Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/16
Дата публикации17.05.2014
Размер0.72 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Тема урока: «Что значит имя твоё?

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА РАЙШ О.М.

Учитель русского языка и чтения Уртамской школы – интерната 8 вида

«Цели урока: 1. Познакомить детей со словами-именами; с тем какие были имена на Руси: полные, сокращенные, ласкательные и пренебрежительные; со значением и происхождением некоторых личных имен.

2. Научить детей писать имена с большой буквы.

3.  Воспитывать  у  первоклассников  чувство  гордости  за  русский  народ  и русские имена.

Оборудование урока:

1. Исторический музей «Как вас зовут?» (красочный плакат)

2. Залы музея:               

«Почему нас так зовут?»

               «Так было»

               «Ты и твое имя»

               «Что значит твое имя»

               «Имена-смешинки»

3. Конверты с карточками, на которых написано имя ребенка, откуда оно пришло в наш язык и что обозначает (на каждого ученика). 

Ход урока

      I. Постановка задач урока

 Учитель  говорит  о  том,  что  сегодня  класс  отправляется  в  первое путешествие в Страну Больших Букв, предлагает вспомнить, когда ребята впервые познакомились с большой буквой и что узнали о ней. Далее учитель называет  тему  урока  и  первый  маршрут  путешествия:  экскурсия  в

исторический музей, название которого зашифровано в буквах и знаках.

                                      КАК ВАС ЗОВУТ = . ? ! ,

       II. Минутка чистописания 

        Вопросы:

  Какие слова могут составить предложение – название исторического музея?

  Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

  Как обозначить на письме начало и конец предложения?

  Учащиеся записывают предложение в тетрадь.

                        Как вас зовут?

Учитель приглашает детей в первый зал исторического музея. 

    III. Зал «Почему нас так зовут?» 

        Дети читают название зала, задумываются над значением предложения, составляющего это название. Далее учитель спрашивает: Как вы думаете, кто может вам задать такой вопрос?

Затем проводится викторина. Учитель читает отрывки из знакомых детям сказок, либо задает вопрос. Ученики определяют (устно) название сказки или автора произведения, затем записывают имя персонажа в тетрадь.

        1) В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали…(Дюймовочка)

        2) Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я  из  вешнего  снегу  скатана,  вешним  солнышком  пригрета  и нарумянена. Зовут меня…»(Снегурочка)

        3) Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит)

        4)  Как  зовут  малышей-коротышек  из  романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»? (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька…)   После записи слов Дюймовочка, Снегурочка, Айболит, Незнайка, Знайка дети отвечают на вопрос: «Почему нас так зовут?». Обобщая ответы, учитель говорит «Посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам, и не нужно долго разгадывать, что они означают. Все понятно: Снегурочке дали такое имя, потому что она сделана из снега, Дюймовочке – за ее маленький рост (2,54 см), Знайке – за его любознательность, Айболиту – за то, что он лечит тех, у кого что-то болит. То же мы можем наблюдать и у имен, но для этого отправимся в другой зал».

    IV. Физкультминутка (двигательно-речевая)

          Вы, наверное, устали?

                       Да!

              И поэтому все встали.

              Дружно вытянули шеи

              И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш!»

              Пошипели, помолчали

              И, как зайки, поскакали.

              Поскакали, поскакали

              И за кустиком пропали. 

   V. Зал «Так было» 

        Дети читают название зала.

«Какие же были имена раньше?» - задает вопрос учитель и сам отвечает на него. Древние  русские  имена  разнообразны.  Часто  они  были характеристиками людей. Имя давалось человеку как  примета, по которой его  можно  было  выделить  из  семьи  или  родственников.  Так  когда-то человеку  давалось  числовое  имя:  родился  первый  ребенок  в  семье,  его называли  Перва  или  Первой,  второй –  Второй,  Вторак,  третий – Третьяк…Давалось имя по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время его рождения в году:  Зим,  Вешняк (родился  весной)  Мороз;  профессию:  Шуба,  Ложка, Пушка.  Давались  имена,  связанные  с  животным  и  растительным  миром: Волк, Кот, Трава. Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю:

                      Коль ты родился в день Ефима,

                      То назван именем таким.

                                                      (М.Владимиров)

        Если на один день приходилось несколько имен, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребенка. Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря. Теперь переходим в другой зал. Прочитайте его название. 

      VI. Зал «Ты и твое имя» 

        Учитель читает строки Гомера:

«Между живущих людей безымянным

                                                    никто не бывает

Вовсе, в минуту рождения каждый,

                                                    и низкий, и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный

                                                     дар получает…» 

        Затем говорит: «У каждого из нас есть имя. Напишите свое имя» . Дети  записывают  в  тетрадь  свое  имя.  Но  имена  ребят  оказались  по-разному написанными: у кого полное имя, у кого – сокращенное. Это стало поводом для беседы:

        Какое имя ты написал? (Сережа)

        Кто тебя так называет?

        Это полное или сокращенное имя?

        Когда ты будешь взрослым, как тебя будут называть? (Сергей)

        А как твое имя? (Николай)

        Это полное или сокращенное имя?

        А как тебя называет бабушка? (Коля)

         Как вы написали свое имя: с большой или с маленькой буквы?  Далее каждый ребенок проговаривает свое полное имя и записывает в тетрадь. Игра «Не ошибись»  К полным именам написать сокращенные и наоборот, к сокращенным –полные имена.

           Василий - …                                                 Оля - …

           Николай - …                                                 Петя - …

           Виктор - …                                                   Лена - …

           Татьяна - …                                                 Ваня - …

           Ирина - …                                                    Юра - …

        Учитель. Как вас ласково называют родители? А бабушка? А как вы ласково называете своего братика? Сестричку? Друга?          Далее  дети  читают  ласковые  формы  имен  на  доске  и  стихотворные строки К.Чуковского.

         Наталья: Наточка, Наташенька, Наталенька, Натуленька, Натусенька.

         Екатерина: Катенька, Катюша, Катеринка, Касенька.

         Любовь: Любонька, Любаня, Любаша, Любушка, Любочка.

         Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

         Побежали в лавочку и купили пряничка.

                                                           (К.Чуковский)

         Первоклассники  подбирают  к  своему  имени  или  к  имени  друга (подруги) две-три ласковые формы, записывают их в тетрадь. Учитель, обращаясь к детям говорит: «Ласковая форма имени выражает доброжелательное  отношение к именуемому.  Однако нередко слышишь в нашей речи не имена, а «клички». Ванька, Степка, Васька…, а в этих формах порой звучит пренебрежение перед тем, кто к нему обращается». 

         VII. Зал «Что значит твое имя?» 

        Прочитайте  название  зала,  в  котором  мы  сейчас  находимся. Задумывались  ли  вы  над  тем,  что  значит  ваше  имя?  Многие  имена заимствованы (пришли к нам) из других языков. Посмотрите: у каждого из вас  на  парте  лежит  конверт,  в  котором  на  карточке  написано  ваше  имя, откуда пришло оно в наш язык и что обозначает. Прочитайте о своем имени.

         VIII. Зал «Имена-смешинки»

                                (резерв времени) 

        1.  Выразительное  чтение  стихотворений  английской  писательницы Э.Фарджен.

                                      «Имена мальчиков»

                                Как славно мальчиков зовут!

                                Вот Барри – пушечный салют,

                                И Патрик – парус средь простора,

                                И Роберт – ровный рев мотора,

                                Том – стук копыт издалека,

                                И Питер – пенье пастушка,

                                И Чарли – чистый речки звон

                                По камушкам…

                                                        И просто Джон. 

                                           «Имена девочек»

                                Как славно девочек зовут!

                                Вот Шейла – шелковый лоскут,

                                И Сильвия – листва лесная,

                                И Стела – звездочка ночная,

                                И Флора – щедрая весна,

                                И Лола – плавная волна,

                                И Линда – Белл – звонок у двери:

                                «Дин-дон!» - «Кто там?»

                                                         И просто Мэри. 

        Понравились ли вам стихи? Чем они вас заинтересовали? Попробуйте и вы придумать к именам своих подружек и приятелей определения, подобные этим!

       2. Выразительное чтение фольклорных дразнилок.

1) Андрей-воробей,

    Не гоняй голубей.

    Голуби боятся,

    На крышу не садятся.

                                              2) Коля, Коля, Николай,

                                                  Сиди дома, не гуляй.

                                                  Чисти картошку,

                                                   Ешь понемножку.

3) Вова, Вова-карапуз

    Съел у бабушки арбуз.

    Бабушка ругается,

    Вова отпирается!

    - Это, бабушка, не я!

    - Это – кошечка твоя.

                                              4) Степанушка-Степан,

                                                  Наизнанку кафтан,

                                                  Шапка новая с пером,

                                                  Рукавички с серебром.

                                                  Ходит он, семенит,

                                                  Колокольчиком звенит.

        Чем  вас  заинтересовали  дразнилки?  А  почему  их  так  назвали: «дразнилки»?  А  вы  какие  дразнилки  знаете?  Попробуйте  составить  свою дразнилку. 

        IX. Итог урока 

        Чем запомнился вам урок? Что интересного вы узнали об именах? 

                                                                              И.Северянин

                             Стихотворение об имени               

                              Серебристое имя Марии

                           Окариной звучит под горой

                              Серебристое имя Марии

                           Как жемчужин летающий рой. 

                              Серебристое имя Марии

                            Говорит о Христе, о кресте…

                              Серебристое имя Марии

                            О благой говорит красоте. 

                              Серебристое имя Марии

                         Мне бессмертной звездою горит.

                              Серебристое имя Марии

                         Мой висок сединой серебрит.

 

Происхождение имени Александр:


Происходит от древнегреческих слов "алекс" - защищать и "андрос" - муж, мужчина, то есть "защитник людей".

Значение имени:


В детстве Александры часто болеют, но подростками усиленно занимаются спортом и вырастают довольно крепкими и целеустремленными мужчинами. Александры способны добиваться своего, из них получаются неплохие руководители, умеющие управлять коллективом и отдающие должное способным, одаренным сотрудникам. Пользуются репутацией справедливых людей. Любят выпить, в состоянии опьянения становятся хвастливыми, теряют контроль над собой. Самоуверенного Александра нелегко, а иногда почти невозможно уговорить пить меньше, зачастую он "опережает круг", то есть выпивает еще до того, как налили другим. Однако сильное жизненное потрясение может навсегда отвратить его от любви к спиртному. В отношениях с женщинами Александр прежде всего стремится быть обворожительным. Редко встретишь такого приветливого и обворожительного мужчину, как Александр. Подать руку, помочь надеть пальто, купить букет цветов - это у него вошло в привычку. Главное же оружие Александра - комплимент. Нет, Александр не играет, он и в самом деле верит в искренность своих комплиментов, так же как и в искренность своих признаний в любви. Беда в том, что поклявшись любить вечно, Александр спустя некоторое время с таким же пылом и верой в

охватившее его чувство будет клясться другой женщине. Александры, рожденные летом, безумно любят детей, в том числе и чужих, "зимние", "весенние" и "осенние" Александры к детям относятся сдержаннее. Александры с отчествами Николаевич, Владиславович, Дмитриевич, Олегович, Борисович, Семенович относятся к сложным натурам.

Совместимость имен:


Наиболее удачны браки с Агнессой, Алиной, Анной, Бертой, Богданой, Валентиной, Вандой, Венерой, Верой, Вероникой, Бетой, Геленой, Дарьей, Джульеттой, Елизаветой, Зоей, Инной, Ириной, Любовью, Людмилой, Марией, Надеждой, Натальей, Нелли, Оксаной, Полиной, Роксаной, Тамарой. Вероятность неудачного брака высока с Алевтиной, Владленой, Данутой, Екатериной, Еленой, Зинаидой, Лидией, Светланой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск