Скачать 159.62 Kb.
|
Слайды №1, №2 Тема урока «Учёный, труженик…монах» Слайды №3, №4 Цели урока: 1)Познакомить учащихся с жизнью и творчеством замечательного земляка ученого – востоковеда монаха Н.Я. Бичурина. 2)Осмыслить его место в общем литературном процессе конца ХVШ - начала ХIХ в.в. 3)Пробудить интерес учащихся к культуре чувашского народа, способствовать воспитанию чувства патриотизма. Слайд №5 Ход урока: Учитель: Значение личности и творчества Н.Я.Бичурина. Жизнь монаха Иакинфа, в миру – Никиты Яковлевича Бичурина, сложна и противоречива, увлекательна и трагична. Заслуги Н.Я. Бичурина перед Россией, перед российской наукой велики. 14 лет возглавлял он в Пекине Русскую православную миссию, но занимался не духовными проповедями, не молитвами. Круг его интересов был неизмеримо шире: он глубоко профессионально изучал историю народов Центральной и Средней Азии, Южной Сибири и Дальнего Востока, их языки, письменность, хозяйство, культуры. Он положил начало всестороннему изучению «Поднебесной империи Китая» - и по праву является основоположником русского китаеведения. Создав школу отечественных синологов и монголоведов, определил свое направление в науке, опередив в этом плане Западную Европу. Невероятный объем и разнообразие трудов Н.Я. Бичурина не имеет себе равных в мировой синологии. Сотня его учебных работ, свыше 20 монографий увидели свет и принесли ему не только признание русского ученого мира, но и европейскую славу. 6 слайд, 1гиперссылка. Сообщения учеников 1 ученик. Биография ученого-востоковеда. Никита Яковлевич Бичурин родился 29 августа (по н.с. 9 сентября) 1777 в с. Акулево Чебоксарского района Чувашской Республики в семье дьякона. «Отец его, по словам литератора – историка Н.С.Щукина, дьячок Иаков, не имел даже фамилии, всю жизнь провел в этом звании и крестьянских трудах. Сын его Никита поступил, в восьмом году возраста, в училище нотного пения города Свияжска. В 1785 году перешел в Казанскую семинарию, где и дано ему прозвание Бичурина, по селу в котором родился». Дед его Даниил Семенов в 50-е годах служил дьячком Сретенской церкви в с. Чемурша-Тинсарино Чебоксарского уезда. Следуя традициям церкви, служителям культа стали его сыновья Яков и Иван Даниловы. Отец Н.Я. Бичурина – Яков Данилов – родился в 1749 году, обучался в Казанской духовной семинарии, в 1770 году стал дьяконом Акулевской церкви. Исследуя метрические книги, В.Д.Димитриев выяснил состав семьи Якова Данилова: от брака с Акулиной Степановой было пятеро детей: вслед за первенцем Никитой родилась Татьяна (1780), Матрена(1782), Мартиниан (1790), Илья (1791). Н.Я. Бичурин не оставил каких-либо воспоминаний о детских и юношеских годах. Но эпистолярное наследие Н.Я.Бичурина свидетельствуют о том, что до последних лет жизни он поддерживал тесные связи с родственниками, оказывал им материальную помощь, интересовался их судьбой и переменами в жизни родного Поволжья. 2 ученик. Казанская духовная семинария. В 8 лет он поступил в Казанскую духовную семинарию, где ему дали фамилию Бичурин, по названию села откуда прибыл. Эта семинария, в которой Никита Бичурин пробыл 14 лет, являлась одним из важных центров подготовки кадров православия для обширного района - от Волги до Востока. Из- за бедственного экономического положения родителей в Казани прошёл суровую школу жизни, выдержав изнурительные испытания голодом, холодом, болезнями. Спартанское отношение к жизни, привычка к строгому диетическому питанию у Никиты Бичурина сохранилось до последних дней жизни. Несмотря на неимоверные трудности и невзгоды Никита Бичурин был исключительно целеустремленным, и все годы учёбы был в числе лучших и одаренных учеников, поражая учителей своими превосходными способностями. В Казанской духовной семинарии Никита Бичурин получил серьёзную подготовку к предстоящей научной деятельности: «даровитый ученик с отличной памятью, с превосходным понятием», по оценке его современников, за годы учёбы получил хорошие знания классических языков, свободно переводил с греческого и говорил на латынском, а из новых европейских языков достаточно хорошо владел французским и немецким, писал стихи, брал уроки живописи научился рисовать. В сборнике «Торжества Казанской семинарии» были напечатаны первые литературные произведения восемнадцатилетнего Никиты Бичурина «Песнь» на греческом и «Сон» на русском языках. 3 ученик. Н.Бичурин постригся в монахи. В 1800 году Бичурин постригся в монахи. Большинство его биографов, прежде всего авторы художественных произведений, пострижение его в монашеский сан объясняли неудачной, неразделенной любовью, основываясь на сообщениях Н.С. Моллер (внучатая племянница. Она утверждала, что двоюродные братья и большие друзья Никита Бичурин и Александр Карсунский по окончании курса в академии полюбили одну девушку – Татьяну Саблукову, жившая со своими родителями в Казани. Чтобы не ссориться и сохранить вечную дружбу, друзья порешили между собой сделать ей предложение вместе: «Тот, который будет выбран, женится, а другой пойдет в монахи. Выбор пал на А.В.Карсунского, а Иакинф, исполняя уговор, принял монашество» В 1802 г, получив сан архимандрита, о. Иакинф назначается в Иркутск настоятелем Вознесенского монастыря и ректором Иркутской Семинарии. Это назначение стало переломным моментом в многообещающей карьере молодого священнослужителя, принявшего сан архимандрита уже в 25 лет! В результате конфликта с семинаристами, он отстраняется от управления монастырем, лишается сана и назначается учителем риторики в Тобольский монастырь, без права церковного служения. 4 ученик. Иакинф Бичурин - миссионер В 1807 году его назначили членом духовной российской миссии, отправлявшийся в Пекин. В качестве миссионера Бичурин в Китае пробыл с 1808 года по 1821 годы. Все эти годы он трудился самозабвенно, как выражался сам, «для отечества, а не для себя. Иначе в два года не мог бы выучиться, так говорить по-китайски, как ныне говорю». Духовную миссию ученый совмещал с научной деятельностью: составил китайский словарь, переводил с китайского языка на русский, изучал историю Китая в 270 томах, статистику в 18, энциклопедию в 20 и т.д. В 1821 году весь состав духовной миссии возвращается из Китая в Россию, что особенно примечательно, караван из 15 верблюдов, нагруженных ящиками, привез ценнейшие рукописи книги на китайском и маньчжурском языках». Преодолев огромную цепочку превратностей судьбы, вплоть до приговора о пожизненном заключении в монастыре на о. Валаам, отец Иакинф возвращается в Петербург, в 1825г. Его возвращение стало возможным благодаря восшествию на престол императора Николая I, издавшего резолюцию: «Причислить монаха Иакинфа Бичурина к Азиатскому департаменту» . 5 ученик. Литературно – творческая деятельность Н.Я.Бичурина В 1795 году семинарист написал свои известные три стихотворных произведения – оду «Сон», «Песня», «Сегодня мы». Лирическая ода «Сон» была посвящена архиепископу Казанской епархии Амвросию Подобедову. Автор оды окружил личность Амвросия, плоды его деятельности ореолом возвышенности и божественности. Юный семинарист составил цель рассказать, как много сделал архиепископ Амвросий в течение десяти лет (1785-1795) как религиозный просветитель: Тобой науки процветают, Тобой растут успехи в нас, Тобой утехи обитают, Тобой красуется Парнас. Тобой обилие щедрот Великий производит плод И теплотой твоей согреет, Он в осень и зимой растёт. О! Коль щедроту беспримерну Твоя нам проливает длань, Не можем оным мы сразмерну Принесть благодаренье дань Прими желанье хоть сердец. Живи, наш Пастырь и Отец. Чтоб мы Тобою жить могли, Цвети, чтоб мы Тобой цвели. Несмотря на некоторые художественные погрешности, ода «Сон» свидетельствует о том, что ее автор наделен природным талантом, владеет формой стихотворной речи, обладает богатым творческим воображением и умением непосредственно образно выражать чувства, переживания. Эту же тему поднимает Бичурин в стихотворении «Песнь», которое также воспевает деяния, мудрость, щедрость души архиепископа Амвросия. Мажорная тональность стиха перемещена с чувством тревоги печали по поводу ухода Учителя, который переводится в Петербург; Удаляется Пастырь Защита наша И всяческое покровительство. И третье стихотворение под названием «Ода» на чувашском языке по случаю именины архиепископа Амвросия выражает всеобщую радость подопечных, чувство любви и благодарности, пожелания добра, долголетия. 6 ученик о научной и общественной деятельности Н.Бичурина. С поступлением на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел начался самый блестящий период в жизни Никиты Бичурина- время его неутомимой научной и общественной деятельности, которая, по словам известного востоковеда Н.И.Веселовского, изумляла не только русский, но даже иностранный ученый мир. Бичурин начинает издавать книгу за книгой. В 1828 году в его переводе с китайского выходят книги «Описание Тибета в нынешнем его состоянии», оригинальное сочинение «Записки о Монголии». Вклад его в науку был так велик, что Академия наук избрала его своим членом - корреспондентом, ему четырехкратно присуждалась академическая премия. 7 ученик о переводческой деятельности Н.Бичурина. В годы пребывания Н.Бичурина в Казанской духовной академии закладывались основы организации литературно – переводческого дела на языках нерусских народов Поволжья, развернувшегося в широких масштабах уже во второй половине ХIХ века. Лингвистическая же подготовка, полученная Н.Бичуриным в Казани, станет ценным подспорьем в его будущих научных исследованиях. Переводческая деятельность Н.Я.Бичурина имела строго продуманный и целенаправленный научный характер. Если многолетняя работа над «Четверокнижием» существенно обогатила его словарный запас китайскими научными трудами и понятиями, то переводы китайских исторических и статистико-географических сочинений являлись подготовкой к созданию своих оригинальных научных сочинений. Переводы «Дайцин и тунчжи» и «Тунцзян ганму» вместе с переводом «Истории династии Мина» составляющие в общей сложности 20 рукописных томов, по образному определению видного советского ученого востоковеда Л.М.Гумилева, служили для Н.Я. Бичурина своеобразным колодцем, из которого он черпал «Статистическое описание Китайской империи» ( 2 части,1842).сведения для своих работ. Над улучшением переводов китайских историко – географических сочинений работал в заключении в Валаамском монастыре. 8 ученик о дружбе с деятелями русской культуры В творческой биографии Н.Я.Бичурина важное место занимает его общение с ведущими деятелями русской литературы и науки. После возвращения из Валаама в Петербург он оказался в самом центре умственной и художественной жизни эпохи и испытал глубокое воздействие замечательной дружины ученых и писателей. В судьбе ученого - монаха очень много значило дружеское общение с такими замечательными личностями, как А.С.Пушкин, В.А Жуковский, В.Ф.Одоевский, И, А.Крылов, М.П.Погодин, А.А.Краевский, Н.А, Полевой, П. А. Плетнев, Н.И.Надеждин. По образному выражению Д.И.Белкина, авторитетный ученый Н.Я.Бичурин выступил «посредником между китайской культурой и русской словесностью». Самая яркая страница в творческой биографии Бичурина - знакомство и дружба с великим русским поэтом А.С.Пушкиным. Профессиональные и личные контакты ученого и поэта - двух выдающихся представителей русской культуры первой половины 19 столетия - привлекло внимание ряда советских исследователей- пушкинистов. Н.Я.Бичурин с искренней симпатией относился к А.С.Пушкину и, в знак почитания его гения, дарил ему свои книги. Поэт и ученый часто встречались, вместе бывали в литературных салонах столицы, где, как правило, становились центральными фигурами в острых спорах по волнующим проблемам общественной жизни эпохи. Учитель показывает слайды №7- №13 и комментирует. Н.Я.Бичурин был живописцем. По мнению П.В.Денисова, «некоторые дореволюционные авторы» указывали, что в годы учебы в семинарии Никита Бичурин брал уроки живописи и научился рисовать. Умение рисовать Н.Бичурин никогда не использовал в религиозно – культовых целях в угоду православной церкви, а целиком и полностью поставил на обогащение своих историко-этнографических исследований наглядно – иллюстративным материалом. Учитель о литературно- творческой деятельности Иакинфа Бичурина (дополнительный материал). В числе лиц, принимавших живейшее участие в судьбе ученого – монаха Иакинфа во время как следствия и нахождении его в монастырском заключении, так и в последующие годы, выделяется примечательная личность барона Павла Львовича Шиллинга фон - Канштадта. Знакомство двух замечательных личностей - барона Шиллинга и отца Иакинфа – вскоре переросло в глубокую дружбу и тесное научное сотрудничество В свою очередь Иакинф Бичурин, будучи живым энциклопедическим словарем, по китайским делам, оказался для Шиллинга превосходным консультантом при литографировании китайских текстов. Надо полагать, что издание классических конфуцианских книг «Да - сэю» (Великое учение) и «Чжун -юн» (Соблюдение середины), осуществленное Шиллингом в 1823 г .в Петербурге, не обошлось без помощи Н.Я.Бичурина. С появлением в Петербурге ученого китаеведа Бичурина, обсуждение в научно – литературных кругах китайской проблематики приобрело более оживленный характер. Его трудами заинтересовались зарубежные ориенталисты. Восхищаясь творчеством незаурядного исследователя Н.Я.Бичурина, парижский журнал «Новые летописи путешествий» писал: «Нельзя понять. Как один человек мог написать столько сочинений, сколько едва ли успело бы такое время целое ученое общество». Наивысший творческий подъем Н.Я.Бичурина относится к 1827 -1837 гг., когда он полностью выполнял свои планы научных исследований в области востоковедения. С изданием книги И.Бичурина «Описание Тибета » в нынешнем его состоянии началось подлинное научное исследование таинственного Тибета, который до конца 19 века оставался для европейцев малодоступным и малоизвестным. В первой части излагалось путешествие китайских чиновников по Тибету, а во второй - статистическое описание этой высокогорной страны. Вторым сочинением Н.Я.Бичурина, выпущенном в том же 1828 году, явились «Записки о Монголии» с приложением карты Монголии и этнографических рисунков, изображающих монголов в национальных костюмах. В 1828 году в жизни Н.Я.Бичурина был весьма знаменательным еще в связи с тем, что в декабре Российская Академия наук избрала его членом корреспондентом по разряду литературы и древностей Востока. До конца своей жизни находился Бичурин в тесном сотрудничестве с Академией наук, выполнял все ее поручения, был авторитетным консультантом по вопросам ориенталистики, принимал живейшее участие в подготовке и издании научных трудов в области востоковедения. С помощью Н.Я.Бичурина были приведены в порядок и подробно описаны фонды рукописей и книг на восточных языках в библиотеках Академии наук, Азиатского департамента Министерства иностранных дел. Несмотря на многосторонний характер, научно-общественной деятельности Н.Бичурин, его систематические научные занятия имели единственную цель - подготовку и издание трудов по востоковедению. Обладая поразительной работоспособностью, он издавал книгу за книгой, готовил новые переводы и оригинальные исследования, так что имя его не сходило со страниц русских и зарубежных журналов. Если судить по количеству изданных Н.Я.Бичуриным книг, то самым плодотворным для него оказался 1829 год, в течение которого он успел опубликовать четыре крупных исследования: «Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии», «Описание Пекина. С приложением плана сей столицы, снятого в 1817 году», «История первых четырех ханов из дома Чингисова», «Сань-цзы-цзин». Последняя из этих книг есть детская энциклопедия. В книге сформулированы идеи о самосовершенствовании человека, которое необходимо для правильных взаимоотношений в государстве и семье. В ней доказывается, что люди рождаются с добрыми наклонностями и по природе своей одинаковы, роднятся же только вследствие своих привычек; если не учить человека, то его добрая природа извратится. Хочется привести выдержки воспоминаний из книги П.Денисова «Слово о монахе Иакинфе Бичурине»: «Отец Иакинф резко выделялся своей высокой худощавой фигурой, выразительными монголоидным обликом, оригинальным полумонголическим костюмом, образцовой французской речью незаурядными познаниями истории и культуры Востока. Иакинф обыкновенно снимал в кабинете Одоевского свою верхнюю одежду, оставаясь в подряснике, имевшем вид длинного семинарского сюртука, и начинал ораторствовать о Китае, превознеся все до небес все китайское»- вспоминал позднее И.И.Панаев. Свою научную деятельность, не прекращавшуюся ни на минуту на протяжении всей его жизни, он завершил изданием в 1851г. многолетнего труда «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», который в том же году был удостоен Демидовской премии. 11 мая 1853г. в возрасте 76 лет о. Иакинф скончался в Александро-Невской лавре. Его похоронили на следующий день на Лаврском кладбище, где и по сей день, стоит скромный памятник, на котором написано: «Иакинф Бичурин», а чуть ниже вертикальной строкой китайскими иероглифами: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими славу историческими трудами». Далее: «Род. 1777 – ум. 1853 мая 11д. » Учитель далее знакомит дополнительным материалом из Интернета. Слайд №14 Сочинения Иакинфа можно разбить на 3 группы: 1) Переводы и извлечения из китайских источников:
2) Журнальные статьи:
Министерства народного просвещения», ч.18 ,№5-6). 3) Оригинальные труды:
Слайд № 15 Выводы по уроку Учитель: Происхождение и жизнь, а также литературно - творческое наследие трудно вместить в привычные рамки и представления. За полувековую неутомимую творческую деятельность Никиты Яковлевича Бичурина образовалось богатое собрание книг и рукописей, среди которых было немало произведений, представляющих исключительную научно - культурную ценность. Н.Бичурин заложил основы научного изучения Китая во всех областях его жизни и утвердил приоритет отечественной науки в разработке кардинальных вопросов востоковедческой науки. Имя Иакинфа Бичурина как первого ученого - выходца из среды чувашского народа высоко почитаемо в Чувашии. В республике функционируют музеи нашего выдающегося земляка. Широкой популярностью пользуются Чебоксарский районный музей «Бичурин и современность» (райцентр - Кугеси), музей и клуб юных бичуринцев в средней школе №3 нашего города. Память об отце Иакинфе чтят на его родине в с. Бичурино Мариинско - Посадского района, где открыт музей и ведутся работы по созданию мемориального комплекса. Учитель: проследив весь жизненный и творческий путь нашего выдающегося земляка, скажите, пожалуйста, кем еще был Н.Бичурин. Ученики: Первый: монах. Второй: ученый-востоковед. Третий: публицист Четвертый: переводчик Пятый: художник Шестой: краевед Седьмой: поэт Восьмой: таким талантливым и разносторонним человеком большой буквы был Никита Яковлевич Бичурин. Учитель дополняет: Перу отца Иакинфа принадлежат свыше 100 серьезных исследований, статей, переводов, исторических и географических произведений. Урок хочется завершить стихом народного поэта Чувашии Педера Хузангая «Иакинф Бичурин». В век казней солдафонского глумленья Над всем, что мысли что мысли освещал маяк, Ему глухое вспомнилось селенье, Где он родился, выжил кое-как. Бичурино – неведомое слово, Пустые звуки для чужих ушей. А он услышал столько в нем родного Что взял фамилией своей. Он свято сохранил его как память О родине истерзанной, где мы Не смели даже зваться именами В потемках николаевской тюрьмы Отрезанный ломоть, он год от года Острее чувствовал в душе тоску Осмыслив, чем обязан был народу И разуму его, и языку. Язык, которым он назвал впервые Отца и мать, траву и солнце свет, Нетронутыми воскрешал живые Картины детских, незабвенных лет. Но не было ему пути! Жестоко Обижен, оскорблен за свой народ, Он верным следопытом стал Востока И русской речью двинул век вперед. Еретиком под рясою монаха, Ученым в келье, взятым под надзор, Он стену косности долбил без страха Трудом упорным – всем наперекор. Он запросто сходился с человеком, Что для себя законом положил – Быть с просвещеньем наравне и с веком: Он Пушкину труды свои дарил. Я вижу, как, кляня мишурность света, Внимает слову мудрому поэт, Как расширяются зрачки поэта, Иной над Азией предвидя свет… Друг декабристов, он был понят ими: Его портрет Бестужев написал. В Париже повторялось это имя, И все же он… монахом пребывал. Не раз просил он снять свой сан монаший Его в расцвете сбереженных сил. Но неизменен был отказ монарший, - Пожизненно его он заточил. Убит был Пушкин. Отгремела лира, Оставив звон на самом дне души. Он жизнелюб, отторгнутый от мира, Творил, как Пимен, подвиг свой в тиши. Давили стены лавры, как вериги. На Волгу бы, в лесной родимый край!... Остались только книги, книги, книги И мудрый, неразгаданный Китай. Тест по творчеству Н.Я.Бичурина
9. Кто из известных декабристов написал портрет Н.Я.Бичурина? 1) Н.Г.Чернышевский 2) К.Ф.Рылеев 3) Н.А.Бестужев 10. Сколько раз Бичурин был удостоен Демидовской премии Академии наук? 1) 2 2) 3 3) 4 Слайд №16 Литература
|
Вдовенко Галина Алексеевна учитель химии высшей квалификационной... Вряд ли чешский монах-ученый, отец современной генетики Мендель мог предположить, что всего 150 лет спустя генетика превратится из... | Урока: урок-исследование. Проблема Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т.... | ||
Тема: Терапия Эндокринология Отечественный ученый, описавший триаду симптомов при заболевании щитовидной железы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шведский ученый Карл Линней рассматривал вид в качестве основной систематической единицы. Французский учёный Жан Батист Ламарк вообще... | ||
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Урок по теме: «Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев и его учение о периодичности» А презентация учителя к уроку «Великий русский учёный Д. И. Менделеев и его учение о периодичности» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Канонихин Николай Михайлович, труженик тыла («Урок мужества» в 1-б классе) «70-летию Сталинградской битвы» (3-а класс) | Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | ||
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного... | Конспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь» Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов... | ||
Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | ||
Будущим 10-классникам А. П. Чехов рассказы «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах»,... | Конспект урока Тема урока Вода в природе Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема... Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе... | Урок тема Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия.... |