Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний





Скачать 110.85 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний
Дата публикации23.12.2014
Размер110.85 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37.06.01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика»)


  1. Перечень вопросов вступительных испытаний




  1. Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

  2. Специфика психического отражения; определение психики и сознания.

  3. Основные методы исследования в психологии: возможные критерии классификации и общая характеристика.

  4. Возможности и ограничения современных методов исследования.

  5. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

  6. Представления о душе в философии Демокрита, Аристотеля, Платона.

  7. Проблема изучения сознания в философии (Р.Декарт, Дж. Локк). Метод интроспекции: его возможности и ограничения.

  8. Сознание как первый предмет изучения научной экспериментальной психологии. Основные явления и свойства сознания (В. Вундт). «Поток» сознания (У. Джемс).

  9. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм. Примеры экспериментальных исследований.

  10. Неосознаваемые психические процессы: их классификация и общая характеристика.

  11. Представление о строении и развитии личности в классическом психоанализе (З. Фрейд). Методы исследования бессознательного.

  12. Представление о строении и развитии личности в индивидуальной психологии (А. Адлер).

  13. Представление о строении и развитии личностив аналитической психологии (К. Г. Юнг).

  14. Явление и понятие установки в школе Д.Н. Узнадзе. Примеры экспериментальных исследований установки.

  15. Основные положения и понятия гештальтпсихологии. Примеры экспериментальных исследований в гештальтпсихологии.

  16. Гуманистическая психология: основные представители, идеи, принципы.

  17. Когнитивная психология: основные принципы, понятия, методы и области исследования.

  18. Культурно-исторический подход в психологии (Л.С. Выготский).

  19. Высшие психические функции (ВПФ), их свойства, строение и развитие. Понятие интериоризации.

  20. Экспериментальные исследования ВПФ в школе Л.С. Выготского.

  21. Строение индивидуальной деятельности человека (А.Н. Леонтьев). Проблема соотношения «внешней» и «внутренней» деятельности.

  22. Возникновение и развитие психики. Критерии психического. Адаптивная роль психики.

  23. Основные стадии развития психики животных и критерии их выделения. Сравнительный анализ психики животных и человека.

  24. Определение, функции и свойства сознания. Структура сознания.

  25. Самосознание: структура, свойства, уровни развития.

  26. Психофизическая и психофизиологическая проблемы, их постановка и попытки их решения.

  27. Механизмы организации движений и уровни построения движений по Н.А. Бернштейну. Схема рефлекторного кольца. Проблема активности в работах Н.А. Бернштейна.

  28. Концепция системной динамической локализации ВПФ (А.Р. Лурия), и его вклад в решение психофизической и психофизиологической проблем.

  29. Общая характеристика фундаментальных методологических проблем современной психологии (проблема объективного метода в психологии, проблема единиц анализа психики, проблема биологического и социального, психофизическая и психофизиологическая проблемы).

  30. Категории психологии (категория деятельности, категория личности, категория общения).

  31. Основные методологические принципы психологии, их классификация и роль в познавательной и практической деятельности психолога (принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности).

  32. Соотношение понятий субъект, индивид, личность, индивидуальность. Механизмы и этапы формирования и развития личности.

  33. Общая характеристика способностей, их происхождение и развитие. Виды способностей.

  34. Интеллект и креативность. Тесты интеллекта и креативности. Психогенетические исследования интеллекта и креативности.

  35. Общее представление о темпераменте и характере в психологии. Соотношение понятий темперамента и характера.

  36. Темперамент, его физиологические основы и психологическая характеристика типов темперамента. Понятие индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов).

  37. Характер и его формирование в онтогенезе. Характер и личность. Понятие индивидуально жизненного стиля (А. Адлер).

  38. Понятия психопатии и акцентуации характера. Проблема нормального характера. Критерии нормального характера.

  39. Определение, функции, виды и условия возникновения эмоций. Теории эмоций в отечественной и зарубежной психологии.

  40. Эмоции и чувства, их сходство и различия. Эмоциональные состояния: тревожность, фрустрация, стресс, аффект.

  41. Общее представление о стрессе. Физиологический и психологический стресс. Стадии развития стрессовой реакции. Регуляция стрессовых состояний.

  42. Понятие воли в психологии. Произвольная и волевая регуляция. Функции воли. Структура волевого акта. Основные подходы к изучению воли. Воля и личность.

  43. Общие представления об ощущениях. Классификации видов ощущений. Функции и свойства ощущений.

  44. Проблема измерения ощущений. Основные психофизические законы.

  45. Общие представления о восприятии. Виды и свойства восприятия. Теории восприятия.

  46. Восприятие пространства, движения и времени. Иллюзии восприятия.

  47. Определение, критерии и основные свойства внимания. Классификация видов внимания. Теории внимания.

  48. Определение памяти. Виды памяти и возможности их классификации. Процессы, механизмы и закономерности памяти. Теории памяти.

  49. Общее представление о мышлении. Функции мышления. Виды и формы мышления. Основные виды умственных операций.

  50. Теории мышления в работах отечественных и зарубежных авторов.

  51. Проблема изучения творческого мышления. Факторы, влияющие на успешность решения задач.

  52. Мышление и речь. Виды и функции речи. Классификация речевых процессов.

  53. Эгоцентрическая речь и ее исследования (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже).

  54. Определение, виды и функции воображения. Развитие воображения. Воображение и творчество.

  55. Измерение в психологии. Характеристика уровней и шкал психологического измерения.

  56. Распределение значений психологических показателей. Роль нормального распределения. Стандартизации тестовых показателей. Основные стандартные шкалы и их характеристика.

  57. Понятия объективности и достоверности в психодиагностике. Валидность и надежность тестовых методик.

  58. Диагностика особенностей личности с использованием проективных методов.

  59. Особенности психодиагностики личностно-смысловых структур сознания человека.

  60. Краткая характеристика методов исследования межличностных отноше­ний в группе. Методики оценки коммуникативных качеств личности.

  61. Понятие, особенности и структура психологического эксперимента.

  62. Экспериментальная гипотеза и её подтверждение. Характеристика экспе­риментальных переменных.

  63. Планирование эксперимента. Артефакты и их контроль.

  64. Доэкспериментальные планы. Схемы «истинного» психологического экс­перимента.

  65. Квазиэксперименты и их характеристика. Корреляционные исследова­ния. «Дизайн» экспериментов в психологии развития.

  66. Оформление хода и результатов психологического исследования.




  1. Требования к реферату и критерии его оценки


Вступительный реферат имеет своей целью показать, что поступающий в аспирантуру имеет необходимые теоретические и практические знания по выбранному направлению своей научной деятельности, умеет аналитически работать с научной литературой, систематизировать материалы и делать обоснованные выводы. При выборе темы реферата необходимо исходить, прежде всего, из ее актуальности, а также собственных научных интересов по выбранной для обучения в аспирантуре специальности.

Реферат должен носить характер творческой самостоятельной научно-исследовательской работы. Изложение материала не должно ограничиваться лишь описательным подходом к раскрытию выбранной темы, но также должно отражать авторскую аналитическую оценку состояния исследуемой проблемы и собственную точку зрения на возможные варианты ее решения.

Соискатель, имеющий научные публикации освобождается от написания реферата. Он должен представить на кафедру оригинал публикации.

При выборе темы реферата необходимо руководствоваться примерным списком тем, прилагаемым к настоящей Программе вступительного экзамена.

Реферат состоит из 3-х частей:

  • введение (обоснование выбора темы, ее актуальность, основные цели и задачи исследования);

  • основная часть состоит из 2-3 параграфов, в которых раскрывается суть исследуемой проблемы, оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению, изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения и т.д.;

  • заключение (краткая формулировка основных видов и результатов, полученных в ходе исследования).

Объем работы 25-30 страниц печатного текста (шрифт № 14 Times New Roman, через 1,5 интервала).

Текст должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, диаграммами, причем наиболее ценными из них являются те, что самостоятельно составлены автором. Громоздкие иллюстративные материалы должны даваться в составе приложения1.

Необходимой частью реферата является список литературы, использованной в ходе работы над выбранной темой. Список составляется в соответствии с правилами библиографического описания (в качестве примера можно использовать Список литературы к данной Программе).

При выполнении работы нужно обязательно использовать книги, статьи, статистические сборники, фактическую информацию, материалы официальных сайтов Интернет. Ссылки на использованные источники, в том числе электронные – обязательны2.

Реферат представляется на рецензирование в печатном и электронном виде. Работы, не соответствующие установленным требованиям или скачанные из Интернета3 не принимаются, а соискатель не допускается к вступительным испытаниям в аспирантуру. Реферат рецензируется преподавателем кафедры Прикладной психологии, имеющим ученую степень. Оценка - дифференцированная в зависимости от степени соответствия реферата установленным критериям (см. ниже).
    1. Критерии оценки реферата





1.

Актуальность темы

2.

Имеется ли научная проблема в формулировке и постановке темы исследования

3.

Дан ли обзор научной литературы по теме (наличие ссылок на работы российских и зарубежных ученых)

4.

Наличие теоретической базы исследования

5.

Показана ли взаимосвязь теоретических аспектов темы с российской (международной) практикой

6.

Имеется ли аналитический раздел

7.

Имеется ли статистическая информация по теме, самостоятельно обобщенная автором (таблицы, графики, расчеты и др.)

8.

Насколько развернуто и полно представлена библиография по теме

9.

Присутствуют ли собственные оценки, позиция автора по аспектам исследования

3. Тематика вступительных рефератов



Поступающий в аспирантуру может предложить свою тему реферата,

Тема должны отражать конкретную проблему исследования и разработки системы человек и процесса деятельности человека как субъекта труда.


  1. Профессиональный отбор: опыт ошибок и перспективы совершенствования в современных условиях.

  2. Проблемы взаимодействия человека и компьютера.

  3. Проблема «технократического мышления».

  4. Проблема идеала профессионального развития в творческих профессиях.

  5. Специфика психологического понимания труда.

  6. Основные тенденции развития представлений о труде в отечественной и зарубежной психологии.

  7. Профессиональные деструкции личности и варианты их профилактики.

  8. Особенности и классификация систем «человек-машина».

  9. Особенности профессионального самоопределения молодежи в условиях переходного периода современной России.

  10. Кризисы профессионального становления.

  11. Психологические условия эффективности операторского труда.

  12. Проблемы гуманитаризации труда в современных условиях.

  13. Психологический смысл денег.

  14. Факторы мотивации труда.

  15. Психологический анализ различных систем оплаты труда.

  16. Проблема справедливости оплаты труда в условиях кризисного общества.

  17. Антисоциальные мотивы труда.

  18. Проблемы развития учебно-профессиональной мотивации на этапе подготовки будущих специалистов.

  19. Развитие положительного отношения к труду в детском возрасте.

  20. Волевые компоненты в структуре профессиональной деятельности (на примере профессии…).

  21. Проблема формирования целостной трудовой мотивации.

  22. Профессиональное самосознание в системе трудовой мотивации.

  23. Психологический контракт в системе управления человеческими ресурсами.





  1. Рекомендуемая литература





  1. Асмолов А. Г. Психология личности. Академия, М., 2007.

  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. ПИТЕР, СПб., 2011.

  3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти тт. М., 1982-1984.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2008.

  5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. ПИТЕР, СПб., 2011.

  6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2011.

  7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Смысл, М., 2010.

  8. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. М. – Воронеж, 2007.

  9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. ПИТЕР , СПб., 2007.

  10. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. ПИТЕР, СПб., 2012.

  11. Носс И.Н. Экспериментальная психологию. Психотерапия, М., 2010.

  12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: 2003.

  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ПИТЕР, СПб., 2012.

  14. Соколова Е.Е. Введение в психологию. Общая психология в 7 томах под ред. Братуся Б.С. Академия, М., 2008г.


Приложение
Образец титульного листа вступительного реферата

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
ФИНАНСОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФТА)
Кафедра Прикладной психологии

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ РЕФЕРАТ



по направлению подготовки 37.06.01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика»)


на тему:

«____________________________________________________________ »
Выполнил: ______________ ________________

подпись Ф.И.О.
Проверил:

__________________ ______________ _______________

ученая степень, звание подпись Ф.И.О.


Королев, 2014

1 Объем приложений не ограничивается, но в общий объем работы не засчитывается

2 Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях допускается без согласия автора, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования - ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ) от 18.12.2006 N 230-ФЗ. Ст. 1274


3 Рефераты тестируются с помощью системы «АНТИПЛАГИАТ»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 38. 06....
Управление финансами: объекты и субъекты управления. Органы управления финансами, их задачи и функции
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Общая психология, история психологии и...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Социальная психология больших и малых групп»)...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Психология профессионализации личности»)...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма «Психология труда, инженерная психология и эргономика»...
Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 09. 06....
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 09. 06. 01 Информатика и вычислительная техника (профиль «Теоретические...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 38. 06....
...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 09. 06....
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 09. 06. 01 Информатика и вычислительная техника (профиль «Системный анализ,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 27. 06....
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 27. 06. 01 Управление в технических системах (профиль «Стандартизация...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПеречень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам...
Республике Хакасия на 2013 год, утверждённого постановле­нием Избирательной комиссии Республики Хакасия от 28 декабря
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Социальная психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Медицинская психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 39. 06....
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 39. 06. 01 Социологические науки (профиль «Социология управления»)
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний iconЛитература (тест)
Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная психология, эргономика») Перечень вопросов вступительных испытаний icon3. вопросы вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск