Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг





Скачать 105.85 Kb.
НазваниеПонятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг
Дата публикации01.08.2013
Размер105.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг

В настоящее время правовое регулирование образования признается одним из важных факторов обеспечения поступательного развития Российского государства. Образование, являясь одним из основных социальных институтов, должно создавать необходимые условия для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития. Для этого существует единый комплекс государственных и негосударственных образовательных институтов образующих систему непрерывного образования в России в сфере потребления образовательных услуг.

Понятие «услуга» в науке принято рассматривать и в экономическом, и в юридическом значении. Так, по мнению К. Маркса, Ф. Энгельса, существует два рода услуг в зависимости от результата деятельности «...услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара или труда, воплощенных в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязаемых результатов, существующих отдельно от исполнителя этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товара» [6, с. 413]. С точки зрения Л.Б. Ситдиковой, услуга - это экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности [10, с. 28-32]. Сама деятельность (труд) становится товаром, имеющим неовеществленную потребительскую стоимость, которая потребляется в процессе овеществления услуги. Как видно, экономическое понятие услуги весьма широко трактуется, но в нём не выделяется товар, работы и услуга.

Правовой подход к понятию услуги, основой которого также послужило понимание услуги в экономическом смысле, мы находим у Е.И. Свеженцевой, которая под услугой подразумевает деятельность исполнителя, не оставляющую материального результата, полезный эффект (результат), который используется гражданами-потребителями для удовлетворения их личных, бытовых нужд, а также деятельность исполнителя по заказу потребителя, выполняемая с привлечением третьих лиц. Л.П. Кураков считает, что услуга - это объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворения потребностей [5, с. 642].

В гражданском праве юридическое понимание услуги базируется на необходимости разграничения товаров, работ и услуг, поэтому ст. 128 ГК РФ выделяет услугу в качестве самостоятельного объекта, который принято рассматривать в широком смысле как практически любую деятельность, а в узком - как предмет договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ) [12, с. 71], однако в ГК отсутствует легальное определение «услуги», поэтому П.В. Сокол предлагает сформулировать определение, основываясь на анализе конструкции договора возмездного оказания услуг: «под услугой понимается совершение лицом определенных действий или осуществление определенной детальности» (п.1. ст. 779 ГК РФ ) [11, с. 51].

В обязательственном праве также существует сложная классификации услуг, так например, услуги подразделяют в зависимости от наличия материального результата, ряд авторов выделяют профессиональные услуги, потребительские, публичные, но в самом законодательстве до сих пор отсутствует единая классификация договоров оказания услуг. Глава 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» охватывает лишь те услуги, которые не являются предметом других договоров, п.2 ст. 779 ГК РФ дает их перечень: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, но особое внимание необходимо обратить на услуги по обучению, потому что длительное время существовала коллизия между исследуемой нормой ГК РФ и ФЗ «Об образовании» 1992 года, где в ряде статей (14, 19) законодатель использует понятие «образовательная услуга», не давая определения. Поэтому до сих пор в науке нет единого мнения тождественны ли исследуемые понятия: так А.И. Рожков предлагает в связи с отсутствием легального разграничения этих понятий, трудностью, граничащей с невозможностью доктринального разграничения, признать эти понятия тождественными, а образовательную услугу рассматривать как объект гражданских прав, совершаемую на возмездных началах, правомерной деятельностью по удовлетворению образовательных потребностей человека, для осуществления которой требуется его активное участие в качестве обучающегося. Но мы поддерживаем точку зрения Т.В. Твердовой о том, что понятие «образовательная услуга» шире чем, « услуга по обучению [12, с. 39]. Потому что:

во- первых, образование это процесс и воспитания и обучения;

во-вторых, образовательная услуга всегда должна соответствовать требованиям законодательства, государственным стандартам, утвержденным постановлениями Правительства и образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Поэтому Т.В. Твердова следующим образом определяет понятие образовательной услуги: «под образовательной услугой следует понимать оформленные установленным законом и иными нормативными правовыми актами определенные действия или определенную деятельность по воспитанию и обучению гражданина для достижения и подтверждения им определенного образовательного ценза, что удостоверяется документом законодательно установленной формы».

Данную точку зрения поддерживает и А.В. Белозеров, определяя образовательные услуги как «услуги по воспитанию и обучению, то есть действия по передаче обучающемуся информации направленной на усвоение ее обучающимся, виде знаний, навыков и умений» [2, с. 10], а Н.А. Агешкина даёт более обобщённое определение образовательным услугам – «…это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения» [1].

Необходимость принципиального изменения законодательства в сфере образования остро обсуждалась среди ученых и практиков на протяжении последних десятилетий, потому что отсутствие четкой системы нормативно-правового регулирования образовательных отношений повлекли такие негативные последствия, как дублирование норм об образовании другими нормативно-правыми актами, чрезмерный контроль образовательных заведений административными органами. Поэтому основной идеей законопроекта ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» 2009 года стало установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, совершенствование законодательных основ отечественной системы образования, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие в современных условиях.

В проекте ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2009 года, разработанного рабочей группой во главе с Сентюриным Ю.П. [9], в ст. 2 давалось определение образовательной услуги как комплекса мероприятий (действий) по осуществлению образовательного процесса в целях освоения обучающимися образовательной программы, ее частей или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

В проекте 2010 года разработчики законопроекта давали более детальное определение образовательной услуги как услуги, оказываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью.

В проекте ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2011 года были сделаны важные шаги по упорядочению и кодификации правовых норм, регулирующих вопросы правового статуса всех участников образовательных отношений, полномочий в сфере образования органов государственной власти всех уровней, структуры системы образования. Кроме того, законопроектом урегулированы особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся, но не дано понятие образовательной услуги, поэтому автор работы предлагает ввести в ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следующее понятие образовательной услуги:

Образовательная услуга комплекс мероприятий (действий) по осуществлению образовательного процесса организацией или индивидуальным предпринимателем в целях освоения обучающимися образовательных программ, их частей или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Любое понятие раскрывается через выделение его признаков, поэтому в ходе исследования мы выделили следующие характерные черты образовательной услуги:

Неотделимость. Г.Д. Шкарлупина связывает неотделимость с источником – знаниями, которые дает учитель (преподаватель), которые даются и воспринимаются одновременно [14, с. 49-59], а А.И. Рожков ввязывает неотделимость с лицом т.е. учителем (преподавателем), который такие услуги оказывает, причем даже не в юридическом смысле (т.е. не от образовательного учреждения, с которым заключен договор) а в реальном, фактическом смысле – от того преподавателя, который ведет занятие, но вместе с тем, оба исследователя считают, что необходимо не только присутствие получателя услуги, но и активное участие в производстве этих услуг.

Следующим признаком является неосязаемость образовательных услуг. Потребитель услуги заранее не может точно знать, какую услугу он получит в итоге. Неосязаемость также не позволяет ощутить весь объем полученных знаний без практического применения. Еще одной особенность является то, что приобретение образовательной услуги не подразумевает право собственности на нее. А.И. Рожков считает, что в качестве материального результата образовательной услуги не может рассматриваться тот или ной документ об образовании, который только служит подтверждением того или иного уровня образования [8, с. 18].

Услуга не сохраняема. Образовательную услугу нельзя произвести впрок, она не подлежит инвентаризации, потому что одновременно производится и потребляется, так как возникает в процессе взаимодействия производителя и потребителя образовательной услуги.

Непостоянство качества обучения (изменчивость) качество оказания образовательных услуг варьируется от уровня профессионализма производителя компетентности, доброжелательности, а также от учета потребности индивидуальных требований каждого потребителя.

М.Н. Головнев, рассматривая образовательную услугу как вид деятельности, выделяет следующие характерные признаки: [3, с. 38]

Неисчерпаемость знаний, умений, навыков, которая предполагает неограниченное количество передач обучающимся;

Адресность, т.е. направленность на обучаемых с учетом имеющихся у них образовательного ценза, которая может быть коллективной или индивидуальной;

Необходимость активной интеллектуальной деятельности самого обучающегося;

Возможность использования в образовательном процессе материальных средств: компьютеров, станков и иное.

О.Л. Ксенофонтова предлагает выделить такие специфические особенности образовательных услуг как [4, с. 45-49]:

-     сезонность;

-    высокая стоимость (образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них)

-    относительная длительность оказания (в нашей стране получение первого высшего профессионального образования по различным специальностям может занимать от 4 до 6 лет);

-    отсроченность выявления результативности;

-    зависимость результатов от условий будущей работы и жизни обучившегося; 

-    необходимость дальнейшего сопровождения услуг;

-    зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся;

-     невозможность перепродажи;

-     конкурсный характер (этот признак в основном  проявляется в большинстве государственных высших учебных заведений);

-    относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и другие.

Образовательные услуги имеют сложную классификацию, так в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) образовательные услуги подразделяются на следующие виды [7]:

- услуги в системе дошкольного воспитания;

- услуги в системе среднего образования;

- услуги в системе высшего образования;

- услуги в системе технической подготовки кадров

- профессиональная реабилитация населения

- обучение населения на курсах (в том числе обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);

- прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

В соответствии с действующим законодательством образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными.

Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: бесплатные и платные.

Конституция РФ (ст. 43) закрепляет общедоступность и бесплатность права граждан на образование, бесплатность которого предполагает возможность получения образования без какой-либо оплаты предоставляемых образовательных услуг. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в п.3 ст.5 , закрепляя это право, указывает, что общедоступным и бесплатным является: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Российское законодательство в 90 годы ХХ века наряду с бесплатным образованием закрепило право предоставления платных образовательных услуг (ст. 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 1992 года).

Так, приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 года № 2033 была утверждена форма соответствующего договора предусматривающего оказания дополнительных образовательных услуг, в том числе оплатой обучения за счет спонсорских средств.

Платными образовательными услугами принято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату.

Таким образом, исследовав понятие «образовательная услуга», мы пришли к выводу о том, что это комплекс мероприятий (действий) по осуществлению образовательного процесса организацией или индивидуальным предпринимателем, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения.

Список литературы

  1. Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования. М. 2008

  2. Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: автореферат. Москва. 2000. С.10.

  3. М.Н. Головнев Образовательная услуга как правовая категория в проекте Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации // Право и образование 2010 № 12 С. 38

  4. Ксенофонтова О.Л. Специфика образовательных услуг: маркетинговый аспект // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Иваново.- 2006. - №2. - с. 45-49. 

  5. Кураков Л.П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов М.2001.С.642

  6. Маркс К. Теория прибавочной стоимости. Ч. 1 (IV т. "Капитала"). М., 1954. С. 413.

  7. Общероссийский классификатор услуг населению 

  8. А.И. Рожков Образовательные услуги как объект гражданских прав: проблемы правового определения // Журнал право и образование 2007 № 7 С.18

  9. Сентюрин Юрий Петрович руководитель рабочей группы, статс-секретарь - заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

  10. Ситдикова Л.Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ // Юридическое образование и наука. - 2008. - N 1. - С. 28-32

  11. Сокол П.В. Проблемы понятия, правового регулирования и классификации гражданско-правовых услуг // Журнал Российского права № 8 2009 С. 51

  12. Твердова Т.В. Правоотношения по оказанию образовательных услуг: заметки о некоторых особенностях // Право и образование 2008 № 2 С.39

  13. Шкарлупина Г.Д. Образовательные услуги и нормы норма // Право и образование № 1 2009 с.71

  14. Шкарлупина Г. Д. Образовательные услуги или обучение на возмездной основе – различие должен определять закон // Право и образование. 2008. № 3. С. 49-59.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг icon2. Понятие и сущность права: признаки, функции, источники и система права
Основные признаки государства. Сущность государства и его социальное предназначе­ние. Организация политической власти, осуществляю­щей...
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг icon1. Теории и формы государства
Понятие, сущность и признаки государства Место, роль и функции государства в политической системе
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconРабочая программа, методические указания, тематика вопросов и рефератов...
Понятие и сущность права. Социальные нормы и нормы права. Система права. Отрасли права. Правоотношения: понятие, виды, структура....
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2012 г
Специализации: Государственно-правовая, Адвокатская деятельность, Гражданско-правовая, Уголовно-правовая, Финансово-правовая
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconРеферат на тему: «Банковская система Российской Федерации»
Банковская система Российской Федерации. Понятие, сущность, признаки, структура, роль в современном мире
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг icon4. Личность и общество в правовой системе России. Тема Правосознание...
Тема Историко-культурные и геополитические основы российской правовой системы. Тема Правовая система общества: понятие и характеристика....
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconДискуссия
Тема Историко-культурные и геополитические основы российской правовой системы. Тема Правовая система общества: понятие и характеристика....
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconДискуссия
Тема Историко-культурные и геополитические основы российской правовой системы. Тема Правовая система общества: понятие и характеристика....
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная программа школы это внутренний образовательный стандарт, который способствует реализации права родителей на информацию...
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зачисление учащихся в ано «Открытое Образование КонсалтингПлюс» происходит на основании договора об оказании образовательных услуг,...
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconДоговор об оказании платных дополнительных услуг
Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования, утвержденными постановлением Правительства Российской...
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconСергиево-посадского района московской области
Рф от 054. 07. 01 №505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования», письмом...
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconРефератов по дисциплине «Маркетинг услуг»
Коммерциализация образования и формирования рынка образовательных услуг в России
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconПравовая природа и сущность современного трудового договора
Настоящий курс магистерской подготовки посвящен истории развития правового регулирования труда в России
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconПеречень дополнительных образовательных услуг, оказываемых государственными...
Услуги в системе дошкольного образования Реализация образовательных программ за пределами образовательных программ, определяющих...
Понятие, признаки и правовая сущность образовательных услуг iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российской Федерации 212-фз от 17. 12. 1999 г. «О защите прав потребителей», Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск