Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека





Скачать 452.36 Kb.
НазваниеОщущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека
страница1/4
Дата публикации07.03.2015
Размер452.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4

Тема занятия. Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека

Место проведения: аудитория

Продолжительность: 2 часа

Цели занятия:

1. Ознакомить с основными представлениями процессов ощущения и восприятия.

2. Изучить основные виды и свойства ощущения и восприятия.

3. Показать различия ощущений и восприятий.

4. Разобрать клиническую картину ощущений и восприятий.

Студент должен знать:

  1. Определения ощущения и восприятия.

  2. Происхождение ощущений.

  3. Виды ощущений и классификацию ощущений.

  4. Свойства ощущений

  5. Измерение и изменение ощущений.

  6. Нарушение ощущений.

  7. Отличие восприятие от ощущений.

  8. Основные свойства образы восприятия: предметность, константность, целостность, категоричность.

  9. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.

  10. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.

  11. Нарушения восприятия в клинике.

  12. Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства).

Студент должен уметь:

  1. Исследовать нарушения процессов ощущения и восприятия у больных.

  2. Определять ведущую сенсорную систему человека с помощью специальных методик.

Темы проектов, рефератов:

  1. Происхождение ощущений.

  2. Виды и классификация ощущений.

  3. Свойства ощущений

  4. Отличие восприятие от ощущений.

  5. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.

  6. Роль ощущений в жизни человека.

  7. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.

  8. Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства).

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Клиническая психология / Под ред. П.И. Сидорова, А.В. Парнякова. - ГЭОТАР-Медиа, 2008.

2. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. Питер, 2002.

3. Основы психологии. Практикум, Столяренко Л. Д. -  Ростов/на Д., 2006.

4. Психология. (Лекции для студентов медицинских вузов), Творогова Н. Д.- Москва ГОУ ВУНМЦ РФ, 2002 г.

Дополнительная литература:

  1. Психосоматическая медицина, Ф. Александер. - М., 2000.

  2. Введение в психологию здоровья, Ананьев В. А. - СПб., 1998.

  3. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов.

  4. Блейхер В.М., Крук И. В., Боков С. Н. - Ростов/на Д., 1996.

  5. Психология в медицине, Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. - М.: Кафедра- М, 1998.

  6. Введение в медицинскую психологию. Лебединский М. С., Мясищев В. Н. - Л., 1996.

  7. Основы клинической и консультативной психологии. Тодд Дж., Богард А. К. - СПб.: Сова; М.: Эксмо-Пресс, 2001.

  8. Психологическое тестирование. Анастази А. Пер. с анг. - М., 1982.

  9. Практикум по общей, эксперементальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. Крылов А. А., Маничев С. А. - СПб.: Питер, 2000.

  10. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л. - СПб., 1998.

  11. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 880 с.: илл.

  12. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2002.

  13. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.: МЕД-пресс, 1998.

Исходный контроль уровня знаний:

  1. Что вы понимаете под терминами «ощущение» и «восприятие»?

  2. Чем отличается процесс ощущения от процесса восприятия?

  3. Как вы считаете, какова роль этих психологических процессов в жизни человека?

  4. В следствии каких факторов могут нарушиться эти психические процессы?

Основные вопросы темы:

  1. Определение ощущения и восприятия.

  2. Происхождение ощущений.

  3. Виды ощущений и классификацию ощущений.

  4. Свойства ощущений

  5. Измерение и изменение ощущений.

  6. Нарушение ощущений.

  7. Отличие восприятие от ощущений.

  8. Основные свойства образы восприятия: предметность, константность, целостность, категоричность.

  9. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.

  10. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.

  11. Нарушения восприятия в клинике.

  12. Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства).

Итоговый контроль уровня знаний:

  1. Дайте определение ощущений и укажите, какие компоненты нервной системы принимают участие в сенсорном информационном пространстве?

  2. Перечислите основные характеристики ощущений?

  3. Перечислите основные группы расстройств ощущений. Каковы главные механизмы их возникновения?

  4. Какие главные характеристики отличают восприятие от ощущений?

  5. Каким образом изучение различных иллюзий определяет понимание механизмов восприятие?

  6. Перечислите основные группы расстройств восприятия. каковы главные механизмы их возникновения?

  7. Каким образом производится человеком обработка зрительной информации и каковы механизмы возникновений зрительных агнозий?

  8. Каким образом звуковые стимулы переводятся в сенсорные сигналы и каковы механизмы возникновения слуховых агнозий?

  9. Что такое кожно-кинестетическая чувствительность и каковы механизмы тактильных агнозий?

  10. Каким образом исследуется обаятельная, вкусовая и статическая чувствительность у человека?

Ощущения

Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.

Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются постоянным источником знаний об окружающей среде.

Во-вторых, ощущения связаны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечивается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регулирующую функцию.

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологическим механизмом ощущений является механизм анализатора, при этом большое значение имеет обратная связь.

Ощущение - это психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде. Это осязание, вкус, обоняние, слух и зрение.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для всех них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это главная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений (одной модальности). Слуховые ощущения, например, отличаются по высоте, тембру, громкости, а зрительные - по насыщенности, цветовому тону.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется как силой раздражителя, так и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения определяется также эффектом последействия, который заключается в том, что ощущение не прекращается в момент окончания действия раздражителя, а продолжается еще некоторое время, что проявляется в возникновении последовательного образа. Длительность инерции ощущения варьирует от 0,05 до 1 сек.

Пространственная локализация ощущений дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах (зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).

Как показывают исследования, эти характеристики не являются неизменными. Под влиянием ряда факторов чувствительность изменяется.

Основные свойства:

1. Модальность - основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от других видов. В процессе эволюции у человека сформировались основные одиннадцать видов ощущений, обеспечивающих целостное отражение мира и оптимальную адаптацию - это зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, температурные, двигательные, или кинестетические, вестибулярные, или равновесия, вибрационные, болевые, органические, или интероцептивные. В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так, например, в зрительной представлены такие качества, как яркость, контраст и др., в слуховой - высота, тембр, громкость звука. Соотношение модальности и качества основных видов ощущений представлено в табл. 1.

Таблица 1

Соотношение модальности и качества ощущений (Блум, Лейзерсон, Хофстедтер)

Модальность

Чувствительный орган

Качество

Рецепторы

Зрение

Сетчатка

Яркость, контрастность, движение, размеры, цвет

Палочки и колбочки

Слух

Улитка

Высота, тембр, громкость

Волосковые клетки

Равновесие

Вестибулярный орган

Сила тяжести

Вращение

Макулярные клетки

Вестибулярные клетки

Осязание

Кожа

Давление

Вибрация

Окончания Руффини

Диски Меркеля

Тельца Пачини

Вкус

Язык

Сладкий и кислый вкус

Горький и соленый вкус

Вкусовые сосочки на кончике языка

Вкусовые сосочки у основания языка

Обоняние

Обонятельные нервы

Цветочный запах

Фруктовый запах

Мускусный запах

Пикантный запах

Обонятельные рецепторы

2. Интенсивность ощущений зависит от силы действующего раздражителя, от функционального состояния анализатора, а также от индивидуальных особенностей человека. Основной характеристикой анализатора является его чувствительность. Она определяется двумя величинами. Первая из них - это тот отрезок континуума стимулов, воздействие которых вызывает ощущение данной модальности. Для того, чтобы возникло ощущение, интенсивность раздражителя должна достигнуть определенной величины. В дальнейшем, с увеличением интенсивности раздражителя, наступает момент, когда анализатор перестает работать адекватно. Всякое воздействие, превышающее определенный предел, вызывает болевое ощущение и нарушает деятельность анализатора. Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины определяет диапазон чувствительности анализатора.

Основные характеристики ощущений

Диапазон чувствительности. Раздражитель способен вызвать ощущение только при достижении определенной величины или силы.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности (i0). По нижнему порогу судят об абсолютной чувствительности анализатора. Чем ниже (i0), тем выше чувствительность анализатора к раздражителю.

Нижний абсолютный порог определяет разрешающую способность органов чувств, у человека она относительно велика. Для глаза достаточно 2-8 квантов лучистой энергии, чтобы вызвать зрительное ощущение, а если чуть-чуть снизить слуховой порог, то человек смог бы услышать шорох, совершаемый молекулами при Броуновском движении.

Раздражители меньшей силы называются подпороговыми, и сигналы о них не передаются в кору головного мозга.

Переход от подпорогового ощущения осуществляется скачкообразно: если воздействие почти достигло пороговой величины, то достаточно бывает едва заметного увеличения его силы для того, чтобы стимул сразу полностью превратился в ощущаемый. Подпороговые ощущения не безразличны для организма. Подтверждением тому служат многочисленные факты, когда именно слабые подпороговые раздражители. идущие от внешней или внутренней среды, создают в коре больших полушариев доминантный очаг и способствуют возникновению « обманов чувств» галлюцинаций.

Верхний абсолютный порог ощущения (i max)-максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. Воздействия, превышающие (i max), перестают ощущаться или вызывают боль (i max)- значительно более изменчив у разных людей и в разных возрастах. Интервал между (i0) и (i max) - носит название - диапазон чувствительности.

Временной порог измеряется длительностью воздействия, необходимой для того, чтобы возникло ощущение. Пространственный порог определяется по минимальным размерам положению в сенсорном поле и той площадью, на которую воздействует раздражитель едва ощущаемого раздражителя, его расстоянию от рецептора, Наиболее элементарным примером пространственного порога является острота зрения. Она определяется тем минимальным расстоянием между двумя точками, при котором возможно минимальное ощущение их раздельности. Обычно за нормальную остроту зрения принимается такая, порог которой равен 1 угл. мин.

Длительность ощущения определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, после начала действия раздражителя. Период от начала действия раздражителя до появления ощущения называется латентным периодом. Латентные периоды простой сенсомоторной реакции при предъявлении раздражителей разной модальности различны и представлены в табл. 2.

Таблица 2

Латентный период простой сенсомоторной реакции (по Ломову)

Анализатор и качество сигнала

Латентный период (в миллисекундах)*

Тактильный (прикосновение)

90-220

Слуховой (звук)

120-180

Зрительный (свет)

150-220

Обонятельный (запах)

310-390

Температурный (тепло и холод)

280-1600

Вкусовой:

- соленое

- кислое

- сладкое

- горькое

 

310

450

540

1080

Вестибулярный аппарат (вращение испытуемого)

400

Болевой

130-890

* Примечание:  указаны наименьшие и наибольшие значения средних величин, полученных разными авторами.

Одним из феноменов изменения чувствительности является адаптация.

Адаптацией органов чувств называется изменение чувствительности анализатора под влиянием действующего раздражителя. Адаптация может сопровождаться повышением чувствительности или ее понижением вплоть до полного исчезновения. Наиболее значительна величина адаптации в зрительном анализаторе. Чувствительность глаза может измениться примерно в 210 раз. Время адаптации составляет примерно 30-40 мин, время адаптации к свету около 10 мин. Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном, обонятельном анализаторах. Наиболее медленно - в зрительном. Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconПримерный перечень тем рефератов по психологии человека
Общая характеристика процесса ощущения. Виды ощущений и их значение в жизни человека
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconРабочая программа дисциплины «общая психология: ощущение, восприятие, память»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconФормирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15...
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconТопологические модели в задачах информационной грануляции
Ключевыми терминами здесь являются перцептуальное представление и перцептуальный анализ данных, т е основой тиг является моделирование...
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconШиффман Х. Ощущение и восприятие. Спб, 2003. С. 208-211 Эффект принадлежности цвета
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconТемы вашего учебного проекта
Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные...
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconБыть здоровым естественное желание каждого человека. Здоровье понятие...
Быть здоровым естественное желание каждого человека. Здоровье понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье...
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,...
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconНарушение осанки в детском возрасте
Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма...
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconБ 1 Теория и методика обучения русскому языку
Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие...
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека icon3. «Понятие восприятия»
Сознательное и подсознательное восприятие. Преднамеренное и непреднамеренное восприятие
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconУчебно-методический комплекс дисциплины Методика преподавания химии
Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие...
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconПредметный проект по физике: «Возможности человека». Период выполнения проекта
Охватывает все виды техники. Инженерно-психологические исследования необходимы всюду, где речь идет о создании тех или иных устройств,...
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
Дагестан. В нем представлен обобщенный анализ фактов нарушения прав человека на территории Республики Дагестан, результаты рассмотрения...
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconЛитература специальная часть основные речевые нарушения и методика логопедической работы
...
Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека iconГбоу спо якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева заочное отделение
Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск