Г. Г. Епанешникова Образовательная





Скачать 314.06 Kb.
НазваниеГ. Г. Епанешникова Образовательная
страница1/2
Дата публикации03.10.2014
Размер314.06 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2


02-01
Рассмотрено на заседании Утверждаю.

педагогического совета № 1 от 30.08.2013г. Директор МБОУ «Порымская

Приказ № 55 от 30.08.2013г. основная общеобразовательная

школа» ____________

Г.Г.Епанешникова

Образовательная

программа

МБОУ «Порымская основная

общеобразовательная школа»

2013-2014 учебный год

Содержание Образовательной программы



 

Введение. Информационная справка

Образовательная программа

Раздел 1. Цели и задачи образовательной программы

Раздел 2. Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса

Раздел 3. Учебный план

Раздел 4. Принципы построения учебно-воспитательного процесса

Раздел 5. Организация промежуточной аттестации

Раздел 6. Педагогические технологии, формы и методы обучения

Раздел 7. Организация дополнительного образования

Раздел 8. Основные подходы к организации воспитательной работы

Раздел 9. Организация научно-исследовательской деятельности

Раздел 10. Система мониторинговых исследований

Раздел 11. «Модель выпускника»

Раздел 12. Приложения 

 

1.    Образовательная программа

 

Нормативно-правовое обоснование образовательной программы

 

Образовательная программа - это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа МБОУ «Порымская основная общеобразовательная школа» строится на основе правовых актов:

Международная «Конвенция о правах ребенка»,

Конституция РФ,

Федеральный Закон РФ «Об образовании»,

Типовое положение об общеобразовательных учреждениях,

Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Порымская основная общеобразовательная школа».

В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательная программа определяет содержание образования соответствующих уровней и их ступеней». (гл.З, ст.18, п.1)

«Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культурно-личностной адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности», (ст. 18, п.2, гл.3).

В МБОУ «Порымская основная общеобразовательная школа» накоплен опыт организации деятельности образовательного учреждения. Несмотря на изменение содержания, образовательная программа на 2013-2014 год строится с учетом принципов, заложенных в предыдущих образовательных программах.

Это принципы:

дифференциации и индивидуализации обучения;

демократизации управления;

гуманизации образовательного процесса.

Такой подход позволяет сохранить преемственность в организации образовательного процесса, побуждает к творческой деятельности педагогический коллектив, создает условия для внедрения инновационных технологий, способствующих достижению учащимися с различными возможностями федеральных и региональных стандартов.

 

 

Назначение образовательной программы:

 

Это внутренний образовательный стандарт, который способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образования.

Для педагогического коллектива образовательная программа определяет главное в содержании образования и способствует координации деятельности всех учителей.

Образовательная программа регламентирует организацию всех видов деятельности обучающихся, их всестороннее образование.

Образовательная программа является основанием для определения качества выполнения государственных стандартов.

В связи с тем, что образовательная программа направлена на все субъекты образовательного процесса, обучающихся, учителей, родителей, то и создается она коллегиально. В разработке данного документа принимали участие администрация ОУ, представители родительской общественности, обучающиеся.

 

Общие положения

Личностно-ориентированный и компетентностный подход в обучении и воспитании - это главная идея в программе.

В образовательной программе представлена стратегия и тактика образования с учетом целей и задач развития ОУ.

Каждый раздел в образовательной программе имеет свое назначение, дополняя своим содержанием другие и делая этот нормативно-управленческий документ целостным и динамичным.

Разделы образовательной программы:

        Цели и задачи образовательной программы ОУ.

        Образовательное пространство как условие эффективности образовательного процесса.

        Характеристика специфики содержания образования (учебный план МБОУ «Порымская основная общеобразовательная школа»)    Принципы построения учебно-воспитательного процесса и режим работы.

        Организация промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

        Педагогические технологии, формы и методы обучения.

        Организация дополнительного образования.

        Основные подходы к организации воспитания.

        Научно-исследовательская деятельность .

Система мониторинговых исследований.

     Модель выпускника.

       Система управления

        План основных мероприятий по выполнению данной программы.

 

Раздел 1. Цели и задачи образовательной программы

 

Цели образовательной программы: создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе внедрения компетентностного подхода в образовательном и воспитательном процессе.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие группы задач:

 

 Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям:

        Развивать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самообразованию;

        Обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные особенности учащегося;

        Создать творческую атмосферу в ОУ путем организации системы факультативов, элективных курсов, кружков, спортивных секций;

        Формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

        Продолжить работу по организации и становлению предпрофильного обучения в ОУ;

        Формировать творчески работающий коллектив педагогов:

        совершенствовать работу методического объединения;

        организовать изучение, внедрение и совершенствование технологий и

        методик диагностики качества образования;

        продолжить учебу педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе.

 

 Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса:

        Совершенствовать взаимодействие учебных дисциплин на основе интеграции;

        Развивать дифференциацию обучения, технологию проблемного обучения;

        Внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, формирующие ключевые компетенции.

 

 Формировать физически здоровую личность:

        не допускать перегрузок учащихся в учебных ситуациях;

        организовать рабочий день учащегося с учетом санитарно-гигиенических        норм и возрастных особенностей учащегося;

        реализовать программу «Здоровье»;

        обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся.

 

Направления деятельности

•  реализация общеобразовательных программ основного общего образования;

•  компетентностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых учебных программ и образовательных услуг;

•  предоставление возможности получения учащимися широкого спектра дополнительного образования ;

•  повышение качества образования за счет внедрения эффективных педагогических технологий, расширения спектра образовательных услуг;

•  обеспечение высокого уровня социальной компетентности и образованности выпускников, как результата традиционно высокого качества образования;

•  воспитание здорового образа жизни – программа «Здоровье»;

•  информатизация учебного процесса;

•  укрепление материально-технической базы.

 

 

Раздел 2. Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса.

Приоритетным в ОУ является обучение, ориентированное на личность ребенка, раскрывающее его индивидуальные способности, превращающее ученика в активного и заинтересованного участника образовательного процесса. Сделать обучение максимально эффективным и развивающим возможно только при определенных условиях. Поэтому вопрос об образовательной среде, его создании, компонентах очень актуален на данном этапе развития образовательного учреждения.

Образовательная среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование личности, способной к активному творческому труду в различных областях фундаментальных наук.

Такая среда призвана создать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта.

 

Образовательная среда, по мнению субъектов образовательного процесса, должна иметь следующие составляющие:

        гуманитарная развивающая среда;

        интеллектуальная образовательная и развивающая среда;

        информационная обучающая среда.

Несмотря на то, что каждая среда несет свою определенную нагрузку, все составляющие взаимосвязаны, что не исключает интеграции.

Основой образовательной среды является социальный компонент.

К нему относятся:

        традиции ОУ;

        взаимоответственность;

        морально-эмоциональный климат;

        общие дела;

        атмосфера доброжелательности;

        имидж ОУ.

 

Сюда же относится внеучебная деятельность, которая в ОУ многообразна (творческие коллективы, и т.д.). Именно данная деятельность служит неким стержнем нравственного личностного и профессионального развития обучающихся.

Гуманитарная развивающая среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, который реализует более мощный гуманитарный потенциал, позволяет развиваться.

Интеллектуальная образовательная и развивающая среда - взаимосвязь условий, позволяющих обучающимся формировать и проявлять свои свойства обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, развиваться интеллектуально,

Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Структура интеллектуально-развивающей среды ОУ включает следующие составляющие:

Общеобразовательные классы. Используют средства, формы и методы работы, направленные на развитие интеллектуальной личности. Развивающее обучение позволяет природным задаткам формироваться интенсивнее, что даст возможность выявить наиболее способных детей достаточно рано и создать им условия для дальнейшего развития.

Система факультативов - содержит дополнительную информацию, выходящие за рамки учебных программ, имеет большую степень свободы при выборе форм и методов работы (проблемное обучение, деловые игры, экскурсии).

Элективные курсы - направлены на узко запрограммированный результат - приобретение знаний по определенной теме.

Система интеллектуальных конкурсов различных уровней: предметные и межпредметные олимпиады, конкурсы, интеллектуальные викторины, игры и т.д. Их уровень, привлекательность, цели, а также охват учащихся весьма разнообразны. В ОУ традиционно проходят олимпиады и научно-практические конференции, конкурсы, ребята активно участвуют во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Британский бульдог», «Кенгуру» и т.д.

Существует система работы с одаренными детьми, которая позволяет организовать деятельность педагогов с группами детей, способных к интеллектуальному труду.

Все составляющие структуры интеллектуально-развивающей среды открыты. Учащиеся имеют возможность реализовать себя в любой составляющей, поэтому стремление ребят к участию во всех интеллектуальных делах ОУ весьма велико, что приводит к повышению мотивации к учебной деятельности, отрабатывает коммуникативные навыки.

 

Информационно-обучающая среда - системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей.

Информационная среда учебной деятельности формируется:

 

- учителем - он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.

 

- педагогическим коллективом ОУ, который определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции ОУ, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.

 - государством как общественным институтом. Именно оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов.

 Информационная обучающая среда складывается из пяти блоков:

        ценностно-целевого,

        коммуникационного,

        программно-методического,

        информационно-аналитического;

        технологического.

 

Особенностью информационной среды является то, что она представляет возможность получения необходимых данных, сведений, теорий, умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения.

Образовательная среда ОУ позволяет обучающимся чувствовать себя эмоционально комфортно от сознания собственной ценности через доброжелательное принятие  

другим (в первую очередь учителем) его индивидуальности, подлинное уважение к его интересам и потребностям.

Таким образом, коллектив ОУ создает такие условия воспитательно-образовательного процесса, при которых «воспитывает не только сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом». (А.С. Макаренко)

 

 Раздел 4. Принципы построения учебно-воспитательного процесса и режим работы

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежат следующие принципы:

 

                    принцип преемственности в содержании и в структуре;

               принцип приоритетности здоровья, соблюдения санитарно-гигиенических норм;

                  принцип активного деятельностного участия ребенка в учебном процессе;

          принцип дифференцированного подхода к обучению;

                      принцип индивидуального подхода к каждому ребенку на основе анализа его развития;

        принцип приоритетности творческой, исследовательской деятельности в урочной и внеурочной работе:

             принцип интегрирования учебных предметов внутри и вне образовательных областей;

            принцип взаимосвязи обязательных предметов и факультативных, элективных курсов;

             принцип контроля, прежде всего, за уровнем развития учащихся;

                     принцип взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

       На основе данных принципов организуется учебно-воспитательный процесс. 
Расписание уроков 

Расписание учебных занятий в ОУ составляется с учетом санитарно-гигиенических норм. Рационально составленное расписание - это снижение и ликвидация перегрузок учащихся, повышение работоспособности и высокое качество процесса обучения; оно преследует прежде всего цель оптимизации условий обучения учащихся и работы учителя. Расписание занятий обеспечивает выполнение следующих требований:

        гигиена умственного труда учащихся разных возрастных групп, дневная и недельная динамика их работоспособности;

       учет сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми при одновременном учете эффективности их работоспособности в течение каждого дня и всей недели;

   выполнение норм, регулирующих нагрузку учащихся;

       обеспечение единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся;

       возможность «окон» для рационального использования сил педагогов;

       учет психологического настроя учителя при чередовании параллелей и классов;

        координация действий учителей и классных руководителей, воспитателя ГПД;

        учет требований нормативных документов, регулирующих деятельность ОУ.

 

Организация расписания в 1-4 классах требует выполнения определенных условий: обязательное чередование сложных предметов уроками эмоциональной и физической разгрузки. После первого и четвертого урока проводится большая перемена для организации питания учащихся. После третьего урока обязательное проведение физкультпаузы.


 

 Раздел 5. Организация промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

 

Оценка знаний и умений обучающихся 2-9 классов производится по пятибалльной системе.

        во 2-х – 4-х классах по предметам русский язык и математика, проводится два раза в год (декабрь, май) в форме контрольной работы;

        в 5-7 классах по предметам русский язык и математика в форме контрольной работы или устного ответа на вопросы;

        в 8 классе по предметам русский язык и математика в форме контрольной работы и одному выборному предмету (не более трех в зачетную неделю).

 

У учащихся 2-9 классов аттестация четвертная и годовая.

Форма оценивания знаний, умений, навыков учащихся - оценочно-отметочная.

Родителям (законным представителям) обеспечивается возможность ознакомления с результатами успеваемости учащегося.

 

Учащиеся, освоившие программу учебного года, переводятся в следующий класс.

Перевод учащегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета ОУ.

Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года, имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) - оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения другого образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету- переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Обучающиеся на дому аттестуются на общих основаниях.

 

 Раздел 6. Педагогические технологии, формы и методы обучения

Ведущая задача образовательного учреждения повышенного статуса, — предоставить обучающимся возможность реализовать свое право на получение качественного современного образования и развитие повышенного уровня посредством создания соответствующей педагогической среды в школе. Одно из важнейших мест в создании такой среды занимает технология обучения.

Главным результатом образования коллектив считает не объем фактических знаний, полученный ребенком в процессе обучения, а его способность к самостоятельному добыванию и применению для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.

Знание, по мнению педагогов, не должно выступать в виде готового результата или формулы, подлежащей заучиванию. Оно должно быть представлено как результат конкретной деятельности. Эта деятельность и ее способы являются в учебном процессе ОУ предметом освоения через активное их воспроизведение в сотрудничестве с учащимися.

Учитель в процессе познания с помощью разнообразных учебных средств выполняет организующую и направляющую функцию. В ОУ накоплен достаточно большой опыт применения разнообразных педагогических технологий, форм и методов обучения.

Это технологии развивающего обучения:

        технология развивающего обучения – направлена на развитие различных способностей обучающихся;

        технология разноуровневого обучения - исходит из того, что уровень обучаемости детей зависит, прежде всего, от времени, необходимого для усвоения учебного материала; 

        технология проблемно-диалогового обучения - ребенок находится в позиции «первооткрывателя» знаний, обеспечивает познавательные потребности ребенка в соответствии с его возможностями;

технология проектного обучения - способствующая организации самостоятельной деятельности обучающихся и другие.

         Инновационные технологии, безусловно, способствуют приобретению учащимися собственного опыта научной и культурной деятельности, отработке своего метода и меры активности в образовательном процессе.

           Наряду с технологиями развивающего обучения в ОУ достаточно широко используются технологии формирующего обучения:

 объяснительно-иллюстративное обучение;

           обучение, ориентированное на результат (технология «полного усвоения»);

           классическое лекционное обучение;

           классно-урочная система + самостоятельная работа с книгой и т.д.

 

  1.               Технологии формирующего обучения направлены на:

  •         накопление и закрепление базовых знаний, умений, навыков;

  •         накопление и закрепление новых знаний и умений;

  •         формирование нового опыта.

Все это является хорошей базой для интеграции формирующего обучения в технологии развивающего обучения. Перспективное направление в работе педагогического коллектива – реализация компетентностного подхода, основанного на личностно-ориентированном образовании.

Педагогический коллектив считает, что обучающиеся, реализуя свое право на образование, должен иметь возможность выбора не только содержания образования, но и технологии его овладения. И формирующие, и развивающие технологии, и личностно-ориентированные необходимо реализовывать в оптимальном сочетании на основе интеграции. Форма и степень интеграции технологии будет зависеть от общих доминирующих и конкретных дидактических целей, особенностей обучающихся, учителя, социального и личностного заказа.

 

Формы организации УВП:

 

Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики и психологии, решает ряд психолого-педагогических и культурных задач. Одной из важнейших является задача развития самостоятельности учащихся в процессе образования.

Самостоятельная работа – это    средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленность на непрерывное самообразование;

        деятельность учащихся, осуществляемая на всех видах учебных занятий, а также в часы самостоятельной подготовки вне школы.

Развитие навыков самостоятельной работы учителя ОУ видят в использовании различных форм организации УВП:

  •         уроки формирования навыков слушать лекции, вести записи их содержания;

  •         уроки формирования навыков и умений разрабатывать дидактические материалы к изучению темы: опорных конспектов, таблиц, графических средств, наглядности;

  •         кино, теле- и видеоуроки;

  •         уроки-презентации;

  •         работа в группах;

  •        уроки диагностики знаний и умений (в основном контрольно-проверочный характер):

  •         тестирование;

  •         решение кроссвордов;

  •         письменная работа;

  •         взаимопроверка;

  •         устный ответ.

Достойное место в многообразии форм организации УВП занимает дискуссия, упорядоченный и целенаправленный процесс обмена идеями, мнениями в группе, ради поиска истины.

Использование данных форм при освоении содержания образования позволяет создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие активное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе их самообразования, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: многообразие форм организации УВП расширяет возможности обучающихся в присвоении ими качественных знаний и развитии их творческих способностей.

 
 Раздел 7. Организация дополнительного образования

 

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное предназначение ДОД – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Дополнительного образования детей опирается на следующие приоритетные принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5.  Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать такие проблемы как:

1 Проблемы занятости детей в пространстве свободного времени.

2 Организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию.

3 Овладение навыками учебной деятельности.

4 Углубление знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построение целостной картины мира в его мировоззрении.

5 Формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими.

6 Формирование ответственности.

7 Развитие познавательной активности.

8 Компенсация дефицита игровой деятельности.

 

Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных функций:

        Функция социализации

        Развивающая функция

        Обучающая функция

        Воспитательная функция

        Социокультурная функция

Особенности функции социализации состоят в том, что она направлена на:

создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учётом её возможностей, развитие сущности сил ребёнка, формирование в нём человека, способного к социальному творчеству;

обеспечение условий для самовыражения и самоопределения;

оказание помощи детям, испытывающим трудности при вхождении в мир.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Г. Епанешникова Образовательная iconОбразовательная программа мкоу «средняя общеобразовательная школа №28»
Образовательная программа школы создана с учетом примерных рекомендаций по формированию образовательной программы общеобразовательного...
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: закрепление умения выполнения преобразования выражений, содержащих логарифмы
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconПояснительная записка Данная образовательная программа имеет
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности....
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconОбразовательная
Цель: образовательная сформировать умение определять морфологические признаки существительного и делать морфологический разбор
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconОбразовательная программа чем для нас является образовательная программа...
«преподаватель студент». Кроме того, в образовательной программе отражается текущее состояние образова­тельного процесса в техникуме;...
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых...
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconПрезентация, доска, мел. Цели урока: Образовательная
...
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconОбразовательная программа мдоу д/с №44 «Красная Шапочка»
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,...
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconОбразовательная программа модифицирована, составлена с учетом возрастных...
Образовательная программа рассчитана на 136 учебных часов. Количество часов в неделю – 4 часа
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconОбразовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconОбразовательная программа по реализации фгос волгоград
Основная образовательная программа учитывает специфику образовательного учреждения
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconОбразовательная программа. Цели и задачи образовательной программы
Основная образовательная программа это документ, определяющий образовательную деятельность школы
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconОбразовательная программа /очно-заочная форма обучения/ на 2013 2014...
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Толмачевская...
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconУчебная образовательная программа «Углубленное изучение географии...
Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconУчебная образовательная программа «Углубленное изучение географии...
Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая
Г. Г. Епанешникова Образовательная iconЖилинская Наталья Владимировна образовательная программа
Образовательная программа, к которой разработан учебно-методический комплекс «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск