Скачать 189.32 Kb.
|
Министерство экономического МинистерствоРазвития и торговли образования и науки Российской Федерации Российской ФедерацииГосударственный университет-Высшая школа экономикиФакультет ПсихологииПрограмма дисциплины БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИГРАФИЯ для направления 521000 - Психология подготовки бакалавра Автор: кандидат психологических наук, доцент Киселева Е.А. Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры«Психология» психофизиологииПредседатель Зав. кафедрой ____________ Гусев А.Н. _____________ Лебедев А.Н. “____” ___________ 2004 г. “____” _____________ 2004 г. Утверждено УС факультета Психологии Ученый секретарь _____________ Старовойтенко Е.Б. «____» ___________2004 г. Москва
II. Пояснительная записка Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины, - знание основных понятий и терминов в объеме курсов "Анатомия центральной нервной системы", Физиология центральной нервной системы", "Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем", знание фундаментальных основ общей психологии. Аннотация. Дисциплина «Биологическая полиграфия» дает основы профессиональной подготовки по тематике стресс-психологии, психической безопасности личности, детекции лжи и наркозависимости, лояльности сотрудников силовых структур для широкой аудитории различного профессионального профиля вне зависимости от дальнейшей специализации. Основной целью курса «Биологическая полиграфия» является формирование навыков системной диагностики в ее прикладных аспектах: умения самостоятельно работать с аппаратурными методами, составлять опросники для детекции лжи, лояльности сотрудников, различных маний и аддиктивного поведения. В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Методические рекомендации преподавателю: При изучении курса «Биологическая полиграфия» используются 2 прибора Активациометр (в «ручном» и автоматическом режиме), прибор ЭПОС и прибор ПОЛАРГ, компьютер и его необходимые комплектующие, телевизор с большим экраном, видеомагнитофон, учебный видеофильм. Методические указания обучающимся: В результате освоения разделов курса обучающиеся должны научиться использовать следующие навыки работы на приборах:
Формы контроля - текущий контроль: оценка степени усвоения на практических занятиях - текущий контроль - проверка выполнения домашнего задания и эссе - итоговый контроль - зачет
Дисциплина читается в 4 и 5 модуле на 1 курсе. Общее количество часов 108, из них 28 – лекции, 14 - семинары, 14 –практические занятия. Распределение часов дисциплины по разделам и темам:
III. Содержание программы. Тема 1. Нейрофизиологическая основа психических процессов. Системный принцип деятельности мозга. Структурная организация мозга: структуры головного мозга, нейрон как элементарная единица нервной ткани, нейронная организация коры больших полушарий. Методы психофизиологических исследований: регистрация нейронной активности, изучение функций отдельных структур мозга, электроэнцефалография, вызванные потенциалы, топографическое картирование, компьютерная томография, методы регистрации вегетативных показателей. Литература к разделу:
Тема 2. Возбуждение и торможение в центральной нервной системе. Рефлекторная деятельность ЦНС. Возбуждающий постсинаптический потенциал. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение. Интеграция синаптических влияний. Дивергенция. Конвергенция. Синаптическое взаимодействие. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Моно и полисинаптические рефлексы. Взаимодействие рефлексов. Нервные центры и их свойства. Литература к разделу:
Тема 3. Физиология электрических явлений. Электрические синапсы. Регистрация нейронной активности. Электроэнцефалограмма и вызванные потенциалы мозга. Кожно-гальваническая реакция (КГР). Электрокардиограмма (ЭКГ). Реография (импедансная плетизмография).Литература к разделу:
Тема 4. Феноменология лжи. Отношение к проблеме лжи с общегуманитарных позиций. Проблематика лжи в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной психологии. «Сила воли комплекса», онтогенез способности ко лжи, значение мотивации в механизмах обмана (Фрейд). Поведенческие формы самоконтроля (Скиннер), модель саморегуляции поведения (Ф.Кэнфер). Традиционные формы умышленного искажения информации (сказки с персонажами-лжецами). Эксперименты К.А.Абульхановой (1986) о влиянии характера мышления и типичного способа активности личности (корреляция между лживостью и низким интеллектом). Литература к разделу:
Тема 5. Личностные детерминанты способности ко лжи. Проблема взаимосвязи акцентуированных и патохарактерологических личностных черт с частотой использования лжи. Патологическая псевдолгия как характерный симптом демонстративных и личностных расстройств. Склонность к выдумыванию при эпилепсии, циркулярном психозе, прогрессивном параличе, детских неврозах, аутизме, обсессиях, парафренных состояниях шизофренического генеза. Понятие содержательной идентичности процессов воображения, творческого вымысла и лжи. Литература к разделу:
Тема 6. История применения теории лжи в юридической практике. Судебник Иоанна Васильевича 1550 г. (статья 58). Указ от 3 апреля 1781 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. 1890 гг. – использование физиологических методов в криминалистике (Ч.Ломброзо). Калифорнийские эксперименты Л.Килера (1920 гг). – регистрация дыхания, давления крови, электрической активности крови. Литература к разделу:
Тема 7. Правовые аспекты применения полиграфа в ОРД. 1992 г. - закон «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». Детекция лжи на полиграфе как разновидность процедуры опроса – одного из 12 действий, разрешенных при выполнении оперативно-розыскных мероприятий (п.2, ст.6). Перечень оснований для психофизиологических исследований (ст.7, ч.1). Полиграфные проверки спецслужб в США, Японии, Англии, в европе.. Литература к разделу:
Тема 8. Методические основы испытаний на полиграфе Принципы и специфика организации процедуры проверки с помощью полиграфа. Особенности методологии полиграфных испытаний. Типы вопросов (значимые, незначимые, контрольные, вводные стимулирующие, симптоматические, вопросы с известным ответом, вопросы на комплекс вины, стимулирующие, жертвенные). Правила формулировки вопросов. Примеры вопросников для определения достоверности информации: 1) при приеме на работу,2) при определении лояльности организации, 3) в ОРД. Литература к разделу:
Тема 9. Верификация лжи (полиграфное исследование). Задачи полиграфолога в силовых структурах: прием сотрудников на работу, определение их роли при ЧП (утрата документов или оружия), установление их причастности к незаконному получению или использованию служебной информации. Отсутствие нормативной базы для использования полиграфа в частной сыскной деятельности (1992 г. – закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Различные шкалы лжи и их валидность в психодиагностике. Литература к разделу:
Тема 10. Теории детекции лжи. Психофизиологическая теория угрозы наказания. Теория активации нервных процессов организма. Условно-рефлекторная теория, учитывающая индивидуально-психологические и личностные особенности. Информационная теория эмоций как основа понимания причин психоэмоциональной напряженности человека. Современная мотивационная теория детекции сокрытия информации. Литература к разделу:
Тема 11. Принципы обработки полиграмм. Понятие полиграммы, особенности ее интерпретации. Типология графиков: дыхания, КГР, сердечной активности. Файл полиграфа. Специфические изменения в графиках, свидетельствующие о лжи. Литература к разделу:
Тема 12. Детекция скрытой наркомании. Психология наркомании – понимание наркомании с позиций различный психологических школ (психоанализ, гуманистическая психология им т.д.). Клиника наркомании. Общие признаки и симптомы больных с измененным сознанием или настроением при отравлении различными препаратами. Воздействие наркотиков на тестирование с помощью полиграфа. Литература к разделу:
Практикум 1. Психофизиологическая диагностика на приборе активациометр «АЦ-9». Диагностика активации и функциональной ассиметрии полушарий головного мозга. Диагностика подвижности-инертности нервной системы. Диагностика баланса нервных процессов. Диагностика силы-слабости нервных процессов. Диагностика психических состояний и психических процессов. Практикум 2. Детекция лжи на активациометре. Особенности создания опросников для определения достоверности информации и их применение для решения различных профессиональных задач. Практикум 3. Навыки работы с прибором «Поларг». Устройство и назначение прибора. Специфика диагностики на компьютерном полиграфе «Поларг». Практикум 4. Навыки работы с прибором «Эпос». Основные функциональные характеристики прибора. Алгоритм оценки эмоциональной напряженности. Методика тестирования. Полиграмма тестирования. Автор программы: _______________________Киселева Е.А. IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 1. Литература Базовый учебник Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с. Основная литература:
Дополнительная:
-гический анализ. Новосибирск.. Изд-во СО РАМН. 2000. 118 с.
Темы домашнего задания: Составление теста детекции лжи одним из методов по выбору. Темы эссе:
3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.
|
Министерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки Требования к студентам. Курс предназначен для студентов бакалавриата, специализирующихся по направлению «Логистика и управление цепями... | Министерство Министерство Экономического развития образования и торговли... Прослушав курс «Экономической теории», студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения... | ||
Российской Федерации Министерство образования и науки Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации | Министерство образования и науки архангельской области Министерство образования и науки Архангельской области (далее министерство) сообщает, что в 2012/2013 учебном году период государственной... | ||
Министерство образования и науки Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект | Министерство экономического Социальный конструкционизм. Социально-философское обоснование дискурсного анализа. 6 | ||
Министерство Министерство Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также... | Программа мероприятий V российско-азербайджанского форума «Межрегиональное... ... | ||
Министерство образования и науки рб министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды рб П 77 Природа. Экология. Человек: Информационно-методический сборник. / Сост. Л. А. Кузнецова г. Улан-Удэ, ипк всгаки, 2006. 75 с | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Современное психологическое образование. Разработка учебных курсов по психологии | ||
Внутренней ужъёсъя министерство министерство внутренних дел по удмуртской республике Город Глазов является центром административного района Удмуртской Республики. Статус города был присвоен в 1780 году | Министерство экономического ... | ||
Министерство экономического Периоды развития западной цивилизации, ее отличие от других мировых культур. Концепция “Расколдования мира” (М. Вебер) | Министерство образования и науки россии министерство образования рб Мку «отдел образования администрации муниципального района мечетлинский район рб» | ||
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Определение прецедентности в лексико-графическом материале | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» |