Скачать 97.38 Kb.
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Очерская детская школа искусств» Утверждено: Директор школы Е.В. Гусева ___________ «01»_сентября_ 20_11_г. Слушание музыки и музыкальная грамота образовательная программа Автор-составитель: Ананичева Л.В., преподаватель теоретического отделения г. Очер 2011г. Программа «Слушание музыки 1 класс» адресована учащимся музыкального и хореографического отделении Очерской детской школы искусств (возраст детей 7-9 лет) При составлении данной программы автор опиралась на существующие программы по музыкальной литературе для учащихся – инструменталистов, перераспределив материал таким образом, чтобы больше учебных часов посвятить танцевальной музыке, изучению балетных спектаклей, а также метроритмическому воспитанию. Цель курса – дать возможность учащимся, не владеющих игрой на музыкальных инструментах, изучить главные элементы музыкального языка, дать сведения о музыкальных жанрах и формах, об историческом развитии музыкального искусства, стилях, композиторах, а главное, ввести детей в волшебный мир звуков и познакомить их с лучшими произведениями русской и зарубежной классики. Основные задачи:
Сроки реализации программы Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предполагает ведение предмета «Слушание музыки» на музыкальном и хореографическом отделениях. Организация учебного процесса Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут, группами по 12-15человек. Класс оборудован необходимыми техническими средствами для слушания музыки. Для изучения музыкальной грамоты используются наглядно - дидактические пособия, шумовые музыкальные инструменты, синтезатор. Музыкальный материал уроков самый разнообразный – серьезная классическая и современная, эстрадная музыка, народные песни и танцы, детский песенный, игровой и танцевальный репертуар. Контроль и учет успеваемости. В связи с тем, что первоклассники медленно пишут, преобладает устный опрос, чаше фронтальный, беседа – диалог, работа по карточкам, рисунками – схемами; используются анкеты, ребусы, тесты, где ответы даются в форме знаков – символов. На контрольных уроках проверка знаний проходит в форме блиц – опроса, викторин, игр. Содержательная часть Главное содержание первого года обучения – раскрыть перед учащимися богатство музыки, ее выразительные возможности, показать, как решается средствами музыки проблема содержания художественного произведения, как показывается мир человеческих чувств и переживаний. Основные темы:
Работа строится по концентрическому принципу, то есть темы изучаются не поочередно, а каждый раз расширяется круг знаний, слушаем и узнаем другие, сходные по характеру произведения, накапливая музыкальный «багаж». Произведения выбираются впечатляюще яркие, выразительные, контрастные, которые вводят в мир «большой» музыки и создают хорошую базу для восприятия произведений целиком в старших классах. Отрывки, звучащие на уроках, легко запоминаемы и узнаваемы. Содержание занятий развивает у учащихся ориентацию в музыкальном времени на основе выработки чувства ритма и знания музыкальной письменности без активного участия звуковысотного слуха. Это даст возможность детям, не имеющим дома музыкального инструмента, уметь читать ритм по нотам, понимать характер музыкального произведения, почувствовать природу стиля, жанра, логику музыкальной композиции. Программные требования по слушанию музыки в конце 1-ого года обучения
Программные требования по музыкальной грамоте
Методические приемы Учитывая неустойчивость внимания младших школьников, педагогу необходимо быстро переключать внимание детей на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-то новое, чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с игрой, движением. Первые произведения невелики по масштабу, содержат 1-2 конкретных образа. Постепенно увеличивается время слушания, отрывки становятся более протяженными, что подготавливает детей к видео просмотрам, поездкам в театр. После слушания педагог обязательно общается с детьми. Главное – совместная деятельность и диалогическая работа. Урок слушания невозможен без импровизации. Занимательность создается необычной постановкой вопроса, задачей. Стимулирующий материал базируется на таких эмоциональных состояниях, как интерес, удивление, сомнение и требуют от детей не только разгадать, расшифровать, проанализировать, но и знать сам предмет обсуждения. Дидактические игры вносят элемент соревнования в знаниях. Игровые методы позволяют закрепить понятия, благодаря многократному повтору в различных вариантах. За небольшое время прорабатывается объемный материал, стимулируется познавательная активность детей. Особое место отдается запоминанию. Новое произведение звучит не менее 2-х раз. Педагог привлекает смежные виды искусств – живопись, поэзию, которые создают особую атмосферу, усиливают впечатления или заменяют вступительное и направляющее слово педагога. Надо предоставит детям возможность самостоятельно переживать музыку, дать почувствовать, как музыка многообразна и внутренне насыщенна без навязывания определенных конкретных ассоциаций. На каждом уроке слушания музыки уделяется время для метроритмических упражнений. Первоначальное интуитивное восприятие музыки детьми проявляется в двигательных реакциях, поэтому с первых уроков целесообразно включать физкультминутку (марш, польки, бег, колыбельная, вальс и другие), передавать в движениях пульсацию, акценты, ритм (хлопки, притопы, прыжки). Применяются и речевые упражнения (стихи – прибаутки в определенном ритме). Позднее даются понятия – длительность, размер, фраза. Чтение и исполнение ритмического рисунка подводит детей к записи ритмических диктантов (2-4 такта). Календарно – тематический план по предмету «Слушание музыки» 1 класс музыкального и хореографического отделения
Список литературы
|
Образовательная программа по дисциплинам «Слушание музыки» Программа предназначена для народного отделения по дисциплинам «Слушание музыки», детской школы искусств. В ней раскрывается специфика... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика развития детей на основе эстрадной музыки» Составитель: Зыкова Нина Вячеславовна, преподаватель кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии фгоу впо... | ||
Образовательная программа по дисциплинам «Слушание музыки» Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального... | Статья: «Из опыта преподавания музыкальной литературы в дши» Автор:... Своеобразный синтез искусства и основ науки о музыке в содержании предмета музыкальной литературы позволяет в учебном процессе одновременно... | ||
План работы теоретического отделения мбоу дод «Детская музыкальная... Обсуждение учебных программ на 2012-2013 учебный год, плана работы отделения и календарно-тематических планов преподавателей по предметам... | Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в... | ||
Урок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени» Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности... | Основная образовательная программа по специальности 073002 Теория музыки Квалификация: Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности | ||
Основная образовательная программа по специальности 073002 Теория музыки Квалификация: Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности | «экологическое право» Автор-составитель: Кривов А. А., к ю н., доцент, старший преподаватель Буравлева Е. Б | ||
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения.... Методические рекомендации предназначены для студентов очного отделения бакалавриата | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Танец, сценическое движение» Составитель: Шматенок Оксана Александровна, преподаватель института музыки, театра и хореографии фгоу впо тгакииСТ | ||
Рабочая программа по музыке для 5 класса Составитель: учитель начальных классов Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.... | Практикум по математике Материалы к практическим занятиям Автор-составитель: Л. Н. Брагина, преподаватель Канского педагогического колледжа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Зыкова Нина Вячеславовна, преподаватель кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии фгоу впо... | Учебная программа курса по выбору Автор-составитель Автор-составитель Т. В. Головацких, учитель иностранного языка, муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... |