Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/7
Дата публикации07.07.2014
Размер1.06 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД. Ф.2.4, ОПД.Ф.9 Теория обучения
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

(специальностям)

050104 «Безопасность жизнедеятельности»

Очная / Заочная форма обучения

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры БЖД и ОМЗ

факультета ФК и БЖД

(протокол № 8 от 29.05.2008 г.)
Зав. кафедрой БЖД и ОМЗ

_______________________ (Мещерова И.А.)

Раздел 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: Мещерова И.А., к.п.н., доцент кафедры БЖД и ОМЗ



    1. Рецензенты: Левитес Д.Г., д-р пед. наук, профессор,

Беляева Л.С., к.п.н., профессор
1.3 Пояснительная записка:

Изучение курса «Теория обучения» имеет важное значение для под­готовки будущего учителя, для формирования его педагогических взглядов и убеждений.

Цель курса: освоение основных дидактических категорий, психолого-педагогических особенностей организации процесса обучения; расширение представлений о возможностях образовательного процесса; формирование собственных дидактических взглядов, творческого отношения к различным дидактическим явлениям; создание основы для дальнейшего самообразования.

Задачи курса: выработать умение анализировать дидактическую ли­тературу, высказывать свое отношение; конструировать учебный процесс, урок и его компоненты; анализировать учебный план школы, структуру учебной программы, школьные учебники, урок в школе.

В основу построения и отбора содержания раздела «Теория обуче­ния» положены ведущие идеи отечественной педагогической мысли: цело­стность педагогического процесса; личностно ориентированный подход к организации педагогического процесса; полисубъективность в образова­тельной деятельности, при которой учащиеся выступают как субъекты пе­дагогического процесса.

Раскрытие содержания раздела и его изучение предполагают два уровня. Первый - теоретический - позволяет осмыслить мировое педаго­гическое наследие, осознать закономерности, принципы построения и функционирования дидактического процесса. Второй - практический - способствует овладению умениями и навыками анализа педагогических явлений и фактов, элементами собственной педагогической деятельности.

В ходе изучения курса студенты должны:

  • овладеть знаниями и умениями о сущности, содержании и струк­туре процесса обучения;

  • усвоить систему знаний о закономерностях целостного образова­тельного процесса;

  • знать основные факторы выбора методов обучения;

  • усвоить современные модели организации процесса обучения;

  • овладеть основными методами оценки и проверки знаний, требо­ваниями к оценке знаний, умениями диагностики обучения;

  • знать систему общеобразовательных учреждений и их специфику.

В соответствии с учебным планом курс «Теория обучения» изучается в 3 семестре. Он представлен такими видами учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов предполагает конспектирование, составление выписок, те­зисов, подготовку реферативных выступлений. Форма отчетности по курсу - зачёт.

При подготовке учебной программы использовался опыт работы Рос­сийского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Карельского государственного педагогического университета, Волгоградского государственного педагогического университета.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности»
Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.
1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы


Шифр и наименование

спец-ти

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоём.

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам. работа

050104

«Безопасность жизнедеятельности» (ОФО)

2

3

50

18

12

6

32

зачёт

050104

«Безопасность жизнедеятельности» (ЗФО)

2

3

40

6

4

2

34

зачёт



1.6 Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

СР



Дидактика в системе педагогических наук

4/2

4/2

-

4



Учебный процесс как социальная, психологическая и пе­дагогическая категория

4/2

4/2

-

6



Принципы построения и реализации процесса обучения

-

-

-

6



Содержание современного обучения

2/2

-

2/2

-



Методы современного обучения

-

-

-

4



Формы организации современного обучения

2

2

-

6



Педагогический контроль качества процесса обучения

2

-

2

-



Характеристика современных систем обучения.

Системы формирования умственных действий:

Алгоритмизация в обучении. Теория поэтапного форми­рования умственных действий. Программированное обучение.

Проблемное обучение.

2

2

2



2

6/8




Итого:

18/6

12/4

6/2

32/34


1.6.2 Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Дидактика в системе педагогических наук

Предмет дидактики как науки, ее категориальный аппарат. Основные проблемы, разрабатываемые дидактикой.

Структура дидактики. Взаимосвязь и взаимообусловленность компо­нентов структуры. Место дидактики в системе педагогических наук. По­вышение роли дидактики в условиях непрерывного образования. Основ­ные источники развития дидактики как науки. Методы дидактического исследования. Характеристика образовательного пространства России.

Модели образования: модель развивающего образования, традици­онная модель образования, рационалистическая модель, феноменологиче­ская модель, неинституциональная модель образования. Инновационные образовательные системы XX века. Образование как система и процесс. Способы получения образования в мировой и отечественной практике.

Психолого-педагогическая сущность развивающего обучения: его цель, характеристика содержания обучения, методов, организационных форм обу­чения. Типы развивающего обучения: проблемное обучение; развивающее обучение на гуманно-личностной основе (Ш.А.Амонашвили); система разви­вающего обучения Л.В.Занкова; дидактическая система В.В.Давыдова.
Тема 2. Учебный процесс как социальная, психологическая и педагогическая категория

Комплексный характер процесса обучения. Единство образователь­ной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Учебный процесс как процесс взаимодействия обучающего и обу­чаемого. Диалектика перехода от педагогического воздействия к педагоги­ческому взаимодействию. Понятие объекта и субъекта в обучении.

Учебный процесс как целостная структура. Возможности учебного процесса в овладении социальным опытом. Знания, умения и навыки как элементы социального опыта, их взаимосвязь в обучении. Классификация знаний, умений и навыков.

Психолого-педагогический анализ учебного процесса. Психологиче­ская природа восприятия, осмысления, запоминания и применения. Фак­торы, обеспечивающие эффективность учебного процесса.
Тема 3. Принципы построения и реализации процесса обучения

Соответствие системы принципов целям обучения. Закономерности, принципы и правила обучения. Анализ основных систем принципов обу­чения и характеристика путей их реализации. Направленность системы принципов на гуманизацию обучения.
Тема 4. Содержание современного обучения

Понятие «содержание образования». Социальный опыт как основной источник определения содержания обучения. Отражение структуры соци­ального опыта в содержании обучения. Различные подходы к отбору со­держания обучения (теория энциклопедизма, теории формального и мате­риального образования, педоцентрическая теория, проблемно-комплексная теория, теория структурализма).

Критерии отбора содержания образования. Характеристика государ­ственных документов, раскрывающих содержание образования: стандарт образования, базисный учебный план, учебная программа, учебники.

Вопросы совершенствования содержания образования на современ­ном этапе.

Тема 5. Методы современного обучения

Метод обучения как одна из категорий дидактики. Методы, приемы и средства обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Различные подходы к классификации методов обучения. Соответст­вие методов целям и содержанию обучения. Самостоятельная работа как метод обучения, ее функции. Классификации видов самостоятельной рабо­ты: по дидактической цели, характеру деятельности учащихся, материалу, способу организации. Этапы выполнения самостоятельной работы. Усло­вия, обеспечивающие успешность самостоятельной работы. Особенности использования различных методов обучения на различных этапах непре­рывного образования. Требования к выбору оптимального сочетания мето­дов обучения.
Тема 6. Формы организации современного обучения

Понятие «формы организации обучения». Формы организации учебной работы в истории школьного образования. Возникновение и развитие класс­но-урочной системы обучения. Урок как элемент целостной системы. Дидак­тические требования, предъявляемые к современному уроку. Типы и структу­ра урока.

Подготовка учителя к уроку. Анализ урока. Характеристика ошибок, допускаемых в организации и проведения урока. Пути повышения эффек­тивности урока.

Функции домашней работы как формы обучения. Виды домашней работы. Руководство домашней работой учащихся.
Тема 7. Педагогический контроль качества процесса обучения

Место контроля и оценки в целостной системе процесса обучения. Государственный стандарт образования как ориентир в осуществлении контроля и оценки.

Основные виды проверки и их функции. Методы и приемы проверки.

Дидактические требования к организации проверки. Оценка и отметка. Функции оценки. Формы выражения оценки. Дидактические требования, предъявляемые к оценке знаний учащихся. Педагогический контроль как основа формирования самоконтроля и самооценки.
Тема 8. Характеристика современных систем обучения

Необходимость формирования умственных действий в обучении. Классификация умственных действий. Системы формирования умствен­ных действий. Алгоритмизация в обучении: требования к алгоритмам, ал­горитмы и алгоритмические предписания; алгоритмы распознавания, пре­образования и контроля, условия формирования алгоритмов. Значение самостоятельного открытия алгоритмов в формировании творческой дея­тельности.

Теория поэтапного формирования умственных действий: понятие ориентировочной основы действия, этапы формирования умственных действий. Формирование системы общих умственных действий. Класси­фикация умственных действий. Общие и конкретные умственные дейст­вия, условия формирования общих умственных действий. Программиро­ванное обучение в формировании общих и конкретных умственных действий. Сущность и принципы программированного обучения. Характе­ристика различных типов построения обучающих программ. Организация учебного процесса с использованием программированного обучения.

Компьютер как объект изучения и как средство повышения эффек­тивности обучения.

Системы развивающего обучения.

Взаимосвязь обучения и развития. Цель обучения и принципы обуче­ния в дидактической системе Л.В. Занкова; особенности содержания обра­зования, методов и приемов обучения; показатели развития в системе раз­вивающего обучения Л.В. Занкова. Понятие «развивающее обучение» и пути его осуществления в дидактической системе ВВ. Давыдова - Д.Б. Эльконина. Проблема взаимосвязи дидактических категорий, построения содержания образования в системе В.В.Давыдова- Д.Б. Эльконина. Дедук­тивный подход как основной стержень обучения по системе В.В.Давыдова - Д.Б. Эльконина. Сущность проблемного обучения, его понятийный аппа­рат. Различный подход к классификации проблемных ситуаций. Методы проблемного обучения. Вопросы теории проблемного урока. Возможности проблемного обучения в развитии школьников.



      1. Темы для самостоятельного изучения






п/п

Наименование раздела

дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



Принципы построения и реализации процесса обучения

сравнительный анализ принципов обучения (по учебникам педагогики)

3

проверка выполненной индивидуальной работы

характеристика принципов обучения на уроке ОБЖ

3

проверка выполненной индивидуальной работы



Методы современного обучения

рабочие записи о классификациях методов обучения в педагогической теории

4

проверка выполненной индивидуальной работы



Формы организации современного обучения

разработка методических памяток о структуре урока

3

проверка выполненной индивидуальной работы

составление библиографии по теме «Пути повышения эффективности урока ОБЖ»; подготовка аннотации на один из источников

3

проверка выполненной индивидуальной работы



Дидактика в системе педагогических услуг

развёрнутый конспект статьи об образовании за рубежом

4

проверка выполненной индивидуальной работы



Учебный процесс как социальная, психологическая и педагогическая категории

подготовка реферата о современных моделях организации обучения

6

деловая игра



Характеристика современных систем обучения

подготовка реферата о классификациях проблемных ситуаций

2

защита реферата на практичес-ком занятии



    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск