«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то,





Скачать 84.94 Kb.
Название«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то,
Дата публикации27.09.2013
Размер84.94 Kb.
ТипРуководство
100-bal.ru > Право > Руководство
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской


Творения. Книга 2. Записки по дидактике.

Предисловие

«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, оглядываясь туда и сюда, они силятся вспомнить тех учителей и пророков, которые в свое время старались вразумить их».

Митрополит Антоний Храповицкий (Из Словаря к творениям Достоевского. М., 1999)

Священномученик архиепископ Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский; 1872–1937 гг.) принадлежит к тем великим пастырям, педагогам, молитвенникам и подвижникам, просветительское делание которых помогло народу России сохранить духовное стояние и пронести Свечу Веры через все богоборческие лихолетья ХХ века.

Сохранившаяся часть документального наследия архиепископа Фаддея (Успенского) – неисчерпаемый родник живого слова, в котором так нуждается современное российское общество в поисках ответов о причинах переживаемой социальной, демографической, экологической трагедии.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обращаясь к педагогической общественности на проводимых ежегодно Рождественских чтениях, не раз подчеркивал, что первопричины всех бед, постигших современный мир, «коренятся в человеческих сердцах», в том тупике, в который «вверг людей вихрь богоборческих репрессий, некогда искоренивший православную школу, духовно-нравственное воспитание юных поколений». «История последних лет, – подчеркнул Святейший, – показала нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре, языку, заботу о его будущем». Практическое делание современного учительства в области духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения есть определяющее условие спасения человеческой цивилизации. Школа, как главный жизненный нерв общества и государства, призвана стать и становится средоточием подлинной битвы за человека.

Современная отечественная педагогика все более осознает потребность в реформировании школьного образования, переосмыслении атеистической методологии, применяемых образовательных технологий, ориентированных в основном на формирование у школьников «суммы знаний» и определенных навыков их постижения.

Работа в направлении духовно-нравственного образования и воспитания необычайно трудна, ибо традиции отечественной педагогики, фундаментом которых всегда оставалось Православие, в ХХ веке были прерваны. Современный учитель, пройдя путь атеистического воспитания и образования, не находит в собственном опыте, в учениях, идеях, коими питалось общество на протяжении века, ответов на жгучие вопросы духовной жизни, не видит способов возрождения в подростках и во всем российском обществе правильного внутреннего духовно-нравственного устроения. Нет пока этих ответов в современной теории и в учебниках по педагогике.

Архиепископ Фаддей (Успенский) много лет непосредственно занимался педагогической деятельностью. В своих педагогических воззрениях он, опираясь на труды великого богослова и психолога – святителя Феофана Затворника, К. Д. Ушинского, других представителей отечественной педагогики, развивал и разъяснял смысл и способы духовно-нравственного воспитания и образования.

Документальное наследие архиепископа Фаддея, вошедшее в настоящее издание, практически неизвестно современникам, в том числе педагогической общественности[*]. (В сноске мы даем перечень некоторых публикаций, посвященных священномученику Фаддею) .

Во второй книге «Творений» архиепископа Фаддея (Успенского) публикуется его главный итоговый труд по педагогике и воспитанию «Записки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка). Для учителей церковноприходских школ». После 1902 года «Записки» не переиздавались и являются библиографической редкостью. В них входят: общая дидактика (о задаче начальной школы, о качествах учителя начальной школы, об общих качествах обучения, о дисциплине и других учебно-воспитательных средствах – главных и второстепенных, о самостоятельных работах и о наблюдении за учениками вне школы); методика Закона Божия (с приложением конспектов практических уроков по Закону Божию); методика славянского языка (с приложением конспектов практических уроков по славянскому языку). Кроме того, в настоящее издание включены конспекты уроков владыки Фаддея, опубликованные в церковной печати начала XX века, и речи, произнесенные им в семинариях, гимназиях и церковных школах, на открытии и закрытии педагогических курсов.

Будучи сам выдающимся учителем, архиепископ Фаддей много времени и сил употреблял на повышение образовательного уровня учителей, на совершенствование программ курсов для церковноприходских и светских школ Министерства народного просвещения. Методика преподавания славянского языка, общая дидактика, русский язык, арифметика, церковное пение, природоведение, экспериментальная психология, сельское хозяйство, гигиена, школьное строительство – сфера приложения его усилий. Он постоянно работал над вопросами о совершеннейших путях обучения и воспитания, разнообразных, но всегда имеющих «живую душу» методах, приемах учительской работы для ее большей осмысленности и целедостижимости. В его трудах содержится развернутый дидактический материал, советы о приемах, способах преподавания. Он разрабатывал и вводил новые приемы дидактики, методики, чтобы облегчить и преподавательский, и детский труд, сократить время, необходимое для усвоения предметов. Во всем этом нуждается и современный учитель. Особое значение он придавал роли святоотеческого наследия в деле народного просвещения.

Архиепископ Фаддей исходит в своей педагогической концепции из непреложного убеждения, что высшая цель и обязанность учителя как просветителя народа – иметь веру Христову для приготовления каждой вверенной ему души ребенка для обитания в ней света вечного и истинного. Самая прочная основа для жизни общества и государства полагается деятельностью учителя, писал архиепископ Фаддей.

Подчеркивая, что духовно-нравственный облик учителя являет учащимся пример жизни, владыка Фаддей стремился уберечь и оградить учителя от пагубного влияния духа века. Он назидал учителя видеть и понимать противоположность между Духом Христовым и духом мира сего, увлекающего лозунгом насилия для достижения призрачных «свободы, равенства и братства». Не насилием нужно содействовать водворению на земле общего блага и счастья, – повторял архиепископ Фаддей, – а путем кротости, любви и самоотвержения.

Формулируя требование к духовно-нравственным качествам учителя, он рассматривал призвание, одушевленную преданность своему делу как основное и непреложное условие его плодотворной работы. Задача учителя не в том только заключается, чтобы научить ребенка читать, писать, считать, – это первая необходимая ступень. Важно не только учить, но и воспитывать детей. Детские сердца то же, что земля, принимающая семена. Учитель исполнит свое призвание и достигнет успеха только в том случае, если он внушит детям сознание не одного лишь человеческого достоинства, но и христианского, приведет детей ко Христу. Умственное просвещение приносит пользу только тогда, когда оно достигает самых сокровенных движений души. Только христианское воспитание соединяет в себе все то, к чему стремятся педагоги. Это положение владыка Фаддей подтверждает мыслями великого педагога К. Д. Ушинского, писавшего о том, что вся отечественная педагогика выросла на христианской почве, не христианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели.

Весьма интересно и примечательно для современного педагога следующее наблюдение архиепископа Фаддея. В 60–70-х годах XIX века, – замечает он, – много заботились о просвещении ума, о сообщении детям сведений об окружающем мире и распространении через школу практически полезных знаний. В древнее же время на Руси в школах читали Псалтирь, из которой не выносили никаких знаний, развивающих ум в западноевропейском смысле, и никаких сведений, полезных в практической жизни. Но древняя русская школа не уступала, а превосходила современную европейскую или устроенную по подобию ее русскую в подготовке народа к жизни и служению Отечеству.

Отводя воспитанию исключительно важное место в системе просвещения, архиепископ Фаддей высказывает мысли и суждения о самом понятии воспитание, видах воспитания, истоках новых различий в понимании основной задачи и недостатков воспитания. Он отвергает воспитание, целью которого полагается счастье или польза воспитанника. Счастье недостижимо, если его ищут в земных благах, когда в его основу положено самолюбие. Равным образом и польза, если она понимается как умение приспосабливаться при помощи воспитания к окружающему миру, не может быть признана целью воспитания. Но даже и по своему существу это стремление недостижимо. Ибо не может приспособиться к окружающим обстоятельствам человек, у которого существует расстройство в самой душе, в самом средоточении жизни.

Обращая внимание на пагубность провозглашаемого лозунга о «правах человека», архиепископ Фаддей показывает неопределенность самого этого понятия, которое сглаживает коренное отличие жизни человека от чуждой высшего нравственного закона жизни животных.

Синодальный ревизор, помощник имперского наблюдателя церковных школ, действительный статский советник В.Т. Георгиевский, инспектировавший занятия архиепископа Фаддея, в своей записке на имя высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Волынского пишет, что «давно не переживал таких светлых минут, какие… пережил в течение трех дней пребывания на учительских курсах в Житомире! Что за человек этот кристально чистый, как драгоценный сосуд из горного хрусталя, владыка Фаддей! Какой чистый, как из усердно возжженной лампады, струится от него теплый, мягкий свет. Как ласково греет и затем воспламеняет сердечные чувства, увлекая на все чистое, святое и доброе. Его лекции, полные эрудиции, новых и интересных доводов в защиту и уважение идеалов церковной школы, доставили мне много истинных наслаждений».

Педагогические воззрения архиепископа Фаддея принципиально отличны от краеугольных положений атеистической педагогики и свидетельствуют, сколь велика и трагична по своим разрушительным последствиям оказалась утрата ценностной ориентации отечественной педагогической мысли, основанной на Православной Вере. Возвращение в сокровищницу отечественной педагогики наследия архиепископа Фаддея (Успенского) – промыслительный знак времени.

Священномученик Фаддей родился 12 ноября 1872 года в Нижегородской губернии в семье священника, получил образование в Нижегородской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной Академии. В 1897 году он принял монашество. На рубеже ХIХ–ХХ веков как светская, так и духовная интеллигенция стала перед выбором: или российская культура, уходящая своими корнями в глубину Православия и русской истории, или западноевропейская модель развития. Будущий архиепископ Фаддей сделал свой сознательный выбор и пронес мученический крест до конца. Основные вехи его жизненного пути таковы.

С 1897 г. – Смоленская Духовная семинария, преподаватель логики, психологии, философии, дидактики; с 1898 г. – Минская Духовная семинария, преподаватель Священного Писания в 5-м классе; с 1902 г. – Уфимская Духовная семинария, преподаватель, а затем инспектор уже в сане архимандрита; с конца 1902 г. – Олонецкая Духовная семинария – ректор, редактор журнала «Олонецкие епархиальные ведомости»; с 1908 г. – епископ Владимиро-Волынский; с 1916 г. – Владикавказская кафедра; с 1917 г. – правящий архиерей Волынской кафедры.

В 1926 году в связи с арестом митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Фаддей был вызван в Москву, чтобы приступить к выполнению обязанностей по управлению Русской Православной Церковью в качестве заместителя Патриаршего Местоблюстителя. На пути в г. Кузнецке Самарской губернии он был задержан без права дальнейшего следования. В 1928 году владыка – в Тверской епархии, своем последнем месте служения.

20 декабря 1937 года последовал арест. 31 декабря 1937 года в Тверской тюрьме оборвался земной путь архиепископа Фаддея.

26 октября 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божией Матери, были обретены мощи священномученика Фаддея. Ныне они находятся в Вознесенском соборе города Твери.

 

М. А. Егорова,
кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета

 

ПРИМЕЧАНИЯ


[*] Фаддей (Успенский), священномученик, архиепископ. Радуйтесь! М., 1998.

Фаддей (Успенский), иеромонах. Записки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка). Для учителей церковноприходских школ. Уфа, 1902.

Евгений Шестун, священник. Дидактика архиепископа Фаддея (Успенского). // Православная педагогика. Самара, 1998.

Дамаскин (Орловский), иеромонах. Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (1872–1937). Тверь, 1997.

Иноземцева З. П. Вопросы образования и воспитания в документальном наследии архиепископа Фаддея (Успенского). // Научно-методический сборник «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт (по материалам конференции Минобразования России и Российской академии образования 22–23 мая 2001 г.)».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconПояснительная записка Успех крайне важен для положительного самоотношения ребенка
Помогите своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную...
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Все люди во всяком возрасте – ученики и учителя. Хотят они того или нет. В любом возрасте они учатся у окружающих их людей, у самого...
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconИнформационный журнал
Причиной изменения жизненного уклада и отношений с родителями старшие дети видят в появившемся малыше. Они говорят родителям: «Из-за...
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconРеферат по истории на тему: "Преобразования Петра Первого"
Конечно же, Россия, лишенная выхода к морю, в конце концов, его приобрела. Появилась у нее и регулярная армия, и флот, Академия наук,...
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconКачества ребенка
Разумные, чувствительные, творческие люди по-прежнему стремятся ощутить тот рай, который они когда-то знали и о котором у них, к...
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, icon«Кумиры современной молодежи. Кто они?», Д. Матусовский стр. 2 Социологический...
Кумиры люди, вызывающие восхищение окружающих, воспринимающиеся как образец, перед которым преклоняются
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconРеферат на тему: Информация, информатика
В тех случаях, когда наука не может дать четкого определения какому-то предмету или явлению, люди пользуются понятиями
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программное содержание: Расширить у детей представления о жизни ежей в природных условиях: как они передвигаются и спасаются от врагов,...
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Были предложены ребятам различные ситуации в повседневной жизни и выхода из нее. В заключение была предложена сказка о счастье. Также...
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconПроект «Кто нас защищает»
Пограничники не пустят террористов в нашу страну, полиция арестует преступников, а спасатели и врачи окажут помощь тем, кто попал...
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Люди с этой картой рождения весьма честолюбивы и амбициозны, и эти качества могут завести их чересчур далеко. Но в предыдущих жизнях...
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconЧто такое деньги и как они возникли
Итак, деньги пришли на смену натуральному обмену, когда люди просто обменивались между собой товарами. Деньги оказались очень удобной...
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconЛегенда о Байкале и Ангаре
Бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик...
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconРабочая программа по учебному предмету «основы здорового образа жизни»...
Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной безопасности...
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconПлан реферата. Введение. Учение Платона об идеях. Критика Аристотелем учения Платона об идеях
Данный реферат посвящен философским трудам двух выдающихся философов античности Платона и Аристотеля
«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, iconПервые учителя Калина
Я любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего своих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск