Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам





НазваниеОбразовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам
страница1/8
Дата публикации27.09.2014
Размер1.02 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Спорт > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное образовательное учреждение

Михайловская средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Михайловская СОШ

__________ /Г.И. Куликова/

_________________201__г.

ИНТЕГРИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Шахматно - шашечного кружка

на базе МОУ Михайловская СОШ

возраст обучающихся 7 —17 лет,

срок реализации — 3 года

Автор-составитель:

Шеремет Андрей Анатольевич

учитель физики, информатики МОУ Михайловская СОШ

Михайловское

2013

Содержание:

1. Пояснительная записка:

1.1. Введение

1.2. Направленность программы

1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

1.4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

1.5 Отличительные особенности данной образовательной программы

1.6. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

1.7. Сроки реализации программы

1.8. Формы и режим занятий

1.9. Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

2. Учебный план.

3. Методическое обеспечение программы

4. Комплект дополнительных образовательных программ:

4.1. Образовательная программа по шахматам

4.2. Образовательная программа по шашкам.

4.3. Дополнительная программа по настольному теннису

1. Пояснительная записка.

1.1. Введение.

Одной из приоритетных целей образования в современных условиях РФ становится формирование разумного, рефлексивного человека, не воспринимающего слепо набор некоторых деклараций, а способного к их критическому рассмотрению, человека, способного анализировать свои действия и действия других людей. Человека, способного к коррекции своего поведения, его организации и планированию в изменяющейся ситуации, нахождению себя в новых и непростых условиях жизни, обладающего логическим мышлением. Так что же такое логика?

Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Логика служит одним из инструментов почти любой науки. Подобно тому, как умение говорить существовало ещё до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Некоторые склонны считать собственное мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля больше, чем, скажем, дыхание или движение, но реальное мышление не сводится просто к логической последовательности. В процессе решения возникающих задач также существенны: интуиция, эмоции, образное видение мира и многое другое.
Слово «логика» используется также в значениях «внутренняя закономерность, присущая тем или иным явлениям» или «правильный, разумный ход рассуждений».
Развитию логического мышления или правильному, разумному ходу рассуждений и способствуют занятия шахматами и шашками.

1.2. Направленность.

Программа шахматно-шашечного кружка имеет физкультурно-спортивную направленность. Все мероприятия программы нацелены на укрепление здоро­вья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с прио­ритетом жизни и здоровья.

1.3 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна данной образовательной программы опирается на по­нимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нрав­ственных качеств перед работой направленной на освоение пред­метного содержания. Поэтому практические занятия преобладают над теоретическими.


Актуальность образовательной программы опре­деляется запросом со стороны детей и их родителей на програм­мы интеллектуально - спортивного развития школьников, материально-технические условия, для реализации которых имеются на базе МОУ Михайловская СОШ.

В настоящее время важным элементом образовательной политики является формирование у ребёнка способности анализировать свои действия и действия других людей. Именно шахматы и шашки, как никакие другие виды спорта учат просчитывать и анализировать позиции свои и противника, каждый ход, который может стать решающим. И даже небольшая оплошность может привести либо к победе, либо к поражению.

Развитие не только интеллектуальных, но и коммуникативных способностей обуча­ющихся на основе их собственной деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных зна­ний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника, и его оценку в глазах окружающих.

Данная образовательная программа педагогически целесообраз­на, т.к. при ее реализации шахматно-шашечный кружок, ограниченно вписываясь в единое образовательное пространство школы, оставаясь само­стоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию логического мышления, морально - волевых качеств и основ здорового образа жизни, развитию интеллектуальных способностей, гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям.

1.4. Цель и задачи программы:

Цель программы – формирование психически и физически здоровой, нравственной личности, обладающей логическим мышлением, умеющей осуществлять ценностный выбор, способной к самосовершенствованию и спортивному росту.

Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:

Обучающие:

  • познакомить с историей шахмат, шашек;

  • рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения;

  • обучить навыкам шахматной и шашечной игры;

  • способствовать повышению мастерства учащихся и выполнению нормативных спортивных разрядов по данному виду спорта

  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно.


Развивающие:

        • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,

        • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Воспитательные:

    • привить любовь и интерес к шахматам, шашкам и учению в целом;

    • воспитать чувство товарищества, чувство личной ответствен­ности;

    • воспитать нравственные качества по отношению к окружаю­щим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

    • научить уважать соперника;

    • сформировать гражданскую позицию, патриотизм;

    • приобщить ребенка к здоровому образу жизни.



1.5. Отличительные особенности.

  • Даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах спорта, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

  • Позволяет реализовать принцип наставничества, когда старшие учащиеся проводят индивидуальные и консультационные занятия с младшими.

  • Мобильность и гибкость учебно-тематического плана, позволяющего готовиться к соревнованиям различного уровня.

  • Включает в себя две основных образовательных программы шахматы, шашки и одну дополнительную: настольный теннис, написанных в соответствии с требованиями к написанию программ дополнительного образования, письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006г №06-1844

1.6. Возраст учащихся.

Программа рассчитана на учащихся от 7 до 17 лет. Условия набора: зачисляются все желающие по заявлению от родителей. При поступлении проводится анкетирование, направлен­ное на выявление их индивидуальности и склонности к предложенным видам спорта. Учащиеся могут выбрать один, приоритетный для них вид спорта (шахматы или шашки) или заниматься обоими видами спорта параллельно. Поэтому численность учащихся на занятиях не является постоянной. Кроме того на первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматно-шашечной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в 3 группы:

  • Первая группа - «Новички»: ребята ничего не знают об истории и развитии игр, не знают правил, названий фигур и специальных терминов, не имеют игрового опыта.



  • Вторая группа – «Стажёры» (как правило, ребята второго года обучения) - ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт.

  • Третья группа – «Мастера» (ребята третьего года обучения) - учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня, имеющие спортивный разряд.

Переходить из группы в группу можно не только по окончании учебного года, но и в течение года, показав хорошие результаты выступлений на соревнованиях и пройдя тестирование на знание основ теории и практики игры в шахматы и шашки.

1.7.Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения по 180 часов в год. На полное освоение программы требуется 540 часов, включая индиви­дуальные занятия, соревнования, занятия по настольному теннису.

1.8. Формы и режим занятий.

Режим занятий: Общее количество часов в неделю – 6

Количество занятий в неделю – 2

Периодичность - еженедельно

Формы занятий: индивидуальные, групповые.

Расписание занятий (часовое):


группа

время

1 «Новички»

1500 – 1540

1545-1625

2 «Стажёры»

1635-1715

1720-1800

3 «Мастера»

1810-1850

1900-1940


Расписание занятий по месяцам:


месяц

вид

кол-во

часов

вид

кол-во часов

сентябрь







шашки

8

октябрь

шахматы

24







ноябрь

шахматы

24







декабрь

шахматы

16

шашки

8

январь

шахматы

12

шашки

12

февраль







шашки

24

март







шашки

24

апрель

шахматы

12

шашки

12

май

шахматы

12

шашки

12

итого




100




100



1.9. Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

Выпускники шахматно – шашечного кружка

Будут знать:

  • правила техники безопасности;

  • правила игры в шахматы, шашки, настольный теннис;

  • историю развития шахмат, шашек в России;

  • правила соревнований;

  • правила присвоения спортивных разрядов;

  • тактику и технику игры в шахматы, шашки, настольный теннис;

  • элементы стратегии шахматно-шашечной игры.

Будут уметь:

  • пользоваться спортивным инвентарём;

  • анализировать композиции;

  • владеть навыками игры в шахматы, шашки и настольный теннис;

  • владеть навыками окончания парий;

  • составлять и решать композиционные задачи;

У них будут развиты:

  • логическое мышление, память, внимание, усидчивость;

  • спортивная активность;

  • свободное владение понятийным аппаратом (дебют, комбинация, ловушка, окончание и др.);

  • умение анализировать, давать оценку;

Будут обладать следующими качествами:

  • ответственность;

  • доброжелательность;

  • толерантность;

  • уважение к сопернику;

  • потребность в самосовершенствовании;

  • самокритичность;

  • стремление и воля к победе;

  • любовь и уважение к своему народу, сохранение традиций шахматно – шашечной игры.

Результативности и эффективность программы будет отслеживаться путем проведения мониторинговых исследований,  диагностики воспитанников и их родителей.

Цель мониторинга -   создание  системы  организации, сбора,  обработки  и  распространения  информации,   отражающей  результативность занятий в шахматно-шашечном кружке.

Задачи:

1. Разработать критерии оценки эффективности и результативности программы.

2. Разработать критерии оценки личностного роста воспитанников.

3. Разработать критерии оценки сформированности детского коллектива.
Объекты мониторинга:

  • Программа шахматно-шашечного кружка:

- оценка востребованности шахматно-шашечного кружка (анкетирование учащихся и родителей, ежегодно, в конце учебного года);

- сохранность контингента (один раз в начале года по списочному составу); 

- удовлетворённость занятиями в шахматно-шашечном кружке (анкетирование учащихся и родителей в конце каждого учебного года); - вовлечённость   в соревновательную деятельность и её результативность,  как на базе школы, так и вне ОУ (по результатам учебного года);

- повышение мастерства спортсменов (по результатам присвоения спортивных разрядов)

  • Личность  самого  воспитанника  (мониторинг личностного развития)

  • Детский коллектив  (сплочённость коллектива,  характер межличностных отношений)

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconКандидат в мастера спорта по шахматам и шашкам
Сергей Александрович: ( г. Миасс, Челябинская область), кандидат в мастера спорта по шахматам и шашкам, организатор и руководитель...
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconОбразовательная программа мкоу «средняя общеобразовательная школа №28»
Образовательная программа школы создана с учетом примерных рекомендаций по формированию образовательной программы общеобразовательного...
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconОбразовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет
Существует масса гипотез о происхождении шахмат и их роли в культурной жизни. Узбекистанские историки шахмат З. Ходжаев и Ф. Дюммель...
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconТаблица №1. Объем изучаемого материала в категориях философии на...

Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconПояснительная записка Данная образовательная программа имеет
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности....
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconОбразовательная программа чем для нас является образовательная программа...
«преподаватель студент». Кроме того, в образовательной программе отражается текущее состояние образова­тельного процесса в техникуме;...
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconОбразовательная программа модифицирована, составлена с учетом возрастных...
Образовательная программа рассчитана на 136 учебных часов. Количество часов в неделю – 4 часа
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconГ. Г. Епанешникова Образовательная
Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconУрока: Образовательная
Образовательная: закрепление умения выполнения преобразования выражений, содержащих логарифмы
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconОбразовательная программа по реализации фгос волгоград
Основная образовательная программа учитывает специфику образовательного учреждения
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconОбразовательная программа. Цели и задачи образовательной программы
Основная образовательная программа это документ, определяющий образовательную деятельность школы
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconОбразовательная
Цель: образовательная сформировать умение определять морфологические признаки существительного и делать морфологический разбор
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconОбразовательная программа /очно-заочная форма обучения/ на 2013 2014...
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Толмачевская...
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconУчебная образовательная программа «Углубленное изучение географии...
Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconУчебная образовательная программа «Углубленное изучение географии...
Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам iconУчебная образовательная программа «Углубленное изучение географии...
Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск