3. «Понятие восприятия»





Скачать 283.59 Kb.
Название3. «Понятие восприятия»
страница1/3
Дата публикации30.12.2014
Размер283.59 Kb.
ТипКраткое содержание
100-bal.ru > Информатика > Краткое содержание
  1   2   3
Тема 3. «Понятие восприятия»
Учебные вопросы занятия:

1. Восприятие и его свойства.

2. Классификация восприятий. Виды восприятия.

3. Сознательное и подсознательное восприятие. Преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

4. Нарушения восприятия.
Краткое содержание темы:

Понятие восприятия.

Восприятие - познавательный процесс целостного отражения предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

Общим для процессов ощущения и восприятия является тот факт, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств. В отличие от ощущений восприятие отражает предмет или явление в целом, в совокупности свойств и не сводится к сумме отдельных ощущений. При восприятии основным является процесс осмысленного синтеза образа предмета или явления при активном их отражении.
Сходства и отличия восприятия и ощущения.

Восприятие, являясь самостоятельным процессом, имеет черты схожие и отличные от ощущения.

1. Это психический познавательный процесс, но в отличие от ощущения это более сложная форма, которая позволяет познавать все предметы, явления, события, факты. Благодаря восприятию мы видим мир таким, какой он есть. Поэтому в познавательной деятельности восприятие играет более значимую роль, чем ощущение. Благодаря восприятию человек накапливает знания о различных фактах, явлениях, которые благодаря мышлению обобщаются и выводятся закономерности.

2. Восприятие - процесс непосредственного отражения, как и ощущение. Если ощущение - это отражение свойств и качеств, то восприятие - отражение предмета в целом в совокупности его свойств и качеств.

3. Восприятие, как и ощущение, процесс чувственного познания, но физиологический процесс создания образа восприятия более сложен, чем при ощущении. Восприятие возникает также при работе анализаторов, но если при ощущении на анализатор воздействует единичный раздражитель, то при восприятии на анализатор воздействует несколько раздражителей и в работу включается несколько анализаторов. Полнота восприятия образа зависит от количества анализаторов. Когда мы задействуем не все анализаторы, то восприятие является не полным. В центральной части анализатора информация о различных раздражителях объединяется, синтезируется и ответная реакция идет на комплекс раздражителей.
Вопрос 1. Свойства восприятия

1. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это проявляется в феномене выделения фигуры из фона. Конкретно это выражается в том, что вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна - предмет - воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на первом плане замкнутое целое, а вторая - фон - как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и не ограниченное поле.

2. Структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, ритм и т.д.).

3. Установка - сформирование у наблюдателя установки на восприятие предмета, в связи с этим образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной задачи. Например, задание по поиску ошибок в тексте, при этом, обращая внимание на написание слов, не вникая часто в смысл текста, в отличие от простого прочтения текста, когда ошибки часто не замечаются.

4. Целостность - восприятие есть целостный образ предмета. Воспринимаемый предмет, представленный неполным набором элементов может мысленно достраиваться до целостной формы.

5. Константность - это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности, независимо от меняющихся физических условий восприятия мы воспринимаем предметы постоянными по различным параметрам (форма, цвет, величина, консистенция).

6. Обобщенность (категориальность)осмысленность. Обозначается способность человеческого восприятия обобщать, относить воспринимаемый объект к определенному классу (именно вследствие данного свойства человеком в воспринимаемом предмете обнаруживаются типичные признаки, свойственные предметам данного класса). Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения, так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.

7. Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, мотивами деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
Вопрос 2. Классификация видов восприятия
I. По основной модальности: зрительное, осязательное, слуховое, обонятельное, вкусовое.

Зрительное восприятие - форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы. Боле простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. На поведенческом уровне доминирующая роль зрения для человека может быть отчасти доказана ситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорной системой.

Слуховое восприятие - форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующую частоте; тембр, который соответствует структуре звукового спектра. Возможности слухового восприятия ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту, как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (инфра-и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого слуха.

Осязание - один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но, прежде всего тактильной. Осязание - один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Это филогенетически древний вид восприятия. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различных участков варьируют в широких пределах. Кожа реагирует на физические свойства окружающих нас объектов и поверхностей, и поэтому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в непосредственный контакт. Мы воспринимаем свойства тех объектов и поверхностей, к которым прикасаемся, и тех, которые прикасаются к нам, мы ощущаем тепло и холод и испытываем боль. Прикасаясь к поверхностям и объектам, мы, испытывая сложные, «смешанные» ощущения, определяем на ощупь такие их свойства, как маслянистость, тягучесть, влажность, шероховатость, гладкость, а также способны чувствовать щекотку, зуд и вибрацию. Более того, ощупывая разные объекты, мы можем распознать те из них, которые представляют собой трехмерные фигуры.

Обоняние - вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи. Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта. В формировании обонятельного восприятия участвуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Функциональное предназначение восприятия запахов, или обоняния, - обеспечение животных и человека информацией о химических стимулах, находящихся как на расстоянии, так и в непосредственной близости от них. Для человека обонятельная система значительно менее важна, чем для многих других биологических видов, во всяком случае, само выживание человека как биологического вида, от нее не зависит. Однако в сочетании с восприятием вкуса восприятие запахов играет в жизни человека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (распознает несвежие продукты) и в поддержании чистоты окружающей среды, а в некоторых случаях является и источником эстетического наслаждения.

Вкус — восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций). Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источниками чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощущений. При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (после соленого, пресная вода кажется сладкой). Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видов хеморецепции. Ощущение вкуса вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов.
II. По цели: непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное - есть цель, требующая усилий (наблюдение).

Наблюдение. Важная форма произвольного восприятия — наблюдение — преднамеренное, планомерное, восприятие предметов или явлений окружающего мира. В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать и т.д. Мы часто не различаем отдельные звуки иностранного языка, не слышим фальши в исполнении музыкального произведения или не видим ее в передаче цветовых тонов картин. Успех наблюдения в значительной степени определяется четкой постановкой задачи.
III. По форме существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов (величина предмета, вес, форма, регулярность).

1. Восприятие пространства. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек - материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее известными пространственными признаками (величиной, формой, тремя измерениями тела, направлениями движений в пространстве). Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и т.д.

Восприятие формы предметов. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, это контур. Именно контур служит разделительной гранью двух реальностей, т.е. фигуры и фона. Благодаря микродвижениям, глаз может выделять границы объектов (контур и мелкие детали). Это осуществляется посредством движений глаза, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета. Аналогичный процесс мы имеем в осязательном восприятии. Чтобы определить на ощупь форму невидимого предмета, необходимо брать этот предмет, поворачивать его, прикасаться к нему с разных сторон. При этом рука ощупывает предмет легкими движениями, то и дело, возвращаясь назад, как бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная его часть. Формирующийся образ предмета складывается на основании объединения в комплекс тактильных и кинестетических ощущений. Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: величиной предмета, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона и т.п.

Восприятие величины предмета. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции. Аккомодация - это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. Так, при взгляде на близко расположенные предметы происходит мышечное сокращение, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика, его форма становится более выпуклой. Аккомодация обычно связана с конвергенцией, т.е. сведением зрительных осей на фиксируемом предмете. Определенное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей, и наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Аккомодация и конвергенция действуют лишь в очень небольших пределах, на небольших расстояниях: аккомодация - в пределах 5-6 метров, конвергенция - до 450 метров.

Восприятие глубины и удаленности предметов. Человек способен различать глубину воспринимаемых предметов и занимаемого ими пространства на расстоянии до 2500 метров. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению. Восприятие глубины может достигаться благодаря вторичным признакам, являющимся условными сигналами удаленности; видимая величина предмета, линейная перспектива, загораживание одних предметов другими, их цвет.

Восприятие направления. Один из важных моментов пространственного различения - восприятие направления, в котором находятся объекты по отношению к другим объектам или наблюдателю. Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к окружающим предметам. Для человека характерно вертикальное положение тела по отношению к горизонтальной плоскости земли. Это положение, созданное общественно-трудовой природой человека, является исходным для определения направления, в котором человек распознает окружающие предметы. Поэтому в пространственном видении, в том числе и восприятии направления, помимо зрительных ощущений, большую роль играют не только кинестетические ощущения движений глаз или рук, но и статические ощущения, т.е. ощущения равновесия и положения тела. Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно с помощью не только зрительного, но и слухового и обонятельного анализаторов. Восприятие направления звука осуществляется при бинауральном слушании. Основу дифференцировки направлений звука составляет разность во времени поступления сигналов в кору головного мозга от обоих ушей. Звуки могут локализоваться не только в левом и правом направлении по горизонтали, но и по направлению вверх и вниз. Таким образом, механизм локализации звука учитывает не только слуховые сигналы, но и данные других анализаторных систем.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. «Понятие восприятия» iconПланы семинарских занятий тема проблема коррупции: понятие и виды
Проблема определения коррупции. Уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический
3. «Понятие восприятия» iconОсобенности восприятия пользователями электронных ресурсов
Анализ статистических данных обращений к электронным ресурсам, результаты локальных социологических исследований и опросы пользователей...
3. «Понятие восприятия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного...
3. «Понятие восприятия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научиться учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; формирование основы для развития чувства прекрасного...
3. «Понятие восприятия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создать условия для того, чтобы разбудить воображение, ум и сердце ребенка, способствовать проявлению в ребенке творческого...
3. «Понятие восприятия» iconАналитическая справка о проделанной работе по информатизации в маоу...
Ученые доказали, что есть 3 типа восприятия информации человеком: визуальный, аудиальный, кинестетический. Для максимального охвата...
3. «Понятие восприятия» iconЦель дисциплины: подготовить студентов по теоретическим и практическим...
Методика «Развитие зрительного восприятия» находится на этапе становления. Поэтому ее разные стороны (содержание, методы, формы обучения)...
3. «Понятие восприятия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие интеграции в образовании. Понятие интегрированного обучения в начальном образовании. Интеграция в учебной деятельности: понятие;...
3. «Понятие восприятия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это обязательно труд, ручной, физический труд. Это развитие зрительного восприятия, гибкости пальцев, но еще и развитие образного...
3. «Понятие восприятия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие история принадлежит к древним научным понятиям. В переводе с греческого обозначает «узнавание», «расспрашивание». В современном...
3. «Понятие восприятия» iconВопросы и задания
Понятие множества, операции над множествами, истинность высказываний, понятие графа, граф с направленными ребрами
3. «Понятие восприятия» iconРефератов Понятие, система и общая характеристика правоохранительных органов РФ
Понятие, истоки и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме
3. «Понятие восприятия» iconУрок 2 Призма. Параллелепипед
Цели: ввести понятие призмы и ее элементов; дать определение прямой и наклонной призмы, определение высоты призмы; ввести понятие...
3. «Понятие восприятия» iconКонспект урока «Окружающий мир»
Понятие множества, операции над множествами, истинность высказываний, понятие графа, граф с направленными ребрами
3. «Понятие восприятия» iconРеферат по социальной психологии тема: Понятие и структура возрастных кризисов
Вступление, понятие возраста как ключевое для понятия кризиса, историческая справка
3. «Понятие восприятия» icon3. Семейные правоотношения понятие, элементы, основания возникновения....
Понятие и предмет семейного права. Метод регулирования семейно-правовых отношений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск