Скачать 86.86 Kb.
|
Станьте себе опорой. Советы психотерапевта. Дворецкая Т.В. педагог-психолог Центра ППРиК Продолжаем разговор о сохранении здоровья, тема особенно важная в «Год учителя». Ведь от психического здоровья и личностного благополучия учителя зависит здоровье и благополучие детей. Учитель, который входит в класс с искренней улыбкой и располагающим лицом, который может создать позитивный эмоциональный настрой, заинтересовать и вселить ученикам уверенность в своих силах, очень важен для современной школы. Для того чтобы быть сильной и позитивной фигурой педагогу необходимо позаботиться о своем душевном благополучии. Предлагаем вашему вниманию базовые психотерапевтические рекомендации, которые помогут «продержаться» в напряженный период жизни, ведь впереди конец учебного года, а также сохранить психологическое и психическое здоровье на долгие годы. Следует пояснить, что психотерапия в отличие от психологии предполагает более глубокую работу с личностью, следовательно, более глобальное изменение отношения человека к себе и к окружающей жизни. Рекомендация первая: развивайте личностную пластичность. Пластичность необходима в жизни здоровому жизнеспособному человеку так же, как гибкость необходима дереву, растущему на ветреной поляне. Если дерево имеет гибкий ствол, оно способно выдержать даже сильные порывы ветра. Дерево сгибается до земли, а затем снова распрямляется и устремляется к солнцу. Так и человек, переживший жизненные невзгоды, меняет отношение к жизни и становится способным противостоять более сильным ветрам судьбы. Вы спросите, как развивать пластичность? Для этого вы можете воспользоваться некоторыми советами. Предупреждаем заранее, некоторые из них вызовут внутреннее сопротивление, но не спешите с выводами. Побудьте некоторое время с этими мыслями.
Примеры: «Как хорошо, что у меня болит голова - это позволяет мне больше узнать себя и оценить моменты жизни, когда голова не болит»; «Как хорошо, что мне наступили на ногу в автобусе – это показатель того, что я личность значительная»; «Как хорошо, что близкие высказали мне свои претензии, значит, они нуждаются во мне»; «Хорошо, что коллега косо посмотрела на меня – теперь я знаю, что действительно хорошо выгляжу». На первый взгляд позитивная интерпретация может показаться нелепой, однако она помогает человеку во всем увидеть позитив. Как известно позитивные жизненные установки всегда помогают человеку пережить трудности и приводят к успеху.
Утраты неизбежны в жизни каждого человека. Рано или поздно они происходят. Вопрос в том, как мы к этому готовы и как это воспринимаем. Доказано, что психика верующего человека более адаптивна. Адаптивность проявляется, в том числе в отношении к потерям как к божьей воле: «Бог дал, Бог и взял». В этом случае формируется базовая готовность к потере и возможность не принимать ответственность за случившееся только на себя. Соответственно человек принимает потерю как данность и не истязает себя невротическими муками о том, что сделано неправильно и не проигрывает многократно в своем сознании психотравмирующую ситуацию. Потери закаляют человека, дают ему возможность проявлять себя по-другому, более активно. Помните мудрость «Что нас не убьет, то сделает сильными». Наши радости и наши потери это и есть сама жизнь.
Речь идет о способности настраивать себя на лучшее в предстоящих событиях. Представляя себе, исход важного события, мы можем непроизвольно думать, как бы чего не случилось плохого. В этом случае наш организм настраивается на неудачу. На самом деле организму необходимо дать позитивную установку. Постарайтесь представить себе в деталях наилучший вариант развития событий. Например, вам предстоит дать открытый урок. Представьте себя в деталях во время урока: вы хорошо выглядите, уверенно держитесь, ваш голос звучит четко и убедительно, ученики понимают вас с полуслова, присутствующие коллеги увлечены ходом урока и слушают вас с большим интересом, завуч одобрительно кивает. А вы виртуозно, как выдающийся дирижер руководит оркестром, управляете работой класса… Постарайтесь, как можно более ярко представить себе позитивное развитие событий. В этом случае наш мозг программируется на благоприятный сценарий будущего, и весь организм начинает действовать в соответствии с этим сценарием.
Имеется в виду невовлеченность в суету и скандалы окружающих. Например, на свободном уроке вы заходите в учительскую с четким планом, что будете делать предстоящие сорок минут. Рядом с вами коллеги эмоционально обсуждают новые требования администрации или другие яркие события жизни коллектива. Через некоторое время вы начинаете сочувствовать коллегам, высказывать свои суждения, т.е. эмоционально вовлекаетесь в ситуацию. Время летит, вы тратите свою жизненную энергию, порой совсем непродуктивно, потому, что разговор превращается в банальный треп и ни к каким изменениям не приводит. Куда же подевался ваш собственный план? Результатом такого времяпровождения, как правило, является чувство досады, раздражения, ощущение потери энергии и не сделанные дела. В следующий раз, заходя в шумную учительскую, переключите внимание внутрь себя, сосредоточьтесь на своих ощущениях или посмотрите в окно отстраненным взглядом. Когда почувствуете внутреннее переключение и будете готовы к активности, четко проговорите себе действия, которые предстоит выполнить, как это делают ученики в классе коррекции. Например, «Сейчас я открываю журнал и занимаюсь своим делом. Меня ничто не волнует и не отвлекает». Похожая ситуация может быть и дома. Сформируйте у себя привычку не включаться в суету окружающих, особенно если они выясняют между собой отношения. Поверьте, в большинстве случаев они лучше справятся без вашего участия, заодно научатся договариваться между собой, не привлекая третьи силы в вашем лице. Помните, чем больше участников, тем крупнее конфликт.
Есть в нашей жизни то, чего всегда мало. Например, деньги или внимание значимых для нас людей, которых, как известно много не бывает. На самом деле, если разобраться много ли нужно человеку для счастливой жизни? Крыша над головой, уютная постель, сбалансированное питание, комфортная обувь и одежда, безопасность, возможность общаться с близкими людьми, заниматься любимым делом, а также полноценный отдых. Согласитесь, что удовлетворение этих потребностей скорее зависит не от размеров кошелька, а от наших привычек и желания реально изменить отношение к жизни. Все остальные наши устремления продиктованы, в большинстве случаев не нашими собственными потребностями, а влиянием социума, нашими страхами или желанием превзойти себе подобных. Попросту говоря, можно устроиться на три работы, чтобы наконец-то позволить себе дорогую дубленку, а через некоторое время увидеть такую же «красоту» на одной из старшеклассниц – вот разочарование. Когда мы претендуем на большее, целесообразно остановиться в своих устремлениях и задать себе вопросы: Для чего я буду это делать? Что мне это даст в конечном итоге? Будет ли результат стоить затраченных усилий?
Предлагаем вам примеры юмористических фраз, которые помогут по-другому взглянуть на некоторые трудные ситуации: «Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабораториях извилин!»; «Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться»; «Дурак совершенствуясь, становится круглым»; «Не всякая кучка могучая»; «Деньги тем большее зло, чем их меньше»; «Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?»; «Дети – цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться»… Дальше можете самостоятельно продолжить коллекцию психотерапевтических фраз, свяжите их с собственным жизненным опытом.
В прежние времена нас учили обратному «Сильный человек должен иметь твердые незыблемые принципы». Полное отсутствие жизненных принципов действительно обнаруживает слабость человеческой натуры. Однако когда человек готов сломать свою жизнь, причинить страдания себе и окружающим, сохраняя преданность своим принципам – это может быть признаком патологии личности. Меняется время, меняется мир вокруг нас, и мы не можем оставаться неизменными. Например, педагог, имеющий принцип: «Заботы много не бывает» работает с пятиклассниками. Они нуждаются в его заботе и опеке. Вполне уместно, если классный руководитель ежедневно контролирует записи в дневниках, проверяет наличие домашних заданий, водит по кабинетам, постоянно старается быть в курсе жизни своих учеников. А если это старшеклассники и учитель к ним подходит с прежним воспитательным принципом, догадываетесь, какие отношения возникнут у педагога с учениками? Кроме перечисленных выше приемов развития личностной пластичности существуют более простые и конкретные. Например, откажитесь от привычного. Попробуйте рисовать, чистить зубы, есть левой рукой. Попробуйте изменить походку, радикально изменить прическу или манеру поведения. Проанализируйте свои ощущения, мысли, которые при этом возникают. Новизна расширяет поле сознания человека, дает дополнительную энергию, помогает избавиться от застревания в прошлых переживаниях. Рекомендация вторая: раскрывайте и используйте внутренние ресурсы Имеется в виду ресурсы собственной личности. Каждое качество характера может приносить пользу и вред для себя и окружающих. Например, боязливость может предотвратить травмы, но привести к фобиям. Чувство собственного достоинства может помочь пережить одну группу проблем, но создать другую. Человек, с чувством собственного достоинства не мелочась, выйдет из конфликта, сохранив самоуважение и, соответственно, уважение окружающих. При этом он не готов поступиться своим достоинством, если дело касается интересов коллектива. Педантизм хорош в заполнении документации, но плох в общении с близкими. Снисходительность к людям, наоборот помогает выстраивать отношения взаимопонимания, но мешает проявлять требовательность, следовательно, препятствует достижениям. Отыщите в себе сильные стороны личности – это ваш «банк ресурсов». Дополнительным ресурсом могут быть качества других людей или киногероев, которые вас привлекают. Используйте прием визуализации: «Представь, как ведет себя твой положительный двойник в подобной ситуации». Рекомендация третья: обучитесь различным стратегиям поведения в конфликтной ситуации В литературе описаны пять стратегий поведения в конфликтной ситуации: соперничество (отстаивание своей позиции), сотрудничество (совместное разрешение спорной ситуации), компромисс (договор с частичным учетом интересов конфликтующих сторон), избегание (уход от конфликта), приспособление (принятие точки зрения оппонента). Определите, какую стратегию поведения вы чаще всего используете в конфликтных ситуациях. По мнению исследователей, большинство людей чаще используют соперничество, способ распространенный, но мало эффективный. Успешная адаптация предполагает использование всех пяти стратегий в зависимости от ситуации, особенностей статуса и характера вашего оппонента. Например, если ваш собеседник, независимо от того, кто перед вами директор или ученик, очевидно прав, будет разумно признать его правоту и не упорствовать, отстаивая свою точку зрения. Если ваш коллега, манипулируя вами, явно переваливает на вас свою работу, разумно будет отстаивать себя или договориться о сотрудничестве, если дело важное. Ну а если вы встретили разъяренного человека в подворотне, то сами понимаете, спасет уход, да еще в быстром темпе. Рекомендация четвертая: откажитесь от сверх идей и сверх ценностей Если хотите почувствовать себя удовлетворенным жизнью и не испытывать сильных разочарований заранее откажитесь от того, что представляет собой «розовые очки»:
Помните, что все меняется, действительность не бывает идеальной, нужно меняться вместе с условиями жизни и тогда у нас есть хороший шанс выстоять под натисками жизни и наслаждаться тем, что она нам дает. Рекомендация пятая: углубляйте самопонимание Углубляя самопонимание мы имеем возможность проанализировать собственные желания и потребности, соотнести их со своими реальными возможностями и необходимостью, продиктованную окружающей жизнью. Таким образом, мы делаем паузы в повседневности и стимулируем собственное развитие. Развитие – это движение, а движение – это жизнь. Самое главное не доходить до степени самобичевания это всегда приводит к потере уверенности в себе и снижению настроения. В этом случае стоит наоборот переключиться на внешнюю действительность и сделать что-то конкретное и практическое, например, навести порядок в письменном столе или на «рабочем столе» компьютера. И обязательно помните, что рядом с нами живут люди, которые, так же как и мы носят «розовые очки», бывают непреклонными и имеют несгибаемые принципы, переживают радости, трудности и разочарования, и, также как мы нуждаются в поддержке и понимании. Существует народная мудрость «Помоги тому, кому сейчас плохо и тебе самому станет лучше». Надеемся, что наши рекомендации при реальном применении помогут вам найти опору в самом себе и пережить все жизненные трудности. В случае сильного и длительного душевного дискомфорта не забудьте обратиться за помощью к специалистам. Душа, как и зубы, чтобы дольше служить человеку, нуждается в профилактике и лечении. |
Урока: урок изучения нового материла. Методы Тема: Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводимость. Распознавание меди. Ее применение | Джордж Сорос Первая волна мирового финансового кризиса Европейский Суд по правам человека (Первая секция), заседая Палатой, в состав которой вошли | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данные об учителе: Маскарин Валентин Никонорович, имеющаяся первая и запрашиваемая первая категория | Реферат Отзыв-рекомендация Экспертиза карт вызова смп му «Александровская цгб» Таблица I этапа Конкурса, номинация «Лучшая фельдшерская бригада смп пермского края» | ||
Древний Египет-первое государство на Земле, первая могущественная... Земле, первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство,... | Урок математики ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По химическому составу стали подразделяют на углеродистые и легированные. В углеродистой – 4…2% углерода. Углерод повышает твердость... | Урок изобразительного искусства в 4-ом классе Тема: «Рисование фигуры человека с натуры» Организовать деятельность учащихся по формированию умения изображать фигуру человека с натуры, учитывая пропорции, пластичность и... | ||
Курсы Наличие наград «Создание образовательного пространства. Обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность обучающихся путем освоения... | Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Спец, рекомендация: Скидка на 1 000 йен для участников урока от стоимости уроков. Покажите билет лифта на приеме уроков | Рефераты №6 (2014) При этом более значительным эффектом отличается комплексный модификатор 0,1% SiC с 0,03% AlN. Наблюдается измельчение выделений первичного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Развивайте дар слова» способствует развитию интереса к литературному творчеству, а у некоторых учащихся – развитию литературно –... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интернет (Рекомендация Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой... | ||
Первая медицинская помощь Чтобы уметь правильно оказать доврачебную медицинскую помощь, студенты педвузов изучают дисциплину «Первая медицинская помощь» | Тема: «Питание живых организмов» Воспитывающая: способствовать формированию экологического мышления; воспитывать любознательность, показать личностную значимость... |