциплины «политология» является формирование научных знаний об обществе и личности, о политической структуре,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск