Скачать 193.67 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 201__г. ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс для студентов не психологических специальностей очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/ Алексеев Н.А./ «______»___________201__г. Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии, протокол №__ от __________20____ г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 19 стр. Зав. кафедрой _______________ Г.В. Кухтерина «____»___________ 20__ г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики, протокол №__ от ___________20_____ г. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _______________А.В. Арефьева «____»_____________20__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. отделом БПЛ ____________ Л.И. Локоман «____»_____________20__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ____________ И.Ю. Фарафонова «____»_____________20__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Алексеев Николай Алексеевич ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс для студентов не психологических специальностей очной и заочной форм обучения 010700.62 Физика 140402.65 Теплофизика 010503.65 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем 230201.65 Информационные системы и технологии 020601.65 Гидрология 010100.62 Математика 010101.65 Математика 010101.65 Математика 010101.65 Математика 010300.62 Математика. Компьютерные науки 010503.65 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем 010503.65 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем 010701.65 Физика 020100.62 Химия 020306.65 Экологическая геология 020601.65 Гидрология 020802.65 Природопользование (ОДО, 2008, 2013-2014 5 курс, 2012-13 4-5 курсы020804.65 Геоэкология 080801.65 Прикладная информатика (в географии) 080801.65 Прикладная информатика (в экономике) 090102.65 Компьютерная безопасность 090105.65 Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем 100100.62 Сервис 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм 140402.65 Теплофизика 230201.65 Информационные системы и технологии Тюмень Издательство Тюменского государственного университета2013 Алексеев Н.А. Педагогика и психология. Часть 1. Психология. Учебно-методический комплекс для студентов не психологических специальностей очной формы обучения.- Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013, 20 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по специальности подготовки. Учебно-методический комплекс содержит пояснительную записку, тематический план дисциплины, темы лекционных и практических заданий, дидактические материалы для самоконтроля, темы рефератов и контрольных работ, список литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии Института педагогики, психологии и социального управления. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Кухтерина Г.В., к.психол.н., доцент,зав.каф. ВиПП.© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013. © Алексеев Н.А., 2013.
Требования к уровню подготовки дисциплины Цель курса: сформировать у студентов представление о современном уровне развития психологического знания. Задачи:
Формы контроля:
Трудоемкость дисциплины: Курс рассчитан на 40 час., из них – 28 час. аудиторных занятий (18 час. лекции, 10 час. практические занятия), самостоятельное овладение материалом – 12 час. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционный курс ЛЕКЦИЯ 1. Психология как наука. Предмет психологии. Исторический путь развития психологии. Место психологии среди других наук. Отрасли психологии. Понятие об общей психологии. Методы психологии: наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование и др. ЛЕКЦИЯ 2. Сознание как высшая ступень развития психики. Возникновение психики в филогенезе. Формы существования материи и их связь со стадиями развития психики как формы отражения окружающего мира. Стадия элементарной сенсорной психики. Перцептивная психика. Стадия интеллектуальной психики. Сознание. Труд, язык и общество как основные причины возникновения сознания. Труд и орудийная деятельность животных. Язык человека и система сигналов в животном мире. Сообщества животных и общество человека. Мозг и психика. Функциональное строение мозга человека: блок активации, блок приема, хранения и переработки информации, блок программирования. ЛЕКЦИЯ 3. Личность и ее формирование. Понятие о личности в отечественной психологии. Основные теории личности в зарубежной психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивные теории, гуманистические теории. Индивид, личность, индивидуальность. Социальная среда и личность. Социализация личности и периодизация ее развития. Деятельность как основа становления личности. Структура личности. Мотивы и потребности личности: их соотношение, функции. Иерархия мотивов, направленность личности, личностный смысл - соотношение и “место” в характеристике личности. Движущие силы развития личности. Понятие о ведущей деятельности.. Диагностика особенностей личностного развития. ЛЕКЦИЯ 4. Индивидуальные особенности человека: Темперамент и характер. Общее понятие о темпераменте как характеристике динамической стороны деятельности человека. Теории темперамента: гуморальная (Гиппократ), конституциональная (Кречмер, Шелдон), зависимость темперамента от свойств нервной системы (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын). Типы темпераментов и их характеристика через общую двигательную активность, речевую активность и особенности эмоциональной сферы. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности. Понятие о характере как содержательной основы личности человека. Из истории характерологических учений: физиогномика, френология. Структура характера. Биологическое и социальное в структуре характера. Связь характера и темперамента. Поступок как проявление характера. Диагностика характера. Акцентуации черт характера ЛЕКЦИЯ 5. Индивидуальные особенности человека: Способности. Понятие о способностях. Качественная характеристика способностей. Количественная характеристика способностей. Биологическое и социальное в структуре способностей. Задатки как природные предпосылки способностей. Диагностика способностей. Исследования Бине, Симона, Кеттелла и др. ученых. Коэффициент умственной одаренности. Структура способностей. Общие и специальные способности. Теория А.Н. Леонтьева о двух родах способностей. Способности и типология людей. Способности, одаренность, талант, гениальность – понятия и соотношения. ЛЕКЦИЯ 6. Психология познавательной деятельности: Ощущение. Восприятие. Память. Понятие об ощущении. Теория специфических энергий органов чувств (Беркли, Юм, Мах), теория символов (Мюллер И., Гельмгольц), деятельностная теория. Анализаторы различных модальностей как физиологическая основа ощущений. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений. Чувствительность и ее измерение. Понятие абсолютного и разностного порогов ощущений. Адаптация, сенсибилизация, синестезия – как особые феномены чувствительности. Характеристика восприятия и его особенностей: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Восприятие как перцептивная деятельность. Роль прошлого опыта в восприятии окружающего мира. Физиологические основы восприятия. Классификация восприятий. Восприятие пространства. Восприятие времени и движения. Иллюзии восприятия. Общее понятие о памяти. Физиологические теории памяти: физическая теория, теория нейронных моделей, реверберирующих кругов возбуждения. Биохимические теории памяти. Виды памяти. Запоминание, сохранение (забывание), и воспроизведение как процессы памяти. Индивидуальные различия памяти. ЛЕКЦИЯ 7. Психология познавательной деятельности: Мышление. Воображение. Внимание. Общая характеристика мышления. Чувственное познание и мышление. Мышление и речь. Социальная природа мышления. Виды мышления. Логика и психология мышления. Мышление как процесс. Мышление и решение задач. Искусственный интеллект: проблемы и перспективы создания. Творческое мышление. Понятие о воображении. Мышление и воображение. Виды воображения. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Агглютинация, гиперболизация, заострение – как процессы воображения. Фантазия в художественном и научном творчестве. Общая характеристика внимания. Физиологические основы внимания. Свойства внимания: устойчивость, объем, распределение, избирательность, переключаемость. Методы диагностики свойств внимания. Виды внимания. Внимание как контроль – теория П.Я.Гальперина. Формирование внимания. ЛЕКЦИЯ 8. Эмоционально-волевая сфера личности. Определение чувств и их физиологические основы. Чувства и потребности человека. Информационная концепция эмоций П.Симонова Формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроения, стресс, фрустрация. Эмоции у животных и человека. Виды чувств (нравственные, интеллектуальные, эстетические) и их формирование. Понятие воли. Критерии воли. Воля как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Экспериментальные и прикладные исследования воли. Структура сложного волевого акта. Волевое усилие как особое состояние нервно-психического напряжения. Зависимость воли от трудности-легкости внешнего мира и простоты-сложности внутреннего мира личности. Формирование воли ЛЕКЦИЯ 9. Речь и речевая деятельность. Общее понятие о речи. Язык и речь. Структура формирования речевого высказывания по Т.Ахутиной. Язык и речь. Виды речи: устная (диалогическая и монологическая) и письменная, внешняя и внутренняя. Речь в общении. Вербальное и невербальное общение. Формирование речи. Темы практических занятий Занятие №1. Личность и ее формирование
Занятие №2. Индивидуальные особенности человека: темперамент, характер, способности.
Занятие №3. Психология познавательной деятельности: ощущение, восприятие, память.
Занятие №4. Психология познавательной деятельности: Мышление и внимание.
Занятие №5. Эмоционально-волевая сфера личности.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВВ результате изучения дисциплины «Педагогика и психология. Часть 1. Психология» студент должен знать:
5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Темы рефератов
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература Основная литература: 1. Ефимова Н. С. Основы общей психологии: учебник [Электронный ресурс]/ Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 288 с.– режим доступа http://znanium.com/bookread.php?book=247361(дата обращения 13.05.2013) 2. Основы психологии: Учебное пособие [Электронный ресурс]/ Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 268 с..– режим доступа http://znanium.com/bookread.php?book=229522 (дата обращения 13.05.2013) 3. Белякова Е. Г..Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. 050700 "Педагогика" / Е. Г. Белякова, И. Г. Фомичева ; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2010. - 268 с. (32), Дополнительная литература: 1. Болотова А.К. Прикладная психология : учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / А. К. Болотова. - Москва : Гардарики, 2006. - 382 с. (16) 2. Бусыгина Н. П. Методология качественных исследований в психологии [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н.П. Бусыгина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с. – режим доступа http://znanium.com/bookread.php?book=357385 (дата обращения 13.05.2013) 3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методы исследования в психологии и педагогике / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. // Школьные технологии. - 2012. - № 1. - С. 36-47. (1) 4. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии / М., Академия, 2008. – 240 с. 5. Журавлев А.Л., Юревич А.В Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / М.: Институт психологии РАН, 2007. – 528 с. 6. Доценко Е. Л. Психология личности : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / Е. Л. Доценко ; Тюм. гос. ун-т, Ин-т психологии, педагогики, соц. управления. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2009. - 512 с. (72) 7. Еникеев М. И.. Общая и социальная психология: учеб. для вузов/ М. И. Еникеев. - Москва: Норма, 2009. - 624 с. (1) 8. Зейгарник Б.В.. Психология личности : норма и патология : избранные психологические труды / Б. В. Зейгарник ; ред. М. Р. Гинзбург ; Рос. акад. образования. - 4-е изд., стер. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2007. - 416 с. (3) 9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: [учеб. пособие]/ Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2008. - 512 с.(1) 10. Машков В. Н.. Дифференциальная психология человека: [учеб. пособие]/ В. Н. Машков. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2008. - 288 с. (120) Москвин В. А..Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека/ В. А. Москвин, Н. В. Москвина. - Москва: Смысл, 2011. - 367 с.(1) 11. Немов Р.С.. Психология : учеб. для студ. пед. вузов : в 3 кн. / Р. С. Немов. - 5-е изд. - Москва : ВЛАДОС. - Кн. 1 : Общие основы психологии. - 2008. - 687 с. (1) Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
Средства и материальное обеспечение дисциплины 1. Мультимедийная презентация схем по темам дисциплины. 2. Тесты. Алексеев Николай Алексеевич ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс для студентов не психологических специальностей, очной формы обучения Тюмень Издательство Тюменского государственного университета2013 |
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Методы коррекционно-развивающей работы психолога в образовании. Учебно-методический комплекс. Методические указания... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной формы... Муравьев И. Б., Симонов С. А. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей... Учебно-методический комплекс предназначен для инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности студентов,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла дс. 12 Для студентов... Финансовый учет и отчетность : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент Н.... | Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 03 Для студентов... История отечественного государства и права: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост к и н. С. В. Серебренников;... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Семейное право: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский институт... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Правовые основы проведения процедур банкротства: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 2,3,4 курсов очной формы очной формы обучения по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения Рыбка А. Г., Кириченко А. Н., Гавронина А. В. Социальная ответственность организации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления... Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 05. 07.... | ||
Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология очной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения Шармин Д. В. История и методология математики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения Малярчук Н. Н. Психиатрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного... |