уЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины «Профилактика ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде»
Москва-Санкт-Петербург
2007
Авторы: Шипицына Л.М. – д.б.н., проф., Заслужен. деят. науки РФ;
Шпиленя Л.С. – д.м.н., проф.
Муралова А.В. – ст. препод., психолог;
Солнцева Н.Е. – доцент, психолог; Профилактика ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под ред Л.М.Шипицыной, 2007.
Методические рекомендации подготовлены в помощь преподавателю, ведущему курс «Профилактика ВИЧ – инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде». Рекомендации содержат программу, тематическое планирование и методические советы.
I Пояснительная записка
Курс «Профилактика ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» предназначен для студентов педагогических ВУЗов. Оптимальный объем курса: 48 часов. Из них 24 часа выделяется для аудиторных занятий и 24 часа предусмотрено для самостоятельной работы. Курс разбит на 8 разделов-модулей, построенных по проблемному принципу, что позволяет при сохранении поэтапного изложения и изучения материала, ознакомиться с основными проблемами и способами их решения в области профилактики ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде.
Предметом курса являются современные инновационные технологии организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции в образовательной среде.
Главная цель предлагаемого курса – развить у обучаемых студентов потребность и возможность в осуществлении деятельности по профилактике ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних.
Оригинальность курса состоит в том, что впервые в педагогическом ВУЗе осуществляется попытка подготовки студентов – будущих преподавателей в области профилактики ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних в образовательной среде. Данное направление представляется инновационным, так как до последнего времени в области профилактики ВИЧ-инфекции среди населения преобладал исключительно медикоцентристский подход. Принципиально новым в содержании курса является также и то, что акцент в профилактической деятельности ставится не столько на информационно-просветительные технологии, направленные на ознакомление с медико-биологическими проявлениями и неблагоприятными последствиями ВИЧ-инфекции, но в первую очередь на воспитательно-педагогические подходы и методы психологического тренинга несовершеннолетних с целью повышения их социальной ответственности, уверенности в себе, способности преодолевать трудности и находить эффективные решения в сложных жизненных ситуациях, адекватно управлять своими эмоциями и поведением.
По дидактическим целям в курсе предусмотрены теоретические и практические формы организации обучения. Теоретический материал излагается в лекциях информационного и проблемного характера. Проверка степени усвоения теоретического материала, основных разделов программы, формирование навыков организации и проведения профилактики ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних в образовательной среде осуществляется на практических занятиях.
Программой курса предусмотрено 24 часа самостоятельной работы, в ходе которой студентам необходимо более глубоко изучить не только вопросы, рассматриваемые на занятиях, но и взаимосвязанные проблемы. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя с использованием рекомендованной литературы и учебно-методических пособий, в частности, методического пособия для студентов, специально разработанного для курса «Профилактика ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде».
Систему педагогического контроля в ходе реализации программы курса образуют устные опросы студентов на занятиях, реферат по основным проблемным вопросам, изложенным в лекциях, проектная работа на основании практических занятий на тему: «Проект программы профилактики ВИЧ – инфекции среди несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения». Для проверки и закрепления полученных знаний и умений студентами по предлагаемому курсу на итоговом занятии предусмотрен зачет.
Для помощи преподавателю к каждому разделу дается список литературы по теме. Целевое назначение курса: формирование у студентов педагогических и психологических специальностей базовых знаний в области теории и практики профилактики ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних и молодежи, а также развитие навыков разработки, организации и реализации профилактических программ в условиях образовательных учреждений. Задачи курса:
Обосновать глобальность и актуальность проблемы распространения ВИЧ-инфекции в современном обществе.
Ознакомить студентов с теоретическими основами научных знаний о ВИЧ/СПИДе, а также дать представления об эпидемиологии, способах и путях передачи данного заболевания.
Обучить психолого-педагогическим методам и формам профилактической работы с несовершеннолетними, их семьями и ближайшим окружением, с учетом возрастных и личностных особенностей.
Дать представления о психолого-педагогическом сопровождении ВИЧ-инфицированных в условиях образовательных учреждений.
Сформировать у будущих специалистов навыки самостоятельного построения, организации и реализации профилактических программ в образовательной среде.
Ознакомить слушателей с основами российского законодательства в сфере профилактики ВИЧ-инфекций.
Студенты, освоившие курс смогут:
овладеть теоретическими знаниями из многих научных дисциплин, таких как биология, медицина, психология, педагогика, социология, основы юриспруденции, для понимания проблемы ВИЧ/СПИДа в современном обществе;
иметь сформированные научные представления об источниках и способах распространения ВИЧ-инфекций среди несовершеннолетних в образовательной среде;
владеть базовыми основами построения профилактической деятельности в образовательной среде;
проводить первичные профилактические мероприятия в образовательных учреждениях по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа;
иметь представления о специфике работы специалистов образовательных и социальных учреждений, в которых находятся ВИЧ-инфицированные;
знать об основах законодательства межведомственного взаимодействия в сфере профилактики в целом, и в области профилактики ВИЧ/СПИДа конкретно.
При реализации учебной программы предусмотрены следующие формы подачи учебного материала на лекционных, практических и семинарских занятиях:
диалог преподавателя со слушателями;
деловые игры;
тренинги.
Форма итогового контроля: по окончанию курса проводится зачет. II Тематический план курса
№ | Наименование разделов и тем | Всего | Аудиторные занятия | ССР | ЛЛК | ПР | I | Часть 1. Основы научных знаний о ВИЧ/СПИДе | 16 | | | | -
| История возникновения и распространения ВИЧ-инфекции | 2 | 2 | | 2 | -
| Эпидемиология и патогенез ВИЧ-инфекции | 2 | 2 | | 2 | -
| Общие сведения о ВИЧ, его свойства и воздействие на организм человека | 2 | 2 | | 2 | -
| Клиника, Диагностика и лечение ВИЧ-инфекции | 2 | 2 | | 2 | II | Часть 2. Организация и проведение программ профилактики ВИЧ-инфекции
| | | | | -
| Интерактивные формы проведения профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде | | | 4 | 4 | -
| Алгоритм разработки программ профилактики ВИЧ-инфекции профилактических программ | | | 4 | 4 | -
| Проведение профилактических занятий | | | 4 | 4 | -
| Сопровождение ВИЧ-инфицированных детей и подростков в образовательной среде
| | | 4 | 4 | | Итого
| 448 | 8 | 16 | 24 |
III Содержание курса
Раздел 1. Введение в проблему ВИЧ/СПИДа
Тема 1. История возникновения и распространения ВИЧ-инфекции
Начало эпидемии в мире. Исследования, проводимые в 80-е годы 20 века. Теории происхождения ВИЧ. Этапы развития эпидемии ВИЧ-инфекции в России. История открытия ВИЧ. Рекомендуемая литература:
Доклад о глобальной эпидемии СПИДа 2006. Глобальный доклад ЮНЕЙДС, 2006
Змушко Е.И., Белозеров Е.С. ВИЧ-инфекция. – СПб, 2000.
Консультирование до и после теста на ВИЧ-инфекцию / СПИДинфосвязь. Врачи без границ. – М., 1998.
Лицом к лицу со СПИДом. Программный доклад об исследованиях Всемирного банка. Пер.с англ. – М., 1998.
Мархоцкий Я. Р. Профилактика ВИЧ-инфекции – Вышейшая школа: Минск, 2007.
Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. М., 2000.
Развитие эпидемии СПИДа. Специальный доклад, посвященный профилактике ВИЧ: декабрь 2005. – М., ЮНЭЙДС/ВОЗ, 2005.
Тема 2. Эпидемиология и патогенез ВИЧ-инфекции Глобальные данные об эпидемии ВИЧ-инфекции. Эпидемиология ВИЧ-инфекции в России. Преобладающие пути передачи ВИЧ-инфекции в период с 90-х годов до начала 21 века. Основные тенденции распространения ВИЧ-инфекции в России. Удельный вес молодежи в распространении. Патогенез ВИЧ-инфекции Источники ВИЧ-инфекции. Механизмы передачи ВИЧ-инфекции. Пути реализации механизмов передачи возбудителя. Естественный и искусственный механизмы. Основные пути передачи ВИЧ-инфекции. Половой контакт. Факторы, повышающие риск заражения при половом контакте. Передача ВИЧ от матери к ребенку. Заражение при инъекционном употреблении наркотиков. Переливание зараженной крови. Профессиональнoe заражение медработников. Мифы о возможном заражении ВИЧ-инфекции. Группы, уязвимые к ВИЧ-инфекции. Случаи ВИЧ-инфицирования в различных группах населения. Уязвимость к ВИЧ/СПИДу.
Рекомендуемая литература:
Доклад о глобальной эпидемии СПИДа 2006. Глобальный доклад. ЮНЕЙДС, 2006
Консультирование до и после теста на ВИЧ-инфекцию / СПИДинфосвязь. Врачи без границ. – М., 1998.
Лицом к лицу со СПИДом. Программный доклад об исследованиях Всемирного банка. Пер.с англ. – М., 1998.
Мархоцкий Я. Р. Профилактика ВИЧ-инфекции – Вышейшая школа: Минск, 2007.
Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. М., 2000.
Развитие эпидемии СПИДа. Специальный доклад, посвященный профилактике ВИЧ: декабрь 2005. – М., ЮНЭЙДС/ВОЗ, 2005.
Франкхам Дж., Канабус А. Поговорим с подростками о СПИДе. Пособие для родителей. – Таллин, 1993.
Тема 3. Общие сведения о ВИЧ-инфекции и СПИДе
Вирус иммунодефицита человека. Понятие, особенность. Разведение понятий ВИЧ и СПИД.
Общие сведения об иммунитете человека Иммунитет. Его роль в защите организма от инфекций. Иммунная система. Врожденный и приобретенный иммунитет. Роль антител в иммунном ответе. Антигены. Иммунокомпетентные клетки. Т-лимфоциты, их роль в иммунном ответе. Рецепторы CD4. Иммунодефицит.
Структура ВИЧ и его воздействие на иммунную систему человека.
Типы клеток, ткани и органы, поражаемые ВИЧ. Оппортунистические инфекции. Цитопатическое действие ВИЧ. Рекомендуемая литература:
Белозеров Е.С., Клебанов Я.А., Сапарбеков М.К. СПИД. – Алматы, 1995.
ВИЧ – инфекция. Клиника, диагностика и лечение / Под общ. ред. В. В. Покровского. – М: Геотар Медицина, 2000.
Змушко Е.И., Белозеров Е.С. ВИЧ-инфекция. – СПб, 2000.
Змушко Е.И., Белозеров Е.С., Митин Ю.А. Клиническая иммунология. – СПб., 2001.
Консультирование до и после теста на ВИЧ-инфекцию / СПИДинфосвязь. Врачи без границ. – М., 1998.
Лысенко А.Я., Турьянов М.Х., Лавдовская М.В., Подольский В.М. ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания. М., 1996.
Мархоцкий Я. Р. Профилактика ВИЧ-инфекции – Вышейшая школа: Минск, 2007.
Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. М., 2000.
Рахманова А.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника и лечение. СПб, 2000.
Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. М.: Медицина, 2001.
Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина, 1999.
Тема 4. Клиника, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции и СПИДа
Развитие ВИЧ-инфекции и СПИДа. Стадии развития ВИЧ-инфекции. Стадия инкубации. Стадия первичных проявлений: бессимптомная, острая инфекция без вторичных заболеваний, острая инфекция с вторичными заболеваниями. Длительность течения стадий.
Субклиническая стадия.
Стадия вторичных заболеваний. Терминальная стадия. Факторы, влияющие на длительность заболевания. Продолжительность жизни ВИЧ-инфицированного.
Диагностика ВИЧ-инфекции. Критерии постановки диагноза. Критерии Банги. Большие и малые признаки. Лабораторная диагностика. ИФА-тест. Ложноположительный результат диагностики. Реакция иммунноблоттинга. Тест ПЦР. Достоинства и недостатки различных лабораторных методов диагностики.
Лечение ВИЧ-инфекции. Антиретровирусная терапия. Виды медикаментозной помощи ВИЧ-инфицированных. Эффективность терапии.
Рекомендуемая литература:
Белозеров Е.С., Клебанов Я.А., Сапарбеков М.К. СПИД. – Алматы, 1995.
ВИЧ – инфекция. Клиника, диагностика и лечение / Под общ. ред. В. В. Покровского. – М: Геотар Медицина, 2000.
Змушко Е.И., Белозеров Е.С. ВИЧ-инфекция. – СПб, 2000.
Змушко Е.И., Белозеров Е.С., Митин Ю.А. Клиническая иммунология. – СПб., 2001.
Консультирование до и после теста на ВИЧ-инфекцию / СПИДинфосвязь. Врачи без границ. – М., 1998.
Лысенко А.Я., Турьянов М.Х., Лавдовская М.В., Подольский В.М. ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания. М., 1996.
Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. М., 2000.
Рахманова А. Г., Воронов Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ – инфекция у детей. – 2000.
Рахманова А.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника и лечение. СПб, 2000.
Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. М.: Медицина, 2001.
Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина, 1999.
Часть 2. Организация и проведение программ профилактики ВИЧ-инфекции Тема 1. Интерактивные формы проведения профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде (4 часа) Понятие интерактивного обучения. Структура проведения интерактивного профилактического занятия. Интерактивные технологии проведения профилактических занятий с учащимися. Технологии работы с группой. Рекомендуемая литература:
Айвс Р., Федорова О. Пособие по формированию жизненных навыков в образовательном учреждении. Пособие для педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих с детьми и подростками – Страсбург: Группа Помпиду, 2004 г.
Как уберечь ребенка от ВИЧ/СПИДа: Пособие для родителей / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. – М., 2006
Консультирование подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья / Под ред. О.В. Шараповой. – М., 2005
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. – М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000
Понамарева Н., Понамарев К. Наведение мостов. Руководство для проведения семинаров по профилактике наркозависимости и ВИЧ/СПИДа – СПб.: «Ребенок – здоровье, развитие, творчество», 2000
Шереги Ф.Э. Проблемы формирования толерантного отношения к ВИЧ – инфицированным в образовательной среде: Социологический анализ. – М.: ЦСП, 2006
Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем – Новосибирск, НГОО «Гуманитарный проект», ЮНИСЕФ, 2005
Тема 2. Алгоритм разработки программ профилактики ВИЧ-инфекции профилактических программ Подростковый возраст как фактор риска инфицирования ВИЧ. Акцентуации характера. Подростковые реакции.
Этапы разработки профилактических программ для целевой группы подростки. Теоретические аспекты формулирования запроса. Определение и учет особенностей целевой группы. Формулирование целей и задач программы.
Создание учебно-методического плана профилактической программы. Формулирование ожидаемых результатов программы профилактики. Дизайн профилактической программы
Рекомендуемая литература:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. – М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2005
Рай Л. Развитие навыков тренинга. – СПб.: Питер, 2002
Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб, Речь, 2001.
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М. Генезис, 2002
Фопель К. Сплоченность и толерантность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М. Гензис, 2002
Фопель К. Технология ведения тренинга. – М. Генезис, 2003
Тема 3. Проведение профилактических занятий (4 часа)
На практическом занятии проводится анализ практической самостоятельной работы. Разработка и проведение профилактического мини-семинара является одной из составляющей частей итогового контроля по курсу. Рекомендуемая литература:
Айвс Р., Федорова О. Пособие по формированию жизненных навыков в образовательном учреждении. Пособие для педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих с детьми и подростками. – Страсбург: Группа Помпиду, 2004 г.
Понамарева Н., Понамарев К. Наведение мостов. Руководство для проведения семинаров по профилактике наркозависимости и ВИЧ/СПИДа. – СПб.: «Ребенок – здоровье, развитие, творчество», 2000
Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2005
Фопель К. Технология ведения тренинга. – М.: Генезис, 2003
Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. – Новосибирск, НГОО «Гуманитарный проект», ЮНИСЕФ, 2005
Тема 4. Сопровождение ВИЧ-инфицированных детей и подростков в образовательной среде (4 часа)
Психологические особенности ВИЧ-инфицирированных детей и подростков. Система помощи ВИЧ-инфицированным детям и подросткам.
Определение понятия психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение ВИЧ-инфицированных детей и подростков в образовательном учреждении. Создание проекта сопровождения ВИЧ-инфицированных детей и подростков в образовательном учреждении. Рекомендуемая литература:
Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – Спб: Питер, 2007
Шахманова А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. – СПб: Academia, 2005
Шипицина Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. СПб.: Владос, 2003
Шипицына Л.М. Психология детей – сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2005
Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2005
IV КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Кто и когда ввел понятия ВИЧ и СПИД?
Перечислите версии происхождения ВИЧ-инфекции. Какая из них является наиболее научно-доказанной?
Есть ли особенности распространения ВИЧ-инфекции в РФ? В чем заключаются эти различия?
Каковы основные стратегии борьбы с пандемией ВИЧ-инфекции?
Какие существуют основные направления противодействия ВИЧ-инфекции?
Назовите регионы, подверженные наибольшему заражению ВИЧ-инфекции.
Перечислите и обоснуйте основные тенденции в современном течении ВИЧ-инфекции в России и в мире.
Перечислите факторы ускоряющие и замедляющие темпы распространения ВИЧ-инфекции. В мире, в РФ, в вашем городе.
Назовите источники ВИЧ-инфекции и перечислите основные биологические субстраты, в которых возможно содержание ВИЧ.
Расскажите о механизмах передачи ВИЧ-инфекции и о роли каждого из них в современном эпидемиологическом процессе.
Охарактеризуйте основные пути передачи ВИЧ-инфекции (их вес от общего числа случаев заражения; факторы, повышающие риск инфицирования ВИЧ при определенных рискованных стилях поведения).
Обоснуйте, в каких случаях невозможна передача ВИЧ-инфекции в повседневной жизни.
Опишите традиционные группы лиц, уязвимые к заражению ВИЧ-инфекцией.
Перечислите основные факторы риска. Поясните: какие на ваш взгляд факторы в большей степени провоцируют распространение ВИЧ/СПИДа в современном мире.
Дайте определения понятиям ВИЧ и СПИД.
Опишите механизмы иммунитета.
В чем сущность иммунодефицита человека?
Опишите основные функции иммунной системы человека.
В чем особенности строения вируса иммунодефицита человека?
Дайте характеристику стадий развития ВИЧ-инфекции.
Какова стандартная процедура лабораторной диагностики ВИЧ/СПИДа в России?
Назовите основные принципы и недостатки современной терапии ВИЧ-инфекции.
Подростки каких типов акцентуаций характера наиболее склонны к поведенческим девиациям, наркозависимому поведению, ВИЧ/СПИДу?
Дайте характеристику наиболее распространенных поведенческих реакций подростков на психотравмирующую ситуацию, связанную с риском его ВИЧ-инфицирования.
Опишите особенности копинг-поведения подростков на стрессовые ситуации.
Объясните, почему факторы риска наркотизации являются также и факторами риска ВИЧ-инфицирования?
Дайте подробную оценку проявления биологических, психологических и социальных факторов риска приобщения подростков к ПАВ.
Опишите основные направления полового воспитания детей в дошкольном, младшем школьном и подростковом периодах (по выбору).
Объясните, в чем заключается комплексность профилактики ВИЧ/СПИДа
Перечислите ключевые направления комплексной программы профилактики ВИЧ/СПИДа
Назовите основные стратегии профилактической работы
Дайте характеристику уровней профилактики ВИЧ-инфекции.
Объясните что такое первичная профилактика, ее цели и задачи
Назовите базовые теории, лежащие в основе концепции профилактики
Обоснуйте основные группы профилактического вмешательства
Охарактеризуйте систему профилактики ВИЧ/СПИДа в России. В чем состоит роль специалистов образовательных учреждений в профилактике ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних и молодежи?
Каковы основные направления профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде
Каковы критерии эффективности профилактических программ? Для чего используется экспертиза разрабатываемых программ? Как оценивается реальная эффективность проведенной программы?
Каковы основные субъекты и объекты профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде?
Охарактеризуйте основные формы и методы профилактической работы со здоровыми учащимися.
Какие виды помощи должны быть оказаны учащимся группы риска заражения ВИЧ на каждом этапе изменения проблемного поведения на более безопасное и ответственное?
Охарактеризуйте стадии изменения поведения.
Перечислите психологические особенности ВИЧ-инфицированных детей и подростков.
Дайте характеристику сопровождения ВИЧ-инфицированных в образовательных учреждениях. В чем специфика работы с детьми ВИЧ-инфицированныx матерей.
Охарактеризуйте основные виды помощи семьям ВИЧ-инфицированных наркозависимых несовершеннолетних в образовательных учреждениях.
Основные действующие федеральные и ведомственные документы по профилактике ВИЧ-инфекции.
V ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
Взгляд на проблему ВИЧ/СПИДа, история и перспективы
Версии происхождения ВИЧ. Аргументы «за» и «против».
Научные открытия ученых Л. Монтанье, Р.Галло, В.В.Покровского (по выбору).
Механизмы и пути передачи ВИЧ-инфекции: мифы и реальность.
СПИДофобия: истоки, проявления, пути решения.
Информирование по проблемам ВИЧ/СПИД, как элемент профилактических программ в образовательной среде.
Информирование по проблемам ВИЧ/СПИД, как элемент консультирования.
Подростковый возраст как фактор риска ВИЧ-инфицирования
Акцентуированность характера как фактор риска ВИЧ-инфицирования
Учет специфики целевых групп в проведении профилактики ВИЧ-инфекции.
Концепции и модели профилактики ВИЧ-инфекции в современном обществе.
Организация профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде (на примере общеобразовательной школы, детского дома – на выбор).
Российское и международное законодательство в сфере профилактики ВИЧ-инфекции.
Обзор существующих программ по профилактике ВИЧ-инфекции. Достоинства и недостатки.
Психолого-педагогическое сопровождение ВИЧ-инфицированных подростков.
Психолого-педагогическое сопровождение семей ВИЧ-инфицированных детей.
Психологическая помощь лицам, осуществляющим сопровождение ВИЧ-инфицированным детям и подросткам.
Роль СПИД-сервисных организаций в оказании помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД.
Злоупотребление ПАВ как фактор риска инфицирования ВИЧ.
Тенденции и перспективы развития комплексного сопровождения ВИЧ-инфицированных детей и подростков.
Интерактивная форма обучения как базовый метод проведения профилактических программ.
Роль СМИ в профилактике ВИЧ-инфекции.
VI РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Айвс Р., Федорова О. Пособие по формированию жизненных навыков в образовательном учреждении. Пособие для педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих с детьми и подростками – Страсбург: Группа Помпиду, 2004 г.
Асланян А. Интеграция социально-психологической и медицинской помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом // Наше здоровье, 2005, с. 36-41
Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
Белозеров Е.С., Клебанов Я.А., Сапарбеков М.К. СПИД. – Алматы, 1995.
ВИЧ – инфекция. Клиника, диагностика и лечение / Под общ. ред. В. В. Покровского. – М: Геотар Медицина, 2000. – 500 с.
Гамусов А.Т., Дементьева Л.А., Смольский В.Ю. О состоянии и мерах по противодействию распространению ВИЧ – инфекции в Российской Федерации // Социальная профилактика и здоровье, 2005, № 6, с. 13-18
Гордон Дж., Клуда Т. Поговорим о СПИДе: Пособие для работы с населением. – М., 1996
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек. СПб., 2003.
Дети и СПИД: Объединимся ради детей. Объединимся против СПИДа. – М., ЮНИСЕФ, 2005
Доклад о глобальной эпидемии СПИДа 2006. Глобальный доклад. ЮНЕЙДС, 2006.
Должанская Н.А., Бузина Т.С. ВИЧ-инфекция в наркологической практике. М., 2000.
Дубровская М.О., Зелинская Д.И. Профилактика социального сиротства среди детей, рожденных ВИЧ – инфицированными матерями // Социальная профилактика и здоровье, 2005, № 6
Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних: Учебно-методическое пособие // Под ред. Л.М. Шипицыной. – М., 2004
Змушко Е.И., Белозеров Е.С. ВИЧ-инфекция. – СПб, 2000.
Змушко Е.И., Белозеров Е.С., Митин Ю.А. Клиническая иммунология. – СПб., 2001.
Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб.: Спецлит, 2001. Колков В.В. (ред.) Культуральные аспекты профилактики и борьбы с распространением ВИЧ/СПИД в России. М., 2003.
Как уберечь ребенка от ВИЧ/СПИДа: Пособие для родителей / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. – М., 2006
Комплексное сопровождение и коррекция развития детей – сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. – СПб, 2000
Консультирование подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья / Под ред. О.В. Шараповой. – М., 2005
Концептуальная основа и основополагающие принципы деятельности. Стигма и дискриминация в связи ВИЧ/СПИДом. – ЮНЭЙДС, 2002.
Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде // Социальная профилактика и здоровье, 2005, № 6, с. 2-9
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Министерство образования РФ. М., 2000.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. – М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Лицом к лицу со СПИДом. Программный доклад об исследованиях Всемирного банка. Пер.с англ. – М., 1998.
Лысенко А.Я., Турьянов М.Х., Лавдовская М.В., Подольский В.М. ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания. М., 1996.
Мархоцкий Я. Р. Профилактика ВИЧ-инфекции – Вышейшая школа: Минск, 2007
Медико-социальная служба и ее значение в профилактике СПИДа и других актуальных инфекций. – СПб, 1998.
Медико-социальное сопровождение людей, живущих с ВИЧ и членов их семей: Пособие для социальных работников. – М., 2006
Методическое руководство по работе с учащейся молодежью в области профилактики ВИЧ-инфекции и СПИД/ СибирьСПИД-Помощь. – Томск, 1997
Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. М., 2000.
Понамарева Н., Понамарев К. Наведение мостов. Руководство для проведения семинаров по профилактике наркозависимости и ВИЧ/СПИДа – СПб.: «Ребенок – здоровье, развитие, творчество», 2000
Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб: Питер, 2007
Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие для преподавателей педагогических вузов / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М., 2006
Профилактика ВИЧ-инфекции. Методические рекомендации/Под ред. Тайца Б.М., СПб., 2000.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде: Сборник программ / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб, 2003.
Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риса по злоупотреблению психоактивными веществами / Под ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпилени. М, 2004.
Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2005.
Рай Л. Развитие навыков тренинга. – СПб.: Питер, 2002
Рахманова А. Г., Воронов Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ – инфекция у детей. – 2000
Рахманова А.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника и лечение. СПб, 2000.
Середа В.М., Латышев Г.В., Орлова М.В. и др. Методические рекомендации по социально-психологическому сопровождению несовершеннолетних ВИЧ-инфицированных, злоупотребляющих психоактивными веществами в образовательных учреждениях. СПб., 2004.
Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб, Речь, 2001.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркоманий и алкоголизма: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003.
Стигма, дискриминация и нарушения прав человека в связи с ВИЧ: Тематические исследования успешных программ. – М., ЮНЭЙДС. – 2005
Стратегия ЮНЕСКО по образованию в области профилактики ВИЧ/СПИДа. – М., 2004.
Факторы риса и защиты в профилактике злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних / Под ред. Л.М.Шипицыной. М., 2004.
Фланаган В.Ф. Вирус иммунодефицита человека, СПИД и права человека в России. СПб., 2000.
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М. Генезис, 2002
Фопель К. Сплоченность и толерантность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М. Гензис, 2002
Фопель К. Технология ведения тренинга. – М. Генезис, 2003
Франкхам Дж., Канабус А. Поговорим с подростками о СПИДе. Пособие для родителей. – Таллин, 1993.
Шахманова А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. – СПб: Academia, 2005
Шереги Ф.Э. Проблемы толерантного отношения учащейся молодежи к ВИЧ – инфицированным // Социальная профилактика и здоровье, 2005, № 6
Шереги Ф.Э. Проблемы формирования толерантного отношения к ВИЧ – инфицированным в образовательной среде: Социологический анализ. – М.: ЦСП, 2006
Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Доклад. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи. – М., 2003.
Шипицина Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. СПб.: Владос, 2003
Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2005
Шипицына Л.М. Психология детей – сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2005
Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М.Шипицыной и Е.В.Казаковой. СПб., 2001.
Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. М.: Медицина, 2001.
Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем – Новосибирск, НГОО «Гуманитарный проект», ЮНИСЕФ, 2005
Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина, 1999.
Рекомендуемые Интернет-ресурсы:
http://www.afew.org/
http://www.aids.ru/
http://www.aidsjournal.ru/
http://www.hivrussia.net/
http://www.komzdrav.ru/
http://www.spid.ru/
http://www.unaids.ru/ru/
http://www.who.int/topics/hiv_infections/ru/index.html
|