Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1





Скачать 94.09 Kb.
НазваниеДекларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1
Дата публикации03.09.2013
Размер94.09 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ,

Отмечая обязательство, взятое на себя главами государств и правительств на Третьем саммите в Варшаве в 2005 году, в от­ношении того, что Совет Европы «будет — через свои различные механизмы и органы — играть динамичную роль в защите прав отдельных лиц и содействовать имеющему важнейшее значение участию неправительственных организаций в активной защите прав человека»;

Напоминая о декларации ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать обще­признанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 года, и подтверждая важность декларации в отношении от­дельных лиц, групп и ассоциаций для содействия и обеспечения защиты и реализации прав человека и основных свобод на нацио­нальном и международном уровне;

Принимая во внимание Руководящие принципы Европейского Союза о правозащитниках, принятые в 2004 году, а также первый обзор их выполнения в 2006 году, в котором содержится предло­жение о практических мерах со стороны государств-членов ЕС и других государств по выполнению этих Руководящих принципов в поддержку и защиту правозащитников;

Выражая сожаление в связи с тем, что правозащитники, вклю­чая журналистов, слишком часто становятся жертвами нарушения своих прав, подвергаются угрозам и нападениям, несмотря на усилия как на национальном, так и на международном уровнях, и полагает, что правозащитники заслуживают особого внимания, поскольку такие нарушения могут свидетельствовать об общем по­ложении в сфере прав человека в соответствующем государстве или об ухудшении в этой сфере;

Отдавая дань уважения их важнейшему вкладу в содействие и защиту прав человека и основных свобод;

Сознавая, что ограничения в отношении осуществления сво­боды выражения своего мнения, свободы собраний и ассоциаций, которые наносят ущерб работе правозащитников в Европе, не должны выходить за рамки, разрешенные на основании пункта 2 статьи 10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных сво­бод (Европейская конвенция о правах человека, или ЕКПЧ);

Принимая во внимание доклад Руководящего комитета по правам человека (CDDH) о действиях Совета по улучшению защи­ты правозащитников и оказанию поддержки их деятельности;

Напоминая о Рекомендации CM/Rec(2007)14 о юридическом статусе неправительственных организаций в Европе, в которой предусматривается, что НПО должны пользоваться свободой выражения мнения и всеми другими правами и свободами, кото­рые гарантируются как в мире, так и на региональном уровне, и применимы к НПО;

Признавая, что хотя основная ответственность и обязанность по содействию и защите правозащитников возлагается на госу­дарство, Совет Европы также должен вносить свой вклад в созда­ние благоприятной среды для правозащитников и защищать их самих и их работу в области защиты прав человека;

Приветствуя ту деятельность, которую уже осуществляет Комиссар по правам человека Совета Европы в поддержку правозащит­ников, в частности, во время своих посещений стран, и помня о том, что защита правозащитников, а также создание благоприят­ной среды для их деятельности входит в сферу его полномочий, как они определены на основании Резолюции Комитета министров (99) 50 от 7 мая 1999 года,

1.Осуждает любые нападения на правозащитников и нару­шения их прав в государствах-членах Совета Европы или в других странах, независимо от того, осуществляются ли они государствен­ными служащими или лицами, не связанными с государственными органами;

2. Призывает государства-члены:

i) создавать такие условия, которые способствовали бы работе правозащитников, позволяя отдельным лицам, группам или ас­социациям свободно осуществлять свою деятельность на пра­вовой основе, соответствующей международным стандартам, а также содействовать и обеспечивать защиту прав человека и основные свободы без каких-либо ограничений, помимо тех, которые разрешены на основании Европейской конвенции о правах человека;

ii) принимать эффективные меры для защиты, содействия и соблюдения прав правозащитников и обеспечивать уважение к их деятельности;

iii) укреплять свои судебные системы и обеспечивать наличие эффективных средств правовой защиты для тех, чьи права и свободы были нарушены;

iv) принимать эффективные меры для предупреждения нападе­ний или преследований правозащитников, обеспечивать проведение независимых и эффективных расследований подобных актов и применять к тем, кто за них несет ответственность, административные меры и/или привлекать их к уголовной ответственности;

v) рассмотреть в случае необходимости укрепление полномо­чий и способности независимых комиссий, омбудсменов или национальных правозащитных органов получать, рассматри­вать и давать свои рекомендации по решениям в отношении жалоб правозащитников на нарушение их прав;

vi) обеспечивать, чтобы законодательство, особенно в области свободы ассоциаций, мирных собраний и выражения своего мнения, соответствовало международно принятым стандар­там в области прав человека и, в случае целесообразности, обращаться к Совету Европы за соответствующими рекомендациями;

vii) обеспечивать эффективный доступ правозащитников к Ев­ропейскому суду по правам человека, Европейской комиссии по социальным правам и другим механизмам защиты прав че­ловека в соответствии с применимыми процедурами;

viii) сотрудничать с механизмами Совета Европы в области прав человека и, в частности, с Европейским судом по правам человека в соответствии с ЕКПЧ, а также с Комиссаром по пра­вам человека, оказывая поддержку его или ее визитам, давая соответствующие ответы и вступая с ним или с ней в диалог в отношении положения правозащитников, когда имеется подоб­ная просьба;

ix) рассмотреть вопрос о подписании и ратификации Европейской конвенции о признании правосубъектности международ­ных неправительственных организаций (СЕД No. 124);

x) рассмотреть вопрос о подписании и ратификации Дополнительного протокола от 1995 года к Европейской социальной хартии и рассмотреть вопрос о признании права националь­ных НПО, отвечающих упомянутым в этом Протоколе критери­ям, обращаться с коллективными жалобами в Европейский комитет по социальным правам;

xi) принимать меры для незамедлительного оказания помощи и обеспечения защиты правозащитникам, находящимся под угрозой в третьих странах, например, когда это целесообраз­но, присутствуя на судебном разбирательстве или наблюдая за ним, а также, если это возможно, в срочном порядке предо­ставляя визы;

3. Призывает все органы и учреждения Совета Европы уделять особое внимание вопросам, касающимся правозащитников в их соответствующей работе. Это должно включать предоставление ин­формации и документации, в том числе и о соответствующей пра­вовой практике Европейского суда и о других европейских стан­дартах, а также продолжение сотрудничества и просветительских мероприятий с организациями гражданского общества, и поощре­ние участия правозащитников в мероприятиях Совета Европы;

4.Призывает Комиссара по правам человека укрепить роль и возможности своего бюро для обеспечения сильной и эффектив­ной защиты правозащитников благодаря:

i) продолжению действий на основании информации, получае­мой от правозащитников и из других соответствующих источни­ков, включая омбудсменов или национальных организаций по защите прав человека;

ii) продолжению встреч с широким кругом правозащитников во время посещения стран и при подготовке публичных докладов о положении правозащитников;

iii) обращениям в той форме, которую сочтет целесообразной сам Комиссар, к компетентным органам власти для оказания им содействия в поиске решений, соответствующих обязатель­ствам, проблем, с которыми могут сталкиваться правозащитни­ки, особенно в таких серьезных ситуациях, когда необходимы срочные действия;

iv) работе в тесном сотрудничестве с другими межправитель­ственными организациями и учреждениями, в частности, с координационным центром ОБСЕ/БДИЧ для правозащитников, с Европейским союзом, специальным представителем Гене­рального секретаря ООН по вопросу о правозащитниках и с другими существующими механизмами;

5.Соглашается и далее рассматривать вопросы дальнейших действий Совета Европы в этой области.
Точка зрения Комиссара по правам человека Совета Европы «Правозащитники должны иметь свободу критиковать»2

«Точка зрения» (Viewpoint) не является официальным докумен­том Совета Европы, так как сам Комиссар является независимым институтом, одна из целей которого — продвижение защиты и ува­жения к правам человека в странах Совета Европы. Однако, этот текст отражает мнение Комиссара по тем или иным вопросам и правовые позиции, изложенные в нем находят свое отражение в решениях Европейского суда по правам человека и в других офи­циальных документах Совета Европы.

ПРАВОЗАЩИТНИКИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ СВОБОДУ КРИТИКОВАТЬ

Даже «уверенные в себе» правительства иногда реагируют не­рвно, когда ставятся под вопрос их достижения в области защиты прав человека. Такая чрезмерно острая реакция может отражать осознание того, что позитивные результаты особенно важны имен­но в области прав человека, и поэтому критика здесь имеет более чувствительный характер, чем в других сферах.

Однако в некоторых случаях правительства направляют своё недовольство на тех, кто критически отзываться в их адрес, вместо того чтобы искать ответы на возникшие вопросы. Иногда я бываю удивлен тем, что ведущие политики столь часто высказываются не­гативно — как в частном порядке, так и даже публично — о правоза­щитниках в своих собственных странах.

Неправительственные правозащитные группы, журналистов и даже уполномоченных по правам человека обвиняют в отсутствии патриотизма — причем даже в странах Европы — когда они сооб­щают о нарушениях прав человека или передают информацию международным организациям или СМИ за границу. Фактические ошибки, подчас самые незначительные, иногда используются для того, чтобы доказать, что такие правозащитники ведут себя безот­ветственно или действуют в корыстных целях.

Такое отношение не способствует серьезному диалогу. Требовать, чтобы неправительственные сообщения о правах человека были безупречными, неразумно — если учитывать их ограничен­ные ресурсы, а также то, что сами правительства отнюдь не стре­мятся поделиться самыми простыми фактами. В действительности же большинство таких групп подходит к распространяемой ими информации самым серьезным образом.

Тот факт, что некоторые правительства пытаются заставить за­молчать активистов-правозащитников примерно тридцать лет на­зад вызвало обсуждения в ООН. В 1998 году, после долгих обсужде­ний, Генеральная Ассамблея приняла Декларацию ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. Это стало необходимым в результате сообщений из разных стран о прямом давлении на людей, которые пытались выявлять наруше­ния и сообщать о них; на тех, кто пытался урегулировать проблемы между властями и теми группами, интересы которых были ущем­лены; или в отношении тех, кто просто пытался проинформировать простых людeй об их правах. В Декларации эти люди были названы правозащитниками.

До сих пор в некоторых случаях правозащитников лишают основных свобод, таких как свобода передвижения, выражения своего мнения, собраний или ассоциации. Некоторые из них ста­новятся жертвой уголовных преследований и несправедливого су­дебного разбирательства. Других арестовывают и пытают, а неко­торых даже убивают. Декларация призвана положить конец таким действиям, не имеющим оправдания.

Одна из затруднительных задач, с которой столкнулись авторы документа, заключалась в том, чтобы избежать соблазна опреде­лить правозащитников как особую группу, которая имеет право на защиту на основании своей принадлежности к данной категории. Действительно, не было никакого намерения создать систему раз­решений или «лицензий», поскольку это подвергло бы новым угро­зам тех, кто был бы исключён из такого юридического определения. Все те права, которые должны иметь правозащитники, уже были частью международных стандартов в области прав человека. Поэ­тому Декларация сосредоточена больше на реальное обеспечение и соблюдение таких прав, будучи особенно важными для тех, кто занимается продвижением прав человека — и кому зачастую отка­зывали в этих правах.

В Декларации подчеркивается, что каждый имеет право на со­действие, защиту и отстаивание прав человека, на национальном и международном уровне. Она подтверждает право на создание неправительственных организаций, вступление и участие в них.

В Декларации также заявляется, что все имеют право соби­рать и публиковать информацию о правах человека и обращать­ся с жалобами на политику и действия правительств. Декларация предусматривает и беспрепятственный доступ к международным органам и право на получение финансирования правозащитной деятельности.

Главная идея состоит не в том, чтобы предоставить привиле­гии отдельным лицам, а добиться того, чтобы когда люди — вместе с другими или отдельно — выступают за права человека или под­держивают их иными средствами, то они должны иметь возмож­ность делать это свободно, не опасаясь обвинений в экстремизме и не боясь стать целью клеветнических кампаний, или еще более худших мер. Действительно, ООН хотела продемонстрировать, что такие люди крайне необходимы. Вдохновителем же самого поня­тия правозащитника явилась личность Андрея Сахарова, который был еще жив, когда Декларация была согласована. И даже когда Сахаров был изолирован в своей квартире в городе Горький, он продолжал писать свои обращения в поддержку узников совести в Советском Союзе и в других странах. Он обратился к жителям России и к другим людям с тем этическим посланием, которое до сих пор живо.

Иные же голоса были подавлены, и это имело печальные пос­ледствия. Когда ООН приняла Декларацию, генеральный секретарь ООН чётко сформулировал следующий очeвидный урок: «Когда на­рушаются права правозащитников, все наши права ставятся под угрозу и все мы чувствуем себя в меньшей безопасности».

Томас Хаммарберг,Комиссар по правам человека Совета Европы

1 Принята Комитетом министров Совета Европы на 1017-м заседании посто­янных представителей министров 6 февраля 2008 года.

2 Опубликована 13 ноября 2006 года.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интернет (Рекомендация Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой...
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconПостановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа...
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconО реализации законодательства в сфере молодежной политики в части...
Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике и Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан...
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 icon10 лет сотрудничества между российской федерацией и советом европы
Мнения, высказанные авторами, не обязательно совпадают с oфициальной позицией Совета Европы
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconРуководство европейского союза по защите правозащитников (European...
Закон направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших в результате аварий гидротехнических...
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconДекларация [Санбергская декларация*]
...
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconДоклад начальника Управления гражданской защиты Исполнительного комитета...
Управления гражданской защиты Исполнительного комитета г. Казани на аппаратном совещании 12 декабря 2011 года
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconМеждународного Координационного Совета банковских ассоциаций стран...
Открытое заседание Международного Координационного Совета банковских ассоциаций стран снг, Центральной и Восточной Европы
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconРене ван дер Линден, Президент Парламентской Ассамблеи Совета Европы
Отчет по разработкам в упов, включая соответствующие вопросы, обсуждаемые на последних сессиях caj, cc и Совета (устный доклад Зам....
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconО деятельности комитета социальной защиты населения правительства...
Приоритетным направлением работы органов социальной защиты населения является исполнение основных публичных нормативных обязательств...
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconЗаседание Ученого совета гну ставропольского ниисх россельхозакадемии,...
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconРеферат по дисциплине «Экономическая история»
После смещения Хрущева Косыгин занял должность Председателя Совета министров, на которой проработал 16 лет
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Встреча заместителя Министра иностранных дел России А. Ю. Мешкова с Председателем Папского совета по содействию единству христиан...
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconДокладчик
Член Бюро Высшего Совета Партии «единая россия», член Совета Федерации фс рф, член Комитета сф по международным делам, координатор...
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconРоссийской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских стран
Н. В. Говоровой.]. – М. Ин-т Европы ран : Рус сувенир, 2010. – 214 с. – (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe...
Декларация Комитета министров о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности1 iconФонды архива: на 01. 10. 2011 г по списку фондов числится в наличии...
Совета Министров СССР «О перестройке управления сельским хозяйством» №267 от 22 марта 1962 г. Свою деятельность Управление начало...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск