Тема урока «Учёный, труженик…монах»





Скачать 159.62 Kb.
НазваниеТема урока «Учёный, труженик…монах»
Дата публикации14.10.2013
Размер159.62 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Слайды №1, №2

Тема урока

«Учёный, труженик…монах»
Слайды №3, №4

Цели урока:

1)Познакомить учащихся с жизнью и творчеством замечательного земляка ученого – востоковеда монаха Н.Я. Бичурина.

2)Осмыслить его место в общем литературном процессе конца ХVШ - начала ХIХ в.в.

3)Пробудить интерес учащихся к культуре чувашского народа, способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Слайд №5
Ход урока:

Учитель:

Значение личности и творчества Н.Я.Бичурина.

Жизнь монаха Иакинфа, в миру – Никиты Яковлевича Бичурина, сложна и противоречива, увлекательна и трагична.

Заслуги Н.Я. Бичурина перед Россией, перед российской наукой велики. 14 лет возглавлял он в Пекине Русскую православную миссию, но занимался не духовными проповедями, не молитвами. Круг его интересов был неизмеримо шире: он глубоко профессионально изучал историю народов Центральной и Средней Азии, Южной Сибири и Дальнего Востока, их языки, письменность, хозяйство, культуры. Он положил начало всестороннему изучению «Поднебесной империи Китая» - и по праву является основоположником русского китаеведения.

Создав школу отечественных синологов и монголоведов, определил свое направление в науке, опередив в этом плане Западную Европу.

Невероятный объем и разнообразие трудов Н.Я. Бичурина не имеет себе равных в мировой синологии. Сотня его учебных работ, свыше 20 монографий увидели свет и принесли ему не только признание русского ученого мира, но и европейскую славу.

6 слайд, 1гиперссылка. Сообщения учеников

1 ученик. Биография ученого-востоковеда.

Никита Яковлевич Бичурин родился 29 августа (по н.с. 9 сентября) 1777 в с. Акулево Чебоксарского района Чувашской Республики в семье дьякона. «Отец его, по словам литератора – историка Н.С.Щукина, дьячок Иаков, не имел даже фамилии, всю жизнь провел в этом звании и крестьянских трудах. Сын его Никита поступил, в восьмом году возраста, в училище нотного пения города Свияжска. В 1785 году перешел в Казанскую семинарию, где и дано ему прозвание Бичурина, по селу в котором родился».

Дед его Даниил Семенов в 50-е годах служил дьячком Сретенской церкви в с. Чемурша-Тинсарино Чебоксарского уезда. Следуя традициям церкви, служителям культа стали его сыновья Яков и Иван Даниловы.

Отец Н.Я. Бичурина – Яков Данилов – родился в 1749 году, обучался в Казанской духовной семинарии, в 1770 году стал дьяконом Акулевской церкви. Исследуя метрические книги, В.Д.Димитриев выяснил состав семьи Якова Данилова: от брака с Акулиной Степановой было пятеро детей: вслед за первенцем Никитой родилась Татьяна (1780), Матрена(1782), Мартиниан (1790), Илья (1791).

Н.Я. Бичурин не оставил каких-либо воспоминаний о детских и юношеских годах. Но эпистолярное наследие Н.Я.Бичурина свидетельствуют о том, что до последних лет жизни он поддерживал тесные связи с родственниками, оказывал им материальную помощь, интересовался их судьбой и переменами в жизни родного Поволжья.


2 ученик. Казанская духовная семинария.

В 8 лет он поступил в Казанскую духовную семинарию, где ему дали фамилию Бичурин, по названию села откуда прибыл. Эта семинария, в которой Никита Бичурин пробыл 14 лет, являлась одним из важных центров подготовки кадров православия для обширного района - от Волги до Востока. Из- за бедственного экономического положения родителей в Казани прошёл суровую школу жизни, выдержав изнурительные испытания голодом, холодом, болезнями. Спартанское отношение к жизни, привычка к строгому диетическому питанию у Никиты Бичурина сохранилось до последних дней жизни.

Несмотря на неимоверные трудности и невзгоды Никита Бичурин был исключительно целеустремленным, и все годы учёбы был в числе лучших и одаренных учеников, поражая учителей своими превосходными способностями. В Казанской духовной семинарии Никита Бичурин получил серьёзную подготовку к предстоящей научной деятельности: «даровитый ученик с отличной памятью, с превосходным понятием», по оценке его современников, за годы учёбы получил хорошие знания классических языков, свободно переводил с греческого и говорил на латынском, а из новых европейских языков достаточно хорошо владел французским и немецким, писал стихи, брал уроки живописи научился рисовать. В сборнике «Торжества Казанской семинарии» были напечатаны первые литературные произведения восемнадцатилетнего Никиты Бичурина «Песнь» на греческом и «Сон» на русском языках.

3 ученик. Н.Бичурин постригся в монахи.

В 1800 году Бичурин постригся в монахи. Большинство его биографов, прежде всего авторы художественных произведений, пострижение его в монашеский сан объясняли неудачной, неразделенной любовью, основываясь на сообщениях Н.С. Моллер (внучатая племянница. Она утверждала, что двоюродные братья и большие друзья Никита Бичурин и Александр Карсунский по окончании курса в академии полюбили одну девушку – Татьяну Саблукову, жившая со своими родителями в Казани. Чтобы не ссориться и сохранить вечную дружбу, друзья порешили между собой сделать ей предложение вместе: «Тот, который будет выбран, женится, а другой пойдет в монахи. Выбор пал на А.В.Карсунского, а Иакинф, исполняя уговор, принял монашество»

В 1802 г, получив сан архимандрита, о. Иакинф назначается в Иркутск настоятелем Вознесенского монастыря и ректором Иркутской Семинарии. Это назначение стало переломным моментом в многообещающей карьере молодого священнослужителя, принявшего сан архимандрита уже в 25 лет! В результате конфликта с семинаристами, он отстраняется от управления монастырем, лишается сана и назначается учителем риторики в Тобольский монастырь, без права церковного служения.

4 ученик. Иакинф Бичурин - миссионер

В 1807 году его назначили членом духовной российской миссии, отправлявшийся в Пекин. В качестве миссионера Бичурин в Китае пробыл с 1808 года по 1821 годы. Все эти годы он трудился самозабвенно, как выражался сам, «для отечества, а не для себя. Иначе в два года не мог бы выучиться, так говорить по-китайски, как ныне говорю». Духовную миссию ученый совмещал с научной деятельностью: составил китайский словарь, переводил с китайского языка на русский, изучал историю Китая в 270 томах, статистику в 18, энциклопедию в 20 и т.д. В 1821 году весь состав духовной миссии возвращается из Китая в Россию, что особенно примечательно, караван из 15 верблюдов, нагруженных ящиками, привез ценнейшие рукописи книги на китайском и маньчжурском языках». Преодолев огромную цепочку превратностей судьбы, вплоть до приговора о пожизненном заключении в монастыре на о. Валаам, отец Иакинф возвращается в Петербург, в 1825г. Его возвращение стало возможным благодаря восшествию на престол императора Николая I, издавшего резолюцию: «Причислить монаха Иакинфа Бичурина к Азиатскому департаменту»

.

5 ученик. Литературно – творческая деятельность Н.Я.Бичурина

В 1795 году семинарист написал свои известные три стихотворных произведения – оду «Сон», «Песня», «Сегодня мы». Лирическая ода «Сон» была посвящена архиепископу Казанской епархии Амвросию Подобедову. Автор оды окружил личность Амвросия, плоды его деятельности ореолом возвышенности и божественности. Юный семинарист составил цель рассказать, как много сделал архиепископ Амвросий в течение десяти лет (1785-1795) как религиозный просветитель:

Тобой науки процветают,

Тобой растут успехи в нас,

Тобой утехи обитают,

Тобой красуется Парнас.

Тобой обилие щедрот

Великий производит плод

И теплотой твоей согреет,

Он в осень и зимой растёт.

О! Коль щедроту беспримерну

Твоя нам проливает длань,

Не можем оным мы сразмерну

Принесть благодаренье дань

Прими желанье хоть сердец.

Живи, наш Пастырь и Отец.

Чтоб мы Тобою жить могли,

Цвети, чтоб мы Тобой цвели.
Несмотря на некоторые художественные погрешности, ода «Сон» свидетельствует о том, что ее автор наделен природным талантом, владеет формой стихотворной речи, обладает богатым творческим воображением и умением непосредственно образно выражать чувства, переживания. Эту же тему поднимает Бичурин в стихотворении «Песнь», которое также воспевает деяния, мудрость, щедрость души архиепископа Амвросия. Мажорная тональность стиха перемещена с чувством тревоги печали по поводу ухода Учителя, который переводится в Петербург;

Удаляется Пастырь

Защита наша

И всяческое покровительство.
И третье стихотворение под названием «Ода» на чувашском языке по случаю именины архиепископа Амвросия выражает всеобщую радость подопечных, чувство любви и благодарности, пожелания добра, долголетия.

6 ученик о научной и общественной деятельности Н.Бичурина.

С поступлением на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел начался самый блестящий период в жизни Никиты Бичурина- время его неутомимой научной и общественной деятельности, которая, по словам известного востоковеда Н.И.Веселовского, изумляла не только русский, но даже иностранный ученый мир. Бичурин начинает издавать книгу за книгой. В 1828 году в его переводе с китайского выходят книги «Описание Тибета в нынешнем его состоянии», оригинальное сочинение «Записки о Монголии». Вклад его в науку был так велик, что Академия наук избрала его своим членом - корреспондентом, ему четырехкратно присуждалась академическая премия.

7 ученик о переводческой деятельности Н.Бичурина.

В годы пребывания Н.Бичурина в Казанской духовной академии закладывались основы организации литературно – переводческого дела на языках нерусских народов Поволжья, развернувшегося в широких масштабах уже во второй половине ХIХ века. Лингвистическая же подготовка, полученная Н.Бичуриным в Казани, станет ценным подспорьем в его будущих научных исследованиях.

Переводческая деятельность Н.Я.Бичурина имела строго продуманный и целенаправленный научный характер. Если многолетняя работа над «Четверокнижием» существенно обогатила его словарный запас китайскими научными трудами и понятиями, то переводы китайских исторических и статистико-географических сочинений являлись подготовкой к созданию своих оригинальных научных сочинений. Переводы «Дайцин и тунчжи» и «Тунцзян ганму» вместе с переводом «Истории династии Мина» составляющие в общей сложности 20 рукописных томов, по образному определению видного советского ученого востоковеда Л.М.Гумилева, служили для Н.Я. Бичурина своеобразным колодцем, из которого он черпал «Статистическое описание Китайской империи» ( 2 части,1842).сведения для своих работ. Над улучшением переводов китайских историко – географических сочинений работал в заключении в Валаамском монастыре.
8 ученик о дружбе с деятелями русской культуры

В творческой биографии Н.Я.Бичурина важное место занимает его общение с ведущими деятелями русской литературы и науки. После возвращения из Валаама в Петербург он оказался в самом центре умственной и художественной жизни эпохи и испытал глубокое воздействие замечательной дружины ученых и писателей. В судьбе ученого - монаха очень много значило дружеское общение с такими замечательными личностями, как А.С.Пушкин, В.А Жуковский, В.Ф.Одоевский, И, А.Крылов, М.П.Погодин, А.А.Краевский, Н.А, Полевой, П. А. Плетнев, Н.И.Надеждин. По образному выражению Д.И.Белкина, авторитетный ученый Н.Я.Бичурин выступил «посредником между китайской культурой и русской словесностью».

Самая яркая страница в творческой биографии Бичурина - знакомство и дружба с великим русским поэтом А.С.Пушкиным. Профессиональные и личные контакты ученого и поэта - двух выдающихся представителей русской культуры первой половины 19 столетия - привлекло внимание ряда советских исследователей- пушкинистов. Н.Я.Бичурин с искренней симпатией относился к А.С.Пушкину и, в знак почитания его гения, дарил ему свои книги. Поэт и ученый часто встречались, вместе бывали в литературных салонах столицы, где, как правило, становились центральными фигурами в острых спорах по волнующим проблемам общественной жизни эпохи.

Учитель показывает слайды №7- №13 и комментирует.

Н.Я.Бичурин был живописцем. По мнению П.В.Денисова, «некоторые дореволюционные авторы» указывали, что в годы учебы в семинарии Никита Бичурин брал уроки живописи и научился рисовать. Умение рисовать Н.Бичурин никогда не использовал в религиозно – культовых целях в угоду православной церкви, а целиком и полностью поставил на обогащение своих историко-этнографических исследований наглядно – иллюстративным материалом.

Учитель о литературно- творческой деятельности Иакинфа Бичурина

(дополнительный материал).

В числе лиц, принимавших живейшее участие в судьбе ученого – монаха Иакинфа во время как следствия и нахождении его в монастырском заключении, так и в последующие годы, выделяется примечательная личность барона Павла Львовича Шиллинга фон - Канштадта. Знакомство двух замечательных личностей - барона Шиллинга и отца Иакинфа – вскоре переросло в глубокую дружбу и тесное научное сотрудничество

В свою очередь Иакинф Бичурин, будучи живым энциклопедическим словарем, по китайским делам, оказался для Шиллинга превосходным консультантом при литографировании китайских текстов. Надо полагать, что издание классических конфуцианских книг «Да - сэю» (Великое учение) и «Чжун -юн» (Соблюдение середины), осуществленное Шиллингом в 1823 г .в Петербурге, не обошлось без помощи Н.Я.Бичурина. С появлением в Петербурге ученого китаеведа Бичурина, обсуждение в научно – литературных кругах китайской проблематики приобрело более оживленный характер. Его трудами заинтересовались зарубежные ориенталисты. Восхищаясь творчеством незаурядного исследователя Н.Я.Бичурина, парижский журнал «Новые летописи путешествий» писал: «Нельзя понять. Как один человек мог написать столько сочинений, сколько едва ли успело бы такое время целое ученое общество».

Наивысший творческий подъем Н.Я.Бичурина относится к 1827 -1837 гг., когда он полностью выполнял свои планы научных исследований в области востоковедения. С изданием книги И.Бичурина «Описание Тибета » в нынешнем его состоянии началось подлинное научное исследование таинственного Тибета, который до конца 19 века оставался для европейцев малодоступным и малоизвестным. В первой части излагалось путешествие китайских чиновников по Тибету, а во второй - статистическое описание этой высокогорной страны.

Вторым сочинением Н.Я.Бичурина, выпущенном в том же 1828 году, явились «Записки о Монголии» с приложением карты Монголии и этнографических рисунков, изображающих монголов в национальных костюмах.

В 1828 году в жизни Н.Я.Бичурина был весьма знаменательным еще в связи с тем, что в декабре Российская Академия наук избрала его членом корреспондентом по разряду литературы и древностей Востока. До конца своей жизни находился Бичурин в тесном сотрудничестве с Академией наук, выполнял все ее поручения, был авторитетным консультантом по вопросам ориенталистики, принимал живейшее участие в подготовке и издании научных трудов в области востоковедения.

С помощью Н.Я.Бичурина были приведены в порядок и подробно описаны фонды рукописей и книг на восточных языках в библиотеках Академии наук, Азиатского департамента Министерства иностранных дел. Несмотря на многосторонний характер, научно-общественной деятельности Н.Бичурин, его систематические научные занятия имели единственную цель - подготовку и издание трудов по востоковедению. Обладая поразительной работоспособностью, он издавал книгу за книгой, готовил новые переводы и оригинальные исследования, так что имя его не сходило со страниц русских и зарубежных журналов. Если судить по количеству изданных Н.Я.Бичуриным книг, то самым плодотворным для него оказался 1829 год, в течение которого он успел опубликовать четыре крупных исследования: «Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии», «Описание Пекина. С приложением плана сей столицы, снятого в 1817 году», «История первых четырех ханов из дома Чингисова», «Сань-цзы-цзин». Последняя из этих книг есть детская энциклопедия. В книге сформулированы идеи о самосовершенствовании человека, которое необходимо для правильных взаимоотношений в государстве и семье. В ней доказывается, что люди рождаются с добрыми наклонностями и по природе своей одинаковы, роднятся же только вследствие своих привычек; если не учить человека, то его добрая природа извратится.

Хочется привести выдержки воспоминаний из книги П.Денисова «Слово о монахе Иакинфе Бичурине»: «Отец Иакинф резко выделялся своей высокой худощавой фигурой, выразительными монголоидным обликом, оригинальным полумонголическим костюмом, образцовой французской речью незаурядными познаниями истории и культуры Востока. Иакинф обыкновенно снимал в кабинете Одоевского свою верхнюю одежду, оставаясь в подряснике, имевшем вид длинного семинарского сюртука, и начинал ораторствовать о Китае, превознеся все до небес все китайское»- вспоминал позднее И.И.Панаев.

Свою научную деятельность, не прекращавшуюся ни на минуту на протяжении всей его жизни, он завершил изданием в 1851г. многолетнего труда «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», который в том же году был удостоен Демидовской премии.

11 мая 1853г. в возрасте 76 лет о. Иакинф скончался в Александро-Невской лавре. Его похоронили на следующий день на Лаврском кладбище, где и по сей день, стоит скромный памятник, на котором написано: «Иакинф Бичурин», а чуть ниже вертикальной строкой китайскими иероглифами: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими славу историческими трудами». Далее: «Род. 1777 – ум. 1853 мая 11д. »
Учитель далее знакомит дополнительным материалом из Интернета.

Слайд №14

Сочинения Иакинфа можно разбить на 3 группы:

1) Переводы и извлечения из китайских источников:

  • «Описание Тибета в нынешнем его состоянии»(1828);

  • «Историческое обозрение ойратов и калмыков с 15 столетия до настоящего времени (1834)».

  • «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древнее время».

2) Журнальные статьи:

  • «Взгляд на просвещение в Китае» («Журнал

Министерства народного просвещения», ч.18 ,№5-6).

3) Оригинальные труды:

  • «Записки о Монголии»(1828)




  • «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение(1840).




  • «Китай в гражданском и нравственном состоянии» (1848)




  • «Китайская грамматика, Хань-вынь ца-мынь»(1838)


Слайд № 15
Выводы по уроку

Учитель:

Происхождение и жизнь, а также литературно - творческое наследие трудно вместить в привычные рамки и представления. За полувековую неутомимую творческую деятельность Никиты Яковлевича Бичурина образовалось богатое собрание книг и рукописей, среди которых было немало произведений, представляющих исключительную научно - культурную ценность. Н.Бичурин заложил основы научного изучения Китая во всех областях его жизни и утвердил приоритет отечественной науки в разработке кардинальных вопросов востоковедческой науки.

Имя Иакинфа Бичурина как первого ученого - выходца из среды чувашского народа высоко почитаемо в Чувашии. В республике функционируют музеи нашего выдающегося земляка. Широкой популярностью пользуются Чебоксарский районный музей «Бичурин и современность» (райцентр - Кугеси), музей и клуб юных бичуринцев в средней школе №3 нашего города. Память об отце Иакинфе чтят на его родине в с. Бичурино Мариинско - Посадского района, где открыт музей и ведутся работы по созданию мемориального комплекса.

Учитель: проследив весь жизненный и творческий путь нашего выдающегося земляка, скажите, пожалуйста, кем еще был Н.Бичурин.

Ученики:

Первый: монах.

Второй: ученый-востоковед.

Третий: публицист

Четвертый: переводчик

Пятый: художник

Шестой: краевед

Седьмой: поэт

Восьмой: таким талантливым и разносторонним человеком большой буквы был Никита Яковлевич Бичурин.

Учитель дополняет: Перу отца Иакинфа принадлежат свыше 100 серьезных исследований, статей, переводов, исторических и географических произведений.
Урок хочется завершить стихом народного поэта Чувашии Педера Хузангая

«Иакинф Бичурин».

В век казней солдафонского глумленья

Над всем, что мысли что мысли освещал маяк,

Ему глухое вспомнилось селенье,

Где он родился, выжил кое-как.

Бичурино – неведомое слово,

Пустые звуки для чужих ушей.

А он услышал столько в нем родного

Что взял фамилией своей.

Он свято сохранил его как память

О родине истерзанной, где мы

Не смели даже зваться именами

В потемках николаевской тюрьмы

Отрезанный ломоть, он год от года

Острее чувствовал в душе тоску

Осмыслив, чем обязан был народу

И разуму его, и языку.

Язык, которым он назвал впервые

Отца и мать, траву и солнце свет,

Нетронутыми воскрешал живые

Картины детских, незабвенных лет.

Но не было ему пути! Жестоко

Обижен, оскорблен за свой народ,

Он верным следопытом стал Востока

И русской речью двинул век вперед.

Еретиком под рясою монаха,

Ученым в келье, взятым под надзор,

Он стену косности долбил без страха

Трудом упорным – всем наперекор.

Он запросто сходился с человеком,

Что для себя законом положил –

Быть с просвещеньем наравне и с веком:

Он Пушкину труды свои дарил.

Я вижу, как, кляня мишурность света,

Внимает слову мудрому поэт,

Как расширяются зрачки поэта,

Иной над Азией предвидя свет…

Друг декабристов, он был понят ими:

Его портрет Бестужев написал.

В Париже повторялось это имя,

И все же он… монахом пребывал.

Не раз просил он снять свой сан монаший

Его в расцвете сбереженных сил.

Но неизменен был отказ монарший, -

Пожизненно его он заточил.

Убит был Пушкин. Отгремела лира,

Оставив звон на самом дне души.

Он жизнелюб, отторгнутый от мира,

Творил, как Пимен, подвиг свой в тиши.

Давили стены лавры, как вериги.

На Волгу бы, в лесной родимый край!...

Остались только книги, книги, книги

И мудрый, неразгаданный Китай.

Тест по творчеству Н.Я.Бичурина

  1. Где родился Н.Я. Бичурин?

    1. В д. Бичурино

    2. В д. Акулево

    3. В с. Комсомольское

  2. Сколько детей было в семье Бичуриных? И как их звали?

    1. Трое: Никита, Иван и Степан

    2. Четверо: Никита, Мария, Яков и Илья.

    3. Пятеро: Никита, Татьяна, Матрена, Мартиниан и Илья.

  3. Кем работал отец Н.Я.Бичурина?

    1. Священником

    2. Дьяконом

    3. Монахом

  4. Почему Н.Я. Бичурин стал монахом?

    1. Они с двоюродным братом Александром Карсунским полюбили одну и ту же девушку - Татьяну Саблукову. Чтобы не ссориться и сохранить дружбу, они решили сделать ей предложение вместе: «Тот, который будет выбран, женится, а другой пойдет в монахи». Выбор пал на брата.

    2. К этому побудили жизненные обстоятельства

    3. Из-за своих религиозных убеждений.

  5. В каком году он совершил первую поездку в Китай?

    1. 1789

    2. 1807

    3. 1821

  6. Сколько человек вошел в состав миссии?

    1. 11

    2. 10

    3. 5

  7. Почему девятая русская православная миссия в Пекине, возглавляемая Н.Я. Бичуриным, вошла в историю, как самая неудачная с религиозной точки зрения?

    1. Из-за привлечения в лоно церкви недостаточного количества населения

    2. Из-за нерадивости и бедственного экономического положения церковных служителей

    3. Из-за отсутствия в Китае православных церквей

  8. Какую книгу с дарственной надписью подарил Бичурин А.С.Пушкину?

    1. « Земледелие в Китае»

    2. «Описание Тибета в нынешнем его состоянии»

    3. «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена»

9. Кто из известных декабристов написал портрет Н.Я.Бичурина?

1) Н.Г.Чернышевский

2) К.Ф.Рылеев

3) Н.А.Бестужев

10. Сколько раз Бичурин был удостоен Демидовской премии Академии наук?

1) 2

2) 3

3) 4
Слайд №16
Литература


  • Денисов П.В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина: Монография.- Чебоксары, Чувашкнигиздат, 1997.

  • Пушкин В.Н. Чувашская литература, ч. I. – Чебоксары, Чувашкнигиздат, 1997.

  • Артемьев Ю.М. Учебник для 10-11 классов русскоязычных школ, Чувашкнигиздат, 2003.

  • Из материалов Международной научно-практической конференции. «Научное и духовно-миссионерская деятельность Н.Я Бичурина: история и современное значение» - Чебоксары 18-20 октября 2007 г.

  • http://www.tibet.ru/persons/bichurin.shtml

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconВдовенко Галина Алексеевна учитель химии высшей квалификационной...
Вряд ли чешский монах-ученый, отец современной генетики Мендель мог предположить, что всего 150 лет спустя генетика превратится из...
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconУрока: урок-исследование. Проблема
Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т....
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconТема: Терапия Эндокринология
Отечественный ученый, описавший триаду симптомов при заболевании щитовидной железы
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шведский ученый Карл Линней рассматривал вид в качестве основной систематической единицы. Французский учёный Жан Батист Ламарк вообще...
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconУрок по теме: «Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев и его учение о периодичности»
А презентация учителя к уроку «Великий русский учёный Д. И. Менделеев и его учение о периодичности»
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Канонихин Николай Михайлович, труженик тыла («Урок мужества» в 1-б классе) «70-летию Сталинградской битвы» (3-а класс)
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconКонспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconУрок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс
Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного...
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconКонспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь»
Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов...
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconБудущим 10-классникам
А. П. Чехов рассказы «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах»,...
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconКонспект урока Тема урока Вода в природе
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconКонспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема...
Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе...
Тема урока «Учёный, труженик…монах» iconУрок тема
Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск