Скачать 437.52 Kb.
|
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями входит в компетенцию Президента РФ, Правительства РФ и Банка России. Важнейшей составляющей рынка драгоценных металлов является макроэкономический показатель величины золотого запаса государства. Золотой запас царской России к 1917 г. составлял 1684 тонны; к середине 50-х годов Советский Союз имел 2049 т золота. К концу 1995 г. золотой запас России был равен 116 т1. К началу 2008 г. золотые резервы России увеличились и составили 438,2 т2. По данным Всемирного золотого совета (World Gold Council) Россия занимает 13-е место в мире по объему золота, находящегося в государственных золотовалютных резервах. По состоянию на январь 2008 г. первое место по объему запасов золота в государственных золотовалютных резервах принадлежит США – 8 133,5 т, затем следуют Германия – 3 417,4 т, Международный валютный фонд – 3 217,3 т, Франция – 2 622,3 т, Италия – 2 451,8 т, Швейцария – 1 166,3 т, Япония – 765,2 т, Нидерланды – 624,5 т, Европейский центральный банк – 604,7 т, Китай – 600 т, Тайвань – 423,3 т, Португалия – 482,6 т3. Существенная перестройка системы управления золотодобывающей и алмазодобывающей отраслями со стороны государства, выразившаяся в ликвидации Роскомдрагмета РФ как самостоятельного государственного органа управления в этой области и в передаче его функций Министерству финансов РФ в лице Гохрана России и Министерству экономического развития и торговли РФ, привела к необходимости принятия законодательных мер по либерализации рынка драгоценных металлов и драгоценных камней России. Принятые в этом направлении нормативно-правовые акты, во-первых, расширили круг операций с драгоценными металлами, совершаемых коммерческими банками, по сравнению с ранее существовавшим, а во-вторых, разрешили допуск физических лиц на рынок драгоценных металлов. Прежде чем рассмотреть данные новеллы более подробно, необходимо оговориться, что операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями могут совершать только банки, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операций или лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, которая выдается при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (так называемую «металлическую лицензию»). Лицензии выдаются в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензий на осуществление банковских операций» от 14 января 2004 г. в редакции от 27 ноября 2007 г.4 (п. 8.2.3.; 14.1.2.). Основным документом, регулирующим правовой режим совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, выступает Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г. в редакции от 24 июля 2007 г.5 (далее – Закон). Закон регламентирует основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе:
Не является предметом регулирования настоящего Закона порядок совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности). Наряду с вышеупомянутым Законом, который является основным фундаментальным актом правового регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, действует большое число подзаконных нормативных актов, детализирующих отдельные требования Закона и дополняющих его содержание. Согласно Закону драгоценные металлы – это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; драгоценные камни – это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 8 «Об утверждении порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» от 05 января 1999 г.6 В соответствии с данным постановлением основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются:
Под операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями Закон понимает: 1) действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога; 2) изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании; 3) перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней; 4) ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию РФ и их вывоз с территории РФ (ст. 1). I. Институционный механизм регулирования операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями Институционный механизм правового регулирования операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями можно представить в виде следующей таблицы:
1) Правовой статус Федерального фонда резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней формируется в целях регулирования объемов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в целях обеспечения в перспективе потребностей РФ в драгоценных металлах и драгоценных камнях. В федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней включаются отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете и не переданные в пользование или изъятые из пользования. Решение о включении отдельных разведанных месторождений в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней принимается Президентом РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ. Распоряжение федеральным фондом резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется Правительством РФ. Условия использования разведанных месторождений, включенных в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов в РФ, на территориях которых располагаются указанные месторождения (ст. 5 Закона). 2) Правовой статус Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Госфонд России) составляет часть золотовалютных резервов РФ и представляет собой совокупность драгоценных металлов – золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней – природных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров и александритов, природного жемчуга в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальных янтарных образований, приравненных к драгоценным камням, изделий из указанных драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их лома и отходов (далее – ценности). Госфонд России предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей РФ. Составными частями Госфонда России являются:
Алмазный фонд РФ представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Зачисление ценностей Госфонда России в Алмазный фонд РФ производится по решению Правительства РФ (п. 4). Аффинированное золото в слитках, хранящееся в Госфонде России, составляет часть золотого запаса РФ. Ценности золотого запаса РФ учитываются на счетах Министерства финансов РФ (п. 5). Ценности, не указанные в п. 4 и 5, составляют прочие ценности Госфонда России. Ценности, зачисленные в Госфонд России, являются федеральной собственностью (п. 8). Ценности, зачисляемые в Госфонд России, подлежат предварительной экспертизе, которая проводится в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ № 38н «Об утверждении порядка проведения предварительной экспертизы ценностей, зачисляемых в Госфонд России» от 13 апреля 2004 г.11 а) Порядок пополнения Госфонда России Приобретение ценностей для пополнения Госфонда России осуществляется Министерством финансов РФ. При выполнении заданий по закупке ценностей для пополнения Госфонда России в первую очередь осуществляются закупки ценностей для пополнения золотого запаса РФ и Алмазного фонда РФ, а также для восполнения запасов других аффинированных драгоценных металлов (п. 13-14). В приоритетном порядке в Госфонд России приобретаются: 1) аффинированные природные металлы, прежде всего золото в слитках; 2) необработанные природные алмазы, пригодные для изготовления бриллиантов; 3) уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни; 4) высокохудожественные, имеющие историческую ценность ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в соответствии с предварительной экспертизой предполагается зачислять в Алмазный фонд РФ. Госфонд России пополняется за счет:
|
Реферат по географии на тему: «Драгоценные камни» Человек всегда интересовался драгоценными камнями и ценил их за красоту, редкость, долговечность и уникальность | «Международное налоговое право» Регулирование отдельных налогов и налогообложения отдельных видов доходов (операций) в международном налоговом праве | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: дать понятие о реакциях замещения. Дать понятие об электрохимическом ряде напряжения и его использование для прогнозирования... | Методика аудиторской проверки учета расчетов с подотчетными лицами Cодержание Нормативное регулирование и порядок налогообложения операций с подотчетными лицами 7 | ||
Республики Узбекистан "О валютном регулировании" ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Логическим выражением называется совокупность констант, переменных, арифметических и логических функций, знаков математических и... | ||
Извлечения из европейского законодательства в области биотехнологии Регулирование наночастиц. Регулирование исследования стволовых клеток и клонирования. Основные международные соглашения, европейские... | Рабочая программа учебной дисциплины правовое регулирование экспортно-импортных... Данную программу разработала Олейник Татьяна Владимировна д эн., доцент ноу впо имэс | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (Валютное регулирование) | Учебно-методический комплекс по дисциплине учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности Регулирование внешнеэкономической деятельности. Особенности организации бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности. Учет... | ||
«Исследование операций и методы оптимизации» Теоретическая и практическая подготовка в области общенаучных исследований количественной стороны массовых социально-экономических... | 1. Внешнеэкономическая деятельность: содержание, виды, субъекты (2... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Конспект урока. Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты.... Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами | Тарифное регулирование в Республике Беларусь Тарифные методы регулирования, таможенные платежи, государственное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, таможенные режимы,... | ||
Статья 110 Налоговые доходы Классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых... | Программа курса «Таможенное тарифное регулирование вэд» для студентов,... Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности» |