Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 295.98 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/2
Дата публикации09.03.2016
Размер295.98 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Кафедра хореографии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.В.08. Основы актерского мастерства в режиссуре танца

Направление: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: Дополнительное образование (образование в области хореографии и народной художественной культуры)
Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 050100.62 Педагогическое образование, профиль: Дополнительное образование (образование в области хореографии и народной художественной культуры).

Дисциплина Б.3.В.08. Основы актерского мастерства в режиссуре танца входит в вариативную часть (дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)) профессионального цикла ООП бакалавриата, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование.

Трудоемкость составляет 4 зачетных единицы (общее кол-во часов — 144, из них 42 - аудиторные занятия и 75 — самостоятельная работа).

Квалификация (степень) выпускников — бакалавр. Нормативный срок освоения основной образовательной программы (ООП) для очной формы обучения — 4 года.
Составными компонентами УМК являются:


1. Аннотация.

Стр. 1

2.Рабочая программа учебной дисциплины Б.3.В.08. Основы актерского мастерства в режиссуре танца

Стр. 2

2.1. Список рекомендуемой литературы

Стр. 8

2.2. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов

Стр. 11



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ

декан ФКИ
Е.А. Каюмова

«03» сентября 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.В.08. Основы актерского мастерства в режиссуре танца

Трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы


Направление подготовки: «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: Дополнительное образование (образование в области хореографии и народной художественной культуры)

Квалификация выпускника: бакалавр
1. Цели изучения дисциплины
Цель курса: подготовить студентов для самостоятельной работы по созданию сценического образа посредством выразительных средств хореографического искусства.

Задачи курса:

  • органическое сочетание сценического действия со специфически сложными выразительными средствами хореографического искусства;

  • воспитание пластической выразительности, умение слышать музыку и переводить ее на язык действия;

  • научить активировать воображение и творческую фантазию и всесторонне использовать это взаимодействие с танцевальной техникой для создания образа в танце.

На теоретических занятиях по данной дисциплине студентам даются представления о понятиях «актерсоке мастерство» и «режиссура», их роли в сценическом искусстве, об их основных специфических особенностях и взаимосвязи как друг с другом, так и с хореографическим искусством. Методологической основой дисциплины является учение К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко о театральном творчестве и воспитании артистических способностей.

Практические занятия по актерскому мастерству посвящены раскрытию и освоению сущности актерского искусства как искусства сценического действия, его главных закономерностей и элементов техники, тех образных средств (и технических приемов), с помощью которых актер создает действенную линию танца, раскрывающую идейное содержание произведения в различных жанровых формах.

Практические занятия по режиссуре охватывают вопросы изучения задач и функций режиссерской профессии; развития у будущего руководителя хореографического коллектива аналитических, конструктивных, организаторских способностей, а так же творческого образного мышления, овладения умениями построить работу с исполнителем, проработать событийно-действенную структуру хореографического произведения, найти ориганильный режиссерский ход и сопутствующие ему элементы художественного оформления.

Занятия по данной дисциплине предусматривают практику постановки студентами драматических и хореографических работ на материале драматургических, музыкальных, литературных, живописных и др. произведений.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Основы актерского мастерства в режиссуре танца» входит в вариативную часть (дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)) профессионального цикла ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое обарзование и обеспечивает логическую взаимосвязь изучения дисциплин «Костюм и сценическое оформление танца», «Основы сценической речи», «Костюм и сценическое оформления танца».
3. Требование к уровню освоения программы

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14)

профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

в области педагогической деятельности:

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

в области культурно-просветительской деятельности:

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • теорию и историю хореографического искусства, связь истории хореографии с развитием мировой культуры;

  • связь танцевальной культуры народов, живущих в РФ, с условиями их жизни и другими видами народного искусства;

  • основы актерского мастерства и режиссуры танца;

  • стили и направления хореографической режиссуры;

  • пространственное строение танца;

  • историческое развитие сценического оформления танцевальных произведений;

  • особенности музыкально-хореографической драматургии.

Уметь:

  • анализировать творчество современных отечественных и зарубежных хореографов;

  • осваивать техники, стили и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченной композиции) различных видов танца: классического, народно-сценического, историко-бытового, русского, дуэтного, бального танца, джазового танца, танца модерн, клубного танца.

Владеть:

  • основами методики сочинения учебных этюдов;

  • основами актерского мастерства;

  • специфическими танцевальными и постановочными приемами;

  • пространственным строением танца;

  • танцевальным сюжетом;

  • формами танцевальной композиции.


4. Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы и виды учебной работы


Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Распределение по семестрам (час)

1

2

3

4

5

6

7

8

Общая трудоемкость дисциплины

144




144



















Аудиторные занятия

42




42



















Лекции

21




21



















Практические занятия

21




21



















Семинары




























Лабораторные работы




























Другие виды аудиторных работы

10(зан. в интеракт)




10(зан. в интеракт)



















Другие виды работ




























Самостоятельная работа

75




75



















Курсовой проект




























Реферат




























Расчетно-графические работы




























Форма текущего контроля




























Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен,

27




Экзамен,

27




















5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1. Содержание учебной дисциплины


п/п

Наименования раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самост.раб.

всего

лекции

практичес

кие (семи

нары)

лабо

рато

рные

интерактивные формы обучения

1.

Игровая природа актерского искусства

6

3

3




2

9

2.

Элементы актерского мастерства

7

3

4




2

13

3.

Этюд – главное упражнение

6

3

3




2

13

4.

Общение – элемент сценического действия

6

3

3




1

9

5.

Освоение сценического пространства

6

3

3




1

13

6.

Выразительные возможности сценической площадки

6

3

3







9

7.

Построение мизансцены

5

3

2




2

9




Итого:

42 час\4 зач. ед.

21

21




10 час/24%

75


5.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Игровая природа актерского мастерства.

  1. Теоретическая концепция игры. Разновидности игры различаются не только общемировоззренческим содержанием – они обнаруживаются в конкурсных формах художественного творчества. Слова «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Понятие об «игре» вообще имеет некоторую разницу у разных народов.

  2. Эстетическая концепция игры. Рассматривается рассуждение автора об игре Платона, Аристотеля, философов эпохи Ренессанса, Шиллера, Г.Спенсера.

  3. Культурологическая концепция игры. Игра есть форма творчества, но с определенной целью. Игра служит для восстановления равновесия субъекта со средой. В процессе жизни человека игра не исчезает, она лишь принимает определенные формы. Анализируя критерии игры можно определить ее специфику.

  4. Психолого-педагогическая концепция игры. Человек – это игрок, в этом его натура. Здесь игра рассматривается как деятельность с объектом, предполагается импровизация и интуитивная природа человека. Игра, также первичная форма приобщения человека к социуму, формирование способности к общению.

  5. Практические сферы применения игрового принципа (художественно-творческий). Выявлены некоторые стороны психического развития человека в отношении которых показано определяющее влияние игры, их развитие подталкивает к переходу на новую, более высокую ступень психического развития.

  6. Театральная игра. Рассмотрена теория английского актера и педагога К.Баркера, который использует игру как механизм личностного раскрепощения и развития индивидуальных возможностей человека. Главные понятия, которые используются в работе по игровой методике движенческого развития: мобильность, подвижность, непостоянство, изменчивость. Определены цели при использовании игрового метода и способы проведения игры.


Тема 2. Элементы актерского мастерства

  1. Элементы актерского мастерства. Элементы, о которых идет речь, внимание, эмоциональная память, воображение, чувство веры, правды и т.д., в работах К.С. Станиславского их называют элементами сценического действия.

Комплексное освоение этих элементов подводит актера к овладению органическим процессом действия на сцене. Выполнение этой задачи служат упражнения и этюды.

  1. Упражнения настроечного цикла.

Урок актерского мастерства состоит из трех частей. Первая часть носит настроечный характер. Первые 15-20 занятий упражнение настроечного цикла занимают большую часть урока – две трети времени.

  1. Упражнение на развитие внимания и наблюдательности. Данные упражнения повторяются многократно в каждом из них нужно воспроизвести позу и внутренне ее оправдать. Они тренируют скульптурность, чувство выразительной формы, взаимосвязь физической формы и внутреннего состояния.

  2. Упражнения на изменение скоростей. В данном случае под скоростью следует понимать время, необходимое студенту для выполнения того или иного движения.

Одним из важных качеств танцовщика является умение выполнять любое движение с разной скоростью и в различных темпах.

  1. Упражнения на «предлагаемые обстоятельства». Эти упражнения делаются от лица самого студента по форме «я в предлагаемых обстоятельствах» и не дают возможности механически выполнять какие-либо действия, стимулируя его фантазию и воображение.

  2. Упражнения на отношение к воображаемым предметам. Они составляют второй этап урока, имеют цель выработать четкость отношений к воображаемым предметам на основе закона взаимодействия внимания и воображения (вижу реальный предмет, но отношусь, как задано).


Тема 3. Этюд – главное упражнение.

В основе этюдов лежит действие в предлагаемых обстоятельствах для достижения поставленной цели, в котором и находят свое выявление все внутренние элементы.
Тема 4. Общение - элемент сценического действия.

Особое место при освоении элементов актерского мастерства отводится работе над сценическим общением. Общение вбирает в себя все без остатка компоненты актерского искусства. Восприятие действия партнера, оценка этого действия, пристройка к партнеру, совершение действия и оценка результата – весь этот процесс должен быть органически освоен студентами.
Тема 5. Освоение сценического пространства.

Вторая часть учебного процесса связана с освоением студентами (более глубоко и последовательно) основных закономерностей сценического действия в хореографическом жанре искусства.

Танец – это искусство сложное, многосоставное, синтетическое. Оно складывается их многообразных компонентов. Уже в простейшем виде танец представляет собой систему двух начал зрелищного и музыкального. В развитых формах танцевального искусства, в особенности в балете, это единство приобретает драматический характер, становится выразителем жизненных коллизий.

Особое внимание при разработке этого раздела мы уделяем специфической условности хореографического языка, по самой природе своей чуждого бытоподобия и более далекого от прямого воспроизведения внешних сторон действительности, нежели язык многих других искусств.
Тема 6. Выразительные возможности сценической площадки.

Вопрос о выразительных возможностях сценической площадки в теории балетмейстерского искусства подробно не рассматривается. Хореографы в художественной практике полагаются на интуицию, на подсознательные ощущения, подсказывающие, как именно распорядиться сценой в каждом отдельном случае. При этом далеко не всегда используются многообразные выразительные возможности пространства.
Тема 7. Построение мизансцены.

Упражнения дают возможность подвести студентов к внутреннему ощущению сценического пространства, умению ориентироваться в нем, чувствовать сильные и слабые линии композиции.

Следующим этапом в изучении сценической композиции является изучение простейшей грамматики.

Массовые сцены часто требуют подхода к себе как к теме для разработки. В ней, как и в музыкальном произведении, существует прежде всего мелодия, а уж потом вторые и третьи голоса, подголоски, проходные темы и их вариации.
5.3 Лабораторный практикум – не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

  1. Станиславский К.С. Работа актера над собой :работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика/К. С. Станиславский.-СПб.:Прайм-Еврознак,2010.-408 с.

  2. Анульев С.И. Сценическое пространство и выразительные средства режиссуры. Изд-во: КемГУКИ (Кемеровский государственный университет культуры и искусств), 2010. - 106. [http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45978].

3. Кипнис, М. Ш. Актерский тренинг [Текст]:более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером/Михаил Кипнис.-М. [и др.]:АСТ [и др.],2009.-247, с.
6.2. Дополнительная литература

  1. Азы актерского мастерства / авт.-сост. Е. Ганелин. - СПб. : Изд-во : Речь, 2002. - 240 с.

  2. Богданов Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения : Учебно-методическое пособие. - М. : ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2007. - 192 с.

  3. Бухвостова, Л. В. Композиция и постановка танца. Курс лекций / Л.В. Бухвостова, С. А. Щекотихина. - Орел : Орловский государственный институт искусств и культуры, 2001. - 127 с.

  4. Ванслов, В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. Ванслов. – М., 1968.

  5. Вилар, Ж. О театральной традиции / Ж. Вилар. – М., 1956.

  6. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Искусство, 1986.

  7. Гефранова, Н. О. О внутренней технике артиста балета / Н. О. Гефранова. – М. : Искусство, 1967.

  8. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. - Изд-во : Прайм — Еврознак, 2007. - 384 с.

  9. Горчаков, Н. М. Режиссерские уроки Вахтангова / Н. М. Горчаков. – М. : Искусство, 1957.

  10. Гройсман, А. Л. Психология творческого труда студентов театральных вузов / А. Л. Гройсман. – М. : ГИТИС, 1982.

  11. Есаулов И. Г. Хореодраматургия [:искусство балетмейстера : [учебник для вузов]/И. Г. Есаулов.-Ижевск:Удмуртский университет,2000.-318.

  12. Захаева, Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захаева. – М. : Искусство, 1978.

  13. Захаров, Р. Сочинение танца / Р. Захаров. – М. : Искусство, 1983. - 244 с.

  14. Кнебель, М. О. О том, что мне кажется особенно главным / М. О. Кнебель. – М. : Искусство, 1971.

  15. Кристи, Г. В. О воспитании актера школы Станиславского / Г. В. Кристи. – М. : Искусство, 1978.

  16. Кристи, Г. В. Основы актерского мастерства / Г. В. Кристи. – М. : Сов. Россия, 1970.

  17. Македонская, И. В. Учебно-методическое пособие по актерскому мастерству : Для 1, 2 и 3 курсов хореографических училищ / И. В. Македонская, Е. В. Петрова. - 1998. - 136 с.

  18. Мейерхольд, В. Э. О театре / В. Э. Мейерхольд. – СПб., 1913.

  19. Митрохина Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии. Учебное пособие. Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2003. - 108 с.

  20. Молчанов, Ю. В. Композиция сценического пространства / Ю. В. Молчанов. – М. : Просвещение, 1981.

  21. Натадзе, Р. Г. Воображение как фактор поведения / Р. Г. Натадзе. – Тбилиси, 1972.

  22. Основы Системы Станиславского [Текст]:учебное пособие для вузов/авт.-сост. : Н. В. Киселева, В. А. Фролов.-Ростов-на-Дону:Феникс,2000.-125 с.

  23. Панферов, В. И. Основы композиции танца : экспериментальный учебник для студентов вузов, колледжей и училищ культуры и искусства / ЧГАКИ. Челябинск. - 2001. - 120 с.

  24. Ремнев, В. А. Методологические основы актерского мастерства и режиссура в театральной педагогике / В. А. Ремнев. - Изд-во : Дума, 2006. - 240 с.

  25. Суворова, М. Н. Работа балетмейстера в драматическом коллективе / М. Н. Суворова. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2007. - 144 с.

  26. Театр, где играют дети:Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов/[И. Б. Белюшкина, Ю. Н. Витковская, Н. В. Ермолаева и др.] ; Под ред. А. Б. Никитиной.-М.:ВЛАДОС,2001.-286 с


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Обучающие программы, дидактические и методические пособия, упражнения в специальной литературе, нотный материал, вопросы к экзамену.

Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов:

  1. Актерское мастерство, мастер-класс http://www.youtube.com/watch?v=VB97zXGjCgQ

  2. Режиссура в танце http://magrenc.ru/act/
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск