Скачать 1.21 Mb.
|
Содержание Раздел I. Образовательная программа. Цели и задачи образовательной программы 1.1. Общие положения……………………………...…………………………..……3 1.2. Реквизиты школы………………………………………………….………..…...4 1.3. Цели и задачи образовательной программы…………………………………5 1.4. . Возрастные этапы I и II ступени общего образования и планируемые образовательные результаты. Модель ученика.………………6 1.5.. Система оценки и контроля результатов освоения образовательной программы………………………………………..10 Раздел II. Образовательная программа. Содержание. 2.1. Образовательные области учебного плана…………………………………….14 2.2. Пояснительная записка к учебному плану ……………………………………19 2.3. Учебный план ………………………………………………………………….24 2.4. Методическое обеспечение выполнения образовательной программы ……26 2.5. Перечень программ и учебников по отдельным учебным предметам………31 2.6. Виды взаимодействия с социальными и учебными организациями ………..39 2.7. Создание коррекционно-развивающей среды ОУ………………………….…39 2.8. Программа воспитательной работы и социализации………………………….42 Раздел III. Система условий реализации образовательной программы Раздел . Материально-техническое обеспечение учреждения…………………..60 1. 1. Общие положения. Основная образовательная программа - это документ, определяющий образовательную деятельность школы. Наличие образовательной программы (далее – Программа) является одним из главных условий реализации права образовательного учреждения на ведение образовательной деятельности. Образовательная программа разрабатывается на основе принципа фундаментальности образования, в соответствии с положениями фундаментального ядра содержания общего образования, соответствует государственным требованиям, соответствует требованию быть востребованной обществом и опираться на реальные условия своей качественной реализации. Программа является инструментом управления качеством образования, источником информации о специфических особенностях школы при планировании и осуществлении образовательной деятельности администрацией ОУ. Настоящая образовательная программа является документом, обязательным для исполнения. Она обеспечивает и регулирует взаимодействие участников образовательного процесса (администрации, учителей, учеников, родителей). Ориентирует в образовательных целях, планируемых результатах и средствах их достижения. Определяет путь развития образовательного учреждения. Настоящая основная образовательная программа построена на принципах гуманизма, плюрализма, демократии. При разработке образовательной программы школы мы учитывали, что: -школа является единственной системой, охватывающей детей и подростков в течение продолжительного периода времени; -школа является специальным коррекционным образовательным учреждением для учащихся с особыми образовательными потребностями; -большую часть дня учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения; -время обучения и пребывания в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды, когда наиболее интенсивно идет формирование ценностных ориентаций личности ребенка, когда происходит становление гражданской позиции. Современная школа существует в реальном социуме, который несет не только позитивное наследство. С этими обстоятельствами нельзя не считаться. Поэтому так важно развитие принципов гуманизации в образовательной среде школы. Закон Российской Федерации «Об образовании» прямо нацеливает школу на решение этой задачи и закрепляет в качестве принципа государственной политики «гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Под гуманизацией понимают обеспечение права и возможности каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Образовательная программа (далее ОП) спланирована с учетом особенностей контингента учащихся и родителей, функции школы в районной системе среднего образования и педагогических возможностей в предоставлении образовательных услуг, которыми располагает школа и учреждения дополнительного образования района. ОП школы направлена на удовлетворение потребностей: Ученика:
Родителей:
Учителей:
Администрации: В планировании деятельности; учете специфических особенностей школы (кадровый состав, контингент учащихся, уровень МТБ, режим работы, созданные условия); перечнем критериев для контроля уровня преподавания и обученности. Школы:
Выпускника:
Общества и государства:
1. 2. Реквизиты школы 1. Полное название: Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №23 2. Юридический адрес: 426019,Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул Азина, д.205 3. Учредители: Управление образования Администрации города Ижевска 4. Устав N 890п от 15.12.2011 г. 5. Лицензия №2097 от 16.03.2012 года , срок действия- бессрочно. 6. Свидетельство о государственной аккредитации: № 1134 от 06 июня 2012 года до 06 июня 2024 года 7. Телефоны: 741556 , факс: 741556 8. е-mail: mscou_23@mail.ru 1.3. Цели и задачи образовательной программы Содержание образования в школе определяется образовательными программами, разрабатываемыми на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин. Образовательная деятельность МКСКОУ С(К)ОШ №23 выстраивается в соответствии с разработанной миссией школы: «Подготовить каждого учащегося к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Подготовить, по возможности, к получению профессии, пониманию и защите своих прав и интересов, достаточной коммуникации с другими членами общества.» Образовательная программа школы направлена на освоение учащимися необходимого минимума знаний, умений и навыков, что позволяет выпускникам школы продолжить свое образование в других образовательных учреждениях. Образовательная программа сформирована с учетом психофизических особенностей детей и направлена на обеспечение оптимальных образовательных и психолого-педагогических условий для максимального развития, коррекции, компенсации психофизических функций, преодоления негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, для социально-трудовой адаптации и интеграции детей в современное общество. Образовательная программа школы реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов. Приоритетными целевыми направлениями образовательной деятельности школы являются:
Цель образовательной программы школы - обеспечить освоение учащимися федерального образовательного стандарта, заключенного в достижении уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускнику школы для продолжения своего образования в других образовательных учреждениях, последующей социальной адаптации и интеграции в обществе; Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: - Добиться комплексности в образовательной, воспитательной, коррекционно-развивающей и лечебно-профилактической работе, обеспечивающей своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении и воспитании для достижения Федерального образовательного стандарта каждым учащимся. - Осуществлять коррекционно-развивающее обучение с применением современных технологий, в том числе, информационных, оптимальных средств и приёмов коррекционно-педагогического воздействия. - Осуществлять воспитательную работу, обеспечивающую охрану здоровья, гармонизацию и социализацию, реабилитацию личности в коллективе. - Разработать систему социально-трудовой адаптации учащихся, профессиональной ориентации старших школьников с учётом физического здоровья, интересов и способностей личности с целью реабилитации и адаптации в современных производственных условиях. Подход к формированию образовательной программы школы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья основан на следующих принципах: - осуществление личностно-ориентированного подхода, гуманизация и гуманитаризация образования, направленного на общее развитие личности, её социализацию, активную интеграцию в современную жизнь; - индивидуализации и дифференциации коррекционно-развивающего педагогического процесса с ориентацией на «зону ближайшего развития», на основе единства диагностики и коррекции; - непрерывности реабилитационного процесса, обеспечение преемственности начальной и основной ступени обучения для достижения положительных результатов в развитии и в учебно-познавательной деятельности; - удовлетворения потребностей обучающихся, воспитанников в специализированном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении в течение всей учебой деятельности; - рационального применения современных коррекционно-развивающих технологий обучения и воспитания, предусматривающих оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм деятельности; - оптимального отбора содержания образования с учётом психофизических особенностей детей, направленного на развитие познавательной активности и реализацию резервных возможностей детей; - демократизация образовательного процесса, утверждение гуманистических идей: уважения, партнёрства, сотрудничества всех субъектов образовательной деятельности.
Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ 2-х ступеней образования: 1 ступень - начальное образование (1-4 классы) 2 ступень - основное общее образование (5-9 классы). В МКСКОУ СКОШ VII вида №23 реализуются образовательные программы: начального общего, основного общего образования программа воспитательной работы и социализации программа коррекционно-развивающей деятельности дополнительного образования Образовательные программы строятся на основе требований к минимуму содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников, определенных федеральным компонентом и региональным (национально-региональным) компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего образования. Между программами 1 ступени и 2 ступени существует преемственность целей, содержания, формируемых учебных действий. Учащиеся с задержкой психического развития в целом имеют недоразвитие познавательной деятельности, обусловленное чаще всего слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы вследствие минимальной мозговой дисфункции. Недоразвитие высших психических функций памяти, внимания, сложных видов восприятия, мышления приводят к тому, что эти дети испытывают серьёзные трудности при адаптации к школе и в процессе обучения. В основе школьных трудностей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение в умственной работоспособности. Поэтому учащимся с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого–педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с логопедом, психологом, дефектологом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям. При условии своевременности подобной помощи такой ребёнок сможет учиться по программе массовой школы. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы: • личностные результаты — развитие положительной мотивации к образовательному процессу; развитие познавательных способностей учащихся; повышение уровня умственного и речевого развития учащихся, сформированность социальных компетентностей, основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), как развитие общих учебных умений и навыков в соответствии с требованиями программы; • предметные результаты — Освоение учащимися обязательного минимума государственного образовательного стандарта; Достижение оптимального для каждого учащегося уровня элементарной грамотности в соответствии с требованиями программы; Реализация основной образовательной программы I ступени предполагает: • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; требованиям информационного общества, инновационной экономики, • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования; • индивидуальное развитие каждого обучающегося (детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающее рост познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Реализация основной образовательной программы II ступени предполагает: Особое значение имеет учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся В подростковом возрасте происходит существенная перестройка самосознания. Школа сохраняет свое значение не только как место учения, но и как место общения и познания. На возрастные особенности учащихся влияют индивидуально-психологические свойства личности, включающие темп развития личности. Возрастные возможности усвоения знаний существенно расширяются в результате оптимизации содержания и методов учебно-воспитательного процесса. По окончании школы ученики должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни и получить возможность профессиональной подготовки по тем видам труда, по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы. Модель выпускника начальной общей специальной (коррекционной) школы (4 класс): Перед выпускниками начальной школы стоит задача психологической адаптации к условиям средней школы. Усилия преподавателей на этой ступени обучения направлены на оказание помощи ученикам с задержкой психического развития и создание условий, позволяющих каждому ученику как можно легче вступить в новый этап школьного обучения; поддержка в детях интереса к знаниям; оказание помощи в общении с новыми одноклассниками и преподавателями. Ценностный потенциал: Авторитет педагога. Понимание ценности дружбы со сверстниками. Доброта. Честность. Оптимизм. Обладание позитивной Я-концепцией и устойчивой самооценкой освоение детьми школьных правил Восприятие ценности семьи в своей жизни. Ценность природы родного края, её исторических памятников. Аккуратность. Познавательный потенциал: Знания и умения, навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного ученика. Умение быстро и осмысленно читать. повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков устойчивая учебная мотивация Забота о здоровье. Навыки этикета. Внимание. Воображение. Творческий потенциал. Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения анализировать свою деятельность. Коммуникативный потенциал. Умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. групповая сплоченность, вхождение в классный коллектив принятие и следование нормам и правилам жизни класса демонстрация адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы; Художественный потенциал. Художественная активность в сферах народного творчества. Модель выпускника основной общей специальной (коррекционной) школы (9 класс). -обладание опытом общественных отношений, умений, навыков, привычек социально-нормативного, адаптированного поведения; - достижение уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускнику школы для последующей социальной адаптации и интеграции в обществе; - осознание подростком себя, своих сильных сторон; - обладание чувством собственного достоинства; - умение преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях; - успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности; - утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению; - эффективная деятельность в повседневной жизни, решение каждодневных задач; - обладание мотивацией межличностных отношений – осознать опасения и страхи, желания «быть, как все» и следовать принятым социальным нормам, развить любопытство в основе действий и поступков по отношению к другим людям; - чувство благодарности, эмпатии, ценности другого человека и самого себя; - умение выстроить временную перспективу и способность к целеполаганию; -обладание представлениями о ценности здоровья, навыков здорового образа жизни. 1.5 Система оценки и контроля результатов освоения образовательной программы В соответствии с Уставом ОУ и локальными актами определяется система диагностики результатов обучения. Формы контроля и аттестации: - текущая аттестация; - контрольные работы; - тестовые работы; - индивидуальные задания; - аттестация по итогам четверти и года; - итоговая аттестация выпускников основной школы Перевод в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета школы на основании годовых оценок. Освоение общеобразовательных программы основного общего образования в школе завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, проводимой в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации. Порядок текущей и промежуточной аттестации учащихся: – в 1 классе используется только качественная (безбалльная) оценка успеваемости и освоения учебной программы; – знания, умения и навыки при текущем контроле успеваемости обучающихся и при промежуточной аттестации в последующих классах оцениваются следующими отметками: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), а также «зачтено», «не зачтено» для учебных предметов компонента образовательного учреждения учебного плана школы; – обучающиеся во 2-9 классах аттестуются по всем предметам по окончании каждой четверти и по итогам учебного года. Системы и формы итоговой аттестации учащихся избираются школой с учетом положений, инструкций, решений и рекомендаций органов управления образованием, а также локальными актами учреждения. Выпускникам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании государственного образца, а лицам, не завершившим основное общее образование в школе, выдаются справки установленного образца. Критерии для оценки результатов освоения образовательной программы начальной школы:
Критерии для оценки результатов освоения образовательных программ основной школы:
К средствам получения информации можно отнести различные формы текущей и итоговой аттестации обучающихся, разнообразные способы учета их достижений:
Инспектирование в виде административных срезов знаний осуществляется с целью проверки уровня усвоения той или иной темы по предмету, успешности обучения. Инспектирование в виде диагностики проводится в целях определения уровня сформированности общеучебных умений, уровня комфортности в школе, уровня школьной тревожности, уровня адаптации при переходе в среднее звено и в начале школьного обучения, образовательных потребностей, интересов и склонностей, профессиональных предпочтений, уровня воспитанности и социальной зрелости выпускников. Инспектирование в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организация питания, диагностика методического мастерства) Система мониторинга учебной деятельности построена по следующим направлениям: 1. Изучение причин обуславливающих трудности при усвоении учащимися учебного материала. 2. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности. 3. Изучение результатов педагогической деятельности учителя. 1. Изучение причин обуславливающих трудности при усвоении учащимися учебного материала. Проводится в рамках нейро-психологического обследования учащихся 1-4 классов учителем, дефектологом, логопедом и психологом 2 раза в год. По результатам обследования дефектологом и логопедом даются рекомендации учителям, ведущим уроки в данных классах. При изучении школьников учитываются следующие показатели. 1. Физическое состояние и развитие ребенка: динамика физического развития (анамнез); состояние слуха, зрения; особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы^ наличие их остаточных явлений); координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений); особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль). 2. Особенности и уровень развития высших психических функций: особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность); особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания; особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти; особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи); особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса); познавательные интересы, любознательность. 3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:
4. Особенности эмоционально-личностной сферы:
5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:
2. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности. – Качество усвоения предметных знаний и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта. Оценивается отметкой по результатам обучения. - Степень сформированности учебной деятельности школьника. Оценивается характеристиками ученика учителем. - Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности: степень применения и старания. Оценивается характеристиками ученика классным руководителем. 3. Изучение результатов педагогической деятельности учителя. Проводится по двум направлениям – в рамках школьного методического объединения проводится анализ проведенных административных срезов знаний по предметам, качества контрольных работ, открытых уроков учителей, с целью планирования деятельности педагогов по повышению профессионального мастерства. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит сравнительный анализ качества и успешности обучения по пердметам, учителям и классам. Доводит данные сведения до педагогов с целью планирования деятельности учителей по повышению качества обучения. |
Цели и задачи Образовательной программы 3 1 Основные цели и задачи... Эти программы преемственны, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей | Образовательная программа: Адаптационная программа «Подготовка к... Цели и задачи образовательной программы: развитие навыков работы с карандашом и ручкой | ||
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом... Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы | Основная образовательная программа основного общего образования Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования | ||
Образовательная программа Раздел Цели и задачи образовательной программы Общие сведения о мбоу кудиновской сош. (Условия функционирования общеобразовательного учреждения, кадровый потенциал оу, режим работы... | Образовательная программа основного общего образования мбоу «Байглычевская... Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 2 | ||
Образовательная программа основного общего образования мбоу «Сабанчинская... Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 2 | Программа муниципального автономного образовательного учреждения лицей №2 Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального... | Протокол №1 от 30. 08. 2011 Цели и задачи образовательной программы третьей ступени среднего общего образования | ||
Протокол от 01. 11. 2012 г №2 Цели и задачи образовательной программы третьей ступени среднего общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы | Воспитательная направленность образовательной деятельности Важной составной частью организационно-педагогических условий реализации образовательной программы является система воспитательной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи, реализуемой рабочей программы, совпадают с целями и задачами Примерной основной образовательной программы начального... | Протокол заседания №1 от 30. 08. 2012. Председатель педагогического совета Цели и задачи образовательной программы третьей ступени среднего общего образования |