Скачать 1.41 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.19 «Основы психотерапии» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям) 050716.00 Специальная психология (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедрыСПиСП ППИ (протокол № 1 от 09.09.13 г.) Зав. кафедрой СПиСП ______________Ю.А. Афонькина Автор программы: доцент кафедры СПиСП (МГПУ), кандидат психологических наук, доцент кафедры СПиСП Кобзева Ольга Владимировна Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры СПиСП Кузьмичева Т.В., учитель-дефектолог МБОУ г. Мурманска ЦППРК Кошелева Н.А. Раздел 1. Программа учебной дисциплины 1.1 Пояснительная записка: Программа по дисциплине «Основы психотерапии» для специальности специальная психология составлена на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Курс «Основы психотерапии» направлен на изучение основ психотерапии, как специфичной формы профессиональной деятельности психолога и психотерапевта, принципов и закономерностей психотерапии, ее отношений и взаимосвязью и различиями с обучением, воспитанием, с консультированием, тренинговой и другими формами работы в помогающих профессиях, направленных на личностный рост, развитие, коррекцию и изменение личности и жизненной ситуации человека. Дисциплина раскрывает структуру и условия профессиональной деятельности (включая этику) и специфику отношений между участниками психотерапевтического процесса. В рамках дисциплины даютcя различные характеристики процесса психотерапии, включая формы проведения, направления и их классификации, раскрываются их сравнительные особенности. Цели курса: - знакомство студентов с основными теориями психотерапии; -научить студентов использовать основные методы, приемы и техники целенаправленного психологического воздействия. Задачами курса являются: -формирование целостного представления о процессе психотерапии, его содержании, направлении и формах; -овладение навыками психотерапевтических технник; -развить психологическую компетентность в области практической психологии. Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, лабораторных занятий. Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Формами текущей проверки знаний будут являться контрольные работы, рефераты, собеседования, фронтальный и индивидуальный опрос, промежуточная аттестация, итоговые занятия по изученным темам. Итоговой форма контроля экзамен. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - основные понятия и определения: психотерапии, психического здоровья и т.п.; - основные международные и российские законы и документы, определяющие и ориентирующие психолога в таких формах работы как психотерапия и консультирование; - отличия психотерапии от других форм профессиональной деятельности психолога; - основные современные психотерапевтические направления; - психотерапевтические факторы; - этические аспекты психотерапии. Студент должен уметь: - анализировать психотравмирующую ситуацию и роль стресса в развитии невроза; - провести теоретический анализ направлений и методов психокоррекции и психотерапии; - критически оценивать различные психотерапевтические школы; - проводить этический анализ профессиональной ситуации; - использовать концепцию границ профессиональной компетентности Студент должен получить навыки: - моделирования психотравмирующей ситуации и выбора; - адекватных методов и техник психокоррекции; - использования техник и методов психокоррекции. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО Понятие психотерпии в психологии. Связь психотерапии с психологической коррекцией и психологическим консультированием. Виды психотерапии (индивидуальная, групповая, семейная). Основные направления психотерапии. Психоанализ, трансактный анализ. Поведенческая терапия. Гештальттерапия. Когнитивная психотерапия. Психодрама. Трансперсональная психотерапия. Нейролингвистическое программирование. Личностно ориентированная (реконструктивная) психотерапия. Особенности психотерапии в работе с различными категориями детей с отклонениями в развитии и их классификация. Возможности различных психотерапевтических направлений для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, и их близкими. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины Тема 1. Введение в психотерапию Определение психотерапии и содержание основных понятий.История развития психотерапии. Интердисциплинарный характер психотерапии и ее основы. Научные основы психотерапии. Клинические основы психотерапии. Физиологические основы психотерапии. Психологические основы психотерапии. Механизмы лечебного действия психотерапии. Оценка эффективности психотерапии. Альтернативная психотерапия Тема 2. Междисциплинарные, межкультурные тенденции в психотерапии Специфические черты психокоррекции и психотерапии. Связь психотерапии с другими науками и дисциплинами, обусловленная сложностью объекта психотерапии. Интеграция психотерапии с фундаментальными и прикладными науками. Специфика инструмента психотерапевтического воздействия (Кратохвил). Определение эклектической психотерапии. Синтез методов и приемов психокоррекции и психотерапии. Межкультуральньй характер психотерапии. Тема 3. Психологические основы психотерапии. Принципы классификации психотерапии Основные направления психокоррекции и психотерапии. Концепция нормы и патологии в рамках основных психологических концепций (бихевиоральное, когнитивно - поведенческое, психодинамическое, гуманистическое). Механизмы действия психокоррекции и психотерапии на основе учения о личности (Л. Хьелл, Д. Зиглер). Бихевиоризм как основа поведенческого направления в психотерапии. Теория научения — основа для развития конкретных методических подходов психокоррекции поведения и эмоций личности (классическое обусловливание И.П. Павлова, оперативное обусловливание Скиннера, мультимодальное программирование). Когнитивно — поведенческое направление психокоррекции и психотерапии (рациональная психотерапия, рационально - эмотивная психотерапия Эллиса, трансактный анализ Э. Берна, гештальттерапия). Глубинный психоанализ как основа психодинамнческого направления в психотерапии (классический психоанализ 3. Фрейда, неофредизм). Личностная интеракция, восстановление целостности и единства человеческой личности как основа гуманистического направления в психотерапии (клиент - центрированная психотерапия К. Роджерса). Современные подходы н принципы классификации психокоррекции и психотерапии. Клиническая классификация психотерапии. Типологическая классификация психотерапии по Волбергу. Методологическая классификация психотерапии по Александровичу. Принцип группировки методов психотерапии Граве (Б.Д. Карвасарский). Тема 4. Основные формы психотерапии Основных формы психотерапии: индивидуальная, семейная, групповая, психотерапевтическая среда и психотерапевтическое сообщество. Общие факторы психокоррекционного процесса индивидуальной психотерапии. Факторы психокоррекционного процесса (цель, средства) при индивидуальной психотерапии. Инструмент психокоррекции. Методы индивидуальной психотерапии. Критерии окончания индивидуальной психотерапии. Семейная психотерапия. Определение. Инструмент психотерапии. Отдельные признаки гармоничной семьи. Определение дисгармоничной семьи. Этапы семейной психотерапии. Групповая психотерапия, коллективная психотерапия, психотерапия в группе. Определения. Роль групповой динамики в семейной психотерапии. Цели и задачи семейной психотерапии. Методы групповой психотерапии (основные, вспомогательные). Групповая дискуссия. Психодрамма. Психогимнастика. Проективный рисунок. Психотерапевтическая среда. Социотерапевтическое сообщество. Определения. Основные понятия. Директивная и не директивная психотерапия. Тема 5. Динамическое направление в психотерапии Психологическая концепция Зигмунда Фрейда. Основные понятия. Структура личности по Фрейду, виды боязни, чувство вины и защитные механизмы психики. Концепция нормы и развития невроза. Классический психоанализ 3. Фрейда. Цели и направления психокоррекции. Позиция психолога и требование к клиенту. Механизм психоаналитической техники. Основные стадии психоанализа. Пять базисных техник психоанализа. Метод свободных ассоциаций. Метод толкования сноведений. Интерпретация. Анализ сопротивления, Анализ переноса. (Е.Д. Карвасарский, Л. Хьелл и Д Зиглер, А А Осипова). Тема 6. Психодрама Генезис невроза. Основные терапевтические факторы. Средства психодрамы и уровни личностных изменений. Фазы психодраматического действия. Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика. Техники психодрамы Результат психотерапии и связь психодрамы с другими направлениями. Тема 7. Гештальтерапия Основные понятия гештальттерапии. Концепция нормы и развития невроза. Понятие единства человека со средой в определении гештальттерапии. Понятия открытого и закрытого гештальта. Значение гештальттерапии для коррекции коммуникативных нарушений. Уровни невроза по Перлзу. Цель коррекции. Определение основной цели психокоррекции. Требования и ожидания от клиента. Техники гештальт - коррекции. Использование основных техник; экспериментальный диалог, большой пес и щенок, совершение кругов, «перевертыш», экспериментальное преувеличение, незаконченное дело, проективные игры на воображение, «у меня есть тайна», «преувеличение», проверка готового мнения. Понятие «здесь и сейчас» и его роль в психокоррекционном процессе. Роль группового процесса и групповой динамики в психотерапии по Ф. Перлзу. Тема 8. Когнитивная психотерапия Теория терапии. Патогенез психопатологических расстройств. Процесс психотерапии. Техники терапии. Показания к терапии. Эффективность когнитивной терапии. Тема 9. Поведенческая психотерапия Общетеоретические основы бихевиоризма. Стимул-рактивный (S-R) подход. Классическое обусловливание. Представление о промежуточных переменных (S-0-R). Инструментальное обусловливание. Основы оперантного бихевиоризма Б.Ф.Скиннера. Схемы подкрепления. Изменение поведения как цель бихевиористической психотерапии. Основы прикладного бихевиористического анализа: установление раппорта, операционализация поведения, функциональный анализ. Основные приемы бихевиористической терапии, основанные на использовании различных видов обусловливания. Тренировка релаксации. Систематическая десентизация. Моделирование. Контробусловливание. Поощрение. Использование записей. Методы предотвращения рецидивов. Тема 10. Нейролингвистическое программирование Нейролингвистическое программирование (НЛП) как комплексное психотерапевтическое направление необихевиористической ориентации. Основные источники НЛП: бихевиоризм, райхианская терапия, гештальттерапия. Представление о программах и программирорвании. Модальности. Коды доступа. Основные предпосылки, составляющие основу модели НЛП. Понятие об установлении якорей. Понятие о мета-модели. Сбор информации. Ограничения модели собеседника (кванторы общности, модальные операторы долженствования). Семантические нарушения. Тема 11. Телесно-ориентированная психотерапия Основные положения вегетотерапии В.Райха. Принцип психофизического холизма. Характер как структура невроза. Типы характеров. Критерий здоровья — способность организма реагировать как целое. Механизмы формирования мышечного панциря. Телесные уровни формирования панциря. Принципы и методы работы с панцирями различных уровней. Биоэнергетический анализ А.Лоуэна. представление о блокировке каналов экспрессии. Слои защит. Представление о характерологических структурах. Пять характерологических структур. Особенности телесной организации при различных типах характер. Иерархия личности. Психологический и телесный уровень биоэнергетической психотерапии. Основные упражнения биоэнергетической психотерапии. Другие виды телесно ориентированной психотерапии. Рольфинг, метод Фильденкрайза, терапия Янова. Тема 12. Организация психотерапевтической помощи Психотерапия в различных областях медицины: психиатрии, наркологии, неврологии, соматической медицине, хирургии. Возрастные аспекты психотерапии. Особенности психотерапии в работе с различными категориями детей с отклонениями в развитии и их классификация. Возможности различных психотерапевтических направлений для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, и их близкими. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу: Тема 1. Введение в психотерапию План: 1.Теоретические основы психолтерапии. 2.История развития психотерапии. 3.Научные, клинические, физилогические, психологические основы психотерапии. 4.Оценка эффективности психотерапии. Вопросы для коллективного обсуждения: 1.Понятие «психотерапия» и основные подходы к его определению. 2.Психотерапия заболевания (психического и соматического) и психотерапия личностного роста. 3.Психотерапия и психиатрия. Психотерапия и психология, ее соотношение с фундаментальной, прикладной, практической психологией.
Задания для самостоятельной работы 1.Составить таблицу: «Основные исторические этапы развития психотерапии»
2.Привести примеры лечебного действия психотерапии. 3.Привести примеры оценок эффективности психотерапии. Основная литература:
Дополнительная литература:
|
Программа по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Программа по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного... Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» | ||
Рабочая программа по дисциплине «Основы религиоведение» (фтд. 00)... Рабочая программа по дисциплине «Основы религиоведение» (фтд. 00) составлена на основании требований государственных образовательных... | Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс дисциплины инженерная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Дипломная работа Рабочая программа по курсу «Система государственного и муниципального управления» составлена на основе требований Государственных... | Информационное письмо Рабочая программа по курсу «Система государственного и муниципального управления» составлена на основе требований Государственных... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины имиджелогия Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (фгос впо) в государственном образовательном... | Программа практик составлена на основании государственных образовательных... Программа практик составлена на основании государственных образовательных стандартов для специальности 030301. 65 «Психология» | ||
Программа вступительного испытания Рабочая программа по курсу «Система государственного и муниципального управления» составлена на основе требований Государственных... | Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии Рабочая программа по курсу «Система государственного и муниципального управления» составлена на основе требований Государственных... |