Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения»





Скачать 122.97 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения»
Дата публикации31.03.2015
Размер122.97 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Войскоровская средняя общеобразовательная школа»

Муниципального образования

Тосненский район Ленинградской области





Рассмотрена и рекомендована

к утверждению ШМС

Протокол № ______от_________


Приложение к образовательной программе

основного общего образования, утвержденной

приказом №_____ от____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

для предпрофильной подготовки

«Твои профессиолнальные намерения»

9 класс

Составила:

Учитель географии Яковлева Л.А.

п. Войскорово

1.Пояснительная записка.

Учась в школе, многие обучающиеся выпускных классов сталкиваются с одной из серьёзных жизненных проблем выбора-выбора профессии. Эта проблема является актуальной. Сделать правильный выбор, удовлетворяющий личным амбициям молодого человека, соответстствующий его интересам, способностям, возможностям ,ценностным установкам и требованиям, которые предъявляет профессия к личности -это начало пути к успеху и самореализации , психологическому комфорту и материальному благополучию в будущем.

Программа элективного курса «Твои профессиональные намерения» является личностно ориентированной, так как поможет старшему подростку в решении важного вопроса профессионального самоопределения: познакомит и сориентирует его в многообразии профессий ,выявит способности и возможности к потенциальной профессии.

2. Общая характеристика курса.

Элективный курс можно отнести к ориентационному типу курсов., напрвленных на профессиональное самоопределение - самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в контексте социализации личности в результате анализа человеком своих внутренних способностей, соотнесение их с требованиями профессии, самопознание для определения профессионального выбора.


Курс предполагает освоение теоретического материала и имеет практический характер. При построении содержания весь материал делится на блоки : ориентировочный-3 часа, коррекционный -6 часов,развивающий-6 часов, итоговый-2 часа. Занятия планируются в форме игр, групповых занятий и тренингов, которые включают в себя широкий набор приемов и упражнений, активизирующих творческую деятельность и согласованность, личную ответственность за результат.

Изучение курса подготовит учащегося к осуществлению сознательного выбора профессии, пробудит интерес к продолжению образования и стремление к самообразованию, обеспечив в дальнейшем социальную адаптацию и успешную профессиональную и личностную самореализацию.
3. Цели и задачи.

Цели элективного курса: оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся, открыв перед ними перспективу в дальнейшем личностном развитии и самоопределении в вопросе выбора профессии.

Задачи:

  • Раскрыть многообразие профессий и указать на требования, предъявляемые к ним;

  • Обеспечить учащихся средствами самопознания;

  • Учить грамотно пользоваться диагностическими методиками и делать выводы;

  • Развивать умения и навыки по постановки цели и планированию дальнейшей деятельности ;

  • Формировать мотивы саморазвития , личностного роста.

  • Учить приемам групповой работы, взаимодействию и сотрудничеству.


4. Место факультатива в учебном плане.

Факультатив относится к региональному компоненту учебного плана, изучается в 9 классе по 1 часу в неделю в течение одного полугодия. Количество часов учебного плана, выделяемого на проведение занятий факультатива – 17. Рабочая программа составлена на 17 часов.
5.Общие учебные умения, навыки, способы деятельности

В ходе изучения курса обучающиеся получат возможность проанализировать состояние рынка труда, проведут исследование своих личных способностей и их соответствия возможному блоку профессий. Сформируется умение анализировать свои возможности, склонности и запросы, соотносить запросы с реальной ситуацией на рынке труда. Способы деятельности: работы с информационными источниками, их анализ; психологические тренинги, участие в анкетировании, профессиональных пробах.

Формой оценивания достижений учащихся при изучении курса будет являться оформление папки «Мой профессиональный выбор», в которую войдут результаты тестов, диагностических опросников и рефлексивных заданий. Итоговая работа по курсу -реферат на тему «Моя будущая профессия»
6. Содержание программы.

Ориентировочный.
Назначение курса. Информация о профессиональных намерениях учащихся.
Классификация профессий.
знать:
1. Назначение курса и правила работы вовремя занятий;
2. Классификацию профессий: по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда.
уметь:
1. Определять тип, класс, отдел и группу, к которым относится профессия;
2. Составлять формулы профессий.
Коррекционный.
Выбор и моделирование. Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность.
Учащиеся должны
знать:
1. Правила моделирования действий;
2. Типы темперамента и их краткую характеристику;
3. Влияние темперамента на выбор профессии;
4. Правила работы с диагностическим материалом.
уметь:
1. Делать выбор и моделировать свои действия;
2. Определять свой тип темперамента, используя опросник Айзенка;
3. В соответствии с темпераментом подбирать профессию;
4. Работать с текстом «Карта интересов», определять свои профессиональные интересы;
5. Выявить свои склонности и профессиональную направленность, используя опросник Климов Е.А.
Развивающий.
Профессиональный тип личности. Деловая игра «Кадры решают все».
Составление резюме. Как достичь успеха в профессии. Советы друзей.
Учащиеся должны
знать:
1. Типичные ошибки при выборе профессии;
2. Правила постановки цели и планирования;
3. Профессиональные типы личности;
4. Новые профессии на рынке труда;
5. Правила составления резюме и типичные ошибки при его составлении;
6. Слагаемые успеха делового человека;
7. Правила анализа и оценивания действий в ходе деловой игры.
уметь:
1. Определять свой профессиональный тип личности;
2. Ставить переход собой цели и создавать план действий;
3. Выделить положительные качества для собственного успеха в профессии;
4. Определить необходимые качества для саморазвития;
5. Составлять резюме;
6. Анализировать работу свою и одноклассников, давать оценку действиям.
Итоговый.
Мнение учащихся о занятиях. Реферат на тему «Моя будущая профессия».
Учащиеся должны
знать:
1. Основные этапы работы над рефератом;
2. Составляющие успеха докладчика.
уметь:
1.формулировать тему реферата, составлять план, выделать предмет и объект исследования;
2. Выступать перед аудиторией.

7. Тематический план

Название блока

К-во часов

Виды деятельности учителя

Виды деятельности ученика

Практический результат

Способы оценивания и контроля

Ориентировочный

3

Беседа, проведение опроса и социально-психологических упражнений. Лекция.

Участие в беседе, опросе, упражнениях. Прослушивание лекции и составление конспекта.

Информация о профессиональных намерениях учащихся, формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий, составление формул профессий.

Анализ участия школьников в упражнения. Анализ работ учащихся, оценка составленных формул профессий.

Коррекционный

6

Беседа, проведение социально-психологических упражнений. Проведение диагностических методик: опросник Айзенка, тест «Карта интересов», опросник Е.А.Климова

Выполнение творческой работы на тему «Могу ли я обеспечить себя материально?» Участие в беседе и упражнениях. Участие в различных диагностиках по выявлению собственного темперамента, интереса к различным профессиям, склонностям и профессиональной направленности.

Формирование умений делать выбор и моделировать свои действия. Формирование теоретических представлений и понятий о характере и темпераменте. Получение учащимся информации о собственном темпераменте. Уточнение об интересах учащихся при выборе профессии. Выявление склонностей и профессиональной направленности учащихся. Развитие и совершенствование навыков работы с диагностическим материалом.

Анализ творческих работ учащихся. Анализ участия школьников в упражнения. Сбор информации о темпераменте учащихся, предпочтениях и интересах в профессиях, склонностях и профессиональной направленности.

Развивающий

6

Лекция с элементами беседы. Проведение социально-психологических упражнений. Проведение теста «Профессиональный тип личности». Проведение деловой игры, которая знакомит учащихся с новыми профессиями на рынке труда развивает навыки постановки цели и планирования, учит правилам составления профессионального резюме. Проведение упражнений «Деловые качества» и «Веер», которые способствуют развитию мотивов самоактуализации. Подведение итогов работы по курсу «Мои профессиональные намерения». Объяснение требований по выполнению итоговой работы.

Прослушивание лекции и составление конспекта, участие в беседе и упражнениях. Определение своего профессионального типа личности. Участие в деловой игре: бренд фирмы, заполнение вакансий конкретными людьми из числа одноклассников, разработка рекламной акции, защита. Написание творческой работы «Мое резюме». Участие в упражнениях, запись качеств, которые необходимы для достижения успеха. Оформление папки «Мои профессиональные намерения» и заполнение свободной таблицы.

Выявление профессионального типа личности учащихся. Формирование информационного пространства. Формирование и развитие умений и навыков постановки цели и планирования. Умение грамотно составить резюме. Составление списка качеств, которые необходимы для достижения успеха. Папка учащегося «Мои профессиональные намерения» и свободная таблица профессиональной направленности учащегося.

Анализ участия школьников в упражнениях. Сбор информации о профессиональных типах личности учащихся. Анализ и оценка работ учащихся по постановке целей и планирования, участие в деловой игре, выполнение творческой работы. Анализ упражнения «Деловые качества» и «Вечер». Оценка качества оформление итоговой папки.

Итоговый.

2

Оказание индивидуальной помощи в написании реферата.

Защита реферата на тему «Моя будущая профессия» Письменно высказывают свое мнение о курсе.

Реферат на тему «Моя будущая профессия» Мнение учащихся о курсе.

Анализ и оценка результата творческой работы. Анализ мнений учащихся о курсе.


8. Требования к уровню подготовки учащихся

После изучения курса учащиеся должны:

Иметь представление: о различных профессиях и их общую характеристику, об обязанностях и требованиях к профессиональной подготовке.

Знать: классификацию профессий, необходимый минимум социально-психологических терминов и понятий.

Уметь: давать адекватную оценку собственным способностям и возможностям, выбирать и моделировать будущий вид деятельности, работать с диагностическим материалом, взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми.

Овладеть: навыками самостоятельного диагностирования, постановки цели и планирования , принятия решения и выработки дальнейшего алгоритма действий.

Понимать: необходимость самопознания и саморазвития для достижения личностного жизненного успеха.
9 Учебно-методический комплекс.
9.1 Информационные материалы.

Литература.

  1. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. –СПБ.: Питер, 2002.

  2. Волкова Н.А. и др. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петрозаводск: Петроком, 1992.

  3. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М. : Academia, 1999.

  4. Каверина Р.Д. Мир профессий. – М.: Молодая гвардия, 1986.

  5. Кашанов Р.Р. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха. – М.: Аст-пресс, 1999.

  6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1985

  7. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М.: Эксмо-Пресс, 2001

  8. Римская Р. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: Аст-пресс, 1997

  9. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1995

  10. Скляренко В. 50 знаменитых бизнесменов. – Харьков: Фолию, 2003.

9.2. Управление деятельностью учащихся.

Ориентировочный

Анкета: «Давайте познакомимся»

Игры и управления: «Сантики-фантики», «Молекулы»

Творческая работа: составление формул профессий.

Коррекционный.

Тест: опросник Айзена, «Карта интересов», опросник Климова Е.А.

Игры и упражнения: «Выбор», «Летает – не летает», «Круг», «Имитация».

Творческая работа: «Могу ли я обеспечить себя материально?»

Развивающий.

Тест: «Профессиональный тип личности»

Игры и упражнения: «Телеграф», «Кадры решают все», «Паутина», «Деловые качества», «Веер», «Поддержка».

Творческая работа: создание собственной фирмы (реклама, подбор работников фирмы); составление резюме; папка «Мои профессиональные намерения» и свободная таблица профессиональной направленности.

Итоговый.

Анкета: мнение учащихся о занятиях.

Творческая работа: реферат на тему «Моя будущая профессия».
9.3.Оценка результатов.

Критерии анализа участия школьников в играх и упражнениях.

  • Степень активности и достоверности;

  • Творческий подход к выполняемой работе;

  • Умение работать в группах и самостоятельно;

  • Умение проводить самооценку и оценку деятельности и одноклассников.



Критерии анализа и оценки творческих работ учащихся.

  • Творческий подход к выполняемой работе;

  • Учет реальных возможностей в практической деятельности;

  • Соответствие содержание цели и задачам творческой работы;

  • Полнота раскрытия темы творческой работы;

  • Соответствие содержание творческой работы полученным занятиям;

  • Отсутствие существенных ошибок;

  • Оформление творческой работы;

  • Форма представления работы(речь докладчика, внешний вид)


Критерии оценки реферата.

  • Соответствие темы и проблемного вопроса;

  • Формулировка цели и задач реферата;

  • Наличие плана и его соответствие с темой;

  • Соответствие содержания поставленной цели;

  • Полнота раскрытия темы;

  • Наличие и доказательность выводов;

  • Научность;

  • Логичность и лаконичность ;

  • Отсутствие ошибок;

  • Соблюдение норм оформления

  • Соблюдение авторских прав(ссылки на первоисточники);

  • Форма представления работы (речь докладчика, внешний вид)


Приложение.

Анкета «Давайте познакомимся»

  1. Фамилия и имя.

  2. Ваш знак зодиака?

  3. Ваше любимое время года?

  4. Ваше любимое животное?

  5. Какое качество вам в себе нравиться?

  6. Какое у вас хобби (увлечение)?

  7. Определились ли в том, куда пойдете учиться после окончания 9-го класс?

  8. Чего ждете от занятий?


Анкета «Мнение учащихся о занятиях»

  1. Что нового ты узнал на занятиях?

  2. Чему научился?

  3. Сделал литы профессиональный выбор? Какой?

  4. Каковы твои впечатления от занятий?

  5. Что запомнилось больше всего?

  6. Какие изменения можно внести в занятия?



Содержание папки «Мои профессиональные намерения»

1.Результаты тестов и опросников.

2.Резюме.

3.Свободная таблица профессиональной направленности учащегося.


Мои сферы интересов

Мои склонности

Мой профессиональный тип личности

Мой темперамент и особенности характера

Моя профессиональная направленность

















4.Реферат на тему «Моя будущая профессия»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПрограмма элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина...
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова...
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная...
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель...
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconРабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки в 9-ом...
К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса «В бесконечном мире задач»
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки автор программы
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы включает...
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки...
Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение»
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Поскольку содержание курса имеет междисциплинарный характер, в процессе подготовки и проведения занятий идет тесная кооперация учителей...
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся...
Разработка диагностического инструментария для оценки результативности работы по программе
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПрограмма элективного курса «Физика в профессиях»
Элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 11 часов. Содержание курса...
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...
Рабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Твои профессиолнальные намерения» iconПояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и...
Программа элективного курса разработана заместителем директора по увр, учителем физики моу сош №2 г. Спирово Кудряшовой Н. А


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск