Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология»





НазваниеМетодические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология»
страница1/5
Дата публикации08.03.2016
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5
Негосударственное образовательное учреждение

высшего образования

«Институт управления и права»

Методические указания для организации

самостоятельной работы

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Социология»
Направление подготовки

38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление»
Уровень квалификации – бакалавр

(Образец титульного листа)
Негосударственное образовательное учреждение

высшего образования
«Институт управления и права»
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
направление «___________»

ИЛИ!!! СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «___________»


РЕФЕРАТ

(контрольная работа)

(КУРСОВАЯ РАБОТА)
по дисциплине «­­­­­­­­­________ »
семестр ___
Вариант № __ (для контрольных работ)
«ТЕМА РАБОТЫ» (для рефератов, курсовых работ)


Работу выполнил студент ______________ ___________________

(подпись) (Фамилия Имя Отчество)
Проверил _______________

(подпись)
Регион _______________

Дата выполнения работы _______________

Москва 2015

Варианты контрольных работ
Контрольная работа (1 вариант)

(для студентов, фамилии которых начинаются с букв А-Г)
I. Теоретическая часть (вопросы по дисциплине)

1. Как понимается содержание объекта и предмета социологии в различных социологических концепциях, различными авторами?

2. Какие функции выполняет социология? Каково их содержание?

3. Что такое законы, закономерности? В чем состоит их сходство и различие?

4. В чем вы видите специфику категорий (понятий) социологии?

5. Исходя из проработанных выше вопросов, можете ли вы определить место социологии в системе общественных дисциплин?

II. Практическая часть (задачи, практические работы и пр.)

1. Составьте, постепенно пополняя, краткий словарь понятий социологии. Попробуйте определить специфику близких (одинаково звучащих) понятий в социологии и в других научных дисциплинах.

2. Сравните социологию и изучаемые вами научные и учебные дисциплины? Что в них общего и чем различаются? Какое место в этой системе занимает социология?
III. Тесты

1. Социология – это:

а) эмпирическая наука, служащая удовлетворению текущих потребностей общества;

б) наука, занимающаяся опросом общественного мнения;

в) наука о природе и сущности психических образов;

г) наука о социальных фактах;

д) целостная система знаний об устройстве общества и о месте в нем каждого человека;

е) наука об индивидуальных взглядах на события социальной жизни.

2. Обозначьте правильный ответ.

До возникновения социологии как самостоятельной науки, она существовала в форме составной части:

а) философии;

б) естественной науки;

в) социальной философии;

г) исторической науки.

3. Возникновение социологии как самостоятельной науки вызвано:

а) потребностью разобраться в структуре классовых отношений и объяснить социальное неравенство;

б) стремлением выдающихся мыслителей просветить народ;

в) потребностью разобраться в неоднозначном характере взаимоотношений между различными социальными институтами и организациями;

г) новым местом личности в общественной жизни и новым самосознанием личности;

д) обнаружением не тождественности законов и принципов развития природных и общественных процессов;

е) все перечисленное.

4. Социум является объектом:

а) всех наук;

б) гуманитарных наук;

в) инженерно-технических наук;

г) философии;

д) только социологии;

е) всех социальных наук.

5. Объект науки – это:

а) то, что человек изучает и на что направлена его деятельность;

б) весь мир;

г) любое явление мира, изучаемое человеком;

д) то, что человек желает и стремится узнать;

е) часть бесконечного универсального мира, которую человек мысленно «изымает», «вычленяет» из этого мира и рассматривает как самостоятельную и автономно существующую часть, направляя на нее свою познавательную деятельность.

6. Предмет науки:

а) не существует вне познания;

б) существует вне познающего субъекта;

в) не существует вне познающего субъекта;

г) часть объекта науки;

д) сторона, срез аспект, грань, ракурс изучаемого объекта, которая изучается этой, только этой, и никакой другой наукой;

е) объектно-субъективен;

ж) субъективность познающего/субъекта «входит» в предмет науки, является его частью.

7. Социология рассматривает социальный мир как:

а) сумму отдельных социальных факторов;

б) целостную систему;

в) как совокупность социальных явлений, имеющих строгий порядок, исключающий хаос и беспорядок;

г) как внутренне противоречивую социальную систему, испытывающую состояния организации и дезорганизации, внутренней конфликтности, кризиса, определенности и неопределенности, необходимости и случайности. предсказуемости и непредсказуемости.

8. Объектом социологии является (выступает):

а) общество в целом;

б) отдельные сферы жизнедеятельности человека;

в) человек, индивид, личность;

г) типы государства;

е) социум.

9. Предметом социологии является:

а) весь социум;

б) личность и ее поведение;

в) взаимодействие индивида с другими людьми;

г) различные группы в обществе и их отношения друг с другом;

д) структурная дифференциация общественной системы на группы, общности, социальные институты, организации, сферы, взаимодействия и связи между ними, место и характер связи социального поведения индивида в рамках этих подструктур.

10. Выберите наиболее приемлемое на современном этапе определение социологи как науки:

а) «социология – наука, стремящаяся понять социальное действие и тем самым объяснить его процесс и воздействие» (М.Вебер);

б) социология – наука «изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных» (П.Сорокин);

в) социология – научное изучение социальных «институтов и социального поведения» (Э.Гидденс);

г) социология – наука о среднем «статистическом человеке как нормативном представителе социальной группы, вне каких-либо отклонений от средней тенденции» (Л.Кетле);

д) социология наука о функциональных законах психологии людей в конкретных социокультурных условиях (Д.Милль);

е) социология - наука о становлении, законах функционирования и развития социальных общностей, социальных институтов и организаций, о механизмах и принципах их взаимосвязи и взаимодействия, а также о позиции, взаимодействии и поведении индивида в социальной системе.

11. Макросоциологический подход в социологии – это изучение:

а) отдельных социальных явлений;

б) рассмотрение специфических сторон различных социальных явлений;

в) это сбор и накопление данных об изменении общественных явлений;

г) изучение особенностей поведения групп людей в период выборов государственной власти;

д) изучение взаимоотношений между частями общества, их взаимозависимости и роли в функционировании и динамике целостной социальной системы.

12. Микросоциологический подход в социологии – это:

а) изучение общих законов функционирования и динамики общества;

б) изучение взаимодействий между социальными организациями и социальными институтами;

в) фиксация внимания на изучении принципов функционирования и поведения больших групп людей;

г) изучение поведенческих актов, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций людей в малых группах;

д) изучение внутреннего мира личности.

13. Приведение в соответствие друг другу левую и правую части в схеме о трехуровневой структуре социологии:

1.- общая социологическая теория

1. средний уровень

2.-отраслевые,социологические направления

2. низший уровень

3.- эмпирическая, прикладная социология

3. высший уровень

14. Социология как самостоятельная наука начала оформляться:

а) в эпоху Возрождения;

б) в эпоху Просвещения;

в) в середине XIX века.

15. Отметьте, к какому типу знания относится социология:

а) гуманитарному типу знания;

б) социальному типу знания;

в) естественнонаучному типу знания;

г) инженерно-техническому типу знания.

16. Отметьте, кого считают основателями социологии как самостоятельной науки:

а) Т.Парсонса;

б) О.Конта;

в) К.Маркса;

г) Г.Спенсера;

д) О.Шпенглера;

е) Э.Дюркгейма.

17. Приведите в соответствие функции социологии и вопросы, на которые она ищет ответы:

1. преобразовательная (практическая)

1. Чем я (человек), живя, должен руководствоваться?

2. Мировоззренческая (идеологическая)

2. Что я могу знать с помощью этой науки?

3.Теоретико-познавательная (гносеологическая)

3. Что я могу делать, а чего не могу, не должен?

18. Социология позволяет:

а) накопить житейские, обыденные представления об обществе;

б) формировать научные знания о структуре, закономерностях, тенденциях общества;

в) составить системную картину социальных отношений и процессов;

г) формировать гибкость поведения;

д) формировать представления об образовании планеты Земля;

е) осмыслить социальные смыслы профессиональной деятельности.

Темы рефератов

  1. Э.Дюркгейм и его воззрение на общество.

  2. Социологическая концепция М.Вебера.

  3. Социологическая система П.А.Сорокина.

  4. Э. Гидденс и его оценки познавательных возможностей социологии.

  5. Гражданское общество как объект социологии.

  6. Этапы и проблемы возрождения отечественной социологии в 50-60 годы.

  7. Проблема человека в социологии.

  8. Проблемы становления и взаимосвязи количественных и качественных методов в социологии.

  9. Характеристика взглядов на структуру социологии.

  10. Прикладная социология.

  11. Дискуссия об основных функциях социологии.

  12. Общие требования к программе социологического исследования.

  13. Основные методы сбора социологической информации.

  14. Генезис идей об участии работника в управлении производством.

  15. Основные проблемы и направления исследований в сфере труда.

  16. Фермерство и перспективы его развития.

  17. Cудьбы сельского учительства.

  18. Экологическая ситуация в стране, в регионе: состояние, проблемы и пути их решения.

  19. Основные концепции экологических движений.

  20. Г енезис идей социальной инфраструктуры.

  21. Национальные аспекты социальной инфраструктуры.

  22. Г енезис идей о социальной структуре.

  23. Основные изменения социальной структуры в условиях рыночных отношений.

  24. Постсоветское общество и возможность его анализа в контексте стратификационной теории.

  25. Социология семьи: современные проблемы исследования.

  26. Изменение функций семьи в ХХ веке.

  27. Воспитание детей в семье как социальная проблема.

  28. Социология молодежи как специальная социологическая теория.

  29. Молодежь как группа современного гражданского общества.

  30. Современные социальные ориентации российской молодежи.

  31. Виды и типы отклоняющегося поведения.

  32. Маргиналы: прошлое, будущее и настоящее.

  33. Динамика взаимосвязи девиантного и делинквентного поведения.

  34. Основные вехи эволюции идей политической социологии.

  35. Современная политическая культура и ее структура.

  36. Результаты социологических исследований рейтинга современных политических лидеров России.

  37. Электоральное поведение: сущность и современные проблемы.

  38. Современные социальные технологии обеспечения выборов в высшие органы государственной власти.

  39. Социальные технологии лоббирования интересов различных политических структур.

  40. Становление социологии права как самостоятельной социологической теории.

  41. Парадоксы правового сознания.

  42. Специфика социологических исследований правовой активности различных слоев населения.

  43. Становление многопартийности в России в 80-90 годы.

  44. Проблемы становления и развития новых политических партий.

  45. Генезис идей социологии личности в зарубежной и отечественной литературе.

  46. Изменение социальных ролей в период рыночной экономики.

  47. Социализация личности в зеркале социологии.

  48. Генезис идей образования в отечественной социологии.

  49. Феномен непрерывного образования.

  50. Основные социальные проблемы развития отечественного высшего образования.

  51. Социальная роль гуманитарной интеллигенции в современной России.

  52. Социальные функции науки.

  53. ”Утечка мозгов” как феномен современной российской науки.

  54. Основные направления социологических исследований эффективности деятельности отечественных научных учреждений.

  55. Социологические проблемы научной деятельности гуманитарной интеллигенции.

  56. Предмет “социологии культуры”.

  57. Массовая культура: ее “плюсы” и “минусы”.

  58. Основные направления исследований в социологии культуры.

  59. Социология театра как область социологического знания.

  60. Социологические теории религии.

  61. Социологический анализ причин развития и сущности сектанства.

  62. Сущность и методы социального предвидения.

  63. Становление и развитие социального прогнозирования.

  64. Г енезис идей социального проектирования.

  65. Возможности и проблемы развития отечественного и зарубежного социального планирования.

  66. История и современный уровень развития социально-технологической деятельности в России.


Контрольная работа (2 вариант)

(для студентов, фамилии которых начинаются с букв Д-З)
I. Теоретическая часть (вопросы по дисциплине)

1. Что такое социология социальной сферы?

2. В чем состоят причины актуализации проблем социологии социальной сферы в современных условиях развития человеческого общества?

3. Определите объект и предмет социологии социальной сферы.

4. Какова структура социальной сферы?

5. Назовите функции социологии социальной сферы.

6. Какие основные понятия используются в социологии социальной сферы?

7. Каково состояние социальной сферы в России на современном этапе?

II. Практическая часть (задачи, практические работы и пр.)

1.Выявите глобальные и частные факторы актуализации проблем социологии социальной сферы в современных условиях. Покажите это на примерах по месту вашего жительства и учебы.
III. Тесты
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания к организации контролируемой самостоятельной...
Методические указания к организации контролируемой самостоятельной работы по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности и...
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания для студентов График и методические указания...
График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Исполнительное производство» для студентов заочной...
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине...
Методические указания для организации самостоятельной работы аспирантов по дисциплине «Планирование развития карьеры и личности»...
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания для организации самостоятельной работы аспирантов...
Методические указания для организации самостоятельной работы аспирантов по дисциплине «Планирование развития карьеры и личности»...
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине...
Анский государственный аграрный университет факультет управления Кафедра менеджмента методические указания для выполнения самостоятельной...
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки
Культурно-историческая роль России на евразийском пространстве: Методические указания по организации самостоятельной работы студентов....
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к зачету, перечень...
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «коневодство»
Рекомендации по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины 8
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы
В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению...
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания по организации выполнению самостоятельной работы...
Наименование документа: Методические указания по организации выполнению самостоятельной работы по п м. 01, Мдк 01. 01
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология» iconМетодические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск