Проект «безопасная образовательная среда»





Скачать 267.04 Kb.
НазваниеПроект «безопасная образовательная среда»
страница1/3
Дата публикации25.08.2014
Размер267.04 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №511

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»

ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛНИТЕЛИ:

УЧАЩИЕСЯ 7 «А» КЛАССА

БАЗАРОВ ДАНИИЛ СЕРГЕВИЧ,

ДУРОВ ОЛЕГ СЕРГЕЕВИЧ,

МИХАЛЕВ ИЛЬЯ ВЛАДИСЛАВОВИЧ,

ПОЧТАРЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

САУЛИН ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ШАХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ГБОУСОШ №511

Г.МОСКВА, УЛ МОСКВОРЕЧЬЕ, 39. 2013 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………3

1. Зависимость от интернета: Постановка проблемы , методы изучения, практика…………………………………………………………………….6

1.1 Сущность термина «интернет –зависимость»………………………………………………………………..6

1.2 Причины и последствия Интернет –зависимости………………………………………………………………….9

2. Влияние интернет зависимости на развитие личности подростка……………………………………………………………………12

2.1 Причины формирования зависимости от интернета у школьников…………………………………………………………………12

2.2 Влияние Интернет- зависимости на личность подростка……………………………………………………………………13

2.3 Профилактика Интернет-зависимости…………………………………………………………………14

3. Работа по профилактике Интернет -зависимости обучающихся ГБОУ СОШ №511 города Москвы………………………………………………..17 Заключение………………………………………………………………….21

Список использованных источников…………………………………………………………………..24

Приложение 1………………………………………………………………28

Приложение 2………………………………………………………………..30

Приложение 3………………………………………………………………..33

Приложение 4………………………………………………………………..36

ВВЕДЕНИЕ

За всю историю человечества не было еще такого времени, когда люди бы не страдали от каких-нибудь зависимостей. Зависимостью 21 в. становится Интернет. Интернет - зависимости определяется психологами как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line". Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются школьники. Актуальность исследования психологических последствий Интернет-зависимости у обучающихся определяется, во-первых, постоянным увеличением числа школьников - пользователей Интернета (около 60% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме Интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.

Поэтому, создавая данный проект целью нашей работы стало: изучить аспекты влияния Интернет-зависимости на личность школьника, выявление группы риска и профилактика Интернет - зависимости у обучающихся нашей школы.

В связи с этим можно поставить следующие задачи:

1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе;

2. Исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости;

3. Рассмотреть влияние Интернет-зависимости на личность школьника;

4. Выявить группу риска из числа школьников нашей школы: опросить и протестировать обучающиеся нашей школы на предмет Интернет, игровой – зависимостей, зависимости от мобильного телефона (Шкала интернет-зависимости Анастасии Жичкиной)

5. Создать и распространить материалы (буклеты, листовки, памятки) по профилактике Интернет-зависимости среди школьников и их родителей;

6.Создать ролик «Интернет-зависимость – миф или реальность?», который можно будет использовать, как социальную рекламу.

^ Объект исследования: Интернет-зависимость у школьников.

Предмет исследования: влияние Интернет-зависимости на личность школьника.

Гипотеза исследования: Интернет- зависимости более склонны учащиеся подросткового возраста. Интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности школьника: появляется чувство злости, напряженности и/или депрессивное состояние, склонность спорить и врать, общее снижение результативности, социальная изоляция и усталость. 

^ Методы исследования:

1. Изучение литературы по теме исследования.

2. Практический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме.

^ Практическая значимость: Результаты исследования могут быть полезны школьным психологам в рамках психологического консультирования пользователей сети Интернет и классным руководителям для профилактики Интернет-зависимости у учащихся своего класса и работы с родителями детей - риска.
^

Глава 1 Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика


1.1 Сущность термина "Интернет-зависимость"


Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг.

В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" [32]. В некоторых психологических словарях Интерне́т-зави́симость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [9, C.4].

Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "избыточное/патологическое применение Интернета". При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [15, C.110].

Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.

Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:

1. навязчивое желание проверить e-mail;

2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;

3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [31].

Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им (см. приложение 1) [34].

Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

  1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

  2. невозможность остановиться;

  3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

  4. пренебрежение семьей и друзьями;

  5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

  6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

  7. проблемы с работой или учебой.

    Физические симптомы:

    1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

    2. сухость в глазах;

    3. головные боли по типу мигрени;

  1. боли в спине;

  2. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

  3. пренебрежение личной гигиеной;

  4. расстройство сна, изменение режима сна [34].

    ^

1.2 Причины и последствия Интернет-зависимости


Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях [18, C. 193].

По статистике, к кибер-зависимости склонны люди с социальной дезориентации [2, C.57].

Социальная дезориентация выражается в низкой самооценке, в избегании проблем и ответственности, в попытках отвлечься от какой-либо другой зависимости. Также социальная дезадаптация характеризуется узким кругом общения, не умением высказать, поделиться своими переживаниями, не достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность. Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие пребывают в состоянии депрессии. Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества.

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современных школьников в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры [20].

Подводя итоги, ответим на вопрос, так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Это:

1) возможность анонимного общения;

2) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, ролевые игры в чатах и т.д.);

3)чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника;


  1. неограниченный доступ к информации [31].


^ Выводы по первой главе

1. Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г.К. Янг. Термин "интернет-зависимость" в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг. В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом".

2. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей роли интернета. По мнению ряда исследователей, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя. Зачастую Интернет - зависимость - это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Специалисты утверждают, что люди, "подсевшие" на интернет, в действительности очень часто одиноки или испытывают проблемы в общении. Кимберли Янг выяснила, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением [13]. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

3. По данным исследований, количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп [37].

4. В качестве причин, способствующих формированию Интернет-зависимости, различные авторы выделяют анонимность, доступность, невидимость, множественность, безопасность, простоту использования [31].
^
Глава 2 Влияние Интернет-зависимости на развитие личности подростка

2.1 Причины формирования зависимости от Интернета у школьников


Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного школьника достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации) [5, C.33].

Исследование "Фонда Развития Интернет", проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые школьники удовлетворяют с помощью Интернета [35]. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.

Для В.Л. Малыгина факторы риска формирования Интернет-зависимости связаны со следующими личностными особенностями школьников: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. [35].
^

2.2.Влияние Интернет-зависимости на личность подростка


Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интренет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности [5, C.36].

Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности, преобразования деятельности (ее мотивационных, целеобразующих и операциональных составляющих), опосредствованной взаимодействием с Интернетом [3, C.95].

Рассмотрим конкретные разновидности опосредствованной Интернетом деятельности, которые потенциально способны вести к глобальным личностным преобразованиям. Можно выделить три основных вида:

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией [4, C.16].

Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Сегодня он - Интернет-зависимый, завтра - любовный аддикт, после завтра - патологический игрок, а немного спустя - он ушел в наркотики или алкоголизм. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными [23].

Существует мнение, что интернет-зависимость это не официальный диагноз, что она скорее является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.). А если учесть, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков, а также можно констатировать, что она будет оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка. Таким образом, психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа.
^

2.3 Профилактика Интернет-зависимости

Несмотря на то, что данное расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders - Справочник по диагностике и статистике психических расстройств) Всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнению многих специалистов, "интернетомания" приводит почти к разрушению личности, и особенно это касается наших детей.


Признаки и симптомы психологической зависимости от Интернета уже известны и были рассмотрены нами. Сегодня специалистам образовательной среды, а так же родителям необходимо вовремя их рассмотреть у подростков, тем самым попытаться предупредить развитие психологической зависимости и предложить способы по ее устранению. Существует множество тестов и опросников с помощью которых можно диагностировать Интернет-зависимость (см. приложение 1,2).

Ассистент кафедры психологии Самарского государственного университета Павлова Елена Александровна в своем докладе "О необходимости и возможностях профилактики Интернет-зависимости у учащихся" предложила профилактическую программу [38]. Профилактическая программа, по мнению автора, должна быть направлена не только на группу Интернет-зависимых, но и на всех учащихся школы, она должна быть универсальна. Целью программы должны являться: развитие у школьников коммуникативных навыков, ответственности; сплочение ученической группы.

В задачи программы, предложенной Павловой Е.А., входит проведение психогимнастических упражнений, систематических тренингов общения, личностного роста, совместных походов с обязательным участием школьного психолога.

Но наибольшая ответственность в вопросе обеспечения безопасности детей в Интернете лежит на их родителях. Они должны быть информированы о том, какие опасности ожидают их детей в сети. Специалистами даются практические рекомендации для родителей, которые помогут предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной (см. приложение 3).

Если пользование компьютером в школе и вне ее не будет организовано с учетом культуры и традиций общества, то среди молодежи начнут распространяться дурные привычки и поведенческие расстройства. Современная жизнь тяжела, и родители должны быть проинформированы о "заднем плане" многих сетевых операций, кажущихся безвредными на первый взгляд.

Выводы:

1. С помощью Интернета школьники удовлетворяют свои базовые потребности, а именно социальные потребности и потребности, связанные с развитием личности. Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных вида, осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную.

2. Очевидно, что основной группой риска для развития рассматриваемой патологии в России являются школьники.

3. Такие особенности личности Интернет-зависимых школьников как проблемы с общением, ощущение одиночества, низкая самооценка, склонность к избеганию проблем и ответственности, уход от себя настоящего в виртуальный мир, по всей видимости, способствуют как вовлечению в Интернет-аддикцию, так и одновременно являются факторами риска социальной дезадаптации.
^
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект «безопасная образовательная среда» iconИнформационно-образовательная среда в аспекте требований фгос
Образовательная среда является здесь не только посредником, но и активным участником их реализации. Поскольку образовательное взаимодействие...
Проект «безопасная образовательная среда» iconПроект
Информационно-образовательная среда мбоу сош №51 как условие эффективного перехода на федеральные государственные образовательные...
Проект «безопасная образовательная среда» iconУрок-проект: «Почва-среда обитания»
Образовательная: сформировать знания учащихся о почве как среде обитания живых организмов; выяснить черты приспособленности организмов...
Проект «безопасная образовательная среда» iconФорсайт-проект «Школа в облаках»
По-настоящему возможности сети проявляются в тех учебных ситуациях, в которых учащиеся могут работать сообща над коллективными проектами....
Проект «безопасная образовательная среда» iconГ. Г. Епанешникова Образовательная
Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса
Проект «безопасная образовательная среда» iconКонтрольная работа по Модулю №1 «Информационно-образовательная среда начальной школы»
Контрольная работа по Модулю №1 – «Информационно-образовательная среда начальной школы» Е. А. Вострикова, маоу дпо ипк, г. Новокузнецк,...
Проект «безопасная образовательная среда» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда...
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о...
Проект «безопасная образовательная среда» iconУважаемые коллеги!
Некоммерческий образовательный проект «Центр компетенций: интерактивная среда обучения», г. Москва
Проект «безопасная образовательная среда» iconРеализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы...
В средней школе с. Бай-Хаак Тандинского района(кожууна) реализуетсясетевой проект «Модель поликультурной школы в сельской местности»...
Проект «безопасная образовательная среда» iconПроект по английскому языку "Мой любимый магазин"
Оснащение: слайд-презентация (среда Power Point), творческие работы обучающихся
Проект «безопасная образовательная среда» iconНазвание продукта
Современная образовательная среда как условие обеспечения качественного образования
Проект «безопасная образовательная среда» icon«виртуальная лаборатория газоснабжения»
Бытовая плита, газоснабжение, имитационное моделирование, информационно-образовательная среда
Проект «безопасная образовательная среда» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения...
Образовательная программа – долгосрочный проект социального и учебно-образовательного типа
Проект «безопасная образовательная среда» iconОсновная образовательная программа по направлению подготовки бакалавра
Социокультурная среда института, необходимая для всестороннего развития личности студента
Проект «безопасная образовательная среда» iconКонспект открытого урока учителя технологии средней школы №1 ханбикова...
Образовательная. Дать учащимся понятие о рекламе и о необходимости рекламы в современной предпринимательской деятельности. Продолжить...
Проект «безопасная образовательная среда» icon«Безопасная перемена»
«В» Наш класс второй год участвует в городской экспериментальной площадке по внедрению фгос второго поколения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск