Тема: «Христианская семья»





Скачать 114.6 Kb.
НазваниеТема: «Христианская семья»
Дата публикации29.09.2013
Размер114.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры» в 5 классе

Тема: «Христианская семья»

Каштанова С.В.,

учитель курса ОРКСЭ

МОУ Просекская ООШ

2010


Тема урока: «Христианская семья».

Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества.

Задачи урока:

а) образовательные: познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания;

б) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения;

в) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Участники: учащиеся 5-ого класса

Подготовительная работа: подготовить карточки с напечатанными опорными словами (компоненты), презентацию для сопровождения теоретического материала.

Оборудование: учебное пособие «Основы православной культуры» 4–5 класс, рабочие тетради (у учащихся), электронное приложение к учебному курсу (А.В. Кураев), магнитная доска и магниты, карточки с опорными словами.
Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом (учащиеся садятся в расставленные по кругу стулья):

– Добрый день! Я неслучайно выбрала сегодня такую не совсем обычную форму общения – круг. Оказывается, круг – наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. А еще это возможность некоторое время быть вместе, вот так – глаза в глаза, рука к руке. Круг – гарантия вашей защиты.

– Ребята, а сейчас я задам вам первый вопрос, будьте внимательны. Подумайте и ответьте всем нам, за что вы любите себя? (Отвечают по кругу, первым отвечает педагог. При ответе каждый свою руку кладет на плечо соседа.)

– Сейчас я приоткрыла каждого из вас для себя, а все мы открылись для одноклассников. А сейчас подумайте над таким вопросом – за что вас любят в семье? (Отвечают только дети)

+ Меня любят за то, что я… помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, всегда вместе с родителями, делюсь с родителями новостями школьной жизни, аккуратный и хорошо учусь…


  1. Сообщение темы урока:

– Спасибо за ваши ответы. Я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

+ Мы будем говорить о семье.

– Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Тема нашего урока: «Христианская семья». Присядьте, пожалуйста, за парты. (Слайд 2)


  1. Обсуждение смысла русской народной пословицы:

- Дома вы должны были посмотреть пословицы о семье. Я приготовила у вас на партах для работы – русскую народную пословицу. Однако у вас только первая часть народной мудрости, а вторую вы сейчас постараетесь дополнить. (Дополняют самостоятельно, после выполнения учитель просит 1-2 учащихся зачитать свои варианты.)
У учащихся на парте: «Семья без детей, что…»

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица? (Слайд 3)

+ Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.

– Правильно. Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. (На магнитной доске – «Семья», «Радость».)

– Ребята, произнося слово «семья», что или кого вы представляете в первые секунды?

+ Свой дом, маму, любимые игрушки, бабушку и дедушку, посаженное мной деревце…

– Молодцы! Уже сейчас вы увидели емкость данного слова.



  1. Беседа с учащимися, активизация знаний предыдущего урока:

– А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом первое предложение. (Слайд 4)

С чем сравнивает семью автор учебного пособия? Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

+ Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.

– На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду. Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого?

+ Для животных.

– Почему на корабле Ноя не было людей?

+ Люди не поверили ему, не верили, что потоп может захлестнуть мир.

– Вспомните, за что Бог наказал человечество потопом?

+ Люди стали бессердечными, злыми, жестокими.

– Какими бы качествами вы наделили Ноя?

+ Смелый, решительный.

+ Жил по совести, честный человек.

+ Добрый, отзывчивый, у него доброе сердце.

– Молодцы! Он взял с собой «каждой твари по паре», о чем забоится Ной?

+ Ной заботится о будущем, о продолжении рода, о продолжении жизни на Земле.

– Ной видел в природе прекрасный храм Божий, не просто видел, а старался его сохранить и приумножить.


  1. Чтение и анализ текстов (рассказ К.Д. Ушинского, притча):

– Ребята, а что может стать «потопом» для семьи? Вы затруднились при ответе, ничего страшного. Сейчас мы все узнаем. Я предлагаю вам послушать поучительный рассказ К.Д. Ушинского «Дедушка»

– Интересный рассказ, не правда ли? А теперь скажите, о чем забыли сын и дочь (невестка)?

+ О заботе о ближнем: старый человек требует большего внимания и заботы.

+ Забыли, что отец – представитель старшего поколения; умудренный опытом человеком заслуживает внимания.

+ А возможно, сын и невестка живут в его доме.

– Молодцы! В притче родственные связи (родство) между сыном и отцом есть. Но назвать их семьей – трудно, так как отсутствует родственное внимание. Разрешается ли бросать заболевшего и постаревшего представителя семьи? Нет!

(На магнитной доске учитель добавляет понятия: «Родственные связи», «Родственное внимание».)

– Вас ждёт второе задание, но уже по вариантам. Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).
1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.

Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,

Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Если крутятся колеса, то не стоит горевать,

Если трудная работа, нужно дружно напевать,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

+ В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети. (На магнитной доске – «Труд каждого»; «Общее дело».)
2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.

Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:

Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.

Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:

Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.

Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

+ Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (На магнитной доске – «Братская любовь», «Нравственный долг».)

– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух.


  1. Работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение):

Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой. А если вы прочитаете четвертую микротему на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих.

+ Общие события и праздники. (Выносятся на магнитную доску)

– На какие праздники обращают внимание авторы учебного пособия? Почему?

+ Рождество Христово, Пасха. В эти дни люди становятся ближе друг к другу.

+ Семейные традиции. (Выносятся на магнитную доску)

– Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.)

+ То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

– Прочитаем вслух предпоследнюю микротему («по цепочке).

– О каком понятии узнали мы из содержания. (Выносится на магнитную доску)

Ребята, вот теперь наша опорная запись представлена широко, ёмко. Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы Семья была счастлива, дружна, крепка.

– Скажите, пожалуйста, какую ценность нам необходимо поставить первой в понятии «семья»?

+ Любовь.

– Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботится друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.(Слайды 5-11)

– Материалы нашего учебного пособия расскажут нам о венцах (страница 86). Просмотрите данное текстовое поле и подчеркните материалы о них.

– Зачитайте подчеркнутую информацию. Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? А что показалось удивительным?


  1. Домашнее задание:

– Я прошу вас перечитать дома материал учебного пособия, страницы 86–87. Привлекайте к чтению родителей или представителей старшего поколения. Все вместе постарайтесь ответить на вопросы на странице 87, особое внимание обратите на последний вопрос: «Расскажите, какие традиции есть в вашей семье». При рассказе на уроке вы можете использовать фотографии. (Слайд 12)


  1. Итог урока:

– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?

– Как вы думаете, почему именно христианская семья?

– Я прошу вас снова построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!
А дом, заставленный добром, – еще не дом.

И даже люстра над столом, – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом –

Твоим теплом. (Слайд 13)

– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.(Слайд 14)

Литература:

  1. Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебн. пособ. для общеобразоват. учрежд. / А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2010.

  3. Моя родословная. СПб.: «Ленинградской издательство», 2008.

  4. Основные приемы и технологии в работе тренера-преподавателя: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2010.

  5. Савенкова Л.Б. Мы в зеркале пословиц / Л.Б.Савенкова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Рабочая тетрадь. Урок 27
Христианская семья
Задание 1.

Прочитай отрывок из сказки:


...Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» –

Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть–тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат лишь я хожу». –

«А кого же на примете

Ты имеешь?» – «Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит...

Только, полно, правда ль это?»

Князь со страхом ждет ответа.

Лебедь белая молчит

И, подумав, говорит:

«Да! такая есть девица.

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь.

Услужу тебе советом –

Слушай: обо всем об этом

Пораздумай ты путем,

Не раскаяться б потом!»


Как называется это произведение? _______________________________________________
Кто его автор? ______________________________________________________________
Как ты думаешь, почему Лебедь дала князю такой ответ? Можно ли назвать ее совет мудрым? Обоснуй свое мнение. _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.

Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

Попробуй «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?

ЛЮБОВЬ


венок_3

ВЕРНОСТЬ

Задание 3.

Какие обязанности имеешь ты в своей семье? ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли в вашей семье какие-то особенные традиции? Расскажи о них. _________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выбери, что символизируют брачные венцы.

rules-03

Царство

Мученичество

Награда

Вечность

Богатство

Единство любви и испытаний


  1. Составь вместе с родителями свое генеалогическое древо.

древо2

* (Задание по выбору)

Напиши мини-сочинение на тему: «Кого мы называем хамом?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Христианская семья» iconУрок №27 «христианская семья»
Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания
Тема: «Христианская семья» iconПрограмма Спартакиады
«Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,...
Тема: «Христианская семья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нехристианские системы этики. 21. Христианская любовь. 22. Влияние христианства на все стороны жизни. 23. Семья и государство. 24....
Тема: «Христианская семья» iconТема: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях
Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,...
Тема: «Христианская семья» iconТема занятия: I. Работа над произношением: Автоматизация звука с
Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,...
Тема: «Христианская семья» iconУрок разработан для учащихся 7 класса. Тема урока: Семья- ячейка общества
Обратимся к словам Виктора Кротова: Семья- это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений...
Тема: «Христианская семья» iconКонспект логопедичес кого занятия по теме «звук «Л». (методический...
Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,...
Тема: «Христианская семья» iconАлександр Исаевич Солженицын Отдел Семья семья семья библиографический указатель Шахты 2008
Дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, диссидента, одного из духовных лидеров православно-патриотического...
Тема: «Христианская семья» iconАлександр Исаевич Солженицын Отдел Семья семья семья библиографический указатель Шахты 2008
Дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, диссидента, одного из духовных лидеров православно-патриотического...
Тема: «Христианская семья» iconТема: «Дружная, крепкая, хлебосольная семья»
Как хорошо, что мы сегодня здесь собрались. Мы поговорим с вами о том как «Крепка семья – крепка Россия». Таков девиз нынешнего года....
Тема: «Христианская семья» iconКонспект урока. Тема урока: «Описание предметов» 7-ой урок по теме «Семья»
Тема урока: «Описание предметов»(7-ой урок по теме «Семья»). 2 класс. Программа: М. З. Биболетовой
Тема: «Христианская семья» iconТема: Род и семья- исток нравственных отношений
На доске записана тема урока, которая зачитывается вслух и записывается в тетрадь
Тема: «Христианская семья» iconУрок 28 Тема урока: Семья
Актуальность темы урока Семья для каждого человека нужна. И для каждого ребёнка важно, чтобы у него были мама и папа. Чтобы в семье...
Тема: «Христианская семья» iconСемья. Семейные ценности
Слово семья можно разделить на «семь» и «Я», т е семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга:...
Тема: «Христианская семья» iconТематическое планирование по теме «Моя семья»
Дать представление о том, что такое семья, называть своих ближайших родственников
Тема: «Христианская семья» iconУчебной работы: тематический классный час для учащихся 2 класса
Задачи: Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск