Скачать 164.77 Kb.
|
Нетрадиционные формы обучения русскому языку Урок – семинар в 6 классе (90 минут). Особенности правописания Н – НН в прилагательных, существительных, причастиях. Учитель русского языка и литературы Горина Людмила Николаевна, МОУ СОШ №23 села Воронцовка МО Ейский район, Краснодарский край. Тема. Особенности правописания Н – НН в прилагательных, существительных, причастиях. Тип урока : обобщающий урок. Вид урока: урок – семинар. Технология: элементы контекстуального, игрового и дифференцированного обучения. Оборудование: компьютер, проектор, распечатанные для каждого ученика карточки с разноуровневыми заданиями, мультимедийная презентация. Цели урока. Образовательные: -углубление теоретического материала по теме урока; - выработка практического умения различать условия написания -Н- -НН- в суффиксах различных частей речи. Развивающие: - вырабатывать орфографическую зоркость учащихся как в коллективной работе, так и в индивидуальной; -развивать речь учащихся, мышление, умение анализировать, умение сопоставлять, выделять главное. Воспитательные: - используя разные формы работы, прививать интерес к учебе, воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, умение работать в группах, прививать культуру поведения на уроке; - активизация познавательной деятельности на уроке. Формы обучения - коллективные - групповые - индивидуальные Первый урок. Тема. Особенности правописания Н – НН в прилагательных, существительных. Ход урока
Цель: повторить правило написания Н - НН в суффиксах прилагательных и существительных. 1.Сообщение учащихся. Правописание Н - НН в суффиксах прилагательных. 1 ученик. Полные прилагательные юные и конные, зелёный и длинный. Почему в одном случае написано одно – Н, в другом – НН? Разберём слова по составу. (слайд №2)
В левом столбике –Н- входит в корень, суффикса в этих словах нет. В правом столбике основа слова оканчивается на -Н- и суффикс –Н- . Вывод. Прилагательные с суффиксом –н-, образованные от существительных с основой на –н, пишутся с двумя –нн (длинный, конный). Выводим формулу правила: Прилагательных без суффиксов немного: румяный, юный, свиной, зелёный, синий, пряный, рьяный. Эти слова надо запомнить. 2 ученик. Прилагательные, образованные от существительных при помощи суффиксов – ан, - ян, - ин-, пишутся с одной буквой - н. Исключения: стеклянный, деревянный, оловянный. (слайд №3) Правило лёгкое, но надо твёрдо помнить, что суффикс – ан, - ян бывает в прилагательных, показывающих, из чего и для чего сделан предмет: обувь кожаная ( сделана из кожи), шкаф платяной ( сделан для того, чтобы вешать платья), мельница ветряная (сделана для того, чтобы было можно использовать силу ветра). Исключением является слово багряный, в данном слове суффикс не обозначает, из чего сделан предмет. Суффикс – ин – бывает только в прилагательных, образованных от существительных – названий животных и птиц: ослиные уши, змеиное шипение. Эти прилагательные могут отвечать на вопросы чей? чья? чьи? (соловьиное пение) и на вопросы какой? какая? какие? (мышиный горошек, гусиный лук). 3 ученик. В словах гостиная, гостиница, Гостиный двор тоже пишется одна буква – н , потому что там есть суффикс – ин. Как он сюда попал? В Древней Руси купцов называли гостями. Иноземные гости торговали с новгородскми купцами. Новгородская былина рассказывает о Садко – богатом купце, который утонул в Ильмень – озере, побывал у Морского царя и опять вернулся в Господин Великий Новгород. Место, где стояли купеческие лавки, называлось Гостиный двор. Комната, где принимали гостей – гостиная. Дом, в котором останавливались приезжие, назывался гостиницей. Правописание этих слов надо запомнить (слайд №4) 4 ученик. Обратите внимание на данные слова: мужественный общественный тыквенный агитационный –Какие части речи записаны? (Имена прилагательные.) – Как образованы данные слова? (От существительных.) Мужественный - мужество общественный - общество тыквенный - тыква изоляционный –изоляция (слайд №5) - Что общего в записанных словах? (Все данные слова – прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн. Суффикс - онн- всегда ударный и затруднений не вызывает. Сложнее с суффиксом – енн. Здесь не обойтись без правил – помощников. Прилагательные с суффиксом -енн чаще всего образуются от таких основ существительных, которые оканчиваются на группу согласных. Обратите внимание на слова: мужественный, искусственный, огненный, общественный. Всюду перед суффиксом – енн сочетание двух или трёх согласных. Правило – помощник. После группы согласных или суффикса – ств – пишется суффикс – енн. (слайд №6) Вывод оформим в виде таблице.
5 ученик. Н- и -НН- в кратких прилагательных ( слайд №7) Сравните прилагательные в левом и правом столбиках и сформулируйте правило о написании - н - нн в кратких прилагательных.
Вывод.
6 ученик. Есть ещё трудный случай. Когда же писать написать суффикс – ян, когда –ен-( с одной буквой н)?. Помните, если слово показывает, из чего сделан предмет, пишется суффикс – ян. Смотрите: масляная краска. Она сделана из специального масла с примесью красителя. Но масленый блин. Он – то не из масла сделан, а из муки: его только подмаслили, и слово масленый образовано не непосредственно от слова масло, а от глагола маслить. Здесь мы пишем суффикс – ен. Ещё пример: масляная лампа. В старину ею широко пользовались: наливали масло, вставляли в фитиль, и лапа горела. Это специальная лампа, её никто не маслил, поэтому тоже пишется суффикс – ян. Обратите внимание: блин можно больше или меньше подмазать маслом, а краска и лампа просто масляные (слайд№8)
Запомните: ветряная оспа (ветрянка), ветряная мельница, ветряной двигатель, но ветреный человек, ветреный день и безветренный ( слайд № 9) Почему говорят человек ветреный? Что у него ветер в голове? Подумайте. Учитель. Вопросы есть? Спасибо, ребята. Молодцы. Доступно, логично, интересно изложен вами данный материал. Предлагаю вам разделиться на группы и выполнить задания. 2. Самостоятельная работа. Работа в группах . (Учащиеся выполняют любое задание на выбор, учитель оценивает работы учащихся) Задание №1. Используя данные словосочетания, напишите сочинение – фантазию на тему « Необыкновенная история, которая приключилась однажды весенним днём»
Задание №2. Составьте текст, используя слова и словосочетания, данные в рамке
Что случилось? Что произошло? В доме по ---------улице ----- ------ обнаружил--------утром ------ коробку, в которой оказались --------- часы и ------ сковородка. Владелец этих ---------- разыскивается. Задание №3. Составьте текст, используя слова и словосочетания, данные в рамке. Полезные советы.
Задание №4. Исправьте ошибки.
( Подсказка: тавтология; гогот – это гусиный крик) Верно. На озере раздавался гусиный крик. На озере раздался гогот.
3.Сообщение учащихся. Правописание Н или НН в суффиксах существительных 1 ученик. Нетрудно разобраться в написании Н и НН в существительных(слайд №10) Обратимся к примерам. Что мы видим?
В суффиксах существительных пишется столько - н , сколько в слове, от которого оно образовано. Проведём эксперимент. Возьмём слово родственный. Отбросим окончание – ый, вместо него поставим суффикс – ик, - иц(а), - ость: родственн+ ик – родственник, родственница, родственность. НН остаётся на месте. Ещё: дровян – ой – дровяник. В слове дровяной одна буква - н, следовательно, и в слове дровяник одна буква –н. Разберём слово малинник и осинник. Почему мы пишем в них НН? Ведь слов «малинный» и «осинный» нет, есть прилагательные малиновый и осиновый, в словах малинник и осинник суффикс не – ик , а – ник. Отсюда ракитник, ольшаник, рябинник, черничник, земляничник. Вывод. Во всех существительных, обозначающих группу кустов, деревьев, ягод как единое целое, суффикс – ник.
Цель: формирование навыка правильного написания н – нн в суффиксах прилагательных и существительных.
Второй урок. Тема. Н - НН в суффиксах причастий и отглаголенных прилагательных. I. Организационный момент. Определение темы и цели урока (мотивация) Учитель: Загадаю вам загадку, Отгадайте – ка отгадку. Только тише, не шумите! Быстро руку поднимите. Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все его вопросы отвечаю. Глагол по значению напоминаю. Ученики называют: « Причастие». Учитель: А почему причастие – это особая форма глагола? (ученики отвечают) II. Актуализация знаний. Цель: повторить правило написания Н - НН в суффиксах причастий и отглаголенных прилагательных (слайд №1) 1.Сообщение учащихся. Правописание Н или НН в суффиксах причастий и отглаголенных прилагательных (слайд №2) 1 ученик. Не путайте причастие и имя прилагательное. Причастие, так же как и прилагательное, отвечает на вопрос - какой?, но не всегда показывает действие или состояние, приписываемое лицу или предмету как их признак. Причастие – это особая форма глагола, образовано от глагола.
Видите, как причастия близки к глаголам. Но обратим внимание на признак. Сравним причастия с прилагательными. Дом высокий. Он такой и есть и постоянно будет таким, если его таким выстроили. Яблоко сладкое. Сладкое – это тоже постоянный признак яблока, сорт такой. А вот пляшущий человечек может перестать плясать и сесть отдохнуть. Сломанный забор можно починить, развешанное бельё убрать, Это все временные признаки. У причастия, таким образом, признак не постоянный, как у прилагательного, а проявляющийся во времени. 2 ученик. Рассмотрим таблицу. Во всех этих причастиях пишется две буквы - нн. Почему? Обратим внимание на наличие приставки (слайд№3)
Вывод. В страдательных причастиях с приставкой ( кроме –не) всегда пишется две буквы – нн. Обратим теперь внимание на а и я в глаголах и причастиях (слайд№4)
Вывод. Суффиксы а и я, которые были перед - ть в глаголах, сохраняются перед - нн в причастиях. В остальных случаях пишется суффикс - енн. Учитель. Почему в учебнике геометрии написано слово ломаная (линия) с одной буквой –н? Ученик. Посмотрите на эти рисунки: сломанная скамейка и ломаная линия (слайд № 5)
Сломанная скамейка. Кто – то её сломал. Это причастие. В данном слове есть приставка – с, причастие образовано от глагола совершенного вида, поэтому в причастии пишется две буквы – нн. Ломаная линия. Это отглаголенное прилагательное. Отпала приставка, и сразу исчезла вторая буква – н. Почему? Причастия ( как вы помните) имеют суффиксы – ущ(ющ), - вш ( ш), - им (ем), енн ( -нн), -т и обозначают временный признак, прилагательные – постоянный. Так, скамейка сломанная, но её можно починить, связанные руки можно развязать, а ломаная линия так и останется ломаной, так как так её нарисовали, и изменить нельзя. Вязаную кофточку нельзя распустить, вернее, если распустить, будет не кофточка, а клубок шерсти. Жареную картошку нельзя «разжарить», ничего не выйдет. Поэтому вязаная, ломаная. жареная это прилагательные, образованные от глагола, отглаголенные прилагательные. Отглаголенные прилагательные на – ный без приставки пишутся с одной буквой – н. Одна буква – н- пишется и тогда, когда есть приставка – не, а другой приставки нет (некрашеные стены). Первая часть сложного слова тоже не влияет на написание - нн (Златотканый, свежемороженый) (слайды №6 - 8) Учитель. Подумайте, почему в словах недописанная, недоеденная пишется две буквы нн? Какая здесь приставка? Ученики (отвечают). В данных словах есть приставка – до, которая стоит после приставки – не, поэтому в этих причастиях пишется две буквы – нн. 3 ученик. Перешли прилагательные в причастия, потеряли свою приставку и вторую – н. Но вот тихо подкрадывается к ним зависимое слово. Что же делает – н? Сейчас же, расталкивая другие буквы. Прибегает второе – н, самоуверенное, сильное, и садится на своё место. « Не так- то легко меня выгнать! Ну и что, что у меня нет приставки, я имею товарища – зависимое слово», - говорит Н и прочно устраивается на своё место(слайд №9) Сеянная через сито мука. Кошенная осенью трава. Вывод. Если есть зависимое слово, отглаголенное прилагательное пишется с двумя - н. Учитель. Спасибо. Выделили ведущие идеи по теме урока. Подведём итог. Причастия и отглаголенные прилагательные пишутся с двумя буквами – нн, если есть приставка, зависимое слово, если причастие образовано от глагола совершенного вида. Почему тогда в словах корчёванный, командированный пишется две буквы – нн? ( Ученики отвечают: в прилагательных и причастиях на – ованный (-ёванный) пишется две буквы – нн. В словах кованый, жёваный одна – н. Подбирая родственные слова ( ковать, жевать), мы видим, что – ов (- ев ) входит в корень) III.Самостоятельная работа «Моя будущая профессия – кулинар» (слайды №10 – 14) Цель: проверить уровень усвоения темы. Учитель. Часто к нам неожиданно приходят незваные гости. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем их угощать? Каждый из вас получит необыкновенный конверт, в котором вы найдёте всё, что вам необходимо для создания собственного рецепта. Может, кто – нибудь из вас станет известным кулинаром. А пока мы только смоделируем будущее. Задание №1. Наша работа состоит из двух этапов: - выясним содержимое холодильника (пакета); - составим рецепт вместе с другом
Задание № 2. Вставьте пропущенные буквы. ( На каждого ученика распечатана карточка)
Задание №3. Исправьте ошибки, произведите синтаксический разбор предложения. На величественные просторы вышли тракторы густо засеянные пшеницей. (На величественные просторы, густо засеянные пшеницей, вышли тракторы)
Учитель. Что у вас получилось? Оцените свою работу на уроке. V. Домашнее задание. Составить проект « Употребление причастий и прилагательных в речи» Список использованной литературы. 1. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии 6 класс.- М.: Просвещение, 2000 1. Львова С.И. , В.В. Львов. Учебник / Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений .– М.: Мнемозина, 2009. 2. Полежаева Е.А. Дидактические материалы к урокам русского языка в 6 классе. Ростов – на- Дону. Феникс, 2000 3. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевной. Тест «Имя прилагательное. Буквы Н и НН в именах прилагательных» №1для 6 класса http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml |
О режиме работы школы Для четкой организации труда учителей и школьников Начало занятий в 8 часов 30 минут. В 8 часов 15 минут – утренняя зарядка. Предварительный звонок на первый урок в 8 часов 25 минут.... | Регламентирование образовательного процесса на 2013-2014 учебный год Продолжительность у рока в 1 классе в первом полугодии – 35 минут; во втором полугодии 45 минут; во 2 – 9 классах – 45 минут в течение... | ||
Приказ по школе №280 От 30 августа 2013 года В 1 классе «ступенчатый» режим обучения (сентябрь и октябрь – 3 урока в день по 35 минут; ноябрь и декабрь – 4 урока по 35 минут;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжительность урока в 1 классе составляет в 1 полугодии 35 минут, во 2 полугодии 45 минут | ||
Тема урока «Помощь по дому» Открытый урок в 4-а классе (районный семинар по английскому языку в моу нош №25) | Тест для родителей. Говорите ли вы ребенку следующую фразу? Общее время выполнения 180 минут, в т ч на тесты 60 минут, на задачи 120 минут | ||
Задача A. Конец k -ого урока в школе продолжительность каждого урока... Московская окружная олимпиада по информатике для старших классов. 6 декабря 2009 года | Урок в 7 классе по теме «Война за независимость 1775-1783 гг. Образование сша» Семинар практикум «Варианты углубления и расширения знаний в нормативной учебной нагрузки» | ||
Урока, № урока по теме Урок семинар в 9 классе Подобина В. М. учитель русского языка и литературы мбоу петропавловская сош павинского района | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Тесты для родителей Общее время выполнения 180 минут, в т ч на тесты 60 минут, на задачи 120 минут | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжительность уроков: 1 классы – 35 минут; используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут) | Урок-семинар по литературе в 11 классе Добро и зло в художественном... Истина не пришла в мир обнажённой, но она пришла в символах и образах. Он не получит её по-другому | ||
Урок-семинар в 9 классе по теме: «Топливно энергетический комплекс России» Выявить влияние отраслей топливно-энергетического комплекса на экологию отдельных районов России | Анализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен... Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-... |