Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года





Скачать 145.55 Kb.
НазваниеПостановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года
Дата публикации22.07.2013
Размер145.55 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Психология > Закон

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО


г. Москва, РАО


23 января 2013 года

Утверждение отчетов о выполнении научно-исследовательских работ по направлениям фундаментальных исследований РАО за 2007-2012 годы







Сообщения научных руководителей направлений Плана исследований РАО: академика РАО, академика-секретаря Отделения психологии и возрастной физиологии РАО Анатолия Алексеевича Деркача, академика РАО, директора ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО Николая Николаевича Малофеева


Заслушав и обсудив сообщения научных руководителей направлений Плана исследований РАО:

  1. академика РАО, академика-секретаря Отделения психологии и возрастной физиологии РАО А.А.Деркача «Результаты исследований по направлению «Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях» за 2007-2012 гг.»,

  2. академика РАО, директора ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО Н.Н.Малофеева «Результаты исследований по направлению «Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка» за 2007-2012 гг.»,


Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО ОТМЕЧАЕТ:

  1. По направлению «Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях»:

При изучении закономерностей психического развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности (академик РАО Малых С.Б.) получены достоверные данные о динамике генетического контроля индивидуальных особенностей темперамента у детей 7-17 лет; выявлены долгосрочные предикторы индивидуальных способностей к регуляции внимания в дошкольном возрасте. Выделена феноменология индивидуальных и стилевых особенностей саморегуляции человека, разработаны методы диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции и программы развития осознанной саморегуляции. Разработаны и валидизированы методы объективного изучения общих и специальных способностей (художественные, лингвистические, музыкальные, математические, мнемические), а также профориентационнын методики в сфере социономических и инженерно-технических профессий. Выявлены особенности структуры семьи как источника различий в личностной сфере современных детей. Разработаны концепция и методика когнитивного развития школьников как средства формирования их интеллектуального потенциала и мотивационно-эмоциональной сферы. Определен исследовательский и прикладной потенциал историко-генетического подхода в изучении процессов социализации и становления различных форм идентичности в онтогенезе; выявлены характеристики становления разных форм идентичности у детей, молодежи, в периоды зрелости и старения. Осуществлено теоретическое и эмпирическое обоснование новых стратегий и методов выявления и развития одаренности учащихся в школьном обучении. Областью применения полученных данных является область научного познания, профессиональное психологическое образование, а также психологическое сопровождение детства.

При изучении психологических основ развития и обучения ребенка в современном социокультурном контексте (академик РАО Рубцов В.В.) выявлены основные направления инновационных процессов в современной российской образовательной системе; проведена комплексная диагностика психолого-педагогических эффектов данных образовательных инноваций. Получены данные о динамике эмоциональных переживаний в отношениях со сверстниками современных дошкольников. Определены наиболее эффективные методы коррекции девиантного поведения подростков и юношей, показано,что их использование требует привлечения профессиональных психологов и социальных работников в образовательные учреждения. Разработана и апробирована бланковая психодиагностическая методика оценки экологического сознания детей и подростков. Разработана модель позиции субъекта учения, понимаемой как психологическая система; показана ее роль в повышении эффективности образовательного процесса. Определены психолого-педагогические условия проявления и поддержки индивидуальной образовательной траектории развития личности школьника. Определены параметры деятельностного подхода к воспитанию учебной самостоятельности школьников. Разработана концепция личностного и профессионального развития педагога в современных социально-экономических условиях. Областью применения полученных данных является профессиональное психологическое образование, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, практическая работа с детьми разных возрастов.

При изучении теоретических, методических и организационных основ психологического обеспечения современного образования (академик РАО Дубровина И.В., академик РАО Асмолов А.Г.) разработана концепция психологической культуры и психологического здоровья в современной системе образования. Разработана и реализована в учебных книгах для 1-9 классов общеобразовательной школы психолого-дидактическая концепция преподавания русской филологии. Обоснован тезис о необходимости интеграции современных психотерапевтических подходов в целях принципиального расширения возможностей психотерапии и как исследовательского и как прикладного направления. Определены принципы и стратегия психотерапевтического общения с заикающимися в ходе семейной логопсихотерапии, выявлены терапевтическая и диагностическая функции библио- и кинотерапии в системе семейной групповой логопсихотерапии. Осуществлено теоретическое обоснование нормативного подхода к диагностике индивидуальности; разработана и апробировна методика нормативопринятия. Проведен анализ динамики парадигмальных изменений в основных концепциях клинической психологии, психотерапии, информационных технологиях компьютерного представления психологического знания, педагогике образования и педагогической психологии; выявлено их парадигмальное взаимодействие; показано содержание парадигмальных изменений в современной науке; проведен анализ системы активных психолого-педагогических методов. Областью применения полученных данных является профессиональное психологическое образование, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, практическая работа с детьми разных возрастов, область научного познания. Новизна результатов исследований заключается в их ориентации на потребность современного образования в социокультурной модернизации, в подготовке современной молодежи к овладению универсальными способами деятельности, к принятию решений при проблемных ситуациях в образовательной среде, к овладению методами саморегуляции. Теоретическая значимость результатов исследований определяется реализацией системного подхода к психолого-педагогическому сопровождению социальных инноваций в сфере образования, направленных на создание благоприятной ситуации развития личности в образовательной среде. Практическая значимость результатов заключается в разработке практикоориентированных методик социальной интеграции учащейся молодежи, способствующих сохранению психического и психологического здоровья школьников в условиях обновления системы политических и социально-экономических отношений, роста численности мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья в российских образовательных учреждениях, усиления интенсивности информационных потоков, ослабления централизованного идеологического влияния на молодежь. Наиболее значимые результаты: стратегия социокультурной модернизации образования, принципы и методы формирования гражданской, этнокультурной и конфессиональной идентичности в системе непрерывного образования, модель социально-психологической диагностики социального капитала российской молодежи, описание диалогических оснований эффективного коммуникативного взаимодействия педагогов и учащихся как компонента организационной культуры образовательных учреждений.

При изучении психологии безопасности в образовании и психологического обеспечения деятельности учащихся и педагогов в экстремальной ситуации (академик РАО Рубцов В.В., академик РАО Бордовский Г.А.) разработана концепция нового направления исследований – психологии безопасности. Показано, что концепция психологической безопасности в образовании должна стать обязательным компонентом системы подготовки профессиональных кадров на основе инновационных технологий и знании психологических механизмов обучения и развития специалистов в системе высшего профессионального образования. Охарактеризованы междисциплинарные возможности данного направления как основы для гуманитарных технологий, обеспечивающих психологические аспекты безопасности человека и социальной среды взаимодействия. Представлены учебно-методические разработки, дающие возможность использовать технологии обеспечения психологической безопасности в высшей школе. Областью применения полученных данных является профессиональное психологическое образование, социальная практика образования.

Кроме того, в 2011-2012 гг. в рамках шести дополнительных проектов (без бюджетного финансирования) осуществлено изучение личностного, социального и профессионального самоопределения личности и развития социальной (гражданской, этнической, общекультурной, гендерной) и личностной идентичности в подростковом и юношеском возрастах в условиях перехода к постиндустриальному поликультурному обществу (д.психол.н. Митина М.Л.), развития личности в детском, подростковом и юношеском возрастах в условиях информационного общества и новых образовательно-развивающих сред, опосредованных СМИ (д.психол.н. Марцинковская Т.Д.), программного содержания, психолого-педагогических технологий и методов обучения, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий как основы «умения учиться» на начальной, основной и полной ступенях общего образования, критериев и инструментария оценки их сформированности (академик РАО Рубцов В.В.), модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях внедрения ФГОС общего образования второго поколения (академик РАО Дубровина И.В.), психолого-педагогических основ развития общей и специальной одаренности детей и подростков (академик РАО Рубцов В.В.), теории и методики повышения эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и кадров с высшим и средним профессиональным образованием в соответствии с динамично меняющимися потребностями рынка труда и требованиями общества к личности гражданина (д.психол.н. Кабардов М.К.).

При изучении физиологических закономерностей развития и обучения ребенка (академик РАО Безруких М.М.) выявлены закономерности развития детей разного возраста, позволившие получить новые фундаментальные данные, необходимые для разработки теории онтогенеза. Получены данные о закономерностях формирования регуляторных и информационных компонентов когнитивной деятельности в онтогенезе человека; выявлены системные изменения ансамблевой организации коры большого мозга и мозжечка у детей и подростков от 8 до 20 лет; определены критерии оценки функционального состояния и адаптационных возможностей организма дошкольников и младших школьников; выдвинута «гипотеза о физиологической индивидуальности человека», которая проявляется как комплекс конституциональных признаков и определяет стратегию адаптации организма человека к значимым воздействиям окружающей среды; выявлены индивидуальные особенности активации половых стероидов в процессе полового созревания, показаны возрастно-половые биоритмологические особенности ряда когнитивных функций и энергетических процессов; доказана гетерохронность формирования кинематической и биоэнергетической структуры циклических и ациклических локомоций у детей младшего школьного возраста, создана новая технология совершенствования циклических и ациклических локомоций школьников, основанная на учете возрастных особенностей формирования кинематической структуры движения и механизмов энергообеспечения мышечной деятельности; выявлены возрастные и половые особенности реактивности организма детей младшего школьного возраста при работе на компьютере; выявлены возрастные закономерности физического развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов, установлена зависимость функциональных нарушений и хронических заболеваний с наличием отклонений в физическом развитии, здоровьем детей, с учебной нагрузкой школьников, педагогической системой обучения, психологическим климатом в семье и школе.

При изучении внутри- и межпопуляционного разнообразия соматических, функциональных и психофизиологических характеристик детей дошкольного и школьного возрастов в различных регионах России (академик РАО Безруких М.М.) обобщены и систематизированы материалы комплексных исследований по изучению возрастных и половых особенностей детей. Выявлены индивидуальные особенности и психофизиологические закономерности формирования речи, зрительного восприятия, внимания, памяти, организации деятельности, моторики, вербального и невербального интеллекта у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста; показаны особенности физического развития детей, обусловленные этнической принадлежностью, экологическими и социальными факторами; изучены биологические, психосоциальные факторы и специфические условия, оказывающие влияние на приобщение и характер использования психоактивных веществ детьми и подростками, выделены основные принципы организации ранней профилактики использования психоактивных веществ несовершеннолетними.

При изучении методологии и технологий развития личности в условиях интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство (академик РАО Берулава Г.А.) осуществлено исследование специфики современного этапа развития психолого-педагогического знания. Сделан вывод о том, что для эпохи информационного общества, когда важнейшим источником развития личности все более становится виртуальное информационное пространство, теории, которые возникли до данной эпохи, не могут достаточно описать модель развития современной личности. Эпоха масс-медиа и Интернета формируют принципиально других людей, с другими когнитивными и личностными характеристиками, с другими поведенческими стереотипами. С учетом данных реалий осуществлена разработка психологических основ обучения и воспитания с позиций развития теории гуманизации образования (теории сетевого образования), в основе которой лежит не только особый уровень и содержание системной интеграции традиционного и электронного образовательного пространства, связанного с собственной активностью обучаемых в электронном образовательном пространстве и его самостоятельным наполнением, но и принципиально иной подход к развитию личности, в котором делается упор не только на развитие когнитивной сферы личности, но и на развитие её продуктивного поведения. Это предполагает необходимость формирования не только целенаправленной деятельности, но и системы сформированных в особых условиях обучения продуктивных паттернов (стереотипов) психической активности. В новой теоретической платформе большое внимание впервые уделено проблеме формирования не только деятельности, но продуктивных форм поведения человека в условиях образовательного пространства.

  1. По направлению «Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка»:

При изучении тенденций и проблем развития специального образования (академик РАО Малофеев Н.Н.) проанализированы с позиций цивилизационного подхода современные тенденции и социокультурный контекст процесса интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательную среду в европейских странах. Доказана производность периодизации развития систем специального образования от периодизации эволюции отношения государства и общества к детям с отклонениями в развитии, что составляет надежную теоретическую базу, как для общего прогнозирования характера интеграционного процесса, так и для определения оптимальных социокультурных и экономических условий его развития в Российской Федерации. Совокупность полученных научных данных представляет собой систему социокультурных и экономических детерминант и факторов прогноза развития образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями. Описаны современные тенденции и проблемы развития системы подготовки и повышения квалификации дефектологических кадров в контексте социокультурных изменений в стране, выделены факторы, влияющие на процесс модернизации системы высшего дефектологического образования, разработано инновационное научно-методическое обеспечение информационными технологиями процесса подготовки специалистов-дефектологов.

При изучении психологических и нейрофизиологических факторов и механизмов генезиса нарушений психического развития в детском возрасте (академик РАО Малофеев Н.Н.) получены новые данные, углубляющие и расширяющие современные теоретические представления о феноменологии, психологических механизмах и закономерностях формирования раннего детского аутизма, о содержании ранних коррекционных вмешательств и предупреждении вторичных отклонений в психическом развитии у данной категории детей. Систематизированы научные данные об особенностях психического развития детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями, о содержании и методах их воспитания и обучения. Дополнены и уточнены научные представления о роли и значении пре- и перинатального периодов онтогенеза ребенка для формирования церебральных механизмов реализации высших психических функций в отдаленных периодах его возрастного развития. Разработана модель функционального диагноза как основа продуктивной систематизации и рационального использования данных комплексного, полипрофессионального исследования детей с легкими нарушениями психического развития для решения коррекционных и прогностических задач современной психолого-медико-педагогической практики.

При изучении содержательных, организационных и методических аспектов социальной интеграции детей и подростков с различными нарушениями развития (академик РАО Малофеев Н.Н.) разработан единый методологический подход к использованию возможностей современных информационных технологий в специальном образовании разных категорий детей школьного возраста, впервые представлена концепция технологической подготовки специалистов в области специальной психологии и коррекционной педагогики. Представлены научно обоснованные и апробированные на практике современные методы, средства и организационные условия, способствующие повышению качества социальной интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами образования и основанные на учете их возрастных особенностей, особых образовательных потребностей и широкой вариативности структуры и степени выраженности выявляемых нарушений психического развития.

При изучении научно-методических основ модернизации комплексных форм коррекции и сопровождения детей раннего и дошкольного возрастов с выраженными нарушениями развития (академик РАО Малофеев Н.Н.) выявлены новые ресурсы методического и организационного обеспечения коррекционно-педагогической работы с детьми указанных возрастных категорий с выраженными нарушениями интеллектуального развития. Раскрыты специальные условия педагогической среды, стимулирующей познавательное развитие младенцев с перинатальной патологией ЦНС. Предложены принципиально новые формы организации коррекционной помощи дошкольникам с нарушенным слухом. Представлено современное научное обоснование, методическое и организационное обеспечение системы ранней помощи семье и детям с нарушениями развития. Разработан принципиально новый подход к повышению профессиональной квалификации воспитателей домов ребенка. Впервые обоснован подход и представлена стратегия создания региональной системы ранней помощи в отечественном специальном образовании, учитывающая как общемировые тенденции, так и российские реалии. Исследования по направлениям «Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях» и «Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка» в соответствии с Планом исследований РАО на 2007-2012 гг. выполнены полностью.

  1. ФГНУ «Психологический институт» РАО, ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО, ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО, ФГНУ «Институт образовательных технологий» РАО, осуществляя деятельность в тесном контакте с ведущими ВУЗами страны, а также с региональными Управлениями образования, успешно решают задачи интеграции фундаментальной науки и образования.


Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Сообщения научных руководителей направлений Плана исследований РАО: академика РАО, академика-секретаря Отделения психологии и возрастной физиологии РАО А.А.Деркача «Результаты исследований по Приоритетному направлению «Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях» за 2007-2012 гг.», академика РАО, директора Учреждения РАО «Институт коррекционной педагогики» Н.Н.Малофеева «Результаты исследований по Приоритетному направлению «Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка» за 2007-2012 гг.» принять к сведению.

  2. Одобрить результаты научно-исследовательской деятельности ФГНУ «Психологический институт» РАО, ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО, ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО, ФГНУ «Институт образовательных технологий» РАО, ориентированные на интеграцию фундаментальной науки и образования.

  3. Утвердить отчеты исследований по направлениям Плана исследований РАО «Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях» и «Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка» за 2007-2012 гг.

  4. Предоставить отчеты исследований по направлениям Плана исследований РАО «Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях» и «Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка» за 2007-2012 гг. в Научно-координационное управление Президиума РАО и Управление по обеспечению опытно-экспериментальной деятельности Президиума РАО.

Отв.:

Деркач А. А.,

Малофеев Н. Н.
Срок -

I кв. 2013 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconСтандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа...
Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители — член-корреспондент рао а....
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconСтандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа...
Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители — член-корреспондент рао а....
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы по учебным предметам Иностранный язык 5 -9 стандарты второго поколения, немецкий язык. Руководители проекта:...
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconПротоиерей Игорь Рябко, доцент, заведующий кафедрой
Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители — член-корреспондент рао а....
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Минобразование России, Институт коррекционной педагогики рао и Московское бюро юнеско провели 29-31 января 2001 года в г. Москве...
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconМалкова Л. А., Миничева С. В., Данилов Д. Д. Российская и Всеобщая...
Рао (от 07. 07. 2006) и ран (от 16. 10. 2006), заключения рао (от 03. 11. 2005) и ран (от 03. 10. 2005), заключения рао (от 06. 08....
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconБбк 74. 26 П76 Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году
Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители — член-корреспондент рао а....
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconОтчет руководителя методического объединения начальной школы моу «сош №45 г. Чебоксары»
Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители — член-корреспондент рао а....
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconБбк 74. 26 П76 Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году
Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители — член-корреспондент рао а....
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители — член-корреспондент рао а....
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители — член-корреспондент рао а....
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители — член-корреспондент рао а....
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconПубличный доклад директора школы-интерната №20 Петроградского района...
Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители — член-корреспондент рао а....
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители — член-корреспондент рао а....
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconПояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту...
«Литература» для 5–9 кл., авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева и др. (заключения рао (от 06. 08. 2007) и ран (от 23. 10. 2007), заключения...
Постановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао г. Москва, рао 23 января 2013 года iconПрограмма учебного предмета «технология»
«Технология» составлена на основе примерной программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы: проект М. Просвещение, 2010 год...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск