Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы





Скачать 228.65 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы
страница1/2
Дата публикации28.09.2013
Размер228.65 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2


ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет иностранных языков

Кафедра немецкой филологии

Учебно-методический комплекс
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ И СТРАНОВЕДЕНИЕ

для специальности: 033200.00 (050303.00) – Иностранный язык

с дополнительной специальностью

(квалификация специалиста – учитель немецкого и английского языков)

Елабуга 2010

УДК 811.112.2 (091)


ББК 81.432.4-0

С34


Печатается по решению редакционно-издательского совета ЕГПУ

от 23.09.2010 г. протокол №6
Рецензенты: Шакирова Р.Д., доктор филологических наук, профессор

Гизатуллина А.В., кандидат педагогических наук, доцент

кафедры немецкой филологии ЕГПУ
Сибгатуллина А.А.

С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А.А.Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010. – 24с.



Обсужден и одобрен на заседании кафедры немецкой филологии.

«19» мая 2010 г, протокол № 9

Одобрен на УМС факультета «25» мая 2010 г. протокол № 4

Утвержден на УМС ЕГПУ «17» июня 2010 г. протокол № 8
Предназначен для студентов специальности 033200.00 «Иностранный язык»


УДК 811.112.2 (091)


ББК 81.432.4-0

Содержание:

  1. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

  2. Рабочая программа дисциплины «Лингвострановедение и страноведение» для специальности № 033200.00 – Иностранный язык с дополнительной специальностью (квалификация специалиста – учитель немецкого и английского языков).

3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы.

4. Примерные материалы для проведения промежуточных и итоговой аттестации.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника

«Лингвострановедение и страноведение»

Введение в страноведение и лингвострановедение. Роль страноведческой и лингвострановедческой компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур. Языковые реалии со страноведческой направленностью. Основные этапы истории страны изучаемого языка. Памятники культуры, сохранившиеся на ее территории. Языковые реалии, связанные с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими и социальными ассоциациями.

Страноведение и лингвострановедение. Географическое положение и природные условия страны изучаемого языка. Заповедники, национальные и региональные парки. Проблема охраны окружающей среды. Национальный и социальный состав населения. Демографические и социальные проблемы. Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны. Административно-территориальное деление страны и местные органы самоуправления. Общая характеристика экономики страны. Основные этапы образования Европейского Союза и отношение к нему разных слоев населения (для европейских стран). Переход к единой европейской валюте (для стран Европы). Культура страны. Национальные традиции и праздники страны изучаемого языка.

Языковые реалии, связанные с географическими понятиями (названия морей и океанов, особенности береговой линии, рельефа, климата и растительности и т. п.), особенностями национальной культуры, общественно-политической жизни, государственным устройством, экономикой, традициями и обычаями страны изучаемого языка.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ И СТРАНОВЕДЕНИЕ

для специальности № 033200.00 – ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

с дополнительной специальностью

(квалификация специалиста – учитель немецкого и английского языков)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины:

  • обеспечить коммуникативную компетенцию студентов в актах межкультурной коммуникации, прежде всего через адекватное восприятие речи собеседника и оригинальных текстов, рассчитанных на носителя языка, обеспечить решение главной филологической проблемы – адекватного понимания текста.

Задача дисциплины:

  • изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих национальные особенности культуры народа, политического устройства Германии, её географического положения, устройство Европейского Союза, в который входит ФРГ.

Изучение лингвострановедения способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

- дать определённые сведения о стране изучаемого языка;

- развить у студентов умение применять знания по лингвострановедению в практическом преподавании немецкого языка на разных ступенях обучения;

- научить студентов библиографическому поиску в изучаемой области, привить им умение самостоятельно перерабатывать информацию по предмету;

- научить извлекать культуроведческую информацию из языковых единиц;

- развить у студентов восприятие языковой единицы на фоне образа, что присутствует в сознании носителя языка.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен

ЗНАТЬ:

  • географическое положение ФРГ;

  • политическое устройство страны;

  • цели, задачи, политическое устройство Европейского союза, в состав которого входит ФРГ;

  • основные экологические проблемы страны и мероприятия, проводимые в стране с целью улучшения и поддержания экологической обстановки.

УМЕТЬ:

  • ориентироваться по карте и показать основные географические зоны, горы, реки, моря, озёра, земли и их столицы, столицу ФРГ;

  • использовать лексический материал по темам в речи;

  • узнавать лексический материал при чтении;

  • делать сообщения по темам;

  • уметь извлекать культуроведческую информацию из языковых единиц.

ВЛАДЕТЬ:

  • реалиями, связанными с темами;

  • коннотативной лексикой;

  • фоновой лексикой.

3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Всего часов

2 семестр

Общая трудоёмкость

32

32

Аудиторные занятия

18

18

Лекции

10

10

Практические занятия

8

8

Лабораторные работы

не предусмотрены

-

Самостоятельная работа

14

14

Курсовые работы и рефераты

не предусмотрены

-

Вид итогового контроля



контрольная работа (тест)


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛЕКЦИЙ

ПРАК ЗАН

ЛАБРАБ

САМ РАБ.

1

Die Geschichte der BRD.

2

-

-

2

2

Die geographische Lage Deutschlands

2

2

-

4

3

Die Rolle und der Aufbau der EU

2

2

-

2

4

Die wichtigsten Etappen in der Entwicklung der Kultur der BRD

2

2

-

2

5

Die Feste der BRD

2

2

-

4


4.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Die wichtigsten Etappen in der Geschichte Deutschlands:

  • das Frühmittelalter

  • das Hochmittelalter

  • das Spätmittelalter

  • Frühe Neuzeit

  • Neuzeit (16. – 18. Jh)

  • Zeitalter der französischen Revolution

  • Entwicklung der kapitalistischen Wirtschaft

  • der 1. Weltkrieg

  • die Weimarrepublik

  • die faschistische Diktatur

  • der 2. Weltkrieg

  • die Nachkriegszeit 1945 -1984 a) die BRD b) die DDR

  • die Wiedervereinigung

  • sprachliche Realien zum Thema

2. Geographische Lage

  • die geographische Einteilung Deutschlands

  • das Klima

  • die Nationalparks, ökologische Probleme

  • sprachliche Realien zum Thema

3. Die Bevölkerung Deutschlands

  • Soziale Probleme

  • der Staatsaufbau

  • das gesellschaftlich – politische Leben Deutschlands

  • die administrative Einteilung Deutschlands

  • die örtlichen Regierungsorgane

  • die Charakteristik der Wirtschaft

  • sprachliche Realien zum Thema

4. Die Rolle und der Aufbau der EU

  • die wichtigsten Etappen in der Entwicklung der EU. Das Verhältnis der Bevölkerung dazu.

  • der Aufbau der EU

  • der Übergang und das Verhältnis der Bevölkerung zur gemeinsamen europäischen Geldeinheit: dem Euro

  • sprachliche Realien zum Thema

5. Die Kultur Deutschlands

  • die wichtigsten Etappen in der Entwicklung der Kultur Deutschlands

  • nationale Sitten, Bräuche und Feste Deutschlands

  • sprachliche Realien zum Thema.

4.3 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Не предусмотрен

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Рекомендуемая литература

Основная

1. Balobanowa S.K., Tscherkasowa N.W. Weihnachten und Ostern in Deutschland. Lehrbehelf. – Jelabuga, der Verlag des Institus, 1995.

2. Гатин Р.Г., Громова Н.Д., Миронова А.А. Страна изучаемого языка. Объединённая Германия. – Елабуга, 2001.

3. Коляда Н.А. Страноведение. Германия: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4. Коноплева Т.Г. Страноведение: Федеративная Республика Германия: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

5. Медников А.И. ФРГ: Страна, народ, язык: Пособие по страноведению (на немец. языке). – М.: высшая школа, 2007.

6. Мирианашвили М.Г., Северова Н.Ю. Лингвострановедение Германии: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007.

7. Павлов Н.В. Современная Германия: учебное пособие по страноведению. – М.: высшая школа, 2005.

8. Droshshina T.E. Streifzug durch die deutsche Geschichte. Teil I. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 1996.

9. Droshshina T.E. Streifzug durch die deutsche Geschichte. Teil II. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 1996.

10. Droshshina T.E. Streifzug durch die deutsche Geschichte. Teil III. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 1996.

11. Kulikow G.I., Martinewski W.I., Ehrenstein M.G. Landeskunde für Deutschstudierende. – M.: Высшая школа, 1983.

12. Souljak S. W. Weihnachten in Deutschland. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 1996.

Дополнительная

1. Meyers neues Lexikon in acht Bänden. – Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1980.

2. Die Hefte des Jugendmagazins „Juma“.

3. Die Hefte des Jugendmagazins „Deutschland“.

4. Die Hefte des Jugendmagazins „Vitamin De“.

5. Tatsachen über Deutschland. – Frankfurt / Mein: Sozietats. – Verlag, 1996.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения дисциплины необходимы:

  • аудитории, оборудованные обычными средствами обучения;

  • интерактивная аудио – и видеоаппаратура;

  • использование средств Интернета;

  • географическая карта Германии.

7. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  • Wer steht an der Spitze des politischen Lebens in Deutschland und vertritt den Staat völkerrechtlich?

  • Wie wird der Präsident gewählt?

  • Welche Bedeutung hat die Bundesversammlung, wie ist sie aufgebaut?

  • Wie wird der Bundeskanzler gewählt?

  • Was sind die Aufgaben des Bundesrates, wie ist er aufgebaut?

  • Was sind die Aufgaben des Bundestages, wie ist er aufgebaut?

  • Worin besteht die Aufgabe der Landesräte?

  • Welche politischen Parteien bestehen in der BRD?

  • Wie ist die BRD administrativ eingeteilt?

  • Wie ist die geographische Einteilung Deutschlands?

  • Wie ist das Klima in der BRD?

  • Welche Maßnahmen unternimmt die Regierung der BRD, um ein ökologisch gesundes Land zu bleiben?

  • Welche Etappen erlebt die BRD in ihrer Entwicklung?

  • Wie entwickelt sich die Kultur der BRD?

  • Wie ist die EU aufgebaut?

  • Welche Rolle spielt die EU in der Entwicklung Deutschlands?

  • Welche Sitten und Bräuche Deutschlands kennen Sie?

  • Zeigen Sie an der Landkarte die geographischen Zonen Deutschlands, die größten Flüsse Deutschlands, die bedeutendsten Gebirge, Seen, die Grenzen der BRD, die größten Inseln.

  • Zeigen Sie an der Landkarte die Länder und ihre Hauptstädte, die Hauptstadt der BRD.

7.2 Примерный перечень вопросов к зачёту и экзамену:

По данной дисциплине на первом курсе не предусмотрены ни зачёт, ни экзамен. Проводится контрольная работа. Она проводится в виде теста. Примерные задания теста прилагаются к программе.

7.3 Примерная тематика рефератов и курсовых работ

На первом курсе не предусмотрены.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины обобщаются языковые знания студентов, полученных на занятиях по немецкому языку как в школе, так и в университете. Поскольку курс предназначен для студентов первого курса, владеющих немецким языком ещё очень ограниченно, курс способствует выработке знаний и умений использовать лексический материал по теме в речи, а также узнавать его при чтении. Поскольку в нашем регионе студенты практически не имеют возможности общаться с носителями языка, приходят из школ с ограниченной подготовкой по языку, предмет ведётся на ограниченном материале, но по-немецки. Это способствует расширению словарного запаса по темам, предусмотренным курсом, для того, чтобы студенты могли понимать и воспринимать материал по темам на старших курсах обучения.

Работа по лингвострановедению на первом курсе должна стать основой для работы на старших курсах по страноведению (4 курс) и по темам, которые связаны с историей и культурой Германии (второй курс, темы „Die Reise“ und „Die Städte der BRD“).
9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Не предусмотрена

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов по данному курсу нацелена на развитие прежде всего лингвистической, страноведческой и межкультурной компетенций и связана содержательно с практическими занятиями. Исходя из целей, для самостоятельной работы студентам рекомендуется:

1) на протяжении всего курса вести лингвострановедческий словарь, выписывая в него реалии, страноведческую лексику, названия и т.п. с разъяснениями. Где возможно, проводить сравнительно - сопоставительный анализ с русскими и англоязычными реалиями и понятиями.

2) готовиться к семинарским занятиями на основе предложенного преподавателем плана, используя рекомендуемую литературу, а также самостоятельно найденную информацию (например, из Интернета). В ходе подготовки к занятиям рекомендуется подбирать наглядный материал по теме (фотографии, проспекты, карты, открытки и т.п.).

Основные направления самостоятельной работы студентов:

  1. Изучение материалов учебного характера по проблематике курса, его анализ. В ходе подготовки составляются планы, конспекты текстов, схемы и таблицы по изучаемому материалу.

  2. Подготовка докладов по темам, предложенных для практических занятий, которая включает в себя работу над тематическим вокабуляром, составлением вопросов для последующей работы в аудитории.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....
Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по макроэкономике
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу макроэкономика является формирование с помощью самостоятельной работы семинарских...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по экономике
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу экономика является формирование с помощью самостоятельной работы семинарских...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по мировой экономике
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу мировая экономика является формирование с помощью самостоятельной работы...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по экономической теории
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу экономическая теория является формирование с помощью самостоятельной работы...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы...
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу институциональная экономика является формирование с помощью самостоятельной...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....
План семинаров литература словарь терминов темы рефератов контрольная работа зачетные вопросы
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Тематика семинарских занятий. Тесты для самостоятельной работы iconМетодические указания для студентов рекомендации по организации самостоятельной...
При изучении дисциплины предуматривается 6 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск