Скачать 171.83 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА» Факультет послевузовского профессионального образования ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 37.06.01 Психологические науки Специальность 19.00.13 Психология развития, акмеология Нальчик 2013 г.
Новая научная специальность: 19.00.13 – психология развития, акмеология имеет целью: подготовку специалистов в новой междисциплинарной области знаний, измерения качества образовательных систем; исследующей факторы достижения вершин в профессиональной деятельности; развитие зрелого человека на протяжении жизни (руководителя, преподавателя, студента) и роли в этом процессе профессиональных учебных заведений. Средства стимулирования творческих потенциалов к самореализации, методы и анализ развития творческой готовности к предстоящей деятельности, научно-исследовательский аппарат и изменения качества деятельности учителей и учащихся в системе непрерывного образование – средства акмеологического исследования. Поэтому на вступительных экзаменах в аспирантуру особое внимание уделяется решению следующих задач:
2.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
Определение предмета акмеологии, ее содержание цели и задачи. Проблемы истории и развития акмеологии. Основные признаки науки и их применение к акмеологии. Принципы акмеологического исследования: целостный, сравнительный, уровневый. Методы моделирования в акмеологии. Связь акмеологии с фундаментальными и прикладными науками. Связь акмеологии с психологией, педагогикой, с философией, с геронтологии. Связь акмеологии с науками, в области которых специализировался поступающий (физическая культура, иностранные языки, физика, математика, медицина, юриспруденция, экономика).
Понятие "акме" (вершины) в акмеологии. Основные акмеологические понятия: продуктивность, уровень продуктивности деятельности, успешность деятельности, профессионализм, мастерство, творчество в созидательной деятельности, образовательное учреждение, образовательная система, образовательный маршрут, идеализированные модели анализа факторов. Понятие "образование" как искусство: образовательное искусство, мастерство, творчество. Понятие созидательной деятельности и ее виды.
Образование как объект науки акмеологии. Государственные образовательные стандарты и проблемы профессиональной направленности преподавания в университете. Понятие о структурных элементах образовательных систем и системном обеспечении качества образования. Понятие о функциональных элементах образовательных систем и системном управлении качества образования. Понятия продуктивных результатов образовательной системы. Понятие продуктивности и результатов деятельности преподавателей и студентов. Продуктивность образовательной, в том числе педагогической и акмеологической деятельности. Признаки искомых продуктов, в том числе духовных и материальных. Основные противоречия образования, их признаки, способы предотвращения и разрешения. Преподаватели и студенты как субъекты разрешения основных противоречий образования. Семья как образовательная система и объект акмеологического исследования. Изменение ролевых функций в семье под влиянием детей.
Объективные факторы достижения вершин в профессиональной деятельности. Субъективные факторы достижения вершин в профессиональной деятельности (педагогической и акмеологической). Субъективно-объективные факторы достижения вершин в созидательной деятельности.
Изучение результатов созидательной деятельности как фактор самосовершенствования. Сравнительные методы исследования уровней продуктивности субъектов созидательной деятельности. Творческие потенциалы субъектов в созидательной деятельности и их признаки. Природная потребность в самореализации. Творческая готовность к профессиональной деятельности: ее структура, признаки, методы измерения. Акместратегии и акметехнологии развития творческой готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности средствами преподаваемых учебных дисциплин и заданий-задач по их применению на практике.
Место психологии развития в системе психологических наук. Общие проблемы исследований психического развития человека. Возрастные кризисы, их характеристика и значение. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Особенности профессиональной деятельности и специфика самореализации в профессиональной деятельности в период молодости.
Общая характеристика молодости как начального этапа зрелости. Проблемы и специфика данного возраста. Характеристика периода перехода к рассвету (около 30 лет). Основные проблемы и возможные пути их бескризисного преодоления. Характеристика периода перехода к зрелости (около 40 лет). Основные проблемы и возможные пути их бескризисного преодоления. Возрастная периодизация зрелости. 2.2. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Определение предмета акмеологии, ее содержание цели и задачи. Содержание исследований в акмеологии. Методы исследования в акмеологии.
Истоки появления акмеологии как науки. Проблемы истории и развития акмеологии. Основные этапы становления акмеологической науки. Признаки науки.
Характеристика основных акмеологических понятий: саморазвитие, самопознание, самореализация, самоактуализация, самообразование, самоконтроль, самоорганизация, творческие потенциалы, творчество, продуктивность, акмеологические факторы развития продуктивной профессиональной деятельности, авторская система деятельности.
Принципы акмеологического исследования: целостный, сравнительный, уровневый. Характеристика содержания функциональных подходов.
Понятие научной модели и моделирования. Основные характеристика процесса моделирования. Особенности моделирования в акмеологии.
Связь акмеологии с науками, в области которых специализировался поступающий (физическая культура, иностранные языки, физика, математика, медицина, юриспруденция, экономика).
Особенности объекта и предмета исследования в психологии, педагогике и акмеологии. Связь акмеологии с психологией и педагогикой: взаимозависимости и взаимовлияния между ними.
Особенности предмета философии и акмеологии. Связь акмеологии с философией: взаимозависимости и взаимовлияния между ними.
Особенности фундаментальных и прикладных наук. Фундаментальный и прикладной характер акмеологии. Связь акмеологии с фундаментальными и прикладными науками.
Особенности предмета геронтологии и акмеологии. Связь акмеологии с геронтологией: взаимозависимости и взаимовлияния между ними.
Происхождение слова "акме". Понятие "акме" в науке и культуре. "Акме" как понятие "вершины" в акмеологии. Понятие вершины и низины в акмеологии.
Понятия продуктивность, уровень продуктивности деятельности, успешность деятельности. Их особенности и характеристики в акмеологической науке.
Понятия профессионализм, мастерство, творчество, созидательная деятельность. Их особенности и характеристики в акмеологической науке. Проявление творчества в созидательной деятельности.
Понятия образовательное учреждение, образовательная система, образовательный маршрут. Трактовка их содержания в акмеологии. Идеализированные модели анализа факторов.
Понятие образования и искусства, их особенности и специфика. Образование как объект науки акмеологии. Признаки искусства и науки. Акмеологическое понимание образования как искусства.
Понятие созидательной деятельности. Особенности созидательной и репродуктивной деятельности. Характеристика видов созидательной деятельности в акмеологии.
Понятия образования и искусства, образовательное искусство, мастерство, творчество. Их особенности и характеристики в акмеологической науке. Характеристика разных уровней мастерства.
Значение и содержание государственных образовательных стандартов. Особенности реализации образовательных стандартов в вузе. Проблемы профессиональной направленности преподавания в университете при реализации образовательных стандартов.
Понятия система, качество, образовательная система, качество образования. Особенности структуры образовательных систем. Характеристика элементов образовательных систем. Системность в обеспечении качества образования.
Понятия и особенности функциональных элементов образовательных систем. Характеристика функциональных элементов образовательных систем. Системность в управлении качества образования.
Содержание результатов функционирования образовательных систем. Особенности оценки продуктивности результатов образовательных систем в акмеологии.
Понятие продукта и результата. Понятие продуктивности деятельности в акмеологии. Содержание и основные характеристики продуктивности и результатов деятельности преподавателей. Содержание и основные характеристики продуктивности и результатов деятельности студентов.
Понятие продуктивности образовательной деятельности. Особенности и характеристика продуктивности педагогической и акмеологической деятельности.
Понятие искомого продукта. Понятие духовного и материального продукта. Признаки искомых продуктов и их основные характеристики.
Понятие и содержание образования. Основные противоречия образования. Признаки наличия противоречий в образовании. Способы предотвращения и разрешения противоречий в образовании.
Понятие субъектов образования. Взаимодействие преподавателей и студентов в разрешении противоречий образования.
Понятия семья и образовательная система. Семья как образовательная система. Семья как объект акмеологического исследования.
Основные функции семьи. Ролевая структура семьи. Изменение ролевых функций в семье с появлением детей.
Понятие об акмеологических факторах. Характеристика объективных факторов достижения вершин в профессиональной деятельности. Объективные факторы достижения вершин созидательной деятельности.
Понятие об акмеологических факторах. Характеристика субъективных факторов достижения вершин в профессиональной деятельности. Субъективные факторы достижения вершин в педагогической и акмеологической деятельности.
Понятие об акмеологических факторах. Характеристика субъективно-объективных факторов достижения вершин в профессиональной деятельности. Субъективно-объективные факторы достижения вершин в созидательной деятельности.
Понятие самосовершенствования. Факторы самосовершенствования. Результаты созидательной деятельности и их изучение.
Понятие продуктивности и ее уровней. Субъект созидательной жизни. Методы исследования уровней продуктивности субъектов созидательной деятельности.
Понятие о творческих потенциалах субъектов созидательной деятельности. Их признаки и проявления. Природная потребность в самореализации.
Понятие о творческой готовности к профессиональной деятельности. Структура творческой готовности. Признаки творческой готовности. Методы измерения творческой готовности.
Понятие акместратегии и акметехнологии. Развитие творческой готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Использование средств преподаваемых учебных дисциплин для развития творческой готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Использование заданий-задач по их применению на практике.
Психология развития как наука. Понятие развития. Общие проблемы исследований психического развития человека
Понятие возраст. Понятие зрелость и взрослость. Периодизация зрелости.
Понятие возрастного кризиса. Характеристика возрастных кризисов. Значение возрастных кризисов в развитии человека.
Определение понятия возраст. Рассмотрение проблем возраста в различных концепциях и учениях. Проблема возрастной периодизации в различных концепциях и подходах.
Определение понятия возраст. Рассмотрение проблем возраста в различных концепциях и учениях. Проблема возрастной периодизации в различных подходах.
Возрастные границы молодости. Проблемы и специфика периода молодости. Начальный этап зрелости.
Возрастные границы периода рассвета. Содержание кризиса 30-ти лет. Основные проблемы и возможные пути бескризисного преодоления перехода к рассвету.
Возрастные границы периода зрелости. Кризис середины жизни. Основные проблемы и возможные пути бескризисного преодоления перехода к зрелости. Основные проблемы и возможные пути их бескризисного преодоления.
3.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.3. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
|
Программа для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности... Ставлена на основе программ экзаменов кандидатского минимума, разработанных экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по... | Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности... Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности 12. 00. 03 Гражданское право; предпринимательское право;... | ||
Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру... | Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности... Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Цель вступительных экзаменов – оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению... | Реферат по теме избранной специальности; 3 фото размером 3х4 (для... Прошу допустить меня к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру Росноу на очное / заочное отделение по специальности (индекс,... | ||
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное... Экзаменационная комиссия формируется для организации и проведения вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов... | Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности... Обсуждена и одобрена на заседании кафедры кормления животных и физиологии, протокол №18 от 01 февраля 2011 года | ||
Программа по химии Настоящая программа составлена на основе программы... ... | Программа вступительных экзаменов по специальности 08. 00. 05 «Экономика... Фгбоу впо сгэу по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством (логистика)» включены разделы, соответствующие... | ||
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности... Программа утверждена на заседании кафедры «Товароведение и товарная экспертиза», протокол №18 от 17 апреля 2013 г | Программа вступительных испытаний по истории при приеме на обучение по программам бакалавриата Программа вступительных экзаменов по Истории России состоит из основных разделов («Древнерусское государство», «Российское государство»,... | ||
Программа по дисциплине: «Математика» (для абитуриентов, поступающих... Основой настоящей программы служит примерная программа вступительных экзаменов по математике, разработанная Министерством образования... | Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру... Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру 080005 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям... |