Постоянно нейтральные государства на современном этапе





Скачать 136.24 Kb.
НазваниеПостоянно нейтральные государства на современном этапе
Дата публикации02.08.2015
Размер136.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы



Постоянно нейтральные государства на современном этапе

Современное развитие международных отношений характеризуется постоянным ростом процессов интеграции, экономического сотрудничества, активизацией деятельности миролюбивых сил.

Данные процессы приводят к столкновению интересов различных государств за экономическое господство, что может привести к возникновению военных конфликтов, в которые может быть вовлечено множество государств, о чем свидетельствует опыт Первой и Второй мировых войн.

Государства Европы в современных условиях не отказываются от военной силы как средства сдерживания потенциальной угрозы. В условиях, когда уровень интеграции и взаимной зависимости государств очень высок, исключительно коллективные усилия способны предотвратить возникновение различных угроз и появление очагов военных конфликтов.

Одной из форм обеспечения и поддержания международного мира и безопасности является нейтралитет. Понятие «нейтралитет» (нем. neutralitat) происходит от латинского «neuter», что в переводе на русский язык означает «ни тот, ни другой». Применительно к международным отношениям – не поддерживающий чью-либо сторону.

Под нейтралитетом как международно-правовым явлением следует понимать принятый суверенным государством международно-правовой статус, предполагающий наличие определенных прав и обязанностей, закрепленный в соответствующей международно-правовой форме, и признанный хотя бы одним государством, в соответствии с которым данное государство обязано не участвовать прямо либо косвенно во враждебных действиях воюющих государств и не оказывать прямую и косвенную помощь воюющим государствам1

Нейтралитет как средство поддержания международного мира и безопасности плотно вошел в практику межгосударственных отношений, как один из способов защиты государств от разрушительного воздействия войн и экспансионистки настроенных государств.

Существует также понятие «постоянный нейтралитет», которое отличается от традиционного понятия нейтралитета. Появление постоянного нейтралитета обусловлено желанием некоторых государств сохранить мир и национальный суверенитет, предотвратить войны и проводить независимую внешнюю политику. 

Постоянный нейтралитет – это устанавливаемое путем международного соглашения обязательство государства не участвовать в какой бы то ни было войне, кроме случаев вооруженной защиты собственной территории от нападения или от попыток воюющих государств включить ее в орбиту войны. Участниками такого соглашения являются нейтрализующиеся страны и заинтересованные в нейтрализации государства, - как правило, великие державы2.

Нейтралитет в его традиционном понимании предполагает неучастие государства в конкретной войне, то есть ставит государство вне войны, а постоянный нейтралитет, предполагает отказ государства на долгосрочную перспективу от использования войны в качестве средства разрешения международных споров. В этой связи можно утверждать, что постоянный нейтралитет представляет собой высшую форму развития нейтралитета, так как существует вне связи с войной.

Постоянный нейтралитет и нейтралитет в его традиционном международно-правовом понимании соотносятся как часть и целое: постоянный нейтралитет включает в себя нейтралитет во время войны, то есть традиционный нейтралитет, при этом, понятие постоянного нейтралитета шире, в силу того, что данный статус существует вне войны и соответственно пред-полагает наличие прав и обязанностей также существующих вне войны.

Постоянный нейтралитет с международно-правовой точки зрения можно определить как юридически признанный другими государствами (государством) международно-правовой статус суверенного государства, предполагающий наличие определенных прав и обязанностей, в соответствии с которыми данное государство отказывается на долгосрочную перспективу от участия в войнах, военных и экономических союзах, которые могут прямо либо косвенно вовлечь его в войну, а также от использования войны в качестве средства разрешения международных споров и запрещение предоставления своей территории третьим государствам для различных военных целей3. Данное определение в полной мере соответствует сущности и правовой природе статуса постоянного нейтралитета. 

Различают постоянный нейтралитет гарантированный и признанный. В первом случае участники соглашения обязуются вооруженной силой воспрепятствовать покушениям на нейтралитет и, таким образом, выступают в качестве гарантов постоянного нейтралитета. Во втором случае договорные страны ограничиваются обязательством воздерживаться от всяких действий, способных вовлечь нейтрализованное государство в войну. Постоянно нейтральное государство не только не имеет права участвовать в войне, но оно обязано также воздержаться от совершения в мирное время таких действий, которые в случае возникновения войны могут вовлечь его в военные действия. Постоянно нейтральное государство, как правило, имеет право содержать вооруженные силы, оборонительные сооружения (укрепления на границе, крепости и пр.) и в случае покушения на его нейтралитет использовать эти средства для своей защиты. Территория постоянно нейтрального государства не может быть расширена без согласия остальных участников соглашения.

Из статута постоянного нейтралитета для остальных участников соглашения вытекает обязанность воздерживаться от нарушений неприкосновенности нейтрализованного государства. Такое нарушение рассматривается как международный деликт и дает право на санкции против нарушителя. В случае если в соглашении о постоянном нейтралитете предусмотрены коллективные гарантии, державы-гаранты обязаны совместными мерами воспрепятствовать нарушению постоянного нейтралитета. Ликвидация статута постоянного нейтралитета может произойти, как правило, только с согласия всех участников договора.

Впервые постоянный нейтралитет был провозглашен 20 ноября 1815 года Венским конгрессом в отношении Швейцарии. Гарантами постоянного нейтралитета выступили Австрия, Англия, Испания, Португалия, Пруссия, Россия, Франция и Швеция. В 1919 году Швейцария с согласия держав Антанты вступила в Лигу наций, сохранив свой статут постоянного нейтралитета.

Договорами от 26 июня и 15 ноября 1831 года был провозглашен постоянный нейтралитет Бельгии, отделившейся от Голландии. Австрия, Англия, Пруссия, Россия и Франция, подписывая договор, заявили, что все статьи его «находятся под их гарантией». Договор, заключенный между Бельгией и Голландией 19 апреля 1839 года, повторил эти положения.

Во время первой мировой войны нейтралитет Бельгии был нарушен Германией. В 1937 году Бельгия провозгласила свое намерение возвратиться к постоянному нейтралитету, который был аннулирован Версальским мирным договором (ст.31). Англия, Франция и Германия формально заявили о готовности уважать бельгийский постоянный нейтралитет. В начале второй мировой войны нейтралитет Бельгии был снова нарушен Германией. После войны Бельгия окончательно отошла от политики нейтралитета, включившись в так называемый «западный блок» и Северо-атлантический союз.

11 мая 1867 года на Лондонской конференции великими державами был гарантирован постоянный нейтралитет великого герцогства Люксембургского. В отличие от условий постоянного нейтралитета Бельгии и Швейцарии Люксембургу было предложено разоружиться и срыть крепости. Вопреки желанию Люксембурга Версальский договор (ст.40) лишил его статута постоянного нейтралитета. В декабре 1944 года Люксембург официально заявил о своем отказе от политики постоянного нейтралитета и позднее, как и Бельгия, вошел в агрессивный «западный блок» и Северо-атлантический союз.

Постоянный нейтралитет провозглашался в отношении Конго (1885), Гондураса (1907), Албании (1913) и Исландии (1918). В настоящее время статут постоянного нейтралитета этих стран отменен.

На Парижской мирной конференции 1946 года в мирном договоре с Италией (Приложение VI к мирному договору) был установлен постоянный нейтралитет Свободной территории Триест: «Свободная территория будет демилитаризована и объявлена нейтральной» (п.1 ст.3).

В современный статус постоянно нейтральных стран имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан4.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 года и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 года. Державы, подписавшие соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 года, Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 года был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе второй мировой войны великие державы – СССР, США, Англия, Франция – заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в томвиде, как это установлено названным договором. Австрийский парламент 26 декабря 1955 года принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст.1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в законе закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 года была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове­щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 года и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 года Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 года.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 года Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана» от 12 декабря 1995 года. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 года.

В ст.1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно которому «признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики».

Исходя из изложенного, только полноправный субъект международного права – государство – может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета.

Современное международное право, ликвидировавшее «право на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополнительные гарантии его обеспечения.

Немаловажно, что особенностью статуса нейтралитета является ограничение во взаимоотношениях с другими государствами, с того момента, когда статус нейтралитета признан хотя бы одним государством. Данные ограничения отражаются, прежде всего, на запрете принятия международных обязательств, противоречащих статусу нейтралитета. 

Кроме того, обязательства, взятые государством до установления статуса нейтралитета и противоречащие данному международно-правовому статусу, подлежат прекращению в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств, с учетом того, что статус нейтралитета предполагает качественно иные отношения государства, принявшего данный статус с иными государствами и международными организациями. 

Нередко внутригосударственные правовые системы закрепляют преимущество норм международного права перед внутригосударственным правом.  Согласно международному праву, в случае расхождения международного обязательства и национального права государство не может ссылаться в качестве оправдания невыполнения обязательства на внутригосударственное право. 

Вместе с тем, ограничения в международных отношениях, вытекающие из статуса нейтралитета, должны иметь приоритет перед иными международными обязательствами, в связи с чем инкорпорированные во внутригосударственное право нормы международно-правовых актов, устанавливающих статус нейтралитета государства, имеют приоритет перед иными международно-правовыми актами, и, следовательно, нормы международного права будут иметь приоритет перед внутригосударственным правом нейтральных государств, только в случае если они не противоречат уже принятым государством международным обязательствам, вытекающим из статуса нейтралитета и созданным на их основе внутригосударственным правовым нормам. 

Во всех остальных случаях, в случае если приоритет норм международного права закреплен во внутригосударственном праве, то соответственно приоритет будут иметь принятые государством международные обязательства.

Таким образом, все международно-правовые обязательства, которые планирует взять на себя государство должны быть рассмотрены на предмет соответствия статусу нейтралитета с целью исключения возможности его нарушения либо фактического прекращения в результате принятия новых обязательств.

Учитывая изложенное, представляется логичным и необходимым предусмотреть во внутригосударственном праве механизмы, обязывающие проводить экспертизу соответствующих международных договоров и соглашений на предмет соответствия уже взятым государством международных обязательствам5.

Статус нейтралитета предполагает неоказание воюющим государствам прямой или косвенной помощи, вместе с тем, на практике данное правило может не соблюдаться, что обусловлено экономическими интересами, что может нарушить статус нейтралитета и вытекающие из него международно-правовые обязательства.

Современный уровень развития экономических отношений характеризуется укрупнением хозяйствующих субъектов и усилением связей между ними в масштабе мировой экономики, подтверждением чему служит наличие огромного числа транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп и иных крупных хозяйствующих субъектов, при этом, роль государства как хозяйствующего субъекта и активного участника экономических отношений постепенно снижается. 

Деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою непосредственную деятельность на территории нейтральных государств, в конечном счете, может свести на нет статус нейтралитета конкретного государства. Так, хозяйствующие субъекты, попадающие под юрисдикцию нейтрального государства, могут осуществлять экономическое взаимодействие с воюющими государствами и осуществлять поставку продукции и технологий, которые могут использоваться для военных целей. 

Кроме того, отдельное государство ради своего экономического развития может создать ситуацию, когда формально оно будет сохранять нейтралитет, а фактически через различные хозяйствующие субъекты будет осуществлять активное экономическое сотрудничество, с воюющими государствами, оказывая последним косвенную помощь, и нарушая существо взятых на себя международных обязательств, вытекающих из статуса нейтралитета, в связи с чем экономический аспект нейтралитета приобретает особую значимость и нуждается в самостоятельном регулировании в силу того, что на практике государства неоднократно пренебрегали нормами международного права, в том числе статусом нейтралитета в целях экономического развития.

Нейтральное государство должно четко определить полномочия соответствующих субъектов (административно-территориальные образований) по взаимоотношению с воюющими государствами и хозяйствующими субъектами с целью исключения возможности нарушения своего международно-правового статуса.

Таким образом, применительно к современным реалиям объективно появляется необходимость урегулирования во внутригосударственном и международном праве вопросов, касающихся экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов с воюющими государствами и расширения сферы действия нейтралитета на экономические отношения посредством обеспечения соответствующего международного и внутригосударственного правового режима. 

Нейтральное государство должно одновременно установить соответствующие ограничения в отношении иностранных хозяйствующих субъектов, не подпадающих под юрисдикцию государства, обладающего статусом нейтралитета.

В связи с чем, необходимо внутригосударственное правовое регулирование содержания и существа договорных обязательств хозяйствующих субъектов, подпадающих под юрисдикцию нейтрального государства, и включения в них специальных условий, касающихся оснований приостановления их действия либо расторжения, в связи с наступлением условий, исключающих возможность осуществления экономических отношений с воюющими государствами либо третьими государствами и хозяйствующими субъектами, осуществляющими экономическое взаимодействие с воюющими государствами.

Рассмотренные направления деятельности по развитию и укреплению статуса нейтралитета во внутригосударственном праве являются наиболее значимыми, при этом внутригосударственное право, в части касающейся инкорпорации международно-правовых обязательств нейтралитета может и должно развиваться и в иных направлениях, что будет способствовать дальнейшему укреплению роли нейтралитета  в поддержании международного мира и безопасности и его развитию.




Список источников:

1. Батырь В.А. Международное гуманитарное право: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2011.

2. Вылегжанин А.Н. Международное право: Учебник. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

3. Ибрагимов А.М. Еще раз о международно-правовой системе гарантий//Международное публичное и частное право. 2011. № 1.

4. Леншин С.И. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: Монография. – М.: За права военнослужащих, 2009.

5. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов (издание третье, переработанное и дополненное). – М.: ВолтерсКлувер, 2005.

6. Международное право. Общая часть: Учебник/Г.Я.Бакирова, П.Н.Бирюков, Р.М.Валеев и др.; отв. ред. Р.М.Валеев, Г.И.Курдюков. – М.: Статут, 2011.

7. Международное право: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп./Отв.ред.Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. – М.: Международные отношения, 1998.

8. Опарина М.В. Правовой статус территорий в вооруженных конфликтах//Юридический мир. 2008. № 9.

9. Умеренко Ю.А. Международно-правовой статус нейтралитета и внутригосударственное право//ЕврАзЮж. 2011. № 10.

1Например,Международное право: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп./Отв.ред.Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. – М.: Международные отношения, 1998; Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов (издание третье, переработанное и дополненное). – М.: ВолтерсКлувер, 2005, и др.

2Международное право. Общая часть: Учебник/Г.Я.Бакирова, П.Н.Бирюков, Р.М.Валеев и др.; отв. ред. Р.М.Валеев, Г.И.Курдюков. – М.: Статут, 2011. – С.189.

3 Опарина М.В. Правовой статус территорий в вооруженных конфликтах//Юридический мир. 2008. № 9.

4Вылегжанин А.Н. Международное право: Учебник. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.


5Умеренко Ю.А. Международно-правовой статус нейтралитета и внутригосударственное право//ЕврАзЮж. 2011. № 10.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconДоклад на тему: Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе...
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку максимальную подготовку к жизни в постоянно меняющемся мире. Поскольку...
Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconДоклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации 2012 год
Серьезные демографические проблемы России и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения требуют особого внимания со стороны...
Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconДоклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации 2012 год
Серьезные демографические проблемы России и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения требуют особого внимания со стороны...
Постоянно нейтральные государства на современном этапе icon1. Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и...
Тема Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и функциям денег на современном этапе
Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Ии профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту вписывается в общую стратегию образовательной политики...
Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconМетодические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья...
Поэтому на современном этапе развития российского общества правительство, семья, система образования, социум должны уделять больше...
Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconУроки знаний для взрослых на тему: «Место государства и гражданина...
«Место государства и гражданина в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство.»
Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconСовершенствование содержания и методов преподавания биологии на современном этапе

Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconПоложение о заочном муниципальном этапе окружного конкурса «Семья-основа...
Заочный муниципальный этап окружного конкурса «Семья – основа государства» (далее – конкурс) организуется и проводится с целью отбора...
Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconВнеклассное мероприятие Тема: Место государства в современном интернет-пространстве....
Тема: Место государства в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство
Постоянно нейтральные государства на современном этапе icon№ Цель и задачи коррекционной педагогики
Раскройте понятия «коррекционная педагогика» и её значение на современном этапе развития общества
Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconПримерные темы рефератов, курсовых работ
Особенности реформирования системы государственного управления России на современном этапе
Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconУрок Мужества
Осоавиахим СССР в годы Великой Отечественной войны, деятельности досааф россии на современном этапе
Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconНазвание раздела, темы урока
Представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе
Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Страны, находящиеся на этапе аграрного развития не могут стать постиндустриальными, не выработав у себя индустриальной базы. Говоря...
Постоянно нейтральные государства на современном этапе iconРефератов по дисциплине «Социальная политика»
Проблема определения приоритетов в социальной политике на современном этапе развития российского общества


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск