Скачать 80.38 Kb.
|
Конспект урока по обществознанию Тема: «Развитие гражданского права в современной России» Выполнил Учитель МОУ «СОШ» с. Серёгово Куликов Евгений Валерьевич Использование технологии проблемного обучения на уроке и системы КонсультантПлюс (Учебник Л.Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке») Цель урока: обеспечение понимания ключевых понятий темы; формирование целостного представления о гражданском обществе; углубление и расширение представлений об истории развития гражданского общества; развитие мыслительной деятельности учащихся, критического мышления; Формирование гражданской и коммуникативной культуры. Ожидаемые результаты: В ходе урока учащиеся могут:
Основные понятия темы: Гражданское общество; Гражданин; Гражданская активность; Государство; Общественные организации; Демократия; Политическая система В организационной части урока объясняем содержание основных видов деятельности учащихся, определяем основные цели работы, формулируем проблему урока. Определение проблемы урока. Что естественно ждать нормальному человеку от общества, в котором он живёт? Порядка. Материального благополучия, а точнее условий, при которых это благополучие возможно. Реальной свободы. Определённого уровня культуры. Уважение к себе за лояльность, честный труд, исполнение дома. Всё это рано или поздно обеспечивается гражданским обществом. Можно ли назвать гражданским общество, в котором мы живём? Что такое гражданское общество, каковы его признаки, этапы формирования? Какие проблемы оно решает, и каковы его перспективы развития? Об этих сложных, но крайне важных для вас, молодых людей, вопросах мы поговорим. Урок начнём с обсуждения понятия «гражданское общество». Вашему вниманию предлагается несколько его определений, взятых из учебных текстов Учащиеся должны выделить общие признаки, единую основу для классификации признаков. Они закрепляют изученный материал на основе знакомства со схемой «Понятие и элементы гражданского общества» Следует обратить внимание учащихся на содержание текста параграфа под заголовком « Государство и гражданское общество» т. к. на мой взгляд, в нем представлены спорные суждения о соотношении государства и гражданского общества. Предлагаются для обсуждения вопросы: «Какие тенденции можно заметить в осмыслении соотношения понятий «гражданское общество» и « государство», « Должно ли гражданское общество противостоять государству?», «Какие подходы существуют в понимании роли гражданского общества?». В учебнике говорится о нескольких сотнях общественных объединений по интересам, которые служат формой самореализации людей. Но это тезис не подкреплен конкретными примерами. Поэтому задаются уточняющие вопросы: «Какие примеры таких объединений вы можете привести?», «С какими из них вы непосредственно сталкивались?» Учащиеся составляют схему «Элементы гражданского общества», знакомятся с другими вариантами схем. Например, можно использовать иллюстративный материал учебного электронного издания по курсу « Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова Создаются небольшие группы по 2-3 человека, каждая из которых должна внимательно проанализировать роль общественных организаций, выделив её место в общественной структуре, цели, современные проблемы функционирования этой организации в российском обществе. 1 группа – представление материала о молодежных движениях и организациях; 2 группа – представление материала о религиозные объединениях ; 3 группа – представление материала о роли Общественной палаты в России. Для анализа роли общественных объединений предложена схема анализа:
Источниками информации являются материалы учебных пособий, система КонсультантПлюс,СМИ, Интернет. На подготовительный этап отводится неделя. Целесообразна консультация, в ходе которой решаются возникшие проблемы. После представления результатов работы и подведения итогов, организуется деятельность учащихся по повторению теоретических аспектов гражданского общества на основе изучение текста документа « Что такое ГО и почему у нас его так мало?» (учебник, 238).Можно использовать текстовый материал из любых других источников. Вопросы к тексту. В чём сильные и слабые стороны представленных взглядов? На каких краеугольных камнях, по вашему мнению, базируется гражданское общество? Через рассмотрение этого материала можно выйти на анализ современных проблем гражданского общества. Данная часть урока пройдёт в форме дискуссии с элементами игрового моделирования «Круглый стол». Подготовка к ней осуществляется в несколько этапов. 1. Учитель выдвигает проблему, показывает классу ее противоречивость и неоднозначность. 2.Класс делится на подгруппы, члены которых, исполняют роль участников «Круглого стола» с заранее определёнными позициями по отношению к выбранной проблеме «Можно ли назвать гражданским общество, в котором мы живём?». 3. Группам дается время на обсуждение проблемы. 4.Можно определить группы экспертов из наиболее подготовленных учащихся. Можно привлечь к работе группу независимых экспертов ( например учащихся других классов) Эта группа в конце дискуссии должна подвести её итоги. 5. После заключения экспертов необходимо уточнить у класса, осталась ли точка зрения по проблеме дискуссии прежней или изменилась. Если она изменилась, то почему? Какие аргументы или кто из участников дискуссии способствовал изменению позиции? Учитель наблюдает за ходом дискуссии, направляя ее в нужное русло. Не стоит перебивать высказывания учеников, так же во время их выступлений учитель должен воздерживаться от комментариев. Учащиеся рассаживаются полукругом или по группам. Эксперты фиксируют основные моменты обсуждения, оценивают выступление каждого учащегося. В основном этапе занятия – представление и обсуждение различных точек зрения на характер, особенности, уровень сформированности гражданского общества в России. 1группа учащихся рассказывает о создании гражданского общества с позиции «оптимиста». 2группа учащихся анализирует проблемы и противоречия формирования гражданского общества в современной России с точки зрения «пессимиста». 3 группа учащихся выступает с позиции «скептика», предполагающей, что для России чужды и вредны демократические ценности, что весь ход истории подсказывает необходимость жёсткой централизации и максимального ограничения свобод. Класс активно участвует в дискуссии; задаёт вопросы, фиксирует в тетради доводы и доказательства участников «круглого стола», которые считает наиболее аргументированными. Примерные вопросы и задания для обсуждения. 1.С помощью системы КонсультантПлюс найти документ и ответить на вопросы что такое гражданская принадлежность , гражданство РФ, гражданин РФ, проживающий за рубежом 2.Назовите нормативно-правовые акты, где прописаны права и обязанности граждан РФ. 3.С помощью системы КонсультантПлюс определите дату принятия Конституции Российской Федерации 2. Можно ли назвать гражданским общество, в котором постоянно нарушается права человека? 3. Приведите по 3 примера наличия или отсутствия признаков гражданского общества в России. 4. Все ли права человека могут быть реализованы в гражданском обществе? 5. В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказать» Найдите в системе КонсультантПлюс в классической библиотеке студента труды классиков российской цивилистики 6. Проанализируйте последние выборы депутатов в Госдуму и Президента России с точки зрения сформированности гражданского общества. 7 .Должно ли гражданское общество противостоять государству? 8. Как вы относитесь к высказыванию Ж.Ж. Руссо «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам»? Подведение итогов урока. Общий вывод урока: можно сделать вывод: наше гражданское общество рождалось в противоречивых болезненных событиях последних двух десятилетий. Сегодня оно является важным элементом политической жизни. III.Аналитический этап урока. Эксперты сдают свои записи учителю. Он вместе с классом подводит итоги урока. Оценка итогов деятельности учащихся: Рефлексия: - каковы основные понятия и идеи урока; -что я нового узнал для себя; -выступление какого ученика на уроке было особенно важным и ценным для меня. Об эффективности урока можно судить по следующим критериям:
Использование технологии проблемного обучения и использование системыКонсультантПлюс повышает заинтересованность в познавательной деятельности, ее результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Развиваются коммуникативные умения, критическое мышление. Домашнее задание: Написать эссе « КонсультантПлюс-незаменимый помощник для граждан РФ» Приложения Основные определения понятия «Гражданское общество»: Гражданское общество - система обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению; система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных - индивидуальных или коллективных - интересов и потребностей. Гражданское общество - сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. Гражданское общество - непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов. Гражданское общество - многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократического правового государства. Основные различия между гражданским обществом и государством Гражданское общество граждане добровольно участвуют в деятельности различных негосударственных организаций;
Государство
|
Законодательство РФ тема Основы Гражданского права РФ основные положения... Перечислите источники гражданского права. Какое место среди источников занимает Гражданский кодекс РФ ? | Программа по обществознанию Тема История государства и права Происхождение государства и права. Право древнего мира. Право средневековой Европы. Становление права нового времени. Развитие права... | ||
Вопросы к экзамену по гражданскому праву (общая часть): Понятие гражданского... Понятие гражданского правоотношения. Структура (элементы) гражданского правоотношения | Конспект урока по обществознанию в 8 классе Тема «Развитие общества» Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... На втором курсе студенты изучили общую часть гражданского права, которая включает основные положения гражданского права, права собственности... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... На втором курсе студенты изучили общую часть гражданского права, которая включает основные положения гражданского права, права собственности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью дисциплины является знакомство студентов с современными теоретическими проблемами гражданского права и процесса; обучение студентов... | Тема № «Предмет гражданского процесса» Задание №3: подготовить рефераты: а. Соотношение гражданского процесса с другими отраслями права; б. Предмет и система науки гражданского... | ||
«Гражданское право» Подготовил: старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета мвд россии кандидат... | Конспект урока тема: «Районирование России. Поволжье» «Герои и проблемы современной литературы» «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Тема Понятие частного права Автор-составитель: канд юрид наук, доцент кафедры гражданского права и процесса | ||
Высшего профессионального образования «удмуртский государственный... В связи с принятием Третьей части Гражданского Кодекса РФ и увеличением числа правовых норм, регулирующих отношения наследования... | Высшего профессионального образования «удмуртский государственный... В связи с принятием Третьей части Гражданского Кодекса РФ и увеличением числа правовых норм, регулирующих отношения наследования... | ||
Основы гражданского права Основы гражданского права: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 16 с | Российской Федерации Краснодарский университет А. В. Герасимов трудовое право Составитель: А. В. Герасимов, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета мвд россии, кандидат... |