Скачать 0.49 Mb.
|
ГОУ ВПО « МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОСЗДРАВА» МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ ЦИКЛА ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ Профилактика ВИЧ-инфекции в стоматологии Москва, 2009 Разработчики:
Рецензенты:
Программа тематического цикла: «Профилактика ВИЧ-инфекции в стоматологии» рассмотрена и утверждена на совместном заседании Проблемных учебно-методических комиссий по эпидемиологии и инфекционным болезням ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» Программа тематического цикла: «Профилактика ВИЧ-инфекции в стоматологии» рекомендована Ученым Советом московского государственного медико-стоматологического университета к использованию в системе дополнительного профессионального образования врачей-стоматологов. Содержание Введение Предисловие для слушателя Раздел 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (заочная часть) Модуль 1. Общественное здоровье и страховая медицина Тема 1.2. Организация службы по профилактике и борьбе со СПИД в системе здравоохранения Российской Федерации (Стоматологическая служба) Модуль 2. Фундаментальные дисциплины Тема 2.3. Микробиология Тема 2.9. Доказательная медицина Тема 2.11. Стоматология Тема 2.12. Иммунология Тема 2.13. Общая эпидемиология Тема 2.14. Общие вопросы инфекционной патологии Модуль 3 ВИЧ-инфекция, СПИД Тема 3.2. Основы патогенеза ВИЧ-инфекции Тема 3.4. Эпидемиология ВИЧ-инфекции Тема 3.5. Клинические проявления ВИЧ-инфекции Тема 3.5.3. Общая клиническая характеристика оппортунистических заболеваний Тема 3.6. Лабораторная диагностики ВИЧ-инфекции Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА Структура теста Оценка результатов тестирования Рекомендуемая литератураВведение Врачи всех специальностей недостаточно ориентированы в вопросах ВИЧ/СПИДа, а при постоянном росте распространенности ВИЧ-инфекции это может привести к неблагоприятным последствиям не только для пациента, но и окружающих его людей и медицинских работников. Учитывая это, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации было предложено разработать ряд учебных программ тематического усовершенствования (ТУ) с элементом очно-заочного обучения. Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции продолжает оставаться сложной. В 2008 г. зарегистрировано 54046 новых случаев ВИЧ-инфекции, что на 20,6% больше, чем в предыдущем году. Тенденция роста числа новых случаев ВИЧ-инфекции отмечена во всех субъектах Российской Федерации. Пораженность населения ВИЧ-инфекцией составила 0,3% от всего населения России. По итогам 2008 г. пораженность населения России ВИЧ-инфекцией выросла на 14% по сравнению с аналогичным показателем 2007 г. В 2008 г. произошло увеличение частоты выявления новых случаев ВИЧ-инфекции до 3% среди потребителей психоактивных веществ. Среди вновь заразившихся 73% составляют молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет. Более 60% вновь выявленных в 2007-2008 г. случаев заражения ВИЧ отмечено среди лиц, употребляющих психоактивные вещества инъекционным способом. Прогноз дальнейшего развития эпидемии ВИЧ-инфекции крайне неблагоприятный, т.к. страна вступает в очередную стадию развития эпидемии. В России проблема ВИЧ-инфекции в стоматологии интенсивно изучается с конца 80-х годов XX века. Выделены и описаны СПИД-индикаторные заболевания, симптоматика поражения слизистой оболочки полости рта и пародонта у ВИЧ-инфицированных. В связи с продолжающимся ростом распространенности ВИЧ-инфекции вероятность встречи врача-стоматолога с ВИЧ-инфицированными пациентами постоянно увеличивается. У многих из этих пациентов могут быть различные проявления болезни в полости рта. Стоматологам, как, впрочем, и другим специалистам, придется принимать участие в постановке диагноза, лечении ВИЧ-инфицированных людей, профилактической работе. Это потребует от стоматологов знаний симптомов поражения полости рта и пародонта. При стоматологических манипуляциях неизбежны повреждения слизистой оболочки полости рта, возникновение кровотечений. При этом возникает инфицирование медицинского инструментария, слепков, протезов, возможно рассеивание аэрозолей, содержащих кровь, слюну при использовании высокоскоростных стоматологических установок. На приеме у стоматолога могут оказаться пациенты, не знающие или скрывающие свое заболевание, больные в стадии инкубации, которые могут стать источником инфекции для других пациентов и для персонала лечебного учреждения. В России создана сеть центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, которые целенаправленно на местах проводят работу по различным аспектам ВИЧ-инфекции. Если раньше пациентами занимались, в основном, сотрудники центров, то с развитием крупномасштабной эпидемии ВИЧ-инфекции их деятельность не только активизировалась, но и возникла острая потребность в совершенствовании знаний практикующих врачей по проблеме ВИЧ/СПИД, в том числе и врачей-стоматологов. Среди всех врачебных специальностей у врачей – стоматологов достаточно высок риск заражения и передачи ВИЧ-инфекции. Прежде всего, это связанно с постоянно действующим биологическим фактором риска возможного инфицирования ВИЧ, то есть профессиональная деятельность врача-стоматолога связана с работой в полости рта и наличием постоянного контакта с биологической жидкостью полости рта, в которой содержится широкий спектр микроорганизмов. Ежедневный контакт со слюнной, десневой жидкостью, кровью и пр. должен мотивировать врача – стоматолога и его ассистента на использование не только необходимых средств индивидуальной защиты, но и минимизацию возможных рисков заражения и распространения ВИЧ-инфекции, как среди пациентов, так и медицинского персонала в условиях стоматологической клиники. При оказании стоматологической помощи следует строго соблюдать санитарно-гигиенический режим. Любой пациент должен рассматриваться, как потенциальный источник инфекции, в том числе ВИЧ и парентеральных гепатитов. Ранние клинические проявление ВИЧ–инфекции в полости рта помогают заподозрить эту инфекцию, в том числе и врачом-стоматологом. Учитывая этот факт, врач-стоматолог обязан не только оказать стоматологическую помощь пациенту, но и уметь провести дифференциальную диагностику поражений слизистой оболочки полости рта, определить первичный объем профилактических мероприятий в том числе и при аварийной ситуации. Медицинский персонал стоматологических кабинетов и отделений относится к группе профессионального риска. Чтобы предотвратить заражение персонала при проведении стоматологических манипуляций, стоматолог должен знать пути и факторы, реализующие передачу ВИЧ, а оказание стоматологической помощи должно осуществляться с соблюдением необходимых мер предосторожности и при неукоснительном выполнении правил дезинфекции и стерилизации медицинского и стоматологического инструментария. Медицинские работники стоматологической службы не могут отказать в выполнении своих профессиональных обязанностей больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным пациентам, но при этом они могут испытывать тревогу и даже страх перед возможностью заражения. Знание проблемы ВИЧ/СПИДа в целом, грамотное поведение на рабочем месте позволит уменьшить вероятность риск заражения, снять напряжение и квалифицированно оказать стоматологическую помощь. Предисловие для слушателя Прежде чем Вы начнете самостоятельную подготовку к прохождению ТУ в рамках цикла: «Профилактика ВИЧ-инфекции в стоматологии» следует прочитать эти методические рекомендации и ознакомиться с содержательной частью разделов программы. Материалы, разработанные по учебной программе не похожи на учебник, потому, что они не только представляют информацию и увеличивают теоретические знания учащихся, но и содержат ряд контрольных вопросов и заданий, выполнение, которых позволяет самостоятельно (заочно) подготовиться к успешному прохождению очной части обучения. Кроме того поэтапное, заочно-очное, усвоение материалов учебных модулей тематического усовершенствования позволяет сформировать определенные алгоритмы клинического мышления, что повышает профессиональные навыки врача-стоматолога. Заочная подготовка позволяет:
Разработанные методические материалы предназначены для врачей повышающих свои знания на последипломном периоде непрерывного образования. Структура методических материалов имеет две главные компоненты:
Учебно-информационные материалы – рекомендуемая литература для самостоятельной проработки, основная часть которой представлена на СD диске (выделено полужирным шрифтом в перечне рекомендуемой литературы). Учебные модули имеют одинаковую структуру, что облегчает процесс самоподготовки. Система контрольных вопросов и заданий позволяет с одной стороны оценить уровень самоподготовки, а с другой – использовать материалы самоподготовки на практических занятиях и семинарах. Правила ведения РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ в разделе САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА приведены Вопросы для самостоятельной проработки и Контрольные вопросы, Тестовые задания, клинические ситуационные задачи. Руководствуясь приведенным списком Рекомендуемой литературы для самостоятельной проработки Вам надо изучить тематический материал и вписать в отведенные строки краткие ответы на контрольные вопросы. Решение тестовых заданий и клинических ситуационных задач позволит лучше подготовиться к семинарам и практическим занятиям очной части тематического усовершенствования. Материалы самоподготовки потребуются на практических занятиях и семинарах. Ваши ответы должны быть написаны разборчиво и ясно, так как они будут проверяться куратором цикла тематического усовершенствования. Раздел 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Заочная часть Цель: углубление и расширение знаний по разделам «Общественное здоровье и страховая медицина/Стоматологическая служба», «Фундаментальные дисциплины» для прохождения тематического усовершенствования по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в стоматологии. Основные знания необходимые для освоения материала: Микробиология, доказательная медицина, стоматология, иммунология, общая эпидемиология, общие вопросы инфекционной патологии, профилактика ВИЧ-инфекции. Требования к уровню самостоятельного освоения содержания материала: Слушатель должен освоить:
Слушатель должен иметь представление о:
Модуль 1. Общественное здоровье и страховая медицина Тема 1.2: «Организация службы по профилактике и борьбе со СПИД в системе здравоохранения Российской Федерации (Стоматологическая служба)» Количество часов, выделяемых на самоподготовку - 4 Вопросы для самостоятельной проработки:
Рекомендуемая литература для самостоятельной проработки: (а) Основная литература:
(б) Дополнительная литература:
Контрольные вопросы:
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Модуль 2. Фундаментальные дисциплины Тема 2.3: Микробиология Количество часов, выделяемых на самоподготовку - 2 Проработанная информация будет востребована на семинарских и практических занятиях очной части цикла. Вопросы для самостоятельной проработки:
Рекомендуемая литература для самостоятельной проработки: (а) Основная литература:
Контрольные вопросы:
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Модуль 2. Фундаментальные дисциплины Тема 2.9: Доказательная медицина: Количество часов, выделяемое на самоподготовку - 1 Проработанная информация будет востребована на семинарских занятиях очной части цикла: «Инфекционный контроль/Стандартные универсальные меры предосторожности» Вопросы для самостоятельной проработки:
Рекомендуемая литература для самостоятельной проработки: (а) Основная литература:
Контрольные вопросы:
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Модуль 2. Фундаментальные дисциплины Тема 2.11: Стоматология Количество часов, выделяемое на самоподготовку – 4 Проработанная информация будет востребована на семинарских и практических занятиях очной части цикла: «Профилактика ВИЧ-инфекции», «Инфекционный контроль/Стандартные универсальные меры предосторожности», «Дифференциальная диагностика поражений слизистой оболочки полости рта у больных ВИЧ-инфекцией» Вопросы для самостоятельной проработки:
Рекомендуемая литература для самостоятельной проработки: (а) Основная литература:
|
Программа Профилактика вич-инфекции в мкоу сош д. Васькино Паспорт программы Создание системы профилактической работы по предотвращению распространения эпидемии вич – инфекции среди учащихся | Учебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции... Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под... | ||
Учебный модуль Профилактика вич-инфекции среди пин, лечение и социальное сопровождение с вич/спидом | Российской Федерации «Профилактика вич-инфекции в России: проблемы и перспективы» За 25 лет, прошедшие с момента начала борьбы с эпидемией вич-инфекции в Российской Федерации, на государственном уровне был принят... | ||
Реферат о вич-инфекции Спид. Это стадия дает наибольшие возможности для распознавания инфекции вич, и история учения об этой инфекции начинается с изучения... | Программа профилактики вич-инфекции в общеобразовательном учреждении... Вич/спида образовательной среде в разработке программ по профилактике вич-инфекции следует руководствоваться принципом многоаспектности.... | ||
Задачи : Дать достоверную информацию о вич-инфекции и спиде, способах... ... | План урока по профилактике вич-инфекции При проведении деятельности... Методическое пособие предназначено для специалистов, работающих в области профилактики социально-негативных заболеваний в молодёжной... | ||
Тема: проблемы, связанные с вич/спид, профилактика вич инфекции Минздравсоцразвития РФ №597н, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н... | Программа дисциплины дпп в. 00 Профилактика вич/спида в учреждениях... Дисциплина «Профилактика вич/спида в учебных заведениях» имеет своей целью рассмотрение практических аспектов планирования и организации... | ||
О мерах по сдерживанию распространения вич-инфекции среди населения... В целях сдерживания эпидемии вич-инфекции на территории Таштагольского района, проведения активной и системной работы по сохранению... | Программа по первичной профилактике вич-инфекции в образовательной... Программа предназначена для руководителей, преподавателей, психологов, социальных педагогов учащихся и родителей учащихся общеобразовательных... | ||
Кишечные инфекции Эпидемиологический надзор, лабораторная диагностика и профилактика ротавирусной инфекции | Приказ от 12. 03. 2014г. №36 «О профилактике острых кишечных инфекций в мадоу црр №2 «Дельфин» Сп 1 1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций», му 1 2969-11 «Эпидемиологический надзор, лабораторная диагностика и профилактика... | ||
Урок по вич статистика и история развития эпидемии Занятие необходимо начать с постановки проблемы: с начала эпидемии спида 64 млн человек в мире были инфицированы вич, 40 млн из них... | Методические рекомендации для преподавателей Москва-Санкт-Петербург 2007 Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под... |