Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке





Скачать 368.65 Kb.
НазваниеФёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке
страница1/3
Дата публикации10.08.2013
Размер368.65 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

Осипова Людмила Фёдоровна

Фоносемантические особенности

личных имен в татарском языке


Специальность 10.02.02 – Языки народов Российской Федерации

(татарский язык)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Елабуга – 2008

Диссертация выполнена на кафедре татарского языка

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Елабужский государственный педагогический университет»

Министерства образования и науки Российской Федерации

Научные руководители: доктор филологических наук,

профессор Х.Х. Салимов ;

доктор филологических наук,

профессор Ф.Г. Галлямов
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор А.Г. Шайхулов (г.Уфа);

доктор филологических наук,

профессор Ф.С. Хакимзянов (г. Казань)
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Набережночелнинский

государственный педагогический институт»
Защита диссертации состоится 27 ноября 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212 078. 04. в Татарском государственном гуманитарно- педагогическом университете по адресу: г.Казань, ул. Татарстан, 2 (главное здание), ауд. 206.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ТГГПУ : http: // tggpu.ru
Автореферат разослан 25 октября 2008 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент Сафонова С.С.

Общая характеристика работы

С развитием фоносемантики как науки возрос интерес к звуковой стороне слова. Фоносемантические исследования, получившие научное признание, способствовали появлению такого понятия, как фонетическое значение слова. Под фонетическим значением принято считать символическое значение содержательности звуковой формы1. Фонетические значения, имеющие признаковый аспект, раскрывают содержание имени на фоносемантическом уровне. Звуковое оформление слова (благозвучное или неблагозвучное) формирует наше представление об обозначаемом предмете. Особый интерес в этом плане представляют собственные личные имена и имена героев литературных произведений.

Имя – жизненный спутник человека. Каждому из нас интересно, что оно означает и каковы его корни. Благодаря трудам многих учёных, мы можем узнать происхождение и значение имени. Но для любого из нас важно ещё то, как звучит имя. «Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке»2, – говорил Дейл Карнеги.

Язык всегда стремится к гармонии, и при выборе имён прослеживается такая тенденция в плане лексического значения и звучания. Чем благозвучнее имя, тем выше вероятность его распространения. В настоящее время при выборе имени учитываются такие факторы, как красота, звучность, лёгкость и ясность произношения.

В произведениях литературы имя играет значительную роль при создании художественного образа. Оно может нести ярко выраженную смысловую нагрузку или же создавать ассоциативный фон звуковым оформлением. В связи с этим возникает необходимость изучения звуковой стороны имени, особенностей его фонетического значения.

Задачи изучения фонетических значений собственных имён ставились перед отечественными исследователями уже несколько десятилетий назад. В.А. Ивашко в книге «Как выбирают имена?» [1988] по фоносимволической характеристике каждого звука вычислил фонетическое значение имени в целом. В его книге содержится небольшой словарь фоносимволического и этимологического значения некоторых личных имён: популярных и редких. А.В. Пузырёвым на основе теории А.П. Журавлёва3 составлен «Словарь-справочник фонетического значения русских личных имён», извлечения из которого нашли также отражение в статье «О фонетической мотивированности собственных имён в стихотворной речи» [1984]. В.А. Анисимова в работе «Развитие русской антропонимки в современном русском языке (на примере личных имён)» [2004] применяет фоносемантическую теорию А.П. Журавлёва относительно русской антропонимики, определяя значение всего имени на основе фоносимволических значений звуков.

Актуальность темы стимулируется тем, что в татарском языкознании фонетические значения собственных личных имён рассматривались лишь частично. Х.Х. Салимов в своей работе «Просодическая система татарского языка» [1999], определив семантические оттенки татарских звуков, приводит несколько примеров соответствия фонетического значения имени лексическому. Проблема нашего диссертационного исследования актуализируется необходимостью дальнейшей разработки вопросов о фонетическом значении в антропонимике. Важность такого исследования обусловлена как его научно-теоретической, так и практической значимостью, поскольку на его основе можно сделать некоторые прогнозы относительно дальнейшего функционирования собственных личных имён, а также проводить анализ художественного произведения, учитывая при характеристике литературного героя фоносемантические особенности имени.

Цель работы – исследование фоносемантических особенностей татарских личных имён.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:

  • систематизировать и обобщить теоретические положения о фоносемантических исследованиях;

  • определить фоносемантические особенности татарских личных имён и установить соотношение с их значениями;

  • выявить особенности фонетического значения имён конца 19 начала 20 веков и современных имён;

  • охарактеризовать фоносемантические особенности имён литературных героев в произведениях татарских писателей.

Предметом исследования является звуковая организация татарских личных имен на фоносемантическом уровне.

Объектом исследования стали имена литературных героев из произведений татарских писателей, имена из словаря татарских личных имён Г.Ф. Саттарова (Саттаров-Мулилле Г.Ф. Татар исемнәре ни сөйли? – Казан, 1998).

Материалом для исследования послужили также данные загсов г. Елабуги, Набережных Челнов, Альметьевска о наиболее употребительных именах, данные мечети-джамиг г. Альметьевска о наиболее распространенных мусульманских именах.

Методы и приёмы исследования – теоретико-описательный: описаны наиболее значимые исследования, повлиявшие на становление отдельной отрасли языкознания – фоносемантики; сбор материала для практической части работы; для получения количественных сведений был применён статистический метод; использовался приём компьютерных вычислений; при анализе полученных результатов применялся сравнительный метод.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных исследователей по фоносемантике: В.Гумбольдта, Р. Якобсона, В. В. Левицкого, А. П. Журавлёва, С.В. Воронина и др.; труды отечественных учёных по антропонимике и поэтической ономастике: В. А. Никонова, Т. Ж. Жанузакова, А. В. Суперанской, В. Д. Бондалетова, Э.Б. Магазаника, М.В. Горбаневского, В.И. Супруна и др.; труды татарских ученых по фонетике: Г. Х. Алпарова, Р. Ф. Шакировой, Х. Х. Салимова, Ф. С. Хакимзянова, по поэтической ономастике: Р. Х. Гарраповой, А.Р. Биктимеровой, В.М. Гариповой-Хасаншиной, Г.Х. Зиннатуллиной и др., по антропонимике: Г.Ф. Саттарова, А.Г. Шайхулова, Х.Ч. Алишиной, Г.Р. Галиуллиной и др.

Научная новизна диссертации. В диссертационном исследовании впервые вычислены фонетические значения личных имён татарского языка. На основе полученных результатов сделаны выводы о фоносемантических особенностях татарских личных имён. Определена роль фонетического значения в именах литературных персонажей и выявлен новый аспект в изучении литературных антропонимов.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в расширении и углублении теоретических воззрений на татарскую просодику, также в возможности продолжения фонетических исследований на стыке смежных наук: психолингвистики, этнолингвистики и др.

Результаты и выводы исследования могут быть использованы в дальнейшем при изучении фоносемантических особенностей языка. Теоретический материал, собранный в работе, может быть применен при разработке спецкурсов по фоносемантике.

Вычисления фонетического значения имен литературных персонажей помогут более полному раскрытию художественных образов произведений и замысла автора.

Полученные в процессе исследования факты и научные выводы являются существенным дополнением к уже имеющимся сведениям о современной антропонимической системе татарского языка и могут служить источником при составлении словаря фонетического значения личных имён.

Результаты исследования могут оказать практическую консультативную помощь для молодых родителей и работников учреждений ЗАГС в выборе имен.

На защиту выносятся следующие положения:

  • соответствие значения имени его фоносемантическому восприятию зависит от характерных признаков звуков;

  • фонетическая значимость слова является одним из факторов влияния на степень распространённости тех или иных антропонимов;

  • звуковая оформленность слова уже содержит в себе определенную информацию, значение. Это способствует тому, что не только лексическое, но и фонетическое значение имени помогает писателю в раскрытии образа героя в художественном произведении;

  • в литературной антропонимике отдельным аспектом изучения можно выделить фонетические значения имён персонажей, что позволит определить степень соответствия фонетического облика имени образу персонажа, выявить роль звукового оформления имени в создании образа героя.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в научных журналах «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» (Санкт-Петербург, 2007), «Вестник Чувашского университета» (Чебоксары, 2007); о результатах исследования докладывалось на Региональной научно-практической конференции “Организация учебно-воспитательного процесса с учетом национально-регионального компонента” (Набережные Челны, 2005), Всероссийских тюркологических конференциях “Языки и литература: история и современность” (Елабуга, 2004, 2006); Международных научных конференциях «Ономастика Поволжья» (Уфа, 2006; Йошкар-Ола, 2008). По теме исследования опубликовано десять статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, рассматривается степень изученности проблемы, определяются цель и задачи работы, объект и методы исследования, раскрывается научная новизна, аргументируется теоретическая и практическая значимость диссертации.

В главе 1. “Фоносемантический аспект языка”, состоящей из трёх параграфов, рассматиривается теория фонетического символизма.

В параграфе 1.1. “Проблемы взаимосвязи звука и значения” систематизируются положения ученых о существовании разных типов отношений между звучанием и значением слова. Как известно, вопросы соотношения уровня выражения и содержания рассматривались ещё с античных времен. Одни мыслители считали, что имена даются полностью произвольно. Другие полагали, что имя каким-то образом выражает сущность предмета. Языковеды второй половины XIX в. встали на другую точку зрения, согласно которой звуки в языке существуют и развиваются сами по себе, а значения – сами по себе. Интерес к проблематике возрождается с новой силой в XX веке.

Исследуя взаимосвязь звуков и значений, ученые пришли к выводу, что звуки речи обладают некоторой содержательностью. Каждое слово представляет собой единство содержания и формы. Звуковое оформление слова, будучи внешней формой, способно отразить само содержание. Значит, слово имеет не только значение лексическое, но и фонетическое.

В параграфе 1.2. «Развитие фоносемантики как науки» даётся обзор фоносемантических исследований в зарубежном, отечественном и тюркском языкознании, повлиявших на становление фоносемантики как самостоятельной науки.

1.2.1. В зарубежной лингвистике большой вклад в развитие звукового символизма внесли Э. Сепир, С.С. Ньюман, Д. Вестерман и другие. В настоящее время в западной психолингвистике и языкознании существуют четыре основных направления, занимающиеся проблемами фонетического значения.

Основатели немецкого направления (Г.Кронассер, А.Зиберер, Г. Хильмер и др.) считают содержательность звуковой формы семантическим явлением. Американское направление (А.Блек, К.Б. Литтл, А.Горовиц, Л. Блумфилд, Р.Браун) имеет бихевиористический уклон. Фоносемантика рассматривается в его рамках как психологическое направление и феномен восприятия.

Представители французской школы (Ш.Балли, М.Граммон, Д.Массон) считают фонетическое значение как психологическим, так и лингвистическим явлением.

Английская фоносемантическая школа, представителями которой являются А.Фрёлих, Х.Марчанд, Л.П. Смит, Д.Р. Фёрс, Ф.Хаусхолдер, в своих исследованиях уделяет большое внимание двум проблемам современной фоносемантики. Первым направлением, интересующим английских психолингвистов, является изучение звукоподражательных слов и их фоносемантического статуса. В качестве второго объекта изучения является анализ фонетического значения фонестем – устойчивых звукосочетаний, находящихся внутри и на стыке различных морфем.

1.2.2. В середине XX века в отечественном языкознании появляется ряд работ, которые существенно повлияли на становление фоносемантики как отдельной отрасли языкознания. Огромная роль в разработке данного вопроса в нашей стране принадлежит таким русским лингвистам, как А.П. Журавлёв, С.В. Воронин, В.В. Левицкий и др.

Особенно основательными и по материалу, и по методам проведения разнообразных экспериментов, и по способам обработки экспериментальных данных представляются исследования В.В. Левицкого, вносящие серьезный вклад в развитие теории звукосимволизма.

Наибольшего успеха в изучении фоносемантики достиг А.П. Журавлёв. Его теоретическое обоснование фоносимволизма является одним из лучших описаний данного явления в отечественной и зарубежной лингвистике. В своих исследованиях он доказал сам факт существования фонетического значения, указал его специфику, дал ему чёткое определение, описал его структуру. В монографии А.П. Журавлева «Фонетическое значение» (1974г.) излагаются результаты изучения символического значения звуков речи экспериментальным психометрическим методом. Измерена символика всех звуков русского языка, построена модель фонетического значения, разработаны программы автоматического анализа функционирования этого аспекта значения в поэтических текстах и вычисления фонетического значения слова. Проведены сопоставления оценок символики русских звуков носителями разных языков.

Большое значение имеет работа С.В.Воронина «Основы фоносемантики» (1982). В его монографии кратко излагаются в свете современных системологических воззрений основы разработанной автором новой интегративной («стыковой») научной дисциплины языковедческого цикла – фоносемантики. Рассматриваются, в частности: принципы фоносемантики (в том числе важнейший для фоносемантики принцип непроизвольности, мотивированности языкового знака); психофизиологические основания звукоизобразительности; звукосимволизм в грамматике и в тексте; генезис языкового знака и языка в целом; категории фоносемантики; фоносемантические законы и закономерности (фоносемантические универсалии); элементы фоносемантической типологии; эвристические возможности фоносемантики.

Таким образом, многовековая история развития этой проблемы увенчалась успехом: возникла вполне оформившаяся отрасль в языкознании – фоносемантика. В 1990 году термин «фоносемантика» впервые появляется в «Лингвистическом энциклопедическом словаре», где указывается, что фоносемантика изучает «звукоизобразительную систему языка с пространственных и временных позиций»4.

1.2.3. В тюркологии вопросы символического значения звуков нашли отражение в исследованиях, посвященных изучению подражательных слов.

В казахском языке в синхронном плане фонетические и морфологические особеннности подражательной лексики описаны А.И. Искаковым, Ш.Ш. Сарыбаевым, Б.Ш. Катембаевой.

К.Ш. Хусаинов на материале казахского и других тюркских языков рассматривает вопросы звукосимволизма, а также номинативный и этимологический аспекты звукоизбирательных слов5.

1.2.4. Попытки исследовать фоносемантику имен были предприняты также и татарскими учёными-лингвистами. Ещё в 1925 году известный татарский лингвист Г.Алпаров высказал мысль о том, что между звучанием слова и фонетической структурой этого слова есть некоторая связь, например, большие, крупные вещи обычно произносятся твёрдыми звуками, а слова, обозначающие маленькие и мелкие вещи – мягкими звуками. Но эта мысль Г.Алпарова была подвергнута тогда резкой критике.

Изучению звукового строя татарского языка посвящены работы известного ученого-фонетиста У.Ш. Байчуры. По его мнению, психологическая ассоциация играет известную роль в выделении фонем данного языка6.

В 90-е годы доктор филологических наук, профессор Х.Х. Салимов, приняв за основу методику А.П. Журавлёва и других отечественных лингвистов, провёл эксперименты на материале татарского языка.

По мнению Х.Х. Салимова, основой фонетической значимости звуков служат также просодические характеристики звуков, такие как длительность, интенсивность и особенно просодический тембр, т.е. спектральные характеристики звуков7.

Исследованиям возникновения смысла слов, попыткам постижения тайн звуков речи, слов и мышления посвящены работы Г.Ф. Шайхиева8. В них представлены смыслы звуков речи, природа слога, слова, предложения, вопросы смыслообразования.

В параграфе 1.3. «Аспекты фонетического значения» рассматриваются цветовой и признаковый аспекты звуков, их освещение в специальной литературе.

1.3.1. По мнению Р.О. Якобсона, чем свободнее, легче артикулируется звук, тем ярче он окрашен. Так, самый широкий гласный звук [а] является вершиной вокализма, самым ярким по цвету звуком9.

Л.Н. Санжаров, классифицируя согласные звуки, придерживается мнения, что они создают чёрно-белый фон: зубные – светлый, губные и заднеязычные – тёмный10.

1.3.2. Исследования по фоносемантике доказывают, что звук – это значимая единица и его значение носит коннотативный характер. Имея данные о символическом значении отдельных звуков и частотность их употребления, можно вычислить фонетическое значение слова.

Для вычисления фонетической значимости слов в нашей работе была использована компьютерная программа NameSense, разработанная на основе теории А.П. Журавлева11 и данных по фонетической значимости татарских звуков12. Разработчик программы (рис. 1) – инженер Р.И. Якупов.
Рис. 1
Программа NameSense позволяет выстроить рисунок психоэмоционального восприятия имени по соответствующим признакам. Для вычислений фонетической значимости нами были взяты 16 признаков, имеющие антонимичные пары.

Например, фонетическая значимость имени Ләйлә [ләйлә] по шкале “красивый – отталкивающий” оценивается признаком “красивый” (2,1).
Нейтральная зона

Красивый Отталкивающий



1 2 2,6 3 3,4 4 5
Преобладание признака “красивый”.
Рис. 2

Нейтральная зона каждой шкалы расположена в пределах от 2,65 до 3,35. Если оценка больше 2,65 и меньше 3,35, то по данной шкале фонетическое значение не проявляется (получает характеристику «никакой»). При оценке 2,6 и меньше для характеристики фонетического значения выбирается признак, задающий шкалу; при оценке 3,4 и больше выбирается антонимичный признак.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Склонение — это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений,...
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Что в имени тебе моем?...
Ведь имя дается при рождении и сопутствует человека всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой. Оказывается, каждое имя что-то...
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconН. М. Тупиков. Словарь древнерусских личных собственных имён. 1903 г
М. Забылин. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. 1880 г
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconУрок русского языка в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века»
Цель урока: познакомить с правилом написания безударных личных окончаний имен существительных 2-го склонения
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconТемы Вашего учебного проекта
Данный проект направлен на изучение личных имён учащихся гимназии и выявление основных тенденций развития русского именника на современном...
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество групп: 12 ( 2 группы раннего возраста, 10 групп дошкольного возраста, из них 2 логопедические, 1 с воспитанием и обучением...
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconСписок ведущих издательств Республики Татарстан, выпускающих книги...
Тема проекта «История календарей» выбрана учащимися 3 класса не случайно. Ребята заинтересовались историей календарей, их разнообразием,...
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данное пособие предназначено для желающих за короткий срок овладеть навыками общения на татарском языке. Каждая тема включает в себя...
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для закрепления умений написания родовых окончаний имён прилагательных; определения рода имён прилагательных по роду...
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconМолостова Лилия Федоровна Приложение №7
Автор: Молостова Лилия Федоровна, учитель географии, высшая квалификационная категория
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Познакомить детей со словами-именами; с тем какие были имена на Руси: полные, сокращенные, ласкательные и пренебрежительные;...
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconУважаемые родители! Уроки татарского языка онлайн “с нуля”
Вас время, можете обучаться татарскому языку. Вы сможете выучить основные грамматические правила, достичь серьезного словарного запаса,...
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconУважаемые родители! Уроки татарского языка онлайн “Ана теле”
Вас время, можете обучаться татарскому языку. Вы сможете выучить основные грамматические правила, достичь серьезного словарного запаса,...
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconПлан-конспект урока
Цель урока: Дать представление о личных местоимениях 1-го, 2-го, 3-го лица и о склонении личных местоимений
Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconТема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных,...

Фёдоровна Фоносемантические особенности личных имен в татарском языке iconТема Множественное число имен существительных
Формировать представление об английском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с другими людьми, говорящими...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск