Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления





Скачать 119.43 Kb.
НазваниеЦгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления
Дата публикации05.08.2013
Размер119.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Цгоев Т.В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления
К проблеме признания правотворческого права в качестве подотрасли конституционного права России

Как было уже неоднократно подчеркнуто в науке права, правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности уполномоченных субъектов, форму их активности, цель которой - формирование правовых норм, их изменение, отмена или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих разнообразные отношения, сложившиеся в обществе.

Сегодня для правотворчества в РФ характерно быстрое реагирование на динамично меняющиеся условия жизни общества, создание многоуровневой правовой системы.

Вместе с тем вот уже в течение многих лет и в советской и в российской науке говорят о необходимости совершенствования законодательства и необходимости повышения качества принимаемых в нашей стране нормативных правовых актов. Можно, конечно, сказать, что плохие законы не так часты и что чаще мы сталкиваемся с плохим их применением, однако случаи несовершенства законодательства тоже не дают забывать о себе. Иногда нормативные акты страдают отсутствием логичной внутренней завершенности, иногда противоречат иным нормативным актам, создавая коллизии, а часто просто принимаются с большим отставанием от потребностей общества.

На сегодняшний день бесспорным является то, что в этом нередко виновно несовершенство самого процесса принятия тех или иных нормативных актов, отсутствие четких правил, норм, регламентирующих правотворческий процесс.

Правотворчество – многогранное явление. Оно проявляется практически на всех уровнях и во всех формах общественной и государственной деятельности. К его разновидностям относятся: принятие нормативных актов проведением референдума, законотворчество, ведомственное нормотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, локальное нормотворчество предприятий и т. д. Т.е. сфера действия правотворческих процессов на сегодняшний день весьма многообразна и широка. Так же широка и многообразна практика нормативного оформления правотворческого процесса, которая охватывает совокупность принимаемых нормативных правовых актов, регламентирующих процесс правотворчества на различных его стадиях. Это стадии инициативы правового акта, разработки проекта правового акта и его принятия, стадии подписания, опубликования и вступления в силу. Каждая из этих стадий зачастую регламентируется отдельными нормативными актами, причем отличными от аналогичных нормативных актов иных одноуровневых правотворческих органов. Это создает коллизионные ситуации в правотворчестве и способствует нарушению принципа единообразия в правотворчестве и принятию нормативных актов, не вписывающихся в общее правовое поле. Из-за такой ситуации конечный потребитель правового материала – субъект правовых отношений, сталкиваясь сначала с нормативным актом одного правотворческого органа и применяя его нормы, впоследствии труднее воспринимает нормативный акт другого правотворческого органа, существенно отличающийся от прежнего как построением, так и способами изложения правового материала.

Такое положение вещей сложилось в правотворчестве в РФ по многим причинам. Это и отсутствие на федеральном уровне единого нормативного акта, регулирующего правотворческий процесс в целом. Это часто и полное отсутствие во многих правотворческих органах нормативных актов процессуального характера, регламентирующих правотворческий процесс. Это и нехватка специалистов-юристов должной квалификации в тех же правотворческих органах, обладающих соответствующими навыками и знаниями в области правотворчества. Это и отсутствие в подавляющем большинстве юридических вузов Российской Федерации специальных учебных дисциплин, дающих комплекс знаний по правотворчеству и юридической технике. То есть, правотворчеству и правотворческому процессу в РФ уделялось и уделяется недостаточно внимания как в качестве объекта изучения науки юриспруденции, так и в качестве учебной дисциплины.

По нашему мнению, исправлению такого положения может способствовать признание правотворческого права в качестве подотрасли конституционного права. На сегодняшний день отдельные правотворческие нормы тем или иным образом соприкасаются и корреспондируют с нормами конституционного, избирательного, муниципального, административного, финансового, корпоративного, трудового и других отраслей и подотраслей права.

Выделению правотворчества как одного из элементов системы права, а именно подотрасли нет существенных препятствий, и есть достаточно оснований.

Как известно, система права – это исторически обусловленная, объективно сложившаяся внутренняя структура права, возникающая при определяющей роли общественных отношений. Следовательно, важнейшее ее качество – непротиворечивость, отсутствие таких норм права, частей, которые не были бы согласованы. Под правовым институтом принято понимать часть отрасли (подотрасли) права, регулирующая самостоятельный вид однородных общественных отношений. Отрасль права же представляет собой совокупность однопорядковых норм, регулирующих определенный род общественных отношений1.

Для выделения какой-либо правовой материи (в т.ч. и правотворческого права) в качестве самостоятельного элемента системы права необходимы определенные параметры и свойства, характеризующие ее как таковую. Для отрасли права таковыми являются наличие предмета, метода (методов), и в некоторых случаях механизма регулирования2. Институт же признают исключительно по однородности общественных отношений, регулируемых нормами. Что же касается подотрасли права, то под ней принято понимать крупную составную часть отрасли права, объединяющую группу однородных правовых институтов3.Подотрасль права – это некое целостное образование в системе права, в состав которой входит несколько институтов той или иной отрасли права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в них норм4. Подотрасли регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью5. Подотрасль – часть отрасли права, внешнее выражение которой проявляется наличием в ней группы норм, содержащих однородные положения, присущие двум и более правовым институтам данной отрасли права6.

Таким образом, если для отрасли основанием признания является наличие, как минимум, предмета и метода правового регулирования, то для подотрасли остается обязательным основанием только предмет правового регулирования или родовая обособленность регулируемых отношений. Однако основным фактором и основанием для признания подотрасли как элемента системы права является практическая целесообразность такого выделения. Целесообразность же выделения правотворческого права в качестве подотрасли конституционного права видится нам на сегодняшний день бесспорной для качественного улучшения законодательства.

В ходе исторического развития усложняется структура общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Соответственно усложняется и отраслевая структура системы права: накапливается нормативный материал, и в рамках отраслей обосабливаются подотрасли права7. На наш взгляд, объемы норм правотворческого характера позволяют сделать вывод о необходимости признания правотворческого права в качестве подотрасли.

На сегодняшний день объем норм регулирующих правотворческий процесс в России просто огромен, причем значительный удельный вес в нем составляют нормативные акты, которые нельзя отнести ни к одной из отраслей права, кроме конституционного права. К ним можно отнести правотворческие нормы, содержащиеся в регламентах представительных правотворческих органов, нормы, содержащиеся в законах, регламентирующих правотворческий процесс (ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания» то 14 июня 1994 года №5-ФЗ8), во внутренних нормативных актах правотворческих органов (например, Порядок опубликования и вступления в силу актов федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, признанных министерством юстиции РФ, не нуждающимися в государственной регистрации, утвержденный приказом Росгидромета от 06.10.2006 г. №205.9). Это все правотворческие нормативные акты. Еще больший объем правотворческих нормативных актов предстоит принять в правотворческих органах практически всех уровней и видов. Всех их можно относить только к конституционному праву, так как именно в Конституции заложена основа правотворческой деятельности. Правотворческое право включает в себя и материальные и процессуальные нормы, но со значительным преобладанием последних.

Признание правотворческого права в качестве подотрасли послужит катализатором для более углубленно изучения существующих проблем в рамках науки правотворческого права. Это дополнительно привлечет научные круги к проблемам правотворчества и качества законодательства.

Традиционно же правотворчество в целом изучают в рамках общей теории права и государства, и научные изыскания в области правотворчества также проводятся, как правило, в рамках науки общей теории права и государства. Общая теория государства и права – наука высокого уровня обобщения государственно-правовой действительности. И именно поэтому в ее состав входят не только знания, добытые данной наукой, но и в синтезированном виде знания, накопленные многими другими науками, в той или иной мере исследующимися различными проявлениями государства и права10.

Общая теория права и государства является по отношению к отраслевым юридическим наукам наукой обобщающей, имеющей руководящее, направляющее значение при изучении проблем, составляющих предмет отраслевых наук. «Теория государства и права – это общая, общетеоретическая юридическая наука. Она занимается исследованием проблем, общих для всех юридических дисциплин. Последние, в отличие от теории государства и права, имеют более конкретный, прикладной характер»11. Правотворчество же в РФ давно вышло за рамки общих познаний и, безусловно, носит прикладной характер, т.е. давно вышло за рамки предмета общей теории права и государства.

В РФ сложилась теоретическая и практическая ситуация: основы правотворчества как объекта науки исследуются в рамках теории права, а основную группу норм, относящихся к правотворческим нормам, позиционируют как конституционные (муниципальные, избирательные, парламентские и др.), вместе с тем не выделяя их в отдельную подотрасль в рамках конституционного права. С осознанием же и с признанием того огромного значения, которое имеет правотворчество в политическом процессе и правовой жизни страны, последнее стало наглядней обособляться и занимать особое место в конституционном праве, проявляясь через законотворческий процесс и обособление парламентского права.

Однако же, парламентское право, в свою очередь, характеризует лишь правотворческую деятельность высших представительных (законодательных) органов власти, тогда как мы видим возможность выделить более общую совокупность институтов, включающую нормы права, опосредующих в себя все виды и формы правотворческой деятельности и поглощающей большинство институтов парламентского права. На сегодняшний же день многие авторы парламентское право выделяют даже не как подотрасль конституционного, а как самостоятельную отрасль права12.

Признание правотворческого права в качестве подотрасли конституционного права России позволит обобщить весь нормативный материал в стройную систему, задействует процесс единообразия правотворческих норм и таким образом существенно скажется на качестве принимаемых нормативных правовых актов. Это также поможет выделить самостоятельную отрасль научных знаний и изучать общие закономерности правотворчества в рамках теории права и государства, а также более углубленно изучать проблемы правотворчества в рамках специальной отрасли научных знаний и разрабатывать соответствующую учебную дисциплину. Можно сказать, что правотворческое право обладает относительной самостоятельностью, обособленностью норм, и в силу этого само по себе поддается систематическому изложению и требует систематизации путем искоренения всех внутренних противоречий, что может быть реализовано в рамках подотрасли конституционного права.

Все вышесказанное позволяет и с необходимостью принуждает перейти к попытке определения предмета правотворческого права России как подотрасли конституционного права. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что правотворческое право, на наш взгляд, включает в себя такие части (институты), как: законотворчество, юридическая техника, муниципальное правотворчество, локальное правотворчество, договорное нормотворчество, подзаконное нормотворчество, ну и конечно, принятие нормативных актов проведением референдума и мн.д., то есть процесс принятия, изменения или отмены правовых нормативных актов в различных правотворческих органах и множество более мелких институтов и субинститутов таких как, к примеру, институт законодательной инициативы.

Предметом правотворческого права является процесс формирования правовых норм, их изменения или отмены, а также общие и специальные объективные закономерности процесса формирования правовых норм их изменения или отмены.

Необходимость изучения правотворческого процесса как сложно организованной системы средствами отдельной подотрасли имеет значение не только для правотворческого права, но и для всего комплекса юридических наук. Это необходимо для обогащения иных научных дисциплин знаниями того, как функционирует механизм правотворчества.

Как упоминалось выше, нормы правотворческого права содержатся во многих отраслях права, таких как муниципальное, финансовое, административное и т.д., но из этого вовсе не следует, что эти нормы сливаются с нормами этих отраслей, растворяются в них. В данных отраслях они также остаются нормами правотворческими.

Вышесказанное и многое другое со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости вывода правотворчества из рамок общей теории права и государства, но в то же время работы в тесном сотрудничестве с теорией права и государства в исследовании общих проблем правотворческого процесса.

Правотворческое право как область научных знаний предполагает исследование следующих проблем: понятия и назначения правотворчества, принципов и функций правотворческой деятельности, соотношения правотворчества и процесса правообразования, юридического и правотворческого процессов, стадий правотворческого процесса, субъектов правотворческой деятельности, видов правотворчества, правотворчества проведением референдума, законотворчества парламента, подзаконного нормотворчества исполнительных органов, правотворчества органов местного самоуправления, локального (и/или корпоративного) правотворчества, судебного правотворчества, делегированного правотворчества, договорного правотворчества, чрезвычайного правотворчества, кодификации как вида правотворчества, международного правотворчества, обеспечения правотворческой деятельности, правового сопровождения правотворческой деятельности, модельного правотворчества, лоббизма в правотворческой деятельности, компьютеризации правотворческой деятельности, «обычного» правотворчества, «неправового» и «непризнанного» правотворчества и многих других проблем, научная разработка которых в рамках отдельной отрасли даст значительный практический результат в сравнении с сегодняшним положением дел и выведет изучение проблем правотворческого процесса на качественно новый уровень.

Признание правотворчества как подотрасли конституционного права будет также способствовать утверждению правотворческого права (правотворчества) в качестве учебной дисциплины. Это позволит обеспечить более высокий уровень и профессиональную культуру выпускников вузов, вооруженных современными знаниями в сфере правотворчества и юридической техники, способных принимать самостоятельные решения правотворческих вопросов. Правотворческое право как учебная дисциплина призвана формировать высококвалифицированных специалистов в области правотворчества:

  • прошедших стажировку в парламентах и иных правотворческих органах государства и местного самоуправления;

  • обладающих широкими и глубокими знаниями правотворческого процесса;

  • способных активно содействовать созданию юридически грамотных правовых нормативных актов;

  • подготовленных не только по проблемам правотворческого процесса, но и по проблемам юридической техники;

  • активно защищающих права и свободы граждан в соответствии с общепризнанными нормами международного права;

  • подготовленных для работы не только в российских правотворческих органах, но и в международных, также при заключении нормативных договоров.

Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации, на наш взгляд, сложились все необходимые объективные предпосылки для признания правотворческого права в качестве подотрасли конституционного права России и, возможно, в качестве отдельной отрасли научных знаний, и, бесспорно, в качестве отдельной учебной дисциплины для студентов юридических вузов. Это позволит сделать качественный скачок как в развитии науки, так и в подготовке квалифицированных кадров для правотворческих органов и в конечном итоге приведет к улучшению качества законодательства.

1 См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М., 2000. С.430-431.

2 См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – Спб., 2001. С.234-235; Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: Учебник. – СПб.,2005. С. 357-359; и др.

3См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М., 2000. С.433.

4 Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. – М.,2003. С.518.

5 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. С. 311.

6Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. С. 306.

7 Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. Учебное пособие. – М.: ИГП РАН, 2003. С.189.

8 «Российская газета» от 15 июня 1994 года.

9 Текст приказа официально не опубликован. - СПС «ГарантМаксимум».

10 Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Отв. ред. М.Н. Марченко. Том 1. – М.: «Зерцало-М», 2002. С.9.

11 Лазарев В.В., Липепь С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., Спарк, 2000. С.12.

12 См.: Конституционный строй России. Вып. 2. Вопросы парламентского права. М.,1995. С.5,и др.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconПрограмма курса по Теории государства и права Тема Общая характеристика...
Саламатовой Мариной Сергеевной, канд истор наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconЮридический факультет кафедра теории и истории государства и права
Составители: заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета рудн, Профессор, д ю н. Немытина М....
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Юриспруденция», по профилю «Теория история права и государства; история учений оправе и государстве» разработана профессорско-преподавательским...
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconПрограмма курса. Методические материалы для студентов дневного и вечернего отделений. Москва
Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных наук. Место теории государства и права...
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления icon1. Место и роль теории государства и права в системе других наук
От философии права к теории права и юриспруденции. Юриспруденция и теория государства и права
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления icon1. Место и роль теории государства и права в системе других наук
От философии права к теории права и юриспруденции. Юриспруденция и теория государства и права
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconПрограмма дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии»
Автор программы: Сергей Сергеевич Бойко (), доцент кафедры теории и практики государственного управления факультета государственного...
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconУчебное издание Учебные программы и методические материалы кафедры...
Учебные программы и методические материалы кафедры теории и истории государства и права : учеб метод пособие / сост.: А. Р. Еремин,...
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconМ. А. Миндзаев проректор по научной работе Владикавказского института...
Об эффективности проводимой в Республике Татарстан среди молодежи работы по информированию и профессиональной ориентации в целях...
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconРабочая учебная программа по дисциплине «Проблемы теории государства...
Проблемы теории государства и права [Текст]: рабочая учебная программа для студентов направления 030900 «Юриспруденция» очной и заочной...
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconРабочая программа По дисциплине: Теория государства и права Для специальности:...

Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconЮ. А. Зуева доцент кафедры теории и истории государства и права тиуиЭ
Учебно-методическое пособие. «Право социального обеспечения»: Программа курса и планы семинарских занятий. − Таганрог: Изд-во тти...
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconРабочая программа дисциплины актуальные проблемы общей теории государства...
Цель дисциплины “Актуальная проблемы общей теории государства и права” состоит в получении магистрами общетеоретических знаний о...
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconПрограмма дисциплины по кафедре истории Отечества, государства и...
Булдыгерова Людмила Николаевна доцент кафедры истории Отечества, государства и права, кандидат исторических наук
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconПрограмма дисциплины Теория государства и права для направления 030200....
Автор программы: преподаватель кафедры теории права и сравнительного правоведения факультета права Б. В. Назмутдинов
Цгоев Т. В., доцент кафедры теории государства и права Владикавказского института управления iconРеферат по дисциплине: «Теория государства и права» на тему: «Методология...
Введение. Актуальные темы и некоторые проблемы современной методологии теории государства и права


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск