Урок общей биологии в 10 классе по теме «Критерии вида»
(по материалам урока С.М.Гельд, Новосибирская область)
Анализ
| Учитель
| Ученики
| ПОСТАНОВКА
Вопрос
на ошибку
Предъявление
научного факта
Вопрос
на ошибку
Предъявление
научного факта Побуждение
Термин
| - Шведский ученый Карл Линней рассматривал вид в качестве основной систематической единицы. Французский учёный Жан Батист Ламарк вообще отрицал реальное существование видов в природе. А вы как считаете, вид существует?
- Ламарк отмечал, что различия между некоторыми видами незначительны, и выделить их сложно. Попробуем?
- Перед вами два растения. Определите, это особи одного вида или разных видов? (демонстрация комнатных растений одного вида, но разных сортов)
- На самом деле это особи одного вида хлорофитум хохлатый, его сорта могут отличаться по цвету листьев – сочно-зелёные, посередине зелёные по краям белые, со светлой полосой посередине и т.п.
- Перед вами два животных. Определите, это особи одного вида или разных видов? (демонстрация иллюстраций видов-двойников на выбор: насекомые-наездники, либо домовая и малая мышь, клёст-еловик и клёст-сосновик и др.)
- Это представители разных видов, но настолько схожие, что по внешним признакам их отличить очень трудно.
- Вы сначала как думали? А как оказывается на самом деле?
- Значит, чего мы не знаем? - Для определения видовой принадлежности особей существует несколько основных критериев. Так какой будет тема урока?
фиксирует тему на доске
| - Да. Мы же изучали виды растений, животных.
- Да, попробуем.
- Разных. Листья по цвету отличаются, значит, разных видов.
- Одного. Они похожи, значит одного вида.
- О растениях думали, что разные виды, а оказался один вид. О животных думали, что один вид, а оказались разные виды.
- Особи одного вида, или разных видов.
- Критерии вида ( тема)
| ПОИСК
Побуждение
к гипотезам
Подсказка 1
Побуждение
к гипотезам
Подсказка 2
Подсказка 3
Подсказка 4
Подсказка 5
Подсказка 6
Побуждение
к проверке
групповая
работа
| - На какие критерии обратили бы внимание вы, чтобы определить видовую принадлежность? Выдвигайте гипотезы!
- Кошку от мыши, кактус от берёзы вы отличите?
фиксирует гипотезу 1 на доске
-Достаточно ли знаний только о видимом сходстве и отличии, что бы определить принадлежность к виду?
- Какие ещё есть критерии определения видовой принадлежности?
- Как определяют родство: материнство, отцовство; в судебной медицине проводят идентификацию личности (например, по частичке кожи)?
фиксирует гипотезу 2 на доске
- Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы?
- Вы назвали процессы жизнедеятельности организмов. У особей одного вида они будут сходны?
фиксирует гипотезу 3
- Какие органические вещества входят в состав клетки?
- Понятие “жизнь” в биологическом смысле неразрывно связано с существованием одного из этих веществ. О нём говорят: «Сходство и различие организмов – это сходство и различие его строения»?
фиксирует гипотезу 4
-Известно, что один и тот же вид может проявлять себя по-разному: например, сосна обыкновенная может формировать либо поверхностную корневую систему, либо хорошо развитую стержневую систему. В тоже время большинство разных видов имеют сходные черты строения (демонстрация рисунков: обитателей водной среды (виды рыб), червей – паразитов, хищников и т.д.). С чем это связано? Какой ещё критерий вы можете назвать?
фиксирует гипотезу 5
- Посмотрите на карту (демонстрация ареала распространения какого-либо вида), на что ещё обратим внимание?
фиксирует гипотезу 6
- Вы выдвинули 6 гипотез. Как их проверить? Где искать доказательства?
- Мы будем работать с текстами по группам. Каждая группа изучит текст про один из критериев и доложит всем. - Какие же критерии необходимо использовать для определения видовой принадлежности?
- Опираясь на перечисленные критерии, сформулируйте определение понятия «вид».
| молчат
- Да. Обратим внимание на внешнее строение (гипотеза 1)
- Нет. Мы же ошиблись.
молчат - По ДНК! (гипотеза 2)
- Они питаются, дышат, размножаются, растут, развиваются, у них происходит обмен веществ.
- Да, у особей одного вида сходные процессы жизнеде-ятельности. (гипотеза 3) -Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
- Белки. У особей одного вида сходное строение белка (гипотеза 4)
- Это связано с условиями, в которых этот вид встречается, как питается (гипотеза 5)
- Территория. Область расселения (гипотеза 6)
- В учебнике, справочниках, интернете.
группы отчитываются и рядом с гипотезами вывешивают правильное название критериев
- Все, так как отдельные критерии у разных видов могут совпадать.
- Вид – совокупность особей, сходных по строению, физиолого-биохимическим функциям, занимающих определённый ареал, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, изолированных генетическим барьером изоляции.
| ДОСКА тема термины и
опорные слова
| Критерии вида морфологический: внешнее строение
генетический: ДНК
физиологический: процессы жизнедеятельности
биохимический: строение белка
экологический: условия обитания
географический: область расселения
| |