Скачать 295.98 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Кафедра хореографии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.В.08. Основы актерского мастерства в режиссуре танца Направление: 050100.62 Педагогическое образование Профиль: Дополнительное образование (образование в области хореографии и народной художественной культуры) Аннотация Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 050100.62 Педагогическое образование, профиль: Дополнительное образование (образование в области хореографии и народной художественной культуры). Дисциплина Б.3.В.08. Основы актерского мастерства в режиссуре танца входит в вариативную часть (дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)) профессионального цикла ООП бакалавриата, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование. Трудоемкость составляет 4 зачетных единицы (общее кол-во часов — 144, из них 42 - аудиторные занятия и 75 — самостоятельная работа). Квалификация (степень) выпускников — бакалавр. Нормативный срок освоения основной образовательной программы (ООП) для очной формы обучения — 4 года. Составными компонентами УМК являются:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ декан ФКИ Е.А. Каюмова «03» сентября 2013г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.В.08. Основы актерского мастерства в режиссуре танца Трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы Направление подготовки: «Педагогическое образование» Профиль подготовки: Дополнительное образование (образование в области хореографии и народной художественной культуры) Квалификация выпускника: бакалавр 1. Цели изучения дисциплины Цель курса: подготовить студентов для самостоятельной работы по созданию сценического образа посредством выразительных средств хореографического искусства. Задачи курса:
На теоретических занятиях по данной дисциплине студентам даются представления о понятиях «актерсоке мастерство» и «режиссура», их роли в сценическом искусстве, об их основных специфических особенностях и взаимосвязи как друг с другом, так и с хореографическим искусством. Методологической основой дисциплины является учение К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко о театральном творчестве и воспитании артистических способностей. Практические занятия по актерскому мастерству посвящены раскрытию и освоению сущности актерского искусства как искусства сценического действия, его главных закономерностей и элементов техники, тех образных средств (и технических приемов), с помощью которых актер создает действенную линию танца, раскрывающую идейное содержание произведения в различных жанровых формах. Практические занятия по режиссуре охватывают вопросы изучения задач и функций режиссерской профессии; развития у будущего руководителя хореографического коллектива аналитических, конструктивных, организаторских способностей, а так же творческого образного мышления, овладения умениями построить работу с исполнителем, проработать событийно-действенную структуру хореографического произведения, найти ориганильный режиссерский ход и сопутствующие ему элементы художественного оформления. Занятия по данной дисциплине предусматривают практику постановки студентами драматических и хореографических работ на материале драматургических, музыкальных, литературных, живописных и др. произведений. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина «Основы актерского мастерства в режиссуре танца» входит в вариативную часть (дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)) профессионального цикла ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое обарзование и обеспечивает логическую взаимосвязь изучения дисциплин «Костюм и сценическое оформление танца», «Основы сценической речи», «Костюм и сценическое оформления танца». 3. Требование к уровню освоения программы В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции: способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14) профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными (ОПК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1); владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); в области педагогической деятельности: готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); в области культурно-просветительской деятельности: способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8); способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы и виды учебной работы
5. Содержание программы учебной дисциплины 5.1. Содержание учебной дисциплины
5.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Игровая природа актерского мастерства.
Тема 2. Элементы актерского мастерства
Комплексное освоение этих элементов подводит актера к овладению органическим процессом действия на сцене. Выполнение этой задачи служат упражнения и этюды.
Урок актерского мастерства состоит из трех частей. Первая часть носит настроечный характер. Первые 15-20 занятий упражнение настроечного цикла занимают большую часть урока – две трети времени.
Одним из важных качеств танцовщика является умение выполнять любое движение с разной скоростью и в различных темпах.
Тема 3. Этюд – главное упражнение. В основе этюдов лежит действие в предлагаемых обстоятельствах для достижения поставленной цели, в котором и находят свое выявление все внутренние элементы. Тема 4. Общение - элемент сценического действия. Особое место при освоении элементов актерского мастерства отводится работе над сценическим общением. Общение вбирает в себя все без остатка компоненты актерского искусства. Восприятие действия партнера, оценка этого действия, пристройка к партнеру, совершение действия и оценка результата – весь этот процесс должен быть органически освоен студентами. Тема 5. Освоение сценического пространства. Вторая часть учебного процесса связана с освоением студентами (более глубоко и последовательно) основных закономерностей сценического действия в хореографическом жанре искусства. Танец – это искусство сложное, многосоставное, синтетическое. Оно складывается их многообразных компонентов. Уже в простейшем виде танец представляет собой систему двух начал зрелищного и музыкального. В развитых формах танцевального искусства, в особенности в балете, это единство приобретает драматический характер, становится выразителем жизненных коллизий. Особое внимание при разработке этого раздела мы уделяем специфической условности хореографического языка, по самой природе своей чуждого бытоподобия и более далекого от прямого воспроизведения внешних сторон действительности, нежели язык многих других искусств. Тема 6. Выразительные возможности сценической площадки. Вопрос о выразительных возможностях сценической площадки в теории балетмейстерского искусства подробно не рассматривается. Хореографы в художественной практике полагаются на интуицию, на подсознательные ощущения, подсказывающие, как именно распорядиться сценой в каждом отдельном случае. При этом далеко не всегда используются многообразные выразительные возможности пространства. Тема 7. Построение мизансцены. Упражнения дают возможность подвести студентов к внутреннему ощущению сценического пространства, умению ориентироваться в нем, чувствовать сильные и слабые линии композиции. Следующим этапом в изучении сценической композиции является изучение простейшей грамматики. Массовые сцены часто требуют подхода к себе как к теме для разработки. В ней, как и в музыкальном произведении, существует прежде всего мелодия, а уж потом вторые и третьи голоса, подголоски, проходные темы и их вариации. 5.3 Лабораторный практикум – не предусмотрен 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Основная литература
3. Кипнис, М. Ш. Актерский тренинг [Текст]:более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером/Михаил Кипнис.-М. [и др.]:АСТ [и др.],2009.-247, с. 6.2. Дополнительная литература
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины Обучающие программы, дидактические и методические пособия, упражнения в специальной литературе, нотный материал, вопросы к экзамену. Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |