Скачать 1.27 Mb.
|
Монах Константин Беседа о молитве Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты К читателям Автор предлагаемых "Бесед" - монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30 лет назад. Первым его духовным руководителем был глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов, †1976, г. Сухуми), окормлявший после закрытия монастыря пустынную братию и потому считавшийся "старцем пустыни". После смерти о.Серафима автор пользовался духовным попечением воспитанника и преемника глинских старцев - схиархимандрита Виталия (Сидоренко, †1992, г.Тбилиси). Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но на протяжении ряда лет, по понятным причинам, носили сугубо личный характер. Начиная с 1998 года, по старческому и архиерейскому благословению ответы автора частным лицам постепенно начинают приобретать общедоступную форму. Первые "Беседы" увидели свет в 2000 году в стенах Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, на страницах православного альманаха "Задонский Паломник". В 2004 году милостью Божией и попечением преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого, вышла в свет первая брошюра, посвященная главному христианскому деланию - молитве. Со временем работа была значительно исправлена и дополнена. Автором были учтены замечания и пожелания боголюбивых читателей. Однако, предоставляя "Беседы" широкой аудитории, автор, как и прежде, счел необходимым сделать следующее замечание. Все те советы, которые читатель найдет в этой книге, должны быть употребляемы благоразумно. Практическое их применение возможно лишь в совете с духовником или же в том случае, когда человек по каким-либо причинам не имеет духовного руководства и потому вынужден пользоваться "словом Божиим из книг, а не из живых уст" (как говорит о том святитель Игнатий Брянчанинов). В связи с этим, при подготовке книги к печати, автор высказал пожелание, чтобы в предисловии к "Беседам" была процитирована следующая его фраза, адресованная в свое время некой инокине: "Первое, что нужно помнить, читая и слушая эти ответы, - все они даны на тот случай, когда человек не имеет духовного руководителя (а жизнь-то идет, и решать вопросы как-то нужно). У послушницы все очень просто: представила все в полном виде своему духовному отцу, и: "Как благословите поступать?" Как скажет - так и поступать (разумеется, в духе евангельских заповедей). Тем же, кому в силу сложившихся жизненных обстоятельств приходится заниматься самоисправлением и самовоспитанием по святоотеческим книгам, - Бог в помощь извлечь для себя какую-либо пользу из здесь написанного, как из "подспорья" к деятельному изучению писаний Святых Отцов". Издатели Кого мы любим, с тем и беседуем Пришлось как-то раз беседовать с одним молодым человеком - студентом. Он верующий, ведет относительно благочестивую жизнь. Но когда у нас зашла речь о молитве, он сказал: - Я молюсь совсем мало. Да и нужды особой нет: зачем молиться, если все знаешь, все понимаешь? И никаких особых обстоятельств нет, которые побуждали бы на молитву. Если уж будет какая-то особая экстремальная ситуация, тогда буду молиться, а так - зачем? Нет охоты. - Так что же, - говорю, - ты хочешь молиться "по-мужицки": пока гром не грянет, мужик не перекрестится? - Да нет, я, в общем-то, не хочу, чтобы меня постигали какие-то бедствия и скорби. Ну, просто как-то не хочется молиться, да и все. Что на это сказать? Допустим, родители имеют ребенка. И вот этот ребенок скажет: "Зачем мне говорить с папой и мамой? Если у меня будет какая-то нужда, тогда я буду с ними разговаривать, а так зачем они мне? Я не хочу с ними разговаривать - неинтересно". Разве не оскорбит он таким нелюбовным отношением своих родителей? Оскорбит - и сильно. Вы никогда не замечали, что когда мы постоим на молитве с холодным чувством к Богу, то и люди проявляют к нам холодность? А после усердной, теплой молитвы к Богу и отношения людей к нам становятся более теплыми. И сплошь и рядом встречается, что если родители становятся холодными к Богу, то и дети остывают в своей естественной любви к родителям. Но это почему-то не берется во внимание. А Господь сказал: "Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7:2). Кого мы любим, с тем и беседуем, с тем и общаемся. Или даже если сидим молча, все равно радуемся, чувствуя присутствие любимого. Так же и пред Богом: если нам "скучно" с Ним на молитве, следовательно, мы потеряли к Нему любовь. Мы оскорбляем нашего Небесного Отца и, фактически, теряем с Ним тот контакт, который нам же в первую очередь и требуется. Не Богу нужен этот контакт, а нужен нам для нашей вечной жизни. И если мы не установим его, подобно электрической лампочке с электросетью, то, что с нами будет? Если лампочка не включается в электросеть, она становится ненужной, и ее выбрасывают на мусорник 1. Так и мы, если не соединимся с Богом посредством усердной, живой молитвы, то, как негодная лампочка, будем выброшены на мусорник духовный, который называется "ад" и "вечная мука". Любить Бога никакие дела не мешают - Суета мешает. - Старец Силуан 2 говорит: "Любить Бога никакие дела не мешают". - А применимо ли это понятие к нашей современной жизни, особенно мирской? Ведь наш век отмечен особой суетой и безверием. Слышит ли современных людей Бог? Доступна ли им сегодня та "живая" молитва, о которой Вы говорите? - Господь печется о каждой душе. Нет такой души в мире, о спасении которой не заботился бы Господь. И потому Бог слышит современных людей и внимает их, пусть даже немощным, молитвенным обращениям. Иногда мы спускаемся с гор в селение, останавливаемся у мирских людей, общаемся со здешними жителями. И порой мы просто удивляемся, насколько в таких осуетившихся, казалось бы, до предела людях теплится живая, искренняя вера. Бывает, заходит речь о житейских делах и скорбях, и простая мирская женщина говорит: - Я пошла, помолилась, и Господь дал мне то-то и то-то. Другая ей говорит: - Как это Бог может нас услышать? Но первая с уверенностью отвечает: - Я стояла (столько-то времени), молилась, и Бог меня не услышит? Этого не может быть! И, действительно, видишь: она получает то, о чем просила. Господь заботится о каждом человеке, а о современных людях, может быть, даже больше, нежели о наших благочестивых предках, которые жили два или три века назад. Потому что те люди не имели таких соблазнов, не имели такой развращенности нравов, не имели такого осуечения, такого пагубного окружения - можно даже сказать, духа злобы, который наполняет сейчас наше общество. Ведь как растет и воспитывается нынешнее поколение? Бедные современные детки! Они уже с самого раннего возраста знакомятся со всевозможным злом, в том числе, через телевизор и другие средства массовой информации. А, подрастая, они реализуют это зло в своей жизни. Видно, кто-то очень "старается", создавая все условия для развития беззаконий в современном человечестве. И потому сегодняшние детишки имеют в своих душах засеянного греха несравненно больше, нежели их сверстники, скажем, в XIX веке. Но, несмотря на этот скорбный факт, отчаиваться не стоит. Как говорит старец Паисий Святогорец, хотя современные молодые люди и узнали все зло, все множество таких грехов, которых не знали прежние люди, тем не менее, они могут спастись, проявив и особое покаяние. Господь разными путями ведет их к этому покаянию, к осознанию своих отрицательных качеств, приобретенных ими еще в детстве. В молитве ко причащению Симеона Метафраста 3 есть такие слова: "Идеже преумножится грех, преизобилует благодать Твоя".4 Это значит, что несмотря на наше бедственное состояние - на то, что мы уже пропитываемся злом все больше и больше, Господь все-таки заботится о нас, умножая Свою благодать и преизобильно изливая ее на каждую заблудшую душу. И эта забота проявляется даже тогда, когда человек уклоняется на какой-то ложный путь (идет к сектантам, проявляет интерес к экстрасенсорике, ищет духовности в восточных религиях). Однако если такой человек по-настоящему ищет цель жизни, искренним сердцем хочет познать: "В самом ли деле есть Бог и как с Ним можно и нужно общаться?" - то Господь такого человека никогда не отринет. Он слышит все его, может быть, даже не совсем скромно высказанные желания и являет Свою милость. Привелось нам как-то раз прочитать в одном православном журнале такое повествование: "Некий человек-инвалид, по имени Сергей, за свою жизнь прочел множество книг на религиозные темы. Он вдумчиво конспектировал прочитанное, но все-таки никак не мог понять: где истина, как нужно верить и молиться? В конце концов, устав от бесплодных раздумий, Сергей решил отправить все свои конспекты в мусорный ящик. Собрав бумаги в мешок, он мысленно произнес: "Какая религия сама правильная - пусть тот конспект ко мне вернется". И произошло чудо. Буквально на следующий день знакомый Сергея, работающий дворником и грузивший мусор, принес инвалиду его записи о Православии: "Смотри-ка, что я интересное нашел! Возьми и почитай". Сергей был удивлен и поражен. С этого дня он окончательно и без всяких сомнений стал православным."5 Вот такими многообразными путями Своего Премудрого Промысла приводит Господь людей к вере и спасению - лишь бы сами люди искренне желали обрести Бога в своей душе. А вот еще пример - случай, который произошел в наших местах с одной молодой женщиной. Случилось так, что эта женщина, ее сестра и брат были соблазняемы иеговистами и уже склонились к общению с ними. Они начали доверять заблуждениям сектантов, в том числе, смотреть без веры и должного почитания на святые иконы. Узнав об этом, мы попытались им как-то помочь. Дали им большие иконы Спасителя и Божией Матери (бумажные, патриархийного издания6), рассказали о необходимости почитания православных икон, о молитве Иисусовой, молитвах "Отче наш", "Богородице, Дево, радуйся" и других важнейших православных молитвах. Слава Богу - после нескольких наших бесед эти люди начали возвращаться в лоно Православной Церкви. Когда же, по прошествии некоторого времени, мы вновь спустились в селение, женщина рассказала нам следующую историю: "В один из вечеров сидели мы на кухне, было нас человек десять". Здесь, на Кавказе, существует такой обычай: собираются по вечерам на кухне родственники, соседи, друзья, знакомые, горит печка, и ведутся разные разговоры. "И вот, - рассказывает эта женщина, - они разговаривают между собой, а я сижу на стуле, смотрю на иконы и внутренне молюсь, Иисусову молитву читаю. Вдруг все как бы подернулось какой-то дымкой, я никого не стала видеть и никого не стала слышать. А молитва - такая сладкая и приятная. И вдруг за окном раздался голос: "У-у-у! Христиане, кому вы молитесь!.. вы бумажке молитесь!.. кому вы молитесь!.." Я встрепенулась, смотрю на всех - думала, что все слышат. - Вы что-нибудь слышали? - Нет, мы ничего не слышали. А что? И я поняла, что кроме меня никто этого голоса не слышал". Вот пример женщины-мирянки, которая, при ее искреннем желании молиться живо, получила такую молитву. Господь нелицеприятно дал ей этот молитвенный опыт. А раздраженный бес, злобясь на нее за то, что она оставила иеговистов и начала усердно молиться даже среди "кухонного базара", попытался разорить ее молитву своими богохульными выкриками7 Господь слышит каждого человека, будь то монах, мирянин или неофит (т.е. новоначальный) - лишь бы человек искренне обращался к Богу. В какой форме - или Иисусову молитву он читает, или Псалтирь, или по молитвослову утренние и вечерние молитвы - это не столь важно. Нужна только искренняя, сердечная непосредственность, можно сказать, детская обращенность к Богу. И Бог, будучи нашим Отцом, принимает обращение нашего сердца. Только нужно следить за тем, чтобы высказываемые нами желания были бы угодными Богу. Нужно быть внимательными, чтобы не просить у Бога помощи на какие-то небогоугодные дела - А если желание человека небогоугодно, однако он просит и усердно молится об этом? - На эту тему пришлось мне в свое время услышать одну весьма назидательную повесть о святителе Николае. В прежние, еще царские, времена жил некий конокрад. И хотя по своему занятию он был вор, но, как христианин, все же иногда молился. И вот однажды он увидел замечательную тройку лошадей, которую непременно захотел угнать. Как на беду, хозяин оказался человеком состоятельным и весьма осторожным. После нескольких неудачных попыток вор понял, что украсть лошадей ему не удастся. Что тут оставалось делать? Только молиться. Пошел конокрад в церковь. Купил большую свечку, поставил перед иконой святителя Николая, зная, что он скорый помощник на всякое дело, и начал молиться и просить: "Святитель Николай! Помоги мне угнать эту тройку! Трудно мне, никак я не могу ее подстеречь!" Помолившись усердно, конокрад пошел на свое "дело", и оно ему удалось. Довольный такой удачей, он выгнал лошадей за город и поскакал в селение. Однако прошло немного времени, и вдруг сзади послышался шум - конский топот. Оглянулся конокрад, а это его догоняют верховые всадники. Ну, все, пропал! Наверняка догонят, потому что верховые бегут быстрее, чем тройка. Безвыходное положение - везде поле, нигде нельзя скрыться. "Господи, помоги! Святитель Николай, помоги - плохо дело будет мне!" - взмолился вор и давай что есть силы нахлестывать лошадей. Впереди показался крутой поворот дороги. Конокрад чуть приостановился, чтобы не перевернуть упряжку. Вдруг видит: навстречу идет старичок и показывает на какой-то бугор: "Вон туда, туда! На обочину дороги! Там можешь спрятаться!" Беглец это понял, спрыгнул с тройки, и - скорее к этому "бугру", а тройка поскакала дальше. Подбежал, смотрит: это павшая лошадь. Она уже начала разлагаться, раздулась вся, смрад стоит страшный. Но делать нечего, пришлось под нее лезть. Спрятался и лежит, ждет. Всадники проскакали вслед за тройкой, старичок зовет: "Вылезай, уже проскакали твои гонители". Вылез бедняга из своего "убежища", отдышаться не может: "фу-у-у! - говорит. - Какая мерзость! Чуть не задохнулся от этого смрада!" А старичок ему в ответ: "Вот так же мне и твоя свечка, которую ты поставил, и начал просить меня, чтобы я помог тебе угнать лошадей". Старичок стал невидим. А пораженный чудом вор начал горько раскаиваться: "Прости меня, Господи! Прости, святитель Николай, что я так оскорбил тебя своей негодной молитвой!" Потом он пошел в церковь и все рассказал батюшке: каким образом святитель Николай вразумил его и привел к покаянию. Подобным образом и нам нужно быть внимательными, чтобы не просить у Бога помощи на какие-то небогоугодные дела. Господь слышит все наши молитвы, все наши высказанные и не высказанные желания, но только нам самим нужно стараться не оскорблять величие и праведность Божию не только какими-то своими нехорошими делами, но даже и молитвами. Молитва - это тайна общения души с Богом - Молитве нужно обучаться по какой-то методе? - Во-первых, само слово "метода" - не православное, не святоотеческое, поэтому лучше его не употреблять, когда речь идет о духовных деланиях. А во-вторых, во избежание каких-либо ошибок, нужно читать поучения Святых Отцов, писавших о молитве, и там находить разрешение своих недоумений. Существует много различных святоотеческих наставлений и советов на эту тему. Например, есть такая известная книга под названием "Добротолюбие", в которой собраны поучения древних Святых. Есть много поучений и более близких к нам по времени подвижников благочестия - в частности, святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Брянчанинова и других Отцов Православной Церкви, у которых каждый может найти для себя ответ на интересующий его вопрос. Вообще в святоотеческих творениях о молитве написано довольно много - осталось только читать и исполнять. - А почему же тогда сегодня, при таком изобилии духовной литературы, мы не видим множества преуспевших делателей? - Да потому что все мы стали очень "умными". А на деле получается, что не умеем применять святоотеческое учение в практической жизни. Если преодолеем леность, то зачастую еще остаемся в сетях гордости и самонадеянности. И еще нужно иметь в виду, что при занятии молитвой встречаются такие две довольно распространенные ошибки. Первая - когда мы по каким-либо причинам совсем игнорируем теоретическую сторону делания. А вторая - когда святоотеческое наставление по приобретению молитвы воспринимаем, как какую-нибудь инструкцию по эксплуатации бытовой техники, в которой говорится: "Если нажмете на эту кнопку, то будет то-то, а если вот на эту - то то-то и то-то". Нечто подобное начинаем иногда делать и мы, учась молитве. Мы думаем, что если закроемся в темной комнате, сядем на низенький стульчик, прижмем подбородок к груди, сдержим дыхание, и т.д., - тогда у нас обязательно пойдет непрестанная молитва. Вот потому-то я и говорю, что мы не должны увлекаться этой "методой". Нам просто нужно понять, в чем состоит суть молитвенного делания. - И в чем же она состоит? - Суть - в нашем предстоянии пред Богом, - именно Живым Богом, Который зрит на нас. А нам должно смотреть на себя (на свое окаянство, непотребство, на свое бедственное духовное состояние) и вопиять: "Помилуй мя!" И еще нам нужно понять, что не бывает одного правила на все случаи жизни. Молитва - это тайна общения души с Богом, и она не совершается по какой-то "инструкции". Если душа поняла, к чему она должна стремиться, то она должна деятельно исполнять это, и Господь будет ее наставлять, просвещать, вразумлять, укреплять, и человек будет уже идти путем спасения и приближения ко Господу. А преподать здесь какую-то одну всеобъемлющую теорию сложно, потому что теоретически это может быть одно, а практически у каждого человека получается по-своему, со своими особенностями. - Почему это так? - Потому что Господь подает каждому человеку свое, как читаем в тропарях: "Глубиною мудрости человеколюбие вся строяй и полезная всем подаваяй". Один, начиная молиться, первое, что ощущает - свою греховность, свое непотребство и начинает плакать. Бывает горький плач; бывает плач, растворенный утешением, как говорится, "радостотворенный плач", когда человек уже очистится несколько от грехов. У другого бывает наоборот. Сначала чувствует в своей душе Утешения: радость, мир, любовь ко всем. Он молится и чувствует на себе исполнение слов псалмопевца: "Вкусите и видите, яко благ Господь" (Пс. 33, 9). А потом, по прошествии некоторого времени, приходят к нему скорби: печаль о своих грехах, внешние искушения. И он уже в этих внешних искушениях на некоторое время рассеивается. Но потом вспоминает, как он чувствовал себя вначале, какое было ему утешение, и снова обращается, ищет того блаженного состояния, сердечной молитвы к Богу, и отвращается от всего греховного и суетного. А иной может получать вразумление, утешение и благопоспешение во внешних делах. Скажем, занимается он стройкой - храм строит или монастырь. Помолился и видит явную помощь Божию: кирпич достал, рабочие нашлись добросовестные, все быстро, хорошо сделали. И он за это благодарит Бога, и, таким образом, приходит в познание, что если он молится, значит, Бог его слышит, принимает его молитву и отвечает ему вот такими делами. Фактически, здесь совершается одно и то же: человек вступает в Богообщение, только внешне оно проявляется по-разному - как усмотрит Господь в каждом конкретном случае. Но у каждого человека при этом должны быть сердечная обращенность к Богу и вера в то, что если он произносит молитву, значит, Бог его слышит. |
Тема урока «Учёный, труженик…монах» Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | Будущим 10-классникам А. П. Чехов рассказы «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предметные результаты: знать и толковать значение слов «летопись», «монах-летописец», «келья», «Царьград», «гривна», «паволоки»,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическая психология Сулимов Константин Андреевич, к пол н., старший преподаватель кафедры политических наук | ||
Константин Георгиевич Мострас: творческое и педагогическое наследие Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Музыкально-теоретических дисциплин «12» декабря 2010 г. Протокол №6 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Старец! Кто он, монах ли, послушник ли, что за этим кроется?! Сколько дремучих бредней я слышал от своих прихожан, распространителями... | ||
Урок в 4 б классе. Цели В. М. Васнецова «Три богатыря», репродукция картины Васнецова «Монах Нестор», изображение с иконы «Святой Владимир», репродукции... | Константин Григорьевич Кромиади «За землю, за волю!» Воспоминания соратника генерала Власова Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – журналистика (квалификация журналист) | ||
HarperCollins Publishers Ltd Особенно хочу поблагодарить всех читателей книг «Монах, который продал свой "феррари"», «Кто заплачет, когда ты умрешь?» и «Святой,... | Программа дисциплины Екатеринбург 2014 I. Паспорт дисциплины направление... Составитель: Корепанов Константин Владиленович, старший преподаватель ноу впо «Миссионерский институт» | ||
Реферат Авторы: Артёмова Татьяна Константиновна, Гвоздарев Алексей Сергеевич, Артемов Константин Серафимович, Фомичев Николай Иванович, Фомичев... | Мониторинг сми РФ по пенсионной тематике 17 мая 2011 года У пенсионного рынка России должен быть один регулятор, считает президент Национальной ассоциация негосударственных пенсионных фондов... | ||
Константин Константинович Платонов Занимательная психология Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое... | Регламент Московских межрегиональных педагогических чтений им. И.... Назин Константин Иванович, школьный психолог, моу сош «Веста», г. Черноголовка «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. М. Васнецова «Три богатыря», репродукция картины Васнецова «Монах Нестор», изображение с иконы «Святой Владимир», репродукции... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «стуло». Олег Осьмук и компания (Михаил Парсов, Константин Бычков, Богдан Малышев, Александра Матрехина, Яна Сатушева) |