Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет





Скачать 305.44 Kb.
НазваниеОбразовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет
страница1/3
Дата публикации28.10.2014
Размер305.44 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Спорт > Образовательная программа
  1   2   3



Принята Утверждена

педагогическим советом приказом директора

протокол № 8 МОУДОД «Сланцевская ДЮСШ»

от «20» февраля 2009год12от «24» февраля» 2009г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СЛАНЦЕВСКАЯ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ШАХМАТАМ


Возраст детей: 9 – 17 лет

Срок реализации: 7 лет

г.Сланцы

2009г.

1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ
Родиной шахмат многие считают Индию. Шахматы просто игрой и назвать невозможно. Это и сложное спортивное состязание, и целая наука. Благородным поединком, не оставляющим следов разрушений, настоящей битвой умов и сложной стратегией называл шахматы мудрый Алишер Навои. Они вошли в жизнь всех слоев населения. На Востоке и Западе сложились теории этой игры, которая считалась показателем культуры и, по своей роли, влиянию на умы людей на Востоке приравнивалась к прекрасной поэзии. Считают, что предшественница шахмат — чатуранга — зародилась два с половиной тысячелетия назад в Северной Индии. Чатуранга представляла сражение четырех армий по восемь фигур, в состав которой входили, кроме королей, боевее слоны и колесницы. Отсюда и название «четыре отряда», «четыре рода войск». И правила движения фигур здесь были иными, и порядок ходов определялся не только замыслом игрока. Были очки, определяемые судьбой — бросанием игральной кости. Борьба же велась до полного уничтожения фигур противника. Развитие игры связывалось с буддизмом, с его приверженностью к активной деятельности ума и в то же время покорностью судьбе. На юге Узбекистана, близ Денау, в слоях античного городища Дальварзинтепа найдены интересные фигурки из слоновой кости с изображением слона и быта-зебу. Но зебу не встречается в шахматной игре, так что это, скорее всего, чатуранга, описание которой мы находим у знаменитого энциклопедиста II столетия хорезмийца Абу Райхона Беруни в его труде «Индия». Из Индии чатуранга, вероятно, с купеческими караванами перешла в Иран, Среднюю Азию и арабские страны. И здесь преобразилась, приобрела новее правила, новые качества – стремительность и динамичность. Из четырех армий осталось две. Около короля — «шаха» появилась новая, мудрая, оберегающая его фигура — Фарзин» — ферзь —советник короля, мудрец, в восточной игре — мужская фигура. Остались, приобретя иную подвижность и качества, слон — «фил», конь — «фарас», осталось и пешее войско. Постепенно исчезает неизвестная в других армиях индийская колесница — ратха. Ее место заняла близкая по звучанию фигура — «Рух». Она означала на Востоке хищную птицу — покровительницу воинов. Но в некоторых местах эта фигура трансформировалась в башню. Считается, что на Руси крылья птицы были приняты за паруса и фигура получила название ладьи. Когда чатуранга распространилась из Индии в другие страны Востока, каким образом происходила трансформация ее в шатрандж — шахматы? Наиболее раннее упоминание о построении фигур, близкой к шахматной расстановке, связывается с описанными Фирдоуси в поэме «Шахнаме» событиями, происходившими в конце VI века при дворе Сасанидского шаха Хосрова I . Ему индийские мудрецы около 570 года нашей эры преподнесли игру, завершающуюся смертью короля. Но сведения эти не строго научны и носят полулегендарный характер. И в то же время уже в IX веке в восточных странах эта игра была настолько развита, что появилась шахматная теория и остроумные решения задач — мансубы.Существует масса гипотез о происхождении шахмат и их роли в культурной жизни. Узбекистанские историки шахмат З.Ходжаев и Ф.Дюммель считают родиной шахмат Среднюю Азию. И в самой игре ученые видят различные истоки — от военной мысли до сложных философских и космологических теорий.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Допущена Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, Москва 1996г.)

В данной программе представлены основные разделы спортивной подготовки шахматистов, изложенные на основе новейших данных в области теории спорта. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю процесса многолетней спортивной тренировке шахматистов - от начинающих до квалифицированных спортсменов.

Основной целью данной программы является многолетняя подготовка юных спортсменов в ДЮСШ, профессиональное самоопределение учащихся отделения.
Основные задачи:

1. Подготовка всесторонне развитых юных шахматистов высокой квалификации.

2. Подготовка инструкторов-общественников и судей по шахматам.

3. Подготовка шахматистов и выполнение ими нормативных требований.

Важным условием выполнения поставленных задач является сис­тематическое проведение практических и теоретических занятий, конт­рольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.
Образовательная программа рассчитана на семилетний период обу­чения:

  • Этап начальной подготовки – 2 года;

  • Этап учебно – тренировочный – 5 лет.




9 - 10 лет

11 - 12 лет

12 - 13 лет

13 - 14 лет

14 – 15 лет

15 - 16 лет

16 - 17 лет

НП - 1

НП - 2

УТГ -1

УТГ - 2

УТГ - 3

УТГ - 4

УТГ - 5


Ожидаемые результаты: по окончанию срока освоения программы спортсмены школы должны:

  • выполнить норматив 1 разряда;

  • поступить в ВУЗы, техникумы, профтехучилища физкультурно – спортивной направленности.


Основные принципы образовательной программы:

  • Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержа­ния соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочно­го процесса: технической, тактической, психологической, теоретической подготовки, воспитательной работы, восста­новительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля.

  • Принцип преемственности определяет последовательность изложе­нии программного материала по этапам многолетней подготовки. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов трени­ровочных и соревновательных нагрузок, рост показателей технико-тактической подготовленности.

  • Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного шахматиста вариативность программного материала для практических за­нятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.


3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






п/п

Разделы подготовки

УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ

НП-1

НП-2

НП-3

УТГ-1,2

УТГ- 3,4,5

 

ТЕОРИЯ







1.

Физическая культура и спорт в РФ

1

1

1

1

1

2.

Шахматный кодекс РФ. Судейство и организация соревнований

2

2

2

2

2

3.

Исторический обзор развития шахмат

5

10

10

20

40

4.

Дебют

10

30

30

40

60

5.

Миттельшпиль

50

60

60

90

140

6.

Эндшпиль

20

45

45

60

60

7.

Основы методика тренировки шахматиста







2

4

8.

Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста



1

1

1

1

9.

Советская и зарубежная шахматная литература









6

 

Итого:

88

149

149

216

314

 

ПРАКТИКА










1.

Квалификационные турниры, анализ партий и типовых позиций, индивидуальные занятия

102

150

150

200

381

2.

Теоретические семинары, контрольные работы, доклады и рефераты учащихся

4

4

4

10

10

3.

Партии по консультации, конкурсы, решения задач, этюдов, шахматной композиции, сеансы одновременной игры

22

18

18

20

 -

4.

Выполнение контрольно-нормативных и переводных требований

2

2

2

3

8

5.

Общефизическая подготовка

20

60

60

67

60

6.

Участие в официальных соревнованиях согласно календарному плану

 20

 30

 30

 36

 55

 

 ВСЕГО ЧАСОВ:

258

414

414

552

828

 7.

Количество часов в неделю

6

9

9

12

18

 8.

Количество тренировок в неделю

3

3

3

4

6

9.


ВСЕГО НЕДЕЛЬ

43


46

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.

Задачи на этапе подготовки:

-привлечение максимально – возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям шахмат;

- овладение элементарными основами шахматной игры;

-получение первоначальных знаний по истории шахмат, приобретение навыков участия в соревнованиях;

- утверждение здорового образа жизни;

- всесторонне гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;

- овладение с основными тактическими идеями и приёмами шахмат;

-приобретение навыков участия в соревнованиях.

Наполняемость учебных групп.


Год обучения

Минимальный возраст

для зачисления, лет

Минимальное число

учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по

физической и

специальной подготовке

на начало учебного года

НП - 1

9

15

6

Выполнение

нормативов, участие в соревнованиях

НП - 2

11

15

9

Выполнение

нормативов, 4 разряд


УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Задачи на этапе подготовки:

УТГ – 1 год обучения

-развития интереса к занятиям шахматами;

- изучение сложных комбинаций на сочетание идей;

- овладение элементарными техническими приёмами легкофигурного эндшпиля;

-ознакомление с теорией А.Филидора;

- усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматиста;

- выполнение норматива 3 разряда.

УТГ – 2 год обучения

-формирование устойчивого интереса к занятиям шахматами;

- развитие тактического зрения;

-приобретение навыков самостоятельной работы;

-ознакомление с приёмами атаки в шахматной партии, проблемами центра;

-углублённое изучение лекгофигурных окончаний и основных технических приёмов ладейного эндешпиля;

-изучение понятия инициативы в дебюте;

- расширение знаний по истории шахмат;

- изучение элементарных основ судейства и организации шахматных соревнований;

- выполнение норматива 2 разряда.

УТГ – 3 года обучения

- расширение полученных знаний;

- изучение теории В. Стейница;

- углублённое изучение темы «Атака на короля»

- ознакомление с характеристикой современных дебютов;

- совершенствование приёмов эндшпиля и миттельшпиля;

- приобретение углублённых знаний о режиме шахматиста и методике тренировки;

- подтверждение норматива 2 разряда.

УТГ – 4 года обучения

-совершенствование теоретических знаний;

- изучение типовых позиций миттельшпиля;

- овладение принципами составления дебютного репертуара;

- углублённое изучение сложных окончаний;

- основы методики тренировки шахматиста;

- овладение глубокими знаниями по истории шахмат;

-получение сведений о психологической и волевой подготовке;

-практическая деятельность по организации и судейству шахматных соревнований;

-получение знаний «Судья-общественник» и «Инструктор по спорту»;

-выполнение норматива 1 разряда.

УТГ-5

- совершенствование и развитие теоретических знаний;

- дальнейшее изучение типовых позиций миттельшпиля и отработка на этой основе дебютного репертуара;

- формирование индивидуального подхода к шахматам;

- дальнейшее совершенствование знаний по истории шахмат;

- накопление опыта участия в ответственных соревнованиях;

-подтверждение норматива 1 разряда и выполнение норматива КМС
Наполняемость учебных групп.


Год обучения

Минимальный возраст

для зачисления, лет

Минимальное число

учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по

физической и

специальной подготовке

на начало учебного года

1 - й

12

10

12

Выполнение

Нормативов, 3 взрослый разряд

2 - й

13

8

14

2 взрослый разряд

3 - й

14

8

18

2 взрослые разряды

4 - й

15

6

20

1 взрослый разряд.

5 - й

16

6

20

1 разряд. КМС


4.1 РАЗДЕЛЫ ПОДГОТОВКИ
4.1.1. Теория

  • Физическая культура и спорт в РФ

  • Шахматный кодекс РФ. Судейство и организация соревнований

  • Исторический обзор развития шахмат

  • Дебют

  • Миттельшпиль

  • Эндшпиль

  • Основы методика тренировки шахматиста

  • Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста

  • Советская и зарубежная шахматная литература

  • Физическая культура и спорт в России.


4.1.2. Общая физическая подготовка

Общая  физическая подготовка – процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена. Общефизическая подготовка является обязательной для шахматистов всех групп каждого года обучения и проводится еженедельно. Тренеры-преподаватели по ОФП в соответствии с программным материалом и индивидуальными особенностями шахматистов составляют годовой учебный план и подборку соответствующих физических упражнений для каждой группы. При проведении занятий по ОФП учитывается специфика шахматного спорта, характеризующихся малой двигательной активностью, используются различные эмоциональные упражнения, подвижные и спортивные игры. Каждый учащийся спортшколы проходит медосмотр.

В число задач общей физической подготовки входит:

1. Укрепление здоровья;
2.Воспитание основных физических качеств;
3.Повышение уровня обшей работоспособности;
4.
Совершенствование жизненно важных навыков и умений.

Строевые упражнения

Построение в шеренгу, колонну (соблюдая определенный ин­тервал и дистанцию). Выполнение команд: "Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Отставить!". Расчеты группа: по порядку, на первых и второй. Повороты на месте и в движении: направо, налево, кругом. Передвижения; ваг и бег не месте, походный (обычный) ваг, бег, переход с шага на бег м с бега на шаг, «изменение длины и частоты шагов. Перестроения: из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два, повороты в движении. Размыкание и смыкание: приставными шагами, в движе­нии.

Общеразвивающие упражнения без предметов

Для мышц рук и плечевого пояса: одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые к круговые движения, взмахи и рывковые дви­жения в различных исходных упражнениях, на месте и в движении, сгибание рук в упоре лежа.

Для мышц шеи и туловища; наклоны (вперед, а сторону, назад), повороты (направо, налево), наклоны о поворотами, вра­щения,

Для мышц ног: опускание ноги (прямой и согну­той, вперед, в сторону, назад), сгибание и разгибание ног стоя (полуприседания, приседания, выпады), сидя, лежа, круговые движения (стоя, сидя, лежа), взмахи ногой (вперед, сторону, на­зад), подскоки (ноги вместе, врозь, скрестно, на одной ноге), передвижение прыжками на одной и на обеих ногах на 30 метров.

Для мышц всего тела; сочетание движений различными частями тела (приседания с наклонами вперед я движениями руками, выпа­ды с наклоном туловища, вращение туловища с круговыми движения­ми руками, посредством сгибания и разгибания ног я др.), упраж­нения на формировали правильной осанки.

Общеразвивающие упражнения с предметами

Со скакалкой с короткой - подскоки на обеих и одной но­ге, с ноги на ногу, бег со скакалкой, с длинной - пробегание под вращающейся скакалкой, подскоки на одной и обеих ногах.

С гимнастической палкой и повороты туловища (стоп, сидя, стоя на коленях, лежа), с различными положениями палки (вверх, вперед, вниз, за голову, за спину), перешагивание и перепрыгивание через палку, круты, упражнения с сопро­тивлением партнера.

Баскетбольными мячами броски из различных положений: сидя, стоя, лёжа,

стоя, лежа, броски одной и двумя руками, броски из-за головы, сбоку, снизу, ведение мяча с постепенным ускорением движения, броски в корзину одной рукой, двумя руками, с места и в движении, игровые упражнения, эстафеты с мячами.

С набивными мяча (вес от 1 до 2 кг): сгибание и разгибание рук, круговые движении руками, сочетание движении руками с движением туловища, броски вверх и ловля с поворотом и приседанием, перебрасывание мяча по кругу и вдвоем в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), переноска мяча, броски ногами, эстафеты и игры с мячом.

Легоатлетические упражнения: ходьба на носках, на пятках, на внутренней к наружной стороне стопы, в полуприседе и присе­де, выпадами, о высоким подниманием бедра, приставными и окре­стными шагами, сочетание ходьбы с прыжками. Бег обычный, с вы­соким подыманием бедра, со сгибанием ноги назад, скрестным шагом вперед и в сторону. Бег на короткий дистанции 30, 60, 100 метров с низкого и высокого старта, бег по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных естественных я искусственных препятствий. Бег о переменной скоростью на различные дистанции.

Спортивные и подвижные игры.

Спортивные и подвижные игры в спортивном зале.
4.1.3.Контрольные и календарные игры ( по календарю)


  • Первенства ДЮСШ

  • Первенство города Сланцы

  • Первенство Ленинградской области

  • Матчевые встречи, турниры.


4.1.4. Контрольно – нормативные требования (декабрь, май).
Выполнение нормативных требований программы является обязательной для всех

учащихся каждого года обучения, в форме зачета или семинара в конце учебного года,

протоколируется, утверждается решением педагогического совета и оформляется приказом

директора ДЮСШ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconОбразовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconКурсовая работа по возрастной психологии
Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания...
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconДополнительная образовательная программа отделения хореографии «История...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconДополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconПрограмма по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:...
Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера...
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconДополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»...
Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,...
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconДополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на
...
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconРежим
Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей...
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconОбразовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации...
Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации 8 (9) лет). – Нытва, 2011. с. 68
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconДополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для...
Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа)
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей...
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconСпортивно-образовательная программа ано «Оргкомитет «Сочи 2014» «Дети...
Подготовка, организация и поэтапное проведение соревнований школьных команд из детей 10-14 лет
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconОбразовательная программа Автор-составитель: Ананичева Л. В., преподаватель...
Программа «Слушание музыки 1 класс» адресована учащимся музыкального и хореографического отделении Очерской детской школы искусств...
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconПрограмма по хореографии Возраст: 7-11 лет
Дополнительная образовательная программа по занятиям хореографией относится к художественной направленности
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет iconПрограмма рассчитана на возраст детей: 10-14 лет
Разработана с учетом обеспечения преемственности с основными профессиональными образовательными программами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск