Монах Константин





НазваниеМонах Константин
страница1/9
Дата публикации27.09.2013
Размер1.27 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Монах Константин

Беседа о молитве

Как сохранить душевный мир и живую молитву
в условиях современной суеты


К читателям
Автор предлагаемых "Бесед" - монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30 лет назад. Первым его духовным руководителем был глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов, †1976, г. Сухуми), окормлявший после закрытия монастыря пустынную братию и потому считавшийся "старцем пустыни". После смерти о.Серафима автор пользовался духовным попечением воспитанника и преемника глинских старцев - схиархимандрита Виталия (Сидоренко, †1992, г.Тбилиси).
Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но на протяжении ряда лет, по понятным причинам, носили сугубо личный характер.
Начиная с 1998 года, по старческому и архиерейскому благословению ответы автора частным лицам постепенно начинают приобретать общедоступную форму.
Первые "Беседы" увидели свет в 2000 году в стенах Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, на страницах православного альманаха "Задонский Паломник". В 2004 году милостью Божией и попечением преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого, вышла в свет первая брошюра, посвященная главному христианскому деланию - молитве.
Со временем работа была значительно исправлена и дополнена. Автором были учтены замечания и пожелания боголюбивых читателей.
Однако, предоставляя "Беседы" широкой аудитории, автор, как и прежде, счел необходимым сделать следующее замечание.
Все те советы, которые читатель найдет в этой книге, должны быть употребляемы благоразумно. Практическое их применение возможно лишь в совете с духовником или же в том случае, когда человек по каким-либо причинам не имеет духовного руководства и потому вынужден пользоваться "словом Божиим из книг, а не из живых уст" (как говорит о том святитель Игнатий Брянчанинов).
В связи с этим, при подготовке книги к печати, автор высказал пожелание, чтобы в предисловии к "Беседам" была процитирована следующая его фраза, адресованная в свое время некой инокине:
"Первое, что нужно помнить, читая и слушая эти ответы, - все они даны на тот случай, когда человек не имеет духовного руководителя (а жизнь-то идет, и решать вопросы как-то нужно). У послушницы все очень просто: представила все в полном виде своему духовному отцу, и: "Как благословите поступать?" Как скажет - так и поступать (разумеется, в духе евангельских заповедей).
Тем же, кому в силу сложившихся жизненных обстоятельств приходится заниматься самоисправлением и самовоспитанием по святоотеческим книгам, - Бог в помощь извлечь для себя какую-либо пользу из здесь написанного, как из "подспорья" к деятельному изучению писаний Святых Отцов".

Издатели

 

Кого мы любим, с тем и беседуем

Пришлось как-то раз беседовать с одним молодым человеком - студентом. Он верующий, ведет относительно благочестивую жизнь. Но когда у нас зашла речь о молитве, он сказал:

- Я молюсь совсем мало. Да и нужды особой нет: зачем молиться, если все знаешь, все понимаешь? И никаких особых обстоятельств нет, которые побуждали бы на молитву. Если уж будет какая-то особая экстремальная ситуация, тогда буду молиться, а так - зачем? Нет охоты.

- Так что же, - говорю, - ты хочешь молиться "по-мужицки": пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

- Да нет, я, в общем-то, не хочу, чтобы меня постигали какие-то бедствия и скорби. Ну, просто как-то не хочется молиться, да и все.

Что на это сказать? Допустим, родители имеют ребенка. И вот этот ребенок скажет: "Зачем мне говорить с папой и мамой? Если у меня будет какая-то нужда, тогда я буду с ними разговаривать, а так зачем они мне? Я не хочу с ними разговаривать - неинтересно". Разве не оскорбит он таким нелюбовным отношением своих родителей? Оскорбит - и сильно.

Вы никогда не замечали, что когда мы постоим на молитве с холодным чувством к Богу, то и люди проявляют к нам холодность? А после усердной, теплой молитвы к Богу и отношения людей к нам становятся более теплыми.

И сплошь и рядом встречается, что если родители становятся холодными к Богу, то и дети остывают в своей естественной любви к родителям. Но это почему-то не берется во внимание. А Господь сказал: "Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7:2).

Кого мы любим, с тем и беседуем, с тем и общаемся. Или даже если сидим молча, все равно радуемся, чувствуя присутствие любимого. Так же и пред Богом: если нам "скучно" с Ним на молитве, следовательно, мы потеряли к Нему любовь. Мы оскорбляем нашего Небесного Отца и, фактически, теряем с Ним тот контакт, который нам же в первую очередь и требуется. Не Богу нужен этот контакт, а нужен нам для нашей вечной жизни. И если мы не установим его, подобно электрической лампочке с электросетью, то, что с нами будет? Если лампочка не включается в электросеть, она становится ненужной, и ее выбрасывают на мусорник 1. Так и мы, если не соединимся с Богом посредством усердной, живой молитвы, то, как негодная лампочка, будем выброшены на мусорник духовный, который называется "ад" и "вечная мука".

Любить Бога никакие дела не мешают

- Суета мешает.

- Старец Силуан 2 говорит: "Любить Бога никакие дела не мешают".

- А применимо ли это понятие к нашей современной жизни, особенно мирской? Ведь наш век отмечен особой суетой и безверием. Слышит ли современных людей Бог? Доступна ли им сегодня та "живая" молитва, о которой Вы говорите?

- Господь печется о каждой душе. Нет такой души в мире, о спасении которой не заботился бы Господь. И потому Бог слышит современных людей и внимает их, пусть даже немощным, молитвенным обращениям.

Иногда мы спускаемся с гор в селение, останавливаемся у мирских людей, общаемся со здешними жителями. И порой мы просто удивляемся, насколько в таких осуетившихся, казалось бы, до предела людях теплится живая, искренняя вера. Бывает, заходит речь о житейских делах и скорбях, и простая мирская женщина говорит:

- Я пошла, помолилась, и Господь дал мне то-то и то-то.

Другая ей говорит:

- Как это Бог может нас услышать?

Но первая с уверенностью отвечает:

- Я стояла (столько-то времени), молилась, и Бог меня не услышит? Этого не может быть!

И, действительно, видишь: она получает то, о чем просила.

Господь заботится о каждом человеке, а о современных людях, может быть, даже больше, нежели о наших благочестивых предках, которые жили два или три века назад. Потому что те люди не имели таких соблазнов, не имели такой развращенности нравов, не имели такого осуечения, такого пагубного окружения - можно даже сказать, духа злобы, который наполняет сейчас наше общество.

Ведь как растет и воспитывается нынешнее поколение? Бедные современные детки! Они уже с самого раннего возраста знакомятся со всевозможным злом, в том числе, через телевизор и другие средства массовой информации. А, подрастая, они реализуют это зло в своей жизни. Видно, кто-то очень "старается", создавая все условия для развития беззаконий в современном человечестве. И потому сегодняшние детишки имеют в своих душах засеянного греха несравненно больше, нежели их сверстники, скажем, в XIX веке.

Но, несмотря на этот скорбный факт, отчаиваться не стоит. Как говорит старец Паисий Святогорец, хотя современные молодые люди и узнали все зло, все множество таких грехов, которых не знали прежние люди, тем не менее, они могут спастись, проявив и особое покаяние. Господь разными путями ведет их к этому покаянию, к осознанию своих отрицательных качеств, приобретенных ими еще в детстве.

В молитве ко причащению Симеона Метафраста 3 есть такие слова: "Идеже преумножится грех, преизобилует благодать Твоя".4 Это значит, что несмотря на наше бедственное состояние - на то, что мы уже пропитываемся злом все больше и больше, Господь все-таки заботится о нас, умножая Свою благодать и преизобильно изливая ее на каждую заблудшую душу.

И эта забота проявляется даже тогда, когда человек уклоняется на какой-то ложный путь (идет к сектантам, проявляет интерес к экстрасенсорике, ищет духовности в восточных религиях). Однако если такой человек по-настоящему ищет цель жизни, искренним сердцем хочет познать: "В самом ли деле есть Бог и как с Ним можно и нужно общаться?" - то Господь такого человека никогда не отринет. Он слышит все его, может быть, даже не совсем скромно высказанные желания и являет Свою милость.

Привелось нам как-то раз прочитать в одном православном журнале такое повествование:

"Некий человек-инвалид, по имени Сергей, за свою жизнь прочел множество книг на религиозные темы. Он вдумчиво конспектировал прочитанное, но все-таки никак не мог понять: где истина, как нужно верить и молиться?

В конце концов, устав от бесплодных раздумий, Сергей решил отправить все свои конспекты в мусорный ящик. Собрав бумаги в мешок, он мысленно произнес: "Какая религия сама правильная - пусть тот конспект ко мне вернется".

И произошло чудо. Буквально на следующий день знакомый Сергея, работающий дворником и грузивший мусор, принес инвалиду его записи о Православии: "Смотри-ка, что я интересное нашел! Возьми и почитай".

Сергей был удивлен и поражен. С этого дня он окончательно и без всяких сомнений стал православным."5

Вот такими многообразными путями Своего Премудрого Промысла приводит Господь людей к вере и спасению - лишь бы сами люди искренне желали обрести Бога в своей душе.

А вот еще пример - случай, который произошел в наших местах с одной молодой женщиной.

Случилось так, что эта женщина, ее сестра и брат были соблазняемы иеговистами и уже склонились к общению с ними. Они начали доверять заблуждениям сектантов, в том числе, смотреть без веры и должного почитания на святые иконы.

Узнав об этом, мы попытались им как-то помочь. Дали им большие иконы Спасителя и Божией Матери (бумажные, патриархийного издания6), рассказали о необходимости почитания православных икон, о молитве Иисусовой, молитвах "Отче наш", "Богородице, Дево, радуйся" и других важнейших православных молитвах. Слава Богу - после нескольких наших бесед эти люди начали возвращаться в лоно Православной Церкви.

Когда же, по прошествии некоторого времени, мы вновь спустились в селение, женщина рассказала нам следующую историю: "В один из вечеров сидели мы на кухне, было нас человек десять". Здесь, на Кавказе, существует такой обычай: собираются по вечерам на кухне родственники, соседи, друзья, знакомые, горит печка, и ведутся разные разговоры. "И вот, - рассказывает эта женщина, - они разговаривают между собой, а я сижу на стуле, смотрю на иконы и внутренне молюсь, Иисусову молитву читаю. Вдруг все как бы подернулось какой-то дымкой, я никого не стала видеть и никого не стала слышать. А молитва - такая сладкая и приятная. И вдруг за окном раздался голос: "У-у-у! Христиане, кому вы молитесь!.. вы бумажке молитесь!.. кому вы молитесь!.." Я встрепенулась, смотрю на всех - думала, что все слышат.

- Вы что-нибудь слышали?

- Нет, мы ничего не слышали. А что?

И я поняла, что кроме меня никто этого голоса не слышал".

Вот пример женщины-мирянки, которая, при ее искреннем желании молиться живо, получила такую молитву. Господь нелицеприятно дал ей этот молитвенный опыт. А раздраженный бес, злобясь на нее за то, что она оставила иеговистов и начала усердно молиться даже среди "кухонного базара", попытался разорить ее молитву своими богохульными выкриками7

Господь слышит каждого человека, будь то монах, мирянин или неофит (т.е. новоначальный) - лишь бы человек искренне обращался к Богу. В какой форме - или Иисусову молитву он читает, или Псалтирь, или по молитвослову утренние и вечерние молитвы - это не столь важно. Нужна только искренняя, сердечная непосредственность, можно сказать, детская обращенность к Богу. И Бог, будучи нашим Отцом, принимает обращение нашего сердца. Только нужно следить за тем, чтобы высказываемые нами желания были бы угодными Богу.

Нужно быть внимательными, чтобы не просить у Бога помощи на какие-то небогоугодные дела

- А если желание человека небогоугодно, однако он просит и усердно молится об этом?

- На эту тему пришлось мне в свое время услышать одну весьма назидательную повесть о святителе Николае.

В прежние, еще царские, времена жил некий конокрад. И хотя по своему занятию он был вор, но, как христианин, все же иногда молился. И вот однажды он увидел замечательную тройку лошадей, которую непременно захотел угнать. Как на беду, хозяин оказался человеком состоятельным и весьма осторожным. После нескольких неудачных попыток вор понял, что украсть лошадей ему не удастся.

Что тут оставалось делать? Только молиться.

Пошел конокрад в церковь. Купил большую свечку, поставил перед иконой святителя Николая, зная, что он скорый помощник на всякое дело, и начал молиться и просить: "Святитель Николай! Помоги мне угнать эту тройку! Трудно мне, никак я не могу ее подстеречь!" Помолившись усердно, конокрад пошел на свое "дело", и оно ему удалось. Довольный такой удачей, он выгнал лошадей за город и поскакал в селение.

Однако прошло немного времени, и вдруг сзади послышался шум - конский топот. Оглянулся конокрад, а это его догоняют верховые всадники.

Ну, все, пропал! Наверняка догонят, потому что верховые бегут быстрее, чем тройка. Безвыходное положение - везде поле, нигде нельзя скрыться. "Господи, помоги! Святитель Николай, помоги - плохо дело будет мне!" - взмолился вор и давай что есть силы нахлестывать лошадей.

Впереди показался крутой поворот дороги. Конокрад чуть приостановился, чтобы не перевернуть упряжку. Вдруг видит: навстречу идет старичок и показывает на какой-то бугор: "Вон туда, туда! На обочину дороги! Там можешь спрятаться!" Беглец это понял, спрыгнул с тройки, и - скорее к этому "бугру", а тройка поскакала дальше.

Подбежал, смотрит: это павшая лошадь. Она уже начала разлагаться, раздулась вся, смрад стоит страшный. Но делать нечего, пришлось под нее лезть. Спрятался и лежит, ждет.

Всадники проскакали вслед за тройкой, старичок зовет: "Вылезай, уже проскакали твои гонители". Вылез бедняга из своего "убежища", отдышаться не может: "фу-у-у! - говорит. - Какая мерзость! Чуть не задохнулся от этого смрада!" А старичок ему в ответ: "Вот так же мне и твоя свечка, которую ты поставил, и начал просить меня, чтобы я помог тебе угнать лошадей".

Старичок стал невидим. А пораженный чудом вор начал горько раскаиваться: "Прости меня, Господи! Прости, святитель Николай, что я так оскорбил тебя своей негодной молитвой!" Потом он пошел в церковь и все рассказал батюшке: каким образом святитель Николай вразумил его и привел к покаянию.

Подобным образом и нам нужно быть внимательными, чтобы не просить у Бога помощи на какие-то небогоугодные дела. Господь слышит все наши молитвы, все наши высказанные и не высказанные желания, но только нам самим нужно стараться не оскорблять величие и праведность Божию не только какими-то своими нехорошими делами, но даже и молитвами.

Молитва - это тайна общения души с Богом

- Молитве нужно обучаться по какой-то методе?

- Во-первых, само слово "метода" - не православное, не святоотеческое, поэтому лучше его не употреблять, когда речь идет о духовных деланиях. А во-вторых, во избежание каких-либо ошибок, нужно читать поучения Святых Отцов, писавших о молитве, и там находить разрешение своих недоумений.

Существует много различных святоотеческих наставлений и советов на эту тему. Например, есть такая известная книга под названием "Добротолюбие", в которой собраны поучения древних Святых. Есть много поучений и более близких к нам по времени подвижников благочестия - в частности, святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Брянчанинова и других Отцов Православной Церкви, у которых каждый может найти для себя ответ на интересующий его вопрос.

Вообще в святоотеческих творениях о молитве написано довольно много - осталось только читать и исполнять.

- А почему же тогда сегодня, при таком изобилии духовной литературы, мы не видим множества преуспевших делателей?

- Да потому что все мы стали очень "умными". А на деле получается, что не умеем применять святоотеческое учение в практической жизни. Если преодолеем леность, то зачастую еще остаемся в сетях гордости и самонадеянности.

И еще нужно иметь в виду, что при занятии молитвой встречаются такие две довольно распространенные ошибки. Первая - когда мы по каким-либо причинам совсем игнорируем теоретическую сторону делания. А вторая - когда святоотеческое наставление по приобретению молитвы воспринимаем, как какую-нибудь инструкцию по эксплуатации бытовой техники, в которой говорится: "Если нажмете на эту кнопку, то будет то-то, а если вот на эту - то то-то и то-то". Нечто подобное начинаем иногда делать и мы, учась молитве. Мы думаем, что если закроемся в темной комнате, сядем на низенький стульчик, прижмем подбородок к груди, сдержим дыхание, и т.д., - тогда у нас обязательно пойдет непрестанная молитва.

Вот потому-то я и говорю, что мы не должны увлекаться этой "методой". Нам просто нужно понять, в чем состоит суть молитвенного делания.

- И в чем же она состоит?

- Суть - в нашем предстоянии пред Богом, - именно Живым Богом, Который зрит на нас. А нам должно смотреть на себя (на свое окаянство, непотребство, на свое бедственное духовное состояние) и вопиять: "Помилуй мя!"

И еще нам нужно понять, что не бывает одного правила на все случаи жизни. Молитва - это тайна общения души с Богом, и она не совершается по какой-то "инструкции". Если душа поняла, к чему она должна стремиться, то она должна деятельно исполнять это, и Господь будет ее наставлять, просвещать, вразумлять, укреплять, и человек будет уже идти путем спасения и приближения ко Господу.

А преподать здесь какую-то одну всеобъемлющую теорию сложно, потому что теоретически это может быть одно, а практически у каждого человека получается по-своему, со своими особенностями.

- Почему это так?

- Потому что Господь подает каждому человеку свое, как читаем в тропарях: "Глубиною мудрости человеколюбие вся строяй и полезная всем подаваяй". Один, начиная молиться, первое, что ощущает - свою греховность, свое непотребство и начинает плакать. Бывает горький плач; бывает плач, растворенный утешением, как говорится, "радостотворенный плач", когда человек уже очистится несколько от грехов.

У другого бывает наоборот. Сначала чувствует в своей душе Утешения: радость, мир, любовь ко всем. Он молится и чувствует на себе исполнение слов псалмопевца: "Вкусите и видите, яко благ Господь" (Пс. 33, 9). А потом, по прошествии некоторого времени, приходят к нему скорби: печаль о своих грехах, внешние искушения. И он уже в этих внешних искушениях на некоторое время рассеивается. Но потом вспоминает, как он чувствовал себя вначале, какое было ему утешение, и снова обращается, ищет того блаженного состояния, сердечной молитвы к Богу, и отвращается от всего греховного и суетного.

А иной может получать вразумление, утешение и благопоспешение во внешних делах. Скажем, занимается он стройкой - храм строит или монастырь. Помолился и видит явную помощь Божию: кирпич достал, рабочие нашлись добросовестные, все быстро, хорошо сделали. И он за это благодарит Бога, и, таким образом, приходит в познание, что если он молится, значит, Бог его слышит, принимает его молитву и отвечает ему вот такими делами.

Фактически, здесь совершается одно и то же: человек вступает в Богообщение, только внешне оно проявляется по-разному - как усмотрит Господь в каждом конкретном случае. Но у каждого человека при этом должны быть сердечная обращенность к Богу и вера в то, что если он произносит молитву, значит, Бог его слышит.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Монах Константин iconТема урока «Учёный, труженик…монах»
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Монах Константин iconБудущим 10-классникам
А. П. Чехов рассказы «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах»,...
Монах Константин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предметные результаты: знать и толковать значение слов «летопись», «монах-летописец», «келья», «Царьград», «гривна», «паволоки»,...
Монах Константин iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Политическая психология
Сулимов Константин Андреевич, к пол н., старший преподаватель кафедры политических наук
Монах Константин iconКонстантин Георгиевич Мострас: творческое и педагогическое наследие
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Музыкально-теоретических дисциплин «12» декабря 2010 г. Протокол №6
Монах Константин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Старец! Кто он, монах ли, послушник ли, что за этим кроется?! Сколько дремучих бредней я слышал от своих прихожан, распространителями...
Монах Константин iconУрок в 4 б классе. Цели
В. М. Васнецова «Три богатыря», репродукция картины Васнецова «Монах Нестор», изображение с иконы «Святой Владимир», репродукции...
Монах Константин iconКонстантин Григорьевич Кромиади «За землю, за волю!» Воспоминания соратника генерала Власова
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – журналистика (квалификация журналист)
Монах Константин iconHarperCollins Publishers Ltd
Особенно хочу поблагодарить всех чи­тателей книг «Монах, который продал свой "феррари"», «Кто заплачет, когда ты умрешь?» и «Святой,...
Монах Константин iconПрограмма дисциплины Екатеринбург 2014 I. Паспорт дисциплины направление...
Составитель: Корепанов Константин Владиленович, старший преподаватель ноу впо «Миссионерский институт»
Монах Константин iconРеферат
Авторы: Артёмова Татьяна Константиновна, Гвоздарев Алексей Сергеевич, Артемов Константин Серафимович, Фомичев Николай Иванович, Фомичев...
Монах Константин iconМониторинг сми РФ по пенсионной тематике 17 мая 2011 года
У пенсионного рынка России должен быть один регулятор, считает президент Национальной ассоциация негосударственных пенсионных фондов...
Монах Константин iconКонстантин Константинович Платонов Занимательная психология
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое...
Монах Константин iconРегламент Московских межрегиональных педагогических чтений им. И....
Назин Константин Иванович, школьный психолог, моу сош «Веста», г. Черноголовка «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность...
Монах Константин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. М. Васнецова «Три богатыря», репродукция картины Васнецова «Монах Нестор», изображение с иконы «Святой Владимир», репродукции...
Монах Константин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«стуло». Олег Осьмук и компания (Михаил Парсов, Константин Бычков, Богдан Малышев, Александра Матрехина, Яна Сатушева)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск