Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы
страница1/11
Дата публикации21.02.2015
Размер1.67 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Учебно-методический комплекс дисциплины

Основы профориентологии
для студентов образовательной профессиональной программы:

040101.65 «Социальная работа»

по заочной  форме обучения

Кафедра: Психологии детства

Составитель: старший преподаватель Сидоркина Т.Ю.

Красноярск 2012
Пояснительная записка

Данный учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с обновленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В его основу положены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 040101.65 «Социальная работа»

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Основы профориентологии» состоит из следующих элементов:

1. Пояснительная записка, которая ориентирует в составе и содержании УМКД «Основы профориентологии»

2. Общей программы дисциплины, включающей в себя:

2.1. выписку из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности «Социальная работа»

2.2. примерную программу дисциплины «Основы профориентологии»;

2.3. рабочую модульную программу дисциплины «Основы профориентологии»;

2.4. учебно-методическую карту дисциплины «Основы профориентологии»;

2.5. карту самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы профориентологии»;

2.6. протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности;

2.7. лист внесения изменений;

2.8. анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий по дисциплине «Основы профориентологии»;

2.9. карту литературного обеспечения дисциплины «Основы профориентологии»;

2.10. карту обеспеченности учебными материалами дисциплины «Основы профориентологии»;

2.11. карту обеспеченности оборудованием дисциплины «Основы профориентологии»;

2.12. технологическую карту дисциплины;

2.13. журнал рейтинга по дисциплине «Основы профориентологии».

3. Методические рекомендации для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Основы профориентологии».

4. Банк контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Основы профориентологии», который представлен упражнениями к каждому учебному элементу.

5. Вопросы к зачету.
Примерная программа дисциплины

«Барнаульский государственный педагогический университет»
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

Цель дисциплины: Содействие целостному системному пониманию студентами психологических оснований профессионального развития лиц прошедших комплекс профориентационных мероприятий и задействованных в системе трудовых отношений.

Задачи дисциплины:

  • ознакомление студентов с основными закономерностями профессионализации, а также негативными явлениями профессиональной жизни человека;

  • развитие способности использовать общепсихологические и специальные методы, позволяющие изучать профессиональную деятельность;

  • дать представление о трудностях становления профессионализма психолога-практика в области профориентологии;

  • способствовать развитию умений применять полученные теоретические знания в квазипрофессиональной и профессиональной деятельности;

  • создавать условия для развития творческого потенциала субъекта учебной деятельности;

  • формирование представления о возможности использования элементов профориентологии в процессе решения широкого спектра социально-психологических проблем, стоящих перед психологом-профессионалом.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

  • развивающую;

  • научно-методическую;

  • учебно-воспитательную.

Её изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности психолога:

в области развивающей деятельности:

  • использования методов профориентологии для диагностики особенностей личностного и профессионального развития человека;

  • разработка и проведения программ профориентационной работы в системе образования;

  • разработка развивающих программ для различных возрастных категорий людей;

в области учебно-воспитательной деятельности:

  • психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

  • организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

  • использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом профессионализации и социализации;

в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • актуальную проблематику профориентологии;

  • основные особенности и закономерности профессионального и личностного развития в каждом возрастном этапе;

  • основные методы возрастной психологии;

  • знать психологические закономерности становления профессионализма;

уметь:

  • методологически грамотно выделять проблему изучения особенностей профессионального развития;

  • уметь выбирать наиболее адекватные методы в процессе планирования и проведения исследования профессиональной деятельности в различных аспектах;

  • уметь вести исследовательскую работу в области профориентологии;

  • уметь ориентироваться в факторах и условиях, осложняющих деятельность специалиста в области психологии труда;

владеть навыками:

  • проведения комплексной профориентационной работы с учетом требований рынка труда.

  • составления программ развития и рекомендаций по вопросам личностного и профессионального развития человека.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Объем дисциплины в часах для дисциплины 050706


Семестры

Общая трудоемкость

90

6

Аудиторные занятия

46




Лекции

22




Практические занятия (семинары)

22




Лабораторные работы

-




Самостоятельная работа

46




Курсовые работы/рефераты

-




Вид итогового контроля: экзамен/зачет

зачет

6

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ



п/п

Разделы дисциплины

Лекции


Практические занятия,

семинары


Лабораторные работы


1

2

3

4

5

1

Теоретические основы профориентологии

2

2



2

Методы профориентологии

2

4



3

Профессиональная деятельность профориентолога

2

2



4

Профессия. Классификация профессий

4

2



5

Профессиографирование как составляющая профориентологии

2

4

-

6

Сущность профессионального самоопределения

4

2

-

7

Жизненный путь профессионала и нормативные профессиональные кризисы развития.

4

4

-

8

Негативные явления в профессиональной жизни

2

2

-

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ



п/п

Тематический план

1

Теоретические основы профориентологии.

Профориентация как научная дисциплина. Цели, задачи профориентологии. Предмет профориентологии. Методологические основания исследований в профориентологии. Психологическое сопровождение профессионального становления. Профориентация. Основные характеристики профориентации.

2

Методы профориентологии.

Общепсихологические методы исследования в профориентологии. Объективные тесты, тесты опросники. Методики субъективного шкалировния. Интерактивные методики. Проективные методы исследования. Особенности использования наблюдения и эксперимента. К специфическим методикам относятся профессиональная психобиография, профессионально ориентированная графология, анализ биографических данных, описание критических ситуаций, профессиография.

3

Профессиональная деятельность профориентолога

Области деятельности профориентолога: профессиональные учебные заведения, службы занятости населения, государственные и коммерческие предприятия, центры психологического консультирования

Функции профориентолога: диагностическая, прогностическая, консультативная, професиографическая. Основные виды деятельности профориентолога: профессиональное консультирование, психологическая профилактика, психологическая помощь безработным, а также ра­ботникам, переживающим кризисы профессиональ­ного развития и конфликты профессионального са­моопределения, диагностика, разработка профессиограмм, моделей специалиста, экспертиза факторов результативности деятельнос­ти, конструирование методик аттестации работников, мониторинг профессионального развития, психологическое сопровождение профессионально­го образования, профессионального роста и карье­ры персонала. Этические принципы. Компетентность. Виды компетентности: специальная, социальная, личностная, индивидуальная.

4

Профессия. Классификация профессий.

Различные трактовки понятия «профессия». Подходы к классификации профессий. Основания для анализа профес­сий: содержание и объем конкретной области труда, тех­нико-организационные условия, рабочие функции; общее описание профессии, характеристику профессио­нального труда и его организации (Н.Д. Левитов); степень автоматизации и значение волевых процессов в труде (С.Г. Струмилин); изучение рабочих профессий и их критический анализ (А.А. Смирнов) и др.Классификация профессий. Классификация Ро, К.М. Гуревича, Дж. Голланда. Классификация Е.А. Климова по основаниям объекта труда, цели труда, средств труда, условиям труда.

5

Профессиографирование как составляющая профориентологии.

Понятие «профессиография». Принципы профессиографирования. Результаты профессиографирования. Профессиограмма и ее составляющие. Психограмма. Трудограмма. Типы профессиографирования Е.М. Ивановой. Образовательно - ориентированное профессиографирование. Проспектированное профессиографирование. Модель проспектированной профессиограммы (Зеер). Задачно-личностное профессиографирование А.К. Марковой.

6

Сущность профессионального самоопределения.

Самоопределение: основные понятия. Типы и этапы самоопределенияМодели профессионального самоопределения. Конфликты профессионального самоопределения. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Типы профессиональных планов и предпочтений.

Условия эффективного профессионального самоопределения.

7

Жизненные путь профессионала и нормативные профессиональные кризисы развития.

Основные варианты и фазы развития профессионала Е.А. Климова (оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник ).Уровни, этапы, ступени профессионализма (Маркова А.К.): допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм. Кризисы профессионального становления личности

«Биографические кризисы» (Климов Е.А.): кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности. Факторы, инициирующие кризисы профессионального развития. Психологические особенности кризисов профессионального становления (Зеер). Варианты разрешения кризисов.

8

Негативные явления в профессиональной жизни.

Профессиональная пригодность. Дифференциация понятий профотбор и профподбор. Сложности профессиональной адаптации. Синдром эмоционального выгорания. Профессиональная деформация


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов...
Учебно-методический комплекс составлен на основе обязательного минимума содержания профессиональной образовательной программы и Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине математика уровень основной...
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 5
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы микроэлектроники» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы права уровень основной...
Гос спо по специальности подготовки 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы бухгалтерского...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconПояснительная записка к Учебно-методическому комплексу дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста» включает...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы искусственного интеллекта» студентов очной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей...
Учебно-методический комплекс предназначен для инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности студентов,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс рекомендован кафедрой Уголовно-правовые дисциплины
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методическая карта дисциплины основы экологии (наименование)...
Экология и современные экологические проблемы. Популяция: плотность, воспроизводство, динамика, распределение особей; волны жизни....
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconОбласть применения программы рабочая программа учебной дисциплины...
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Основы латинского языка с медицинской...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для студентов образовательной профессиональной программы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии»
Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск