МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С О Г Л А С О В А Н О
| У Т В Е Р Ж Д А Ю | Первый заместитель
Министра внутренних дел
Российской Федерации
А.А. Чекалин
3 июня 2005 г. | Заместитель
Министра образования и науки
Российской Федерации
А.Г. Свинаренко
27 декабря 2005 г.
|
| ННомер государственной регистрации 771 гум/сп | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 030505 Правоохранительная деятельность Квалификация – юрист Вводится с момента утверждения Москва 2005 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Специальность «Правоохранительная деятельность» создана приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 января 2001 г. № 155 и утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2005 года №197.
1.2. Квалификация выпускника - юрист. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 030505 Правоохранительная деятельность при очной форме обучения - 5 лет. Учитывая, что в вузах правоохранительных органов продолжительность каникул определяется в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы, в случае, когда продолжительность каникул меньше установленной государственным образовательным стандартом, по заключению УМС по образованию в области правоохранительной деятельности, допускается сокращение срока освоения основной образовательной программы подготовки юриста до 4 лет 6 месяцев (без сокращения объема времени теоретического обучения).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
Юрист должен:
- знать роль и место правоохранительных органов в системе государственных органов Российской Федерации;
- знать особенности правоохранительной деятельности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;
- знать правовые и организационные основы правоохранительной деятельности в соответствии с профилем подготовки;
- обладать гражданской зрелостью, глубоким уважением к закону и социальным ценностям правового государства, чувством профессионального долга, соблюдать нормы профессиональной этики;
- осознавать безусловный приоритет в служебной деятельности таких ценностей как права, свободы и законные интересы граждан, законность и дисциплина;
- понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, понимать их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности;
- обладать профессионально значимыми волевыми и моральными качествами и психологической устойчивостью;
- уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
- уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- уметь принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- знать и уметь использовать в профессиональной деятельности особенности тактики и методики предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступлений и административных правонарушений в соответствии с профилем подготовки;
- уметь осуществлять защиту безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности, пресекать противоправные действия, в том числе с применением физической силы, специальных средств, с применением и использованием огнестрельного оружия;
- уметь осуществлять профилактическую работу по обеспечению законности и укреплению правопорядка, проводить пропаганду правовых знаний среди населения;
- уметь осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с трудовыми коллективам, гражданами, муниципальными органами охраны общественного порядка, со средствами массовой информации;
- иметь навыки профессионального общения с различными категориями граждан;
- уметь в сложных условиях, экстремальных ситуациях, связанных с выполнением служебных обязанностей, принимать правильные управленческие решения; организовывать собственную работу и работу исполнителей на основе современных представлений о научной организации труда сотрудников правоохранительных органов;
- уметь использовать специальную технику, применяемую в деятельности правоохранительных органов, а также средства вычислительной техники;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, анализировать и обобщать положительный опыт деятельности правоохранительных органов и использовать его в своей профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности - правоохранительная деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка, борьбу с преступностью и иными правонарушениями.
Объекты профессиональной деятельности - юридические факты и правовые отношения, возникающие в сфере правоохранительной деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Юрист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 030505 Правоохранительная деятельность, подготовлен к продолжению образования в аспирантуре (адъюнктуре).
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3.1. Основная образовательная программа подготовки юриста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки юриста формируется из дисциплин федерального, национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины федерального компонента.
3.4. Основная образовательная программа подготовки юриста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Всего часов
| ГСЭ
| Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
| 1800
| ГСЭ.Ф.00
| Федеральный компонент
| 1138
| ГСЭ.Ф.01
| Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятия дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
| 340
| ГСЭ.Ф.02
| Физическая культура
Физическая культура: ее общекультурная и профессиональная значимость; физическая культура личности; основы здорового образа жизни студента; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма; организационно-правовые основы физической подготовки сотрудников правоохранительных органов; особенности двигательного режима работы сотрудников различных служб правоохранительных органов; профессионально важные физические качества сотрудников различных служб правоохранительных органов; общепедагогические и специфические принципы физической подготовки сотрудников правоохранительных органов; средства, методы и формы физической подготовки; построение процесса физической подготовки в образовательных учреждениях правоохранительных органов; броски; приемы борьбы лежа; удушающие приемы; приемы задержания и сопровождения правонарушителей; удары и защиты от ударов; уходы из опасных положений при единоборствах и борьбе с правонарушителями; приемы обезоруживания правонарушителей; наружный осмотр и связывание правонарушителя; способы помощи сотруднику правоохранительных органов при задержании сопротивляющихся правонарушителей; приемы рукопашного боя с автоматом; действия с использованием средств активной обороны (резиновой палки); учебно-тренировочные поединки по борьбе, боксу, рукопашному бою; отработка правомерных действий по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению сопротивляющихся правонарушителей на основе моделирования типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов; формирование абсолютной и взрывной силы, общей и специальной выносливости.
| 408
| ГСЭ.Ф.03
| Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности и общества в Х1 – ХП вв.; социально-политические изменения в русских землях в ХШ - ХV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимоотношений; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в.; реформы и реформаторы в России; русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру; роль ХХ столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале ХХ в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революции 1917 г.; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; октябрьские события 1993 г.; Россия на пути радикальной социально-политической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
|
| ГСЭ.Ф.04
| | |