Скачать 0.52 Mb.
|
Лекция 19 Социальная работа с лицами, склонными к суициду (в том числе несовершеннолетними) Мальцева О.А. Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ТюмГУ Петухова М.Л., главный специалист АУ ТО ДПО «Областной центр «Семья» 1. Типология и основные причины самоубийств
Для лишения себя жизни может быть использован любой способ, однако наиболее распространены повешение, отравление ядом или газом, передозировка лекарств, применение оружия, падение с высоты, утопление.Рост суицидальных попыток в России составляет 1-2% ежегодно. Суицидологи предполагают, что в ближайшем будущем в стране число самоубийств может увеличиться. Трагическая особенность нашего времени проявляется в том, что рост суицидов отмечается среди молодёжи, людей трудоспособного возраста. А.Е. Личко описывает три типа суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное.2 Демонстративное суицидальное поведение имеет единственную цель — воздействовать на окружающих: избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сочувствие или просто привлечь к себе внимание. Способы ухода из жизни при этом избираются лишь безопасные (порезы вен на предплечье, прием лекарств, прыжок с низших этажей и др.). Место и время человек выбирает таким образом, чтобы его вовремя заметили и оказали помощь, рассчитывая на то, что серьезная попытка суицида будет предупреждена окружающими. Аффективное суицидальное поведение развивается на высоте аффекта и возникает в так называемых депрессивных фазах, если в это время человек получает психическую травму, которая укрепляет в нем не только его собственные представления о своей не полноценности, но и возникшее желание суицида как единственного средства избавления от субъективно невыносимо тяжелых условий действительности. Истинное суицидальное поведение имеет место при обдуманном и укрепившемся желании покончить с собой, с выполнением всех условий осуществления плана. Компонентами суицидального поведения являются суицидальное мышление (мысли), суицидальные намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид. Суицидальное мышление – это мысли о лишении себя жизни; человек рассматривает самоубийство как смерть от самоубийственного акта с намерением умереть с планированием методов совершения самоубийства. Суицидальные мысли (предсуицид) без конкретных попыток – это размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жизнь не имеет смысла’», «устал от такой жизни» и т.п. Суицидальные замыслы – это активные формы суицидальности; идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбираются время и место действия. Суицидальные намерения – это обдумывание и разработка плана, т.е. подготовка человека к внешним формам суицидального поведения – суицидальной попытке (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, незакончившееся смертью) и завершенному суициду. Психологические основания для принятия решения об уходе из жизни Можно говорить о различных вариантах суицидов. Эта классификация может иметь в основании такую категорию, как “личностный смысл”, – она объясняет, какой смысл вкладывает суицидент в своё действие. По личностному смыслу самоубийства можно классифицировать следующим образом: 1) протест или месть: человек считает, что его никто не любит, не понимает и переносит агрессию обидчиков на себя; когда своими суицидальными действиями человек протестует против сложившихся обстоятельств, против принятого решения и т.п. Так, например, протестуя против введённого Лениным НЭПа, покончил жизнь самоубийством 17-летний комсомолец, это был протест против “измены революционным идеалам”. Иногда суицидент своим самоубийством как бы наказывает других, например, подросток наказывает родителей: “Вы пожалеете, когда я умру”; 2) призыв: человек считает, что он никому не нужен и своим поступком призывает окружающих к оказанию помощи; цель суицида в таком случае — изменить ситуацию с помощью других людей; суицидент как бы призывает помощь извне: “Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи”; 3) избегание: человек испытывает какое-то страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже; единственный способ избежать страдания – смерть; имеется в виду попытка избежать наказания или страдания, при этом существует угроза биологическому или личностному существованию человека. Такой тип суицида совершается в том случае, если человек предполагает ухудшение ситуации: “Дальше будет ещё хуже” или невыносимость переживаний: “Мне не вынести этого позора”; 4) самонаказание: человек совершил проступок, который не может себе простить, происходит как бы раздвоение личности на «судью» и «подсудимого»; наказывая себя, он тем самым искупает свою вину; 5) отказ: человек отказывается от жизни в силу того, что, по его мнению, он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было, жизнь потеряла для него интерес и смысл. Данный тип суицида наиболее сложен в психокоррекционной работе, в среде молодёжи он встречается редко. Выделенные типы суицида позволяют определить особенности постсуицидального периода, а также специфику психокоррекционной работы с суицидентом. В современной литературе причины самоубийства рассматриваются как комплекс социальных, психологических, биологических предпосылок 3. Существуют общие и специфические факторы макросреды. К общим социальным факторам относятся степень стабильности социальной системы (стабильность норм и ценностей, уровень социальной напряженности, состояние социального контроля); неодинаковое положение социальных слоев и групп, которое обусловливает различия в возможности удовлетворения их потребностей 4. К специфическим факторам макросреды относятся особенность региона, степень стабильности населения, плотность заселения, наличие диспропорций в демографической структуре, экологическая ситуация. Внутренними факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности суицидента (характер, психофизическое и эмоциональное состояние и др.). К внешним факторам относятся микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейное воспитание и коммуникативные связи. При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, Классификация наиболее значимых мотивов предложена С.В. Бородиным и А.С. Михлиным 5. Они выделяют личностно-семейные конфликты, семейные конфликты, развод, болезнь или смерть близких, одиночество, несчастную любовь, оскорбления со стороны окружающих, сексуальную несостоятельность; состояние здоровья (психические, соматические заболевания, уродства); конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасность уголовной ответственности, боязнь наказания); конфликты, связанные с работой или учебой; материально-бытовые трудности и др. Главная общая причина увеличения числа самоубийств – это рост одиночества личности, ее оторванность от общества, в свою очередь являющаяся результатом социальной нестабильности общества. 2. Особенности суицидоопасного состояния личности на различных этапах возрастного развития Происходящее в настоящее время в России социально-экономические изменения сопряжены с рядом факторов, оказывая стрессогенное воздействие на большие группы населения, К ним можно отнести неудовлетворенность социально-экономическими реформами, социальную дезорганизацию людей, резкое социально-экономическое расслоение общества, падение уровня производства и угрозу безработицы, многочисленные экономические и природные катастрофы, повышение частоты несчастных случаев и актов терроризма. Косвенно судить о серьезности социальных воздействий на психическое состояние людей можно по показателям завершенных самоубийств. Распространенность самоубийств в мире, а их совершается более 1000 ежедневно, всего около 500 тыс. в год, — делает данную проблему актуальной для всего мирового сообщества 6. Самоубийство является одной из распространенных причин смертности населения и наносит значительный ущерб здоровью общества, социальному порядку и экономике. Покушение на самоубийство влечет за собой длительную болезнь, а иногда и инвалидность. Суициденты являются помехой для общества, для нормального функционирования социальной системы, нарушается психика не только человека, попробовавшего свести счеты с жизнью, но и его окружения. Активные изменения в общественной жизни приобретают все более скоротечный характер, в результате чего различные слои и социальные группы оказываются в неравных условиях, что, в свою очередь, может рассматриваться как предпосылка к суицидальному поведению. В развитии кризисных состояний и возможных суицидальных действий возрастные периоды имеют важное значение. Исследователи выделяют три возрастных интервала, обладающих своими отличительными чертами: дети и подростки, трудоспособный возраст и инволюционный период7. Старшее поколение — одна из главных групп суицидального риска: во всем мире, за исключением лишь некоторых стран, возрастная кривая самоубийств медленно нарастает у женщин и резко взмывает вверх к концу жизни у мужчин. Суицидальное поведение у данной возрастной группы в большинстве случаев обусловлено резким изменением образа жизни вследствие потери прежнего ролевого значения (окончание трудовой деятельности, конфликты с детьми и др.). Одиночество, соматические заболевания, упадок жизненных сил и отсутствие надежд на лучшее состояние тела и духа не у всех способны вызывать бодрые эмоции «социально активной старости», тем более что многие старики не пользуются любовью, почетом и уважением своих родственников. Поколение среднего возраста оказалось в не менее неоднозначной ситуации в свете политических, экономических и культурных перемен. Потенциально возможным стрессогенным фактором для лиц среднего возраста являются интенсивные изменения, происходящие во всех сферах современного общества и порой требующие от человека, уже имеющего свое довольно устойчивое мировоззрение, установки, взгляды на различные стороны жизни, коренного изменения его мышления и поведения. Но не только неопределенность в общественной жизни, но и неустроенность в личной жизни, одиночество, бездетность могут служить побудительными причинами к совершению самоубийства. Среди покушающихся на свою жизнь велика доля одиноких, разведенных, вдовых, бездетных. Однако хорошо известно и то, что и семейные невзгоды нередко приводят к решению наложить на себя руки8. В июле 2005 г. ВОЗ представила в Москве доклад «Насилие и его влияние на здоровье. О ситуации в мире», включив в перечень последствий насилия и суицид. Согласно данным, приведенным в докладе, снижается возраст потенциальных самоубийц, все чаще к такому решению склоняются подростки, не находя понимания у родных или друзей. Один из пиков суицидальной активности - пик молодости: молодые составляют одну треть самоубийц. Психологи отмечают, что среди подростков в возрасте 13 лет суицидальное поведение наблюдается редко, а с возраста 14-15 лет суицидальная активность возрастает, достигая максимума среди подростков 16-19 лет. В России рост суицидальных попыток ежегодно составляет 1-2%. Тысячи детей ежегодно предпочитают жизни смерть, за последнее десятилетие рост детских самоубийств составил 100 процентов. Сравнение числа попыток с числом самоубийств показывает, что из 15 попыток суицидом заканчиваются одна-две. Более трети молодых людей (34%) повторяют эти попытки - с каждой следующей риск смертельного исхода увеличивается. Отмечено, что лишь в 10% случаев имеется истинное желание покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростков - это крик о помощи. Не случайно 80% таких попыток предпринимается в дневное или вечернее время - крик этот адресован прежде всего к близким людям! Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Лишь 30% самоубийств можно объяснить депрессией или психическим расстройством. Около половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли в семьях, в которых один из родителей либо умер, либо покинул семью. В то же время одним из сильных антисуицидальных факторов, удерживающих молодых в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, в них проявляется диалогичность, если родители относятся к своему ребёнку как к партнёру, то, как правило, в таких случаях формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие юношу от суицидального поведения. “Школьные причины” суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями и администрацией школы. К сожалению, нередко именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в положительной оценке значимых для него взрослых; потребность в самоуважении; потребность в общении. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу “я не могу жить без тебя”), что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти, и корни такого отношения кроются ещё в раннем детстве. Опрос детей-суицидентов показал, что, чаще всего дети относятся к смерти как к длительному отсутствию или долгой болезни. В их сознании смерть имеет обратимый характер – “когда-нибудь она закончится и я обязательно вернусь”. Особенностью детского понимания смерти является и двойственность смерти и бытия. В сознании ребёнка происходит как бы раздвоение личности: с одной стороны, он видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою “временную” гибель, ограниченный во времени уход из жизни ребёнок воспринимает как средство воздействия на значимых близких (родителей, бабушку, сестру, и др.): “они поймут, как мне было плохо, как они жестоко со мной обращались, а потом вернусь, и наступит замечательная жизнь”. Средний подростковый возраст характеризуется наличием философичной интоксикации: подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти, высказывает мысли, свидетельствующие о пассивном согласии на смерть “Кто-то умер. Мне музыка слышится. Под окном не меня ли несут? Не моя ль голова колышется по дороге на Страшный суд?” Это стихи 14-летнего мальчика. К концу подросткового периода у ребёнка, как правило, формируется адекватное представление о смерти и вопрос об истинности суицида решается так же, как и у взрослых людей. Подросткам и молодёжи свойственна повышенная внушаемость в силу которой возможны суициды и при наличии ближайшего окружения. Имеют место суицидальные попытки вдвоём-втроём, нередки “хвосты” суицидов в школе. Сильные переживания вызывают у детей и подростков самоубийство брата или сестры (сиблинг). Родители настолько поглощены горем, что не замечают других своих детей, которые тоже страдают, и, в целях привлечения внимания родителей, могут повторить суицидальный поступок брата (сестры). Известно, что в 1925 году, когда заговорили, что повесился С. Есенин, волна самоубийств прокатилась в молодёжной среде. Уход из жизни известной американской актрисы Мерилин Монро вызвал волну самоубийств в США. Именно эти и подробные факты подчёркивают суицидологи, говоря о том, как нежелательно раздувание в печати подробностей смерти кумиров молодёжи. Провоцирующее воздействие могут оказать и средства массовой информации. Когда погиб певец Виктор Цой, Александр Невзоров сообщил о том, что в Петербурге возросло количество суицидов среди девушек. После этого сообщения количество таких самоубийств действительно выросло в несколько раз и приняло форму эпидемии. Особые причины для суицидального поведения существуют и в студенческой среде. Многие студенты - это мигранты с присущими им характеристиками: свободой межличностных отношений в любви, свободой поведения. Ещё с подросткового возраста они сохраняют тягу к группированию со сверстниками, с которыми проводят всё своё время. Результатом иногда становятся трудности в учении, в усвоении материала; порой возникают конфликты с деканатом и преподавателями. К этому может примешиваться невротическая симптоматика: частые головные боли, бессонница, пониженное настроение. Возможны трудности в коммунальном плане: неустроенность в общежитии, проблемы с жильём и т.п. Все эти факторы могут способствовать появлению суицидальных намерений и их реализации. Наиболее суицидоопасными являются ситуации, связанные с возникновением интимно-личностных проблем (отсутствие взаимности, разрыв отношений с другом-подругой, прерывание беременности, венерические болезни). Восприимчивость к психической травме повышают перенесённые ранее нервные потрясения, тяжелые заболевания, акцентуированный характер: повышенная обидчивость, тревожность, чувствительность, неуверенность, низкая самооценка, слабоволие, нерешительность, склонность к риску. Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, подростки и психологи указывают попытки оказать влияние на других людей: «дать человеку понять, в каком ты отчаянии» — около 40% случаев, «заставить сожалеть человека, который плохое тобой обращался» — около 30%, «показать, как ты любишь другого» или «выяснить, любит ли другой тебя» — 25%, «призыв, чтобы пришла помощь от другого» — 18% случаев9. В современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами — это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности которых происходило в условиях менее динамичного общества, очень сложно порой понять своих «свободомыслящих» детей. |
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... Социальная работа (профиль "Социальная работа на предприятиях и фирмах разных видов деятельности, организационно-правовых форм и... | Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных... Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная работа с лицами пожилого возраста» Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления... | Рабочая программа по дисциплине «общественные организации и социальная... Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта (госа) специальности 040101 Социальная работа,... | ||
Рабочая программа по дисциплине: психо-социальная работа с населением... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Социальная работа в вузе Социальная работа в вузе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. С. А. Раицкий. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2010. 15 с | Учебная программа курса «Социальная работа в Германии в новое и новейшее... Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины физическая культура 040100. 62 «Социальная работа» Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 521100-doc 84 гум/бак. Направление... | Программа дисциплины для специальности 040100. 62 «Социальная работа» Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности... | ||
Основная образовательная программа по направлению 040100. 62 – Социальная работа Приложение Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 040100. 62 – Социальная... | Социальная работа в кризисных ситуациях Социальная работа в кризисных ситуациях: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. Ю. Черкашина. Красноярск: Сиб федер ун-т,... | ||
Социальная работа с одаренными детьми Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011.... | Методика аудиторской проверки учета расчетов с подотчетными лицами Cодержание Нормативное регулирование и порядок налогообложения операций с подотчетными лицами 7 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины компьютерный практикум Направление... Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 521100-doc 84 гум/бак. Направление... | Рабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 040400 Социальная работа |