Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде»





Скачать 245.14 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде»
Дата публикации02.12.2014
Размер245.14 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
уЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины
«Профилактика ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде»


Москва-Санкт-Петербург

2007

Авторы: Шипицына Л.М. – д.б.н., проф., Заслужен. деят. науки РФ;

Шпиленя Л.С. – д.м.н., проф.

Муралова А.В. – ст. препод., психолог;

Солнцева Н.Е. – доцент, психолог;
Профилактика ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под ред Л.М.Шипицыной, 2007.

Методические рекомендации подготовлены в помощь преподавателю, ведущему курс «Профилактика ВИЧ – инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде». Рекомендации содержат программу, тематическое планирование и методические советы.

I Пояснительная записка

Курс «Профилактика ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» предназначен для студентов педагогических ВУЗов. Оптимальный объем курса: 48 часов. Из них 24 часа выделяется для аудиторных занятий и 24 часа предусмотрено для самостоятельной работы. Курс разбит на 8 разделов-модулей, построенных по проблемному принципу, что позволяет при сохранении поэтапного изложения и изучения материала, ознакомиться с основными проблемами и способами их решения в области профилактики ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде.

Предметом курса являются современные инновационные технологии организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции в образовательной среде.

Главная цель предлагаемого курса – развить у обучаемых студентов потребность и возможность в осуществлении деятельности по профилактике ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних.

Оригинальность курса состоит в том, что впервые в педагогическом ВУЗе осуществляется попытка подготовки студентов – будущих преподавателей в области профилактики ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних в образовательной среде. Данное направление представляется инновационным, так как до последнего времени в области профилактики ВИЧ-инфекции среди населения преобладал исключительно медикоцентристский подход. Принципиально новым в содержании курса является также и то, что акцент в профилактической деятельности ставится не столько на информационно-просветительные технологии, направленные на ознакомление с медико-биологическими проявлениями и неблагоприятными последствиями ВИЧ-инфекции, но в первую очередь на воспитательно-педагогические подходы и методы психологического тренинга несовершеннолетних с целью повышения их социальной ответственности, уверенности в себе, способности преодолевать трудности и находить эффективные решения в сложных жизненных ситуациях, адекватно управлять своими эмоциями и поведением.

По дидактическим целям в курсе предусмотрены теоретические и практические формы организации обучения. Теоретический материал излагается в лекциях информационного и проблемного характера. Проверка степени усвоения теоретического материала, основных разделов программы, формирование навыков организации и проведения профилактики ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних в образовательной среде осуществляется на практических занятиях.

Программой курса предусмотрено 24 часа самостоятельной работы, в ходе которой студентам необходимо более глубоко изучить не только вопросы, рассматриваемые на занятиях, но и взаимосвязанные проблемы. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя с использованием рекомендованной литературы и учебно-методических пособий, в частности, методического пособия для студентов, специально разработанного для курса «Профилактика ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде».

Систему педагогического контроля в ходе реализации программы курса образуют устные опросы студентов на занятиях, реферат по основным проблемным вопросам, изложенным в лекциях, проектная работа на основании практических занятий на тему: «Проект программы профилактики ВИЧ – инфекции среди несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения». Для проверки и закрепления полученных знаний и умений студентами по предлагаемому курсу на итоговом занятии предусмотрен зачет.

Для помощи преподавателю к каждому разделу дается список литературы по теме.
Целевое назначение курса: формирование у студентов педагогических и психологических специальностей базовых знаний в области теории и практики профилактики ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних и молодежи, а также развитие навыков разработки, организации и реализации профилактических программ в условиях образовательных учреждений.
Задачи курса:

  1. Обосновать глобальность и актуальность проблемы распространения ВИЧ-инфекции в современном обществе.

  2. Ознакомить студентов с теоретическими основами научных знаний о ВИЧ/СПИДе, а также дать представления об эпидемиологии, способах и путях передачи данного заболевания.

  3. Обучить психолого-педагогическим методам и формам профилактической работы с несовершеннолетними, их семьями и ближайшим окружением, с учетом возрастных и личностных особенностей.

  4. Дать представления о психолого-педагогическом сопровождении ВИЧ-инфицированных в условиях образовательных учреждений.

  5. Сформировать у будущих специалистов навыки самостоятельного построения, организации и реализации профилактических программ в образовательной среде.

  6. Ознакомить слушателей с основами российского законодательства в сфере профилактики ВИЧ-инфекций.

Студенты, освоившие курс смогут:

    • овладеть теоретическими знаниями из многих научных дисциплин, таких как биология, медицина, психология, педагогика, социология, основы юриспруденции, для понимания проблемы ВИЧ/СПИДа в современном обществе;

    • иметь сформированные научные представления об источниках и способах распространения ВИЧ-инфекций среди несовершеннолетних в образовательной среде;

    • владеть базовыми основами построения профилактической деятельности в образовательной среде;

    • проводить первичные профилактические мероприятия в образовательных учреждениях по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа;

    • иметь представления о специфике работы специалистов образовательных и социальных учреждений, в которых находятся ВИЧ-инфицированные;

    • знать об основах законодательства межведомственного взаимодействия в сфере профилактики в целом, и в области профилактики ВИЧ/СПИДа конкретно.


При реализации учебной программы предусмотрены следующие формы подачи учебного материала на лекционных, практических и семинарских занятиях:

    • диалог преподавателя со слушателями;

    • деловые игры;

    • тренинги.


Форма итогового контроля: по окончанию курса проводится зачет.
II Тематический план курса




Наименование разделов и тем

Всего

Аудиторные занятия

ССР

ЛЛК

ПР

I

Часть 1. Основы научных знаний о ВИЧ/СПИДе

16

История возникновения и распространения ВИЧ-инфекции

2

2

2

Эпидемиология и патогенез ВИЧ-инфекции

2

2

2

Общие сведения о ВИЧ, его свойства и воздействие на организм человека

2

2

2

Клиника, Диагностика и лечение ВИЧ-инфекции

2

2

2

II


Часть 2. Организация и проведение программ профилактики ВИЧ-инфекции



Интерактивные формы проведения профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде

4

4

Алгоритм разработки программ профилактики ВИЧ-инфекции профилактических программ

4

4


Проведение профилактических занятий

4

4


Сопровождение ВИЧ-инфицированных детей и подростков в образовательной среде

4

4


Итого

448

8

16

24




III Содержание курса

Раздел 1. Введение в проблему ВИЧ/СПИДа



Тема 1. История возникновения и распространения ВИЧ-инфекции

Начало эпидемии в мире. Исследования, проводимые в 80-е годы 20 века. Теории происхождения ВИЧ. Этапы развития эпидемии ВИЧ-инфекции в России. История открытия ВИЧ.
Рекомендуемая литература:

  1. Доклад о глобальной эпидемии СПИДа 2006. Глобальный доклад ЮНЕЙДС, 2006

  2. Змушко Е.И., Белозеров Е.С. ВИЧ-инфекция. – СПб, 2000.

  3. Консультирование до и после теста на ВИЧ-инфекцию / СПИДинфосвязь. Врачи без границ. – М., 1998.

  4. Лицом к лицу со СПИДом. Программный доклад об исследованиях Всемирного банка. Пер.с англ. – М., 1998.

  5. Мархоцкий Я. Р. Профилактика ВИЧ-инфекции – Вышейшая школа: Минск, 2007.

  6. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. М., 2000.

  7. Развитие эпидемии СПИДа. Специальный доклад, посвященный профилактике ВИЧ: декабрь 2005. – М., ЮНЭЙДС/ВОЗ, 2005.



Тема 2. Эпидемиология и патогенез ВИЧ-инфекции

Глобальные данные об эпидемии ВИЧ-инфекции. Эпидемиология ВИЧ-инфекции в России. Преобладающие пути передачи ВИЧ-инфекции в период с 90-х годов до начала 21 века. Основные тенденции распространения ВИЧ-инфекции в России. Удельный вес молодежи в распространении.


Патогенез ВИЧ-инфекции Источники ВИЧ-инфекции. Механизмы передачи ВИЧ-инфекции. Пути реализации механизмов передачи возбудителя. Естественный и искусственный механизмы. Основные пути передачи ВИЧ-инфекции. Половой контакт. Факторы, повышающие риск заражения при половом контакте. Передача ВИЧ от матери к ребенку. Заражение при инъекционном употреблении наркотиков. Переливание зараженной крови. Профессиональнoe заражение медработников. Мифы о возможном заражении ВИЧ-инфекции. Группы, уязвимые к ВИЧ-инфекции. Случаи ВИЧ-инфицирования в различных группах населения. Уязвимость к ВИЧ/СПИДу.

Рекомендуемая литература:

  1. Доклад о глобальной эпидемии СПИДа 2006. Глобальный доклад. ЮНЕЙДС, 2006

  2. Консультирование до и после теста на ВИЧ-инфекцию / СПИДинфосвязь. Врачи без границ. – М., 1998.

  3. Лицом к лицу со СПИДом. Программный доклад об исследованиях Всемирного банка. Пер.с англ. – М., 1998.

  4. Мархоцкий Я. Р. Профилактика ВИЧ-инфекции – Вышейшая школа: Минск, 2007.

  5. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. М., 2000.

  6. Развитие эпидемии СПИДа. Специальный доклад, посвященный профилактике ВИЧ: декабрь 2005. – М., ЮНЭЙДС/ВОЗ, 2005.

  7. Франкхам Дж., Канабус А. Поговорим с подростками о СПИДе. Пособие для родителей. – Таллин, 1993.



Тема 3. Общие сведения о ВИЧ-инфекции и СПИДе


Вирус иммунодефицита человека. Понятие, особенность. Разведение понятий ВИЧ и СПИД.

Общие сведения об иммунитете человека


Иммунитет. Его роль в защите организма от инфекций. Иммунная система. Врожденный и приобретенный иммунитет. Роль антител в иммунном ответе. Антигены. Иммунокомпетентные клетки. Т-лимфоциты, их роль в иммунном ответе. Рецепторы CD4. Иммунодефицит.

Структура ВИЧ и его воздействие на иммунную систему человека.

Типы клеток, ткани и органы, поражаемые ВИЧ. Оппортунистические инфекции. Цитопатическое действие ВИЧ.
Рекомендуемая литература:

  1. Белозеров Е.С., Клебанов Я.А., Сапарбеков М.К. СПИД. – Алматы, 1995.

  2. ВИЧ – инфекция. Клиника, диагностика и лечение / Под общ. ред. В. В. Покровского. – М: Геотар Медицина, 2000.

  3. Змушко Е.И., Белозеров Е.С. ВИЧ-инфекция. – СПб, 2000.

  4. Змушко Е.И., Белозеров Е.С., Митин Ю.А. Клиническая иммунология. – СПб., 2001.

  5. Консультирование до и после теста на ВИЧ-инфекцию / СПИДинфосвязь. Врачи без границ. – М., 1998.

  6. Лысенко А.Я., Турьянов М.Х., Лавдовская М.В., Подольский В.М. ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания. М., 1996.

  7. Мархоцкий Я. Р. Профилактика ВИЧ-инфекции – Вышейшая школа: Минск, 2007.

  8. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. М., 2000.

  9. Рахманова А.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника и лечение. СПб, 2000.

  10. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. М.: Медицина, 2001.

  11. Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина, 1999.



Тема 4. Клиника, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции и СПИДа

Развитие ВИЧ-инфекции и СПИДа. Стадии развития ВИЧ-инфекции. Стадия инкубации. Стадия первичных проявлений: бессимптомная, острая инфекция без вторичных заболеваний, острая инфекция с вторичными заболеваниями. Длительность течения стадий.

Субклиническая стадия.

Стадия вторичных заболеваний. Терминальная стадия. Факторы, влияющие на длительность заболевания. Продолжительность жизни ВИЧ-инфицированного.

Диагностика ВИЧ-инфекции. Критерии постановки диагноза. Критерии Банги. Большие и малые признаки. Лабораторная диагностика. ИФА-тест. Ложноположительный результат диагностики. Реакция иммунноблоттинга. Тест ПЦР. Достоинства и недостатки различных лабораторных методов диагностики.

Лечение ВИЧ-инфекции. Антиретровирусная терапия. Виды медикаментозной помощи ВИЧ-инфицированных. Эффективность терапии.

Рекомендуемая литература:

  1. Белозеров Е.С., Клебанов Я.А., Сапарбеков М.К. СПИД. – Алматы, 1995.

  2. ВИЧ – инфекция. Клиника, диагностика и лечение / Под общ. ред. В. В. Покровского. – М: Геотар Медицина, 2000.

  3. Змушко Е.И., Белозеров Е.С. ВИЧ-инфекция. – СПб, 2000.

  4. Змушко Е.И., Белозеров Е.С., Митин Ю.А. Клиническая иммунология. – СПб., 2001.

  5. Консультирование до и после теста на ВИЧ-инфекцию / СПИДинфосвязь. Врачи без границ. – М., 1998.

  6. Лысенко А.Я., Турьянов М.Х., Лавдовская М.В., Подольский В.М. ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания. М., 1996.

  7. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. М., 2000.

  8. Рахманова А. Г., Воронов Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ – инфекция у детей. – 2000.

  9. Рахманова А.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника и лечение. СПб, 2000.

  10. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. М.: Медицина, 2001.

  11. Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина, 1999.


Часть 2. Организация и проведение программ профилактики ВИЧ-инфекции
Тема 1. Интерактивные формы проведения профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде (4 часа)
Понятие интерактивного обучения. Структура проведения интерактивного профилактического занятия. Интерактивные технологии проведения профилактических занятий с учащимися. Технологии работы с группой.
Рекомендуемая литература:

  1. Айвс Р., Федорова О. Пособие по формированию жизненных навыков в образовательном учреждении. Пособие для педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих с детьми и подростками – Страсбург: Группа Помпиду, 2004 г.

  2. Как уберечь ребенка от ВИЧ/СПИДа: Пособие для родителей / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. – М., 2006

  3. Консультирование подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья / Под ред. О.В. Шараповой. – М., 2005

  4. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. – М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000

  5. Понамарева Н., Понамарев К. Наведение мостов. Руководство для проведения семинаров по профилактике наркозависимости и ВИЧ/СПИДа – СПб.: «Ребенок – здоровье, развитие, творчество», 2000

  6. Шереги Ф.Э. Проблемы формирования толерантного отношения к ВИЧ – инфицированным в образовательной среде: Социологический анализ. – М.: ЦСП, 2006

  7. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем – Новосибирск, НГОО «Гуманитарный проект», ЮНИСЕФ, 2005


Тема 2. Алгоритм разработки программ профилактики ВИЧ-инфекции профилактических программ
Подростковый возраст как фактор риска инфицирования ВИЧ. Акцентуации характера. Подростковые реакции.

Этапы разработки профилактических программ для целевой группы подростки. Теоретические аспекты формулирования запроса. Определение и учет особенностей целевой группы. Формулирование целей и задач программы.

Создание учебно-методического плана профилактической программы. Формулирование ожидаемых результатов программы профилактики. Дизайн профилактической программы

Рекомендуемая литература:

    1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. – М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

    2. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2005

    3. Рай Л. Развитие навыков тренинга. – СПб.: Питер, 2002

    4. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб, Речь, 2001.

    5. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М. Генезис, 2002

    6. Фопель К. Сплоченность и толерантность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М. Гензис, 2002

    7. Фопель К. Технология ведения тренинга. – М. Генезис, 2003


Тема 3. Проведение профилактических занятий (4 часа)

На практическом занятии проводится анализ практической самостоятельной работы. Разработка и проведение профилактического мини-семинара является одной из составляющей частей итогового контроля по курсу.
Рекомендуемая литература:

  1. Айвс Р., Федорова О. Пособие по формированию жизненных навыков в образовательном учреждении. Пособие для педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих с детьми и подростками. – Страсбург: Группа Помпиду, 2004 г.

  2. Понамарева Н., Понамарев К. Наведение мостов. Руководство для проведения семинаров по профилактике наркозависимости и ВИЧ/СПИДа. – СПб.: «Ребенок – здоровье, развитие, творчество», 2000

  3. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2005

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга. – М.: Генезис, 2003

  5. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. – Новосибирск, НГОО «Гуманитарный проект», ЮНИСЕФ, 2005


Тема 4. Сопровождение ВИЧ-инфицированных детей и подростков в образовательной среде (4 часа)

Психологические особенности ВИЧ-инфицирированных детей и подростков. Система помощи ВИЧ-инфицированным детям и подросткам.

Определение понятия психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение ВИЧ-инфицированных детей и подростков в образовательном учреждении. Создание проекта сопровождения ВИЧ-инфицированных детей и подростков в образовательном учреждении.
Рекомендуемая литература:

  1. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – Спб: Питер, 2007

  2. Шахманова А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. – СПб: Academia, 2005

  3. Шипицина Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. СПб.: Владос, 2003

  4. Шипицына Л.М. Психология детей – сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2005

  5. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2005


IV КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Кто и когда ввел понятия ВИЧ и СПИД?

  2. Перечислите версии происхождения ВИЧ-инфекции. Какая из них является наиболее научно-доказанной?

  3. Есть ли особенности распространения ВИЧ-инфекции в РФ? В чем заключаются эти различия?

  4. Каковы основные стратегии борьбы с пандемией ВИЧ-инфекции?

  5. Какие существуют основные направления противодействия ВИЧ-инфекции?

  6. Назовите регионы, подверженные наибольшему заражению ВИЧ-инфекции.

  7. Перечислите и обоснуйте основные тенденции в современном течении ВИЧ-инфекции в России и в мире.

  8. Перечислите факторы ускоряющие и замедляющие темпы распространения ВИЧ-инфекции. В мире, в РФ, в вашем городе.

  9. Назовите источники ВИЧ-инфекции и перечислите основные биологические субстраты, в которых возможно содержание ВИЧ.

  10. Расскажите о механизмах передачи ВИЧ-инфекции и о роли каждого из них в современном эпидемиологическом процессе.

  11. Охарактеризуйте основные пути передачи ВИЧ-инфекции (их вес от общего числа случаев заражения; факторы, повышающие риск инфицирования ВИЧ при определенных рискованных стилях поведения).

  12. Обоснуйте, в каких случаях невозможна передача ВИЧ-инфекции в повседневной жизни.

  13. Опишите традиционные группы лиц, уязвимые к заражению ВИЧ-инфекцией.

  14. Перечислите основные факторы риска. Поясните: какие на ваш взгляд факторы в большей степени провоцируют распространение ВИЧ/СПИДа в современном мире.

  15. Дайте определения понятиям ВИЧ и СПИД.

  16. Опишите механизмы иммунитета.

  17. В чем сущность иммунодефицита человека?

  18. Опишите основные функции иммунной системы человека.

  19. В чем особенности строения вируса иммунодефицита человека?

  20. Дайте характеристику стадий развития ВИЧ-инфекции.

  21. Какова стандартная процедура лабораторной диагностики ВИЧ/СПИДа в России?

  22. Назовите основные принципы и недостатки современной терапии ВИЧ-инфекции.

  23. Подростки каких типов акцентуаций характера наиболее склонны к поведенческим девиациям, наркозависимому поведению, ВИЧ/СПИДу?

  24. Дайте характеристику наиболее распространенных поведенческих реакций подростков на психотравмирующую ситуацию, связанную с риском его ВИЧ-инфицирования.

  25. Опишите особенности копинг-поведения подростков на стрессовые ситуации.

  26. Объясните, почему факторы риска наркотизации являются также и факторами риска ВИЧ-инфицирования?

  27. Дайте подробную оценку проявления биологических, психологических и социальных факторов риска приобщения подростков к ПАВ.

  28. Опишите основные направления полового воспитания детей в дошкольном, младшем школьном и подростковом периодах (по выбору).

  29. Объясните, в чем заключается комплексность профилактики ВИЧ/СПИДа

  30. Перечислите ключевые направления комплексной программы профилактики ВИЧ/СПИДа

  31. Назовите основные стратегии профилактической работы

  32. Дайте характеристику уровней профилактики ВИЧ-инфекции.

  33. Объясните что такое первичная профилактика, ее цели и задачи

  34. Назовите базовые теории, лежащие в основе концепции профилактики

  35. Обоснуйте основные группы профилактического вмешательства

  36. Охарактеризуйте систему профилактики ВИЧ/СПИДа в России. В чем состоит роль специалистов образовательных учреждений в профилактике ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних и молодежи?

  37. Каковы основные направления профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде

  38. Каковы критерии эффективности профилактических программ? Для чего используется экспертиза разрабатываемых программ? Как оценивается реальная эффективность проведенной программы?

  39. Каковы основные субъекты и объекты профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде?

  40. Охарактеризуйте основные формы и методы профилактической работы со здоровыми учащимися.

  41. Какие виды помощи должны быть оказаны учащимся группы риска заражения ВИЧ на каждом этапе изменения проблемного поведения на более безопасное и ответственное?

  42. Охарактеризуйте стадии изменения поведения.

  43. Перечислите психологические особенности ВИЧ-инфицированных детей и подростков.

  44. Дайте характеристику сопровождения ВИЧ-инфицированных в образовательных учреждениях. В чем специфика работы с детьми ВИЧ-инфицированныx матерей.

  45. Охарактеризуйте основные виды помощи семьям ВИЧ-инфицированных наркозависимых несовершеннолетних в образовательных учреждениях.

  46. Основные действующие федеральные и ведомственные документы по профилактике ВИЧ-инфекции.


V ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ


  1. Взгляд на проблему ВИЧ/СПИДа, история и перспективы

  2. Версии происхождения ВИЧ. Аргументы «за» и «против».

  3. Научные открытия ученых Л. Монтанье, Р.Галло, В.В.Покровского (по выбору).

  4. Механизмы и пути передачи ВИЧ-инфекции: мифы и реальность.

  5. СПИДофобия: истоки, проявления, пути решения.

  6. Информирование по проблемам ВИЧ/СПИД, как элемент профилактических программ в образовательной среде.

  7. Информирование по проблемам ВИЧ/СПИД, как элемент консультирования.

  8. Подростковый возраст как фактор риска ВИЧ-инфицирования

  9. Акцентуированность характера как фактор риска ВИЧ-инфицирования

  10. Учет специфики целевых групп в проведении профилактики ВИЧ-инфекции.

  11. Концепции и модели профилактики ВИЧ-инфекции в современном обществе.

  12. Организация профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде (на примере общеобразовательной школы, детского дома – на выбор).

  13. Российское и международное законодательство в сфере профилактики ВИЧ-инфекции.

  14. Обзор существующих программ по профилактике ВИЧ-инфекции. Достоинства и недостатки.

  15. Психолого-педагогическое сопровождение ВИЧ-инфицированных подростков.

  16. Психолого-педагогическое сопровождение семей ВИЧ-инфицированных детей.

  17. Психологическая помощь лицам, осуществляющим сопровождение ВИЧ-инфицированным детям и подросткам.

  18. Роль СПИД-сервисных организаций в оказании помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД.

  19. Злоупотребление ПАВ как фактор риска инфицирования ВИЧ.

  20. Тенденции и перспективы развития комплексного сопровождения ВИЧ-инфицированных детей и подростков.

  21. Интерактивная форма обучения как базовый метод проведения профилактических программ.

  22. Роль СМИ в профилактике ВИЧ-инфекции.


VI РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Айвс Р., Федорова О. Пособие по формированию жизненных навыков в образовательном учреждении. Пособие для педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих с детьми и подростками – Страсбург: Группа Помпиду, 2004 г.

  2. Асланян А. Интеграция социально-психологической и медицинской помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом // Наше здоровье, 2005, с. 36-41

  3. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.

  4. Белозеров Е.С., Клебанов Я.А., Сапарбеков М.К. СПИД. – Алматы, 1995.

  5. ВИЧ – инфекция. Клиника, диагностика и лечение / Под общ. ред. В. В. Покровского. – М: Геотар Медицина, 2000. – 500 с.

  6. Гамусов А.Т., Дементьева Л.А., Смольский В.Ю. О состоянии и мерах по противодействию распространению ВИЧ – инфекции в Российской Федерации // Социальная профилактика и здоровье, 2005, № 6, с. 13-18

  7. Гордон Дж., Клуда Т. Поговорим о СПИДе: Пособие для работы с населением. – М., 1996

  8. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек. СПб., 2003.

  9. Дети и СПИД: Объединимся ради детей. Объединимся против СПИДа. – М., ЮНИСЕФ, 2005

  10. Доклад о глобальной эпидемии СПИДа 2006. Глобальный доклад. ЮНЕЙДС, 2006.

  11. Должанская Н.А., Бузина Т.С. ВИЧ-инфекция в наркологической практике. М., 2000.

  12. Дубровская М.О., Зелинская Д.И. Профилактика социального сиротства среди детей, рожденных ВИЧ – инфицированными матерями // Социальная профилактика и здоровье, 2005, № 6

  13. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних: Учебно-методическое пособие // Под ред. Л.М. Шипицыной. – М., 2004

  14. Змушко Е.И., Белозеров Е.С. ВИЧ-инфекция. – СПб, 2000.

  15. Змушко Е.И., Белозеров Е.С., Митин Ю.А. Клиническая иммунология. – СПб., 2001.

  16. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб.: Спецлит, 2001. Колков В.В. (ред.) Культуральные аспекты профилактики и борьбы с распространением ВИЧ/СПИД в России. М., 2003.

  17. Как уберечь ребенка от ВИЧ/СПИДа: Пособие для родителей / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. – М., 2006

  18. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей – сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. – СПб, 2000

  19. Консультирование подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья / Под ред. О.В. Шараповой. – М., 2005

  20. Концептуальная основа и основополагающие принципы деятельности. Стигма и дискриминация в связи ВИЧ/СПИДом. – ЮНЭЙДС, 2002.

  21. Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде // Социальная профилактика и здоровье, 2005, № 6, с. 2-9

  22. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Министерство образования РФ. М., 2000.

  23. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. – М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  24. Лицом к лицу со СПИДом. Программный доклад об исследованиях Всемирного банка. Пер.с англ. – М., 1998.

  25. Лысенко А.Я., Турьянов М.Х., Лавдовская М.В., Подольский В.М. ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания. М., 1996.

  26. Мархоцкий Я. Р. Профилактика ВИЧ-инфекции – Вышейшая школа: Минск, 2007

  27. Медико-социальная служба и ее значение в профилактике СПИДа и других актуальных инфекций. – СПб, 1998.

  28. Медико-социальное сопровождение людей, живущих с ВИЧ и членов их семей: Пособие для социальных работников. – М., 2006

  29. Методическое руководство по работе с учащейся молодежью в области профилактики ВИЧ-инфекции и СПИД/ СибирьСПИД-Помощь. – Томск, 1997

  30. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. М., 2000.

  31. Понамарева Н., Понамарев К. Наведение мостов. Руководство для проведения семинаров по профилактике наркозависимости и ВИЧ/СПИДа – СПб.: «Ребенок – здоровье, развитие, творчество», 2000

  32. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб: Питер, 2007

  33. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие для преподавателей педагогических вузов / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М., 2006

  34. Профилактика ВИЧ-инфекции. Методические рекомендации/Под ред. Тайца Б.М., СПб., 2000.

  35. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде: Сборник программ / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб, 2003.

  36. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риса по злоупотреблению психоактивными веществами / Под ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпилени. М, 2004.

  37. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2005.

  38. Рай Л. Развитие навыков тренинга. – СПб.: Питер, 2002

  39. Рахманова А. Г., Воронов Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ – инфекция у детей. – 2000

  40. Рахманова А.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника и лечение. СПб, 2000.

  41. Середа В.М., Латышев Г.В., Орлова М.В. и др. Методические рекомендации по социально-психологическому сопровождению несовершеннолетних ВИЧ-инфицированных, злоупотребляющих психоактивными веществами в образовательных учреждениях. СПб., 2004.

  42. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб, Речь, 2001.

  43. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркоманий и алкоголизма: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003.

  44. Стигма, дискриминация и нарушения прав человека в связи с ВИЧ: Тематические исследования успешных программ. – М., ЮНЭЙДС. – 2005

  45. Стратегия ЮНЕСКО по образованию в области профилактики ВИЧ/СПИДа. – М., 2004.

  46. Факторы риса и защиты в профилактике злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних / Под ред. Л.М.Шипицыной. М., 2004.

  47. Фланаган В.Ф. Вирус иммунодефицита человека, СПИД и права человека в России. СПб., 2000.

  48. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М. Генезис, 2002

  49. Фопель К. Сплоченность и толерантность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М. Гензис, 2002

  50. Фопель К. Технология ведения тренинга. – М. Генезис, 2003

  51. Франкхам Дж., Канабус А. Поговорим с подростками о СПИДе. Пособие для родителей. – Таллин, 1993.

  52. Шахманова А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. – СПб: Academia, 2005

  53. Шереги Ф.Э. Проблемы толерантного отношения учащейся молодежи к ВИЧ – инфицированным // Социальная профилактика и здоровье, 2005, № 6

  54. Шереги Ф.Э. Проблемы формирования толерантного отношения к ВИЧ – инфицированным в образовательной среде: Социологический анализ. – М.: ЦСП, 2006

  55. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Доклад. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи. – М., 2003.

  56. Шипицина Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. СПб.: Владос, 2003

  57. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2005

  58. Шипицына Л.М. Психология детей – сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2005

  59. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М.Шипицыной и Е.В.Казаковой. СПб., 2001.

  60. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. М.: Медицина, 2001.

  61. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем – Новосибирск, НГОО «Гуманитарный проект», ЮНИСЕФ, 2005

  62. Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина, 1999.


Рекомендуемые Интернет-ресурсы:

  1. http://www.afew.org/

  2. http://www.aids.ru/

  3. http://www.aidsjournal.ru/

  4. http://www.hivrussia.net/

  5. http://www.komzdrav.ru/

  6. http://www.spid.ru/

  7. http://www.unaids.ru/ru/

  8. http://www.who.int/topics/hiv_infections/ru/index.html







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconМетодические рекомендации для преподавателей Москва-Санкт-Петербург 2007
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconПрограмма профилактики вич-инфекции в общеобразовательном учреждении...
Вич/спида образовательной среде в разработке программ по профилактике вич-инфекции следует руководствоваться принципом многоаспектности....
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconПрограмма по первичной профилактике вич-инфекции в образовательной...
Программа предназначена для руководителей, преподавателей, психологов, социальных педагогов учащихся и родителей учащихся общеобразовательных...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconПрограмма Профилактика вич-инфекции в мкоу сош д. Васькино Паспорт программы
Создание системы профилактической работы по предотвращению распространения эпидемии вич – инфекции среди учащихся
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconПлан урока по профилактике вич-инфекции При проведении деятельности...
Методическое пособие предназначено для специалистов, работающих в области профилактики социально-негативных заболеваний в молодёжной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconУчебный модуль
Профилактика вич-инфекции среди пин, лечение и социальное сопровождение с вич/спидом
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconРоссийской Федерации «Профилактика вич-инфекции в России: проблемы и перспективы»
За 25 лет, прошедшие с момента начала борьбы с эпидемией вич-инфекции в Российской Федерации, на государственном уровне был принят...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconРеферат о вич-инфекции
Спид. Это стадия дает наибольшие возможности для распознавания инфекции вич, и история учения об этой инфекции начинается с изучения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconПрограмма дисциплины дпп в. 00 Профилактика вич/спида в учреждениях...
Дисциплина «Профилактика вич/спида в учебных заведениях» имеет своей целью рассмотрение практических аспектов планирования и организации...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconЗадачи : Дать достоверную информацию о вич-инфекции и спиде, способах...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconТема: проблемы, связанные с вич/спид, профилактика вич инфекции
Минздравсоцразвития РФ №597н, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconО мерах по сдерживанию распространения вич-инфекции среди населения...
В целях сдерживания эпидемии вич-инфекции на территории Таштагольского района, проведения активной и системной работы по сохранению...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconПрограмма тематического цикла: «Профилактика вич-инфекции в стоматологии»
Ющук Николай Дмитриевич д м н., профессор, академик рамн, заведующей кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии гоу впо московский...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выявление вич-инфекции среди молодежи и несовершеннолетних, обуславливает необходимость ведения повсеместной работы по профилактике...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Деятельность международных компаний в глобальной среде»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» iconКишечные инфекции
Эпидемиологический надзор, лабораторная диагностика и профилактика ротавирусной инфекции


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск