Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации





Скачать 75.03 Kb.
НазваниеМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Дата публикации11.10.2014
Размер75.03 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Психология > Самостоятельная работа
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации



Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет психологии


Программа дисциплины
«Методика преподавания психологии»

для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300.62)

Автор: к. психол.н. Кузёма О.В.

okuzema@hse.ru

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры


«Психология» общей и экспериментальной психологии

Председатель Зав. кафедрой

Штроо В.А. Болотова А.К.
«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 2008 г

Утверждено УС факультета

психологии

Ученый секретарь

Старовойтенко Е.Б.
« ____» ___________________200 г.
Москва
Тематический план учебной дисциплины






Название темы



Всего часов по дисциплине



Аудиторные часы

Самостоятельная работа



Лекции

Сем. и практ. занятия

1.

Современное психологическое образование. Разработка учебных курсов по психологии.

9

2




7

2.

Виды учебных занятий по психологии.

11

2

2

7

3.

Методы обучения психологии.

11

2

2

7

4.

Контроль и оценка знаний по психологии.

11

2

2

7

5.

Профессиональная деятельность преподавателя.

12

2

2

8




Итого:

54

10

8

36


Базовый учебник (и) или ридер (ы)
1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2007. 250 с.

Формы контроля:


  • текущий контроль - работа на семинарских занятиях: доклады, обсуждения.

  • итоговый контроль – письменный экзамен (60 мин.).

  • итоговая оценка складывается из следующих элементов:


Оитог = Осем. 0,5 + Оэкз.. 0,5


Содержание программы
Тема 1. Современное психологическое образование.

Разработка учебных курсов по психологии.
Обучение психологии в средних учебных заведениях. Программы начальной, основной и средней школы. Психология как научная и учебная дисциплина. Учебные дисциплины по психологии: предметно-центрированные, проблемно-центрированные, методологически-центрированные. Технология разработки учебного курса. Источники знаний. Выбор учебного пособия. Содержание и структура учебного курса. Линейный, концентрический, спиралевидный способ построения учебных программ.

Разработка рабочей программы. Тематическое планирование занятий. Разработка формата курса, критериев оценки знаний. Планирование отдельных учебных занятий.
Основная литература

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001.

  2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2007.

Дополнительная литература

  1. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 классов – М.: Просвещение, 1995.

  2. Климов Е.А. Психология: Учебник для средней школы. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

  3. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. – СПб; Рига: Эксперимент, 1997.

  4. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига: Эксперимент, 1997.

  5. Психология: Учебное пособие для начальной школы. / Под ред. Проф. И.В. Дубровиной. – М.: Гардарики, 1998.

  6. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.

Предметно-ориентированные программы представлены в книгах:

  1. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986.

  2. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 классов – М.: Просвещение, 1995.

  3. Климов Е.А. Психология: Учебник для средней школы. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

  4. Психология: Учебное пособие для начальной школы. / Под ред. Проф. И.В. Дубровиной. – М.: Гардарики, 1998.

Личностно-ориентированные программы представлены в книгах:

  1. Забродин Ю.М. Попова М.В. Психология в школе: Учебно-методическое пособие для учителя: Экспериментальный учебный курс для подростков. - М., 1994.

  2. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига: Эксперимент, 1997.

  3. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. – СПб; Рига: Эксперимент, 1997.

  4. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.


Тема 2. Виды учебных занятий по психологии.
Организация занятий по психологии в средних учебных заведениях. Урок по психологии. Уроки изучения нового материала; совершенствования знаний, умений, навыков; обобщения и систематизации знаний; комбинированные; контроля и коррекции знаний. Внеаудиторные занятия. Домашняя работа учащихся в школе. Подготовка к экзаменам. Рефераты, курсовые работы, эссе. Внеклассная работа.

Методический анализ урока.
Основная литература

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001.

  2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2007.


Тема 3. Методы обучения психологии.
Принципы обучения психологии. Учебные задачи при изучении психологии. Методы обучения психологии: по источнику знаний (словесные, наглядные, практические); по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский). Метод учебного проекта. Основные требования к проекту.

Основная литература

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001.

  2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2007.

Дополнительная литература

  1. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум: Учебное пособие для вузов.- М., 1999.

  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2005.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.


Тема 4. Контроль и оценка знаний по психологии.
Виды педагогических оценок (исходные, отрицательные, положительные). Контроль. Виды, формы, функции. Предварительный, текущий, промежуточный и итоговый контроль. Основные принципы оценивания (объективность, валидность, надежность, дифференцированность, системность, систематичность, конфиденциальность). Типы оценивания: нормативное оценивание, оценивание на основе распределения результатов.
Основная литература

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001.

  2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2007.

Дополнительная литература

  1. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке и в классе.// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М.: Академия, 2001, с.101-111.


Тема 5. Профессиональная деятельность преподавателя.
Структура педагогической деятельности. Этапы, педагогические действия и компоненты. Функции педагогической деятельности (целеполагающие и организационно-структурные). Педагогические способности (по Крутецкому В.А.): дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, педагогическое воображение, способность к распределению внимания. Педагогические способности по Аминову Н.А. Ролевые позиции учителя. Способности и личные качества преподавателя психологии.
Основная литература

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная литература

  1. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: 1996.

  2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Психология как научная и учебная дисциплина.

  2. Учебные дисциплины по психологии: предметно-центрированные, проблемно-центрированные, методологически-центрированные.

  3. Технология разработки учебного курса.

  4. Линейный, концентрический, спиралевидный способ построения учебных программ.

  5. Урок по психологии. Типы уроков.

  6. Внеаудиторные и внеклассные занятия.

  7. Методический анализ урока.

  8. Принципы обучения психологии.

  9. Методы обучения психологии.

  10. Виды педагогических оценок.

  11. Контроль. Виды, формы, функции.

  12. Основные принципы оценивания.

  13. Типы оценивания.

  14. Структура педагогической деятельности.

  15. Функции педагогической деятельности.

  16. Педагогические способности.

  17. Способности и личные качества преподавателя психологии.


Автор программы: _____________________________/ Кузема О.В./




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство Министерство Экономического развития образования и торговли...
Прослушав курс «Экономической теории», студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Определение прецедентности в лексико-графическом материале
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Критерий оценки транспортно-распределительной системы обслуживания товародвижения
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию представления об ip-адресации компьютера и системе доменных имен
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Гринев В. П. Правовое регулирование градостроительной деятельности – – М.: ГроссМедиа, 2006 – 448с
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Основы электронной коммерции» студентам очной полной формы обучения...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Охватывает рыбу и дикую фауну; "растение" леса и дикую флору; "вредители" сорняки; и "загрязняющие вещества" пестициды и остатки...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconПрограмма «Методы принятия решений». Гу-вшэ, 2010 г. Министерство...
Методы принятия решений для направления 010500. 62 "Прикладная математика и информатика" подготовки бакалавра
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина из...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск