Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и





Скачать 108.34 Kb.
НазваниеСемья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и
Дата публикации09.04.2015
Размер108.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Семья - это небольшая группа людей , живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система , в которую входят все члены семьи (и живые ,и усопшие, и находящиеся вне семьи). А идеальная семья - это нормативная модель семьи , которая принимается обществом , отражена в коллективных представлениях и культуре общества .В настоящее время духовные ориентиры нашего общества размыты и особенно актуальной становится проблема совершенствования идеалов семьи- для достойного воспитания подрастающего поколения.

В идеале семья способна воспитывать обособленную, независимую, дифференцированную от семьи личность. Процесс дифференциации как бы совпадает с процессом становления , созревания личности. На начальном этапе осознается отделение самого себя от других , на последующем- более четкое отделение своих потребностей , чувств , мыслей , то есть способность осмысливать чувства и потребности. Дифференцировавшиеся люди быстро реагируют, лучше приспосабливаются, более объективно оценивают свои и чужие эмоции и потребности, стоят на более высокой ступени самостоятельности. Рассуждения строят на основе мыслительных операций , а в своих действиях руководствуются аргументированными мнениями или четкими принципами , склонны обсуждать альтернативные выборы , опираются на интеллект .У таких людей сильное , целостное внутреннее «Я» , они способны понять собственные чувства.

Идеальная семья предполагает ценность интимности ( эмоциональную открытость друг другу ), взаимное эмоциональное удовлетворение и доверие .

Идеальный семьянин – это муж и отец , который не воздвигает стену между семьей и карьерой , а «расширяет» карьеру , включая в нее семью. Уделяя большое внимание тому , как строить отношения с женой и детьми , он приобретает социальную компетентность. Это помогает ему делать карьеру и преуспевать в сфере традиционного мужского самоутверждения-в публичной жизни.

Идеальная семья живет общими интересами, общей целью. В такой семье люди испытывают удовольствие от того, что они рядом .Это- ощущение счастья , удовлетворенности , внутренней силы отношений .Силы которая возникает при взаимодействии супругов друг с другом , которая способствует росту и развитию семьи. Это - ощущение общности, которая делает сильным каждого в паре. Это - и ощущение безопасности. Такая семья искренна (ее можно назвать этическим союзом), отношения живые и подвижные, ни один член семьи не является отвергнутым , все члены семьи пользуются автономией .Члены семьи откровенны и способны к согласованным действиям , взаимной заботе .

Идеальная семья- многодетная семья . Это мини- социум со своими внутренними законами: ребенок в ней оказывается и в роли старшего, и в роли младшего , он должен налаживать контакты с каждым членом семьи , общаться с детьми как своего , так и противоположного пола , учиться уступать и настаивать на своем , защищать свое мнение , проявлять гибкость и великодушие . При правильном воспитании дети из многодетных семей обладают более мобильной психикой ,устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе.

При идеальном браке супруги отличаются высоким уровнем дифференциации , они способны согласовывать эмоциональную интимность с автономией . Такие отношения позволяют им должным образом воспитывать детей , то есть не принуждать их жить в соответствии со своими нереализованными ценностями . Такая семья может подвергаться стрессу , но она в состоянии адекватно реагировать на нее , разрешать

и учиться разрешать порожденные им проблемы . Более того , справляться с ними не шаблонно , а с ориентацией на личности и потребности конкретных людей .

В реальной семье ( то есть конкретной семье как социальной группе ) преобладают к сожалению, личности противоположного типа-это не дифференцировавшиеся , зависимые люди. Они ригидны , руководствуются больше эмоциями, чем принципами мышления. Кроме того, не в силах отличать свои эмоции от потребностей или интеллектуальных решений. В реальной семье супруги требуют друг от друга того , чего недополучили в детстве , в родительской семье .Шкала «идеальная-реальная семья» Получаем следующую простую картину.



Посему, когда мы говорим о семье или собираемся исследовать ее, мы всегда должны дать ответ, о какой собственно семье идет речь? Психологи, как было уже сказано, изучали и изучают до сих пор реальные семьи, но с точки зрения их отклонений от нормы, т. е. реальные аномальные семьи. Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам и т. д. Источник проблем современной семьи ищут в сексуально-семейных дисгармониях, а средством их разрешения считают тот или иной вид психотерапии или псих коррекции супружеских отношений. Особое внимание этому уделяет психоаналитическая традиция: источник семейных трудностей личности ищется в прошлом (раннем опыте общения в родительской семье). Основной причиной нарушения семейных отношений считается проявление у одного или обоих супругов потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, не разрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «не проигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их. Вместе с тем психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него. Обнаружены и другие закономерности: ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера. Выбор может происходить по разным критериям: сходству или противоположности. Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги. В противоположном случае возникает борьба за власть, непонимание, разводы, брошенные дети и пр. Таков механизм социально-психологического воспроизводства структуры семьи. Особое внимание психологи уделяли месту в структуре семьи, которое ребенок занимал среди братьев и сестер. При этом совершенно не обращалось внимание на место ребенка в целостной структуре семейных отношений и на тип этой структуры. В. Таман обнаружил тенденцию воспроизводить в своей новой семье место, которое человек занимал среди братьев и сестер. К примеру, старший брат, у которого была младшая сестра, создает устойчивый союз с женщиной, у которой был старший брат2. Комплементарный брак является наиболее удачным (по статистике разводов). Наихудший прогноз у брака между супругами, которые были единственными детьми в семье. Замечено, что в том случае, если в родительской семье не было контактов со сверстниками, взрослые мужчина и женщина будут искать в партнере черты отца или матери. В случае брака по идентичности, когда партнеры занимали одинаковое положение в родительской семье, они лучше понимают друг друга, но плохо сотрудничают. Им лучше работать в разных областях, иметь личную свободу, а детей воспитывать параллельно: сыновей — отец, дочерей — мать. Главная причина неудачной совместной деятельности — в ролевом конфликте. Оба партнера были старшими в семье и желают принять руководящую роль. Удачное взаимодействие возможно лишь тогда, когда каждый делает то, что другой делать не желает: если один посвящает время работе, то другой должен заниматься домашними делами; если один планирует и руководит, то другой должен взять на себя исполнительские функции и т. д. В общем и целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так:
1)дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье;
2) затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях со старшими и/или младшими братьями и сестрами;
3) на основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье. Требуется ответить еще на один важный вопрос: каким образом воспроизводятся отношения родителей к детям в новой семье? Исходя из гипотезы подражания, молодые супруги должны воспроизводить в новой семье те способы воспитания, которые применяли их родители к их братьям и сестрам, а не к ним самим. Наибольшие трудности должны возникать у родителей, бывших единственными детьми. Они не получили образца для подражания и должны переносить на детей способы поведения своих родителей по отношению друг к другу. Следовательно, они должны относиться к детям как к взрослым, более того, как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью. По другой гипотезе «воспроизводства отношений», ребенок относится к другим так же, как родители относились к нему. И более того, сам относится к себе, как относились родители к нему в детстве. Ребенок интериоризирует, переносит внутрь своей психики способы родительского отношения и управления поведением ребенка (механизм интроекции, описанный 3. Фрейдом): доминирование становится жестким само руководством, пристыживание преобразуется в самообвинение и т. д. Отношения с родителями ребенок, по мнению Л. Беньямина, строит на основе двух основных стратегий:

1) дополнительного поведения: ребенок реагирует инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование; 2) защитного поведения: ребенок в ответ на отвержение начинает вести себя так, как будто его любят, как бы приглашая родителей изменить свое поведение по отношению к нему. Возможно, что внутренняя регуляция поведения ребенка воспроизводит отношение родителей к ребенку, но отношение к другим все же строится на основе воспроизводства отношений между родителями или отношения родителей к другим детям. В конкретных исследованиях реальные модели семьи отождествляются с аномальными. Помимо этого, всю совокупность отношений в семье (в частности, детско-родительских) психологи, особенно отечественные авторы, склонны сводить к отношениям «мать-ребенок» и видеть в них основную причину семейных драм и нарушений личностного развития детей. Отношения «отец-мать» зарубежные психологи склонны сводить к отношениям «муж-жена», а отечественные либо заимствуют такую трактовку, либо вообще обходят проблему стороной. Что касается стилей семейного воспитания, то и здесь все сводится к аномалиям в отношениях «мать-ребенок». Эти признаки психологических исследований не случайны, а объясняются глубинной природой культуры, носителями которой являются сами психологи, и через призму которой они смотрят на свой предмет — семью. К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М. Арутюнян1. По ее мнению, существует три варианта семьи: традиционная, дето-центрическая и супружеская (демократическая). В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В дето центрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастья ребенка. Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует симбиоз ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу. Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье — взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше (?!) его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически ко всем социальным институтам). Где и сколько таких семей наблюдал автор, он не уточняет. Что касается первых двух типов, то они относятся к разным вариантам общехристианской модели семьи, которые в последующих главах этой книги характеризуются как идеальная божественная модель христианской семьи и идеальная земная модель (Святое семейство). Третья модель существует только в воображении гуманистических психологов. Вместе с тем, М. Арутюнян проводит очень интересный анализ следствий воспитания в детоцентрической семье и причин массового распространения этого типа семьи в современном обществе. Она считает инфантилизм молодежи прямым следствием воспитания в детоцентрической семье. Причины возникновения детоцентризма, на ее взгляд, следующие:
1) увеличение продолжительности жизни, совместного существования детского и родительского поколений (в 1,5 раза дольше, чем в XIX в.), существование наедине, когда мать только мать, но не дочь (не больше, чем в XIX в.: 22-24 года);
2) нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье, сокращение интергенитальных интервалов. Практические связи в совместном труде заменяются эмоциональными, а отношения инфантилизируются;
3) отсутствие четких норм санкционирования отношений родителей и детей, что привело к утрате дистанции между ними;
4) изменения в системе образования: до 17-22 лет детям необходима помощь родителей. Как эти факторы могут повлиять на изменение структуры подчинения в семье (а в детоцентрической семье доминанта — ребенок), для меня не ясно. Аномальная семья — предмет особых забот и является источником проблем, а следовательно, предметом изучения. При этом в отечественной научной литературе главное внимание уделяется отношениям матери и ребенка, а чаще — грубым вариантам нарушений в развитии ребенка из-за ненормальных условий воспитания. Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль»1. Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль воспитания. По мнению В. И. Гарбузова, существует три тина «неправильного воспитания»: тип А — неприятие, эмоциональное отвержение, типа Б — гиперсоциализация, тип В — эгоцентрическое воспитание («кумир семьи»). Особенно чувствителен к отключениям в стиле родительского воспитания подростковый возраст. У подростка одновременно существуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и достижениях и вместе с тем потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы» (в аффилиации). H. Штирман выделяет три типа родительских отношений к детям у больных психосоматическими расстройствами:
1) «связывание» — жесткое стереотипное общение; дети инфантилизируются, их эмоциональное развитие отстает от нормы;
2) «отвержение» — ребенок «отказывается» от своей личности, что приводит к аутизму, излишней автономности;
3) «делегирование» — истинные достижения детей игнорируются; родители, перемещая на них свои несбывшиеся надежды, манипулируют ими как продолжением своего «я».

В настоящее время существуют различные подходы к выбору направления семейного диагноза, отбору круга характеристик, на которые должно быть обращено основное внимание при поиске причин нарушений в семье. Каждый из этих подходов имеет свои положительные стороны и свои недостатки. Именно в установлении соотношений достоинств и недостатков различных подходов нужно искать пути их рационального использования. Так, подход в духе «модели Мак-Мастерса» с ее подробным многосторонним обследованием семьи наиболее уместен в случаях, когда необходимо ее глубокое изучение и есть основание считать, что нарушены различные стороны ее жизнедеятельности, и, наконец (учитывая длительность такого подхода и большую трудоемкость), если есть необходимые условия для исследования. В противоположность этому методы, основанные на изучении главных характеристик, более приемлемы для оперативного изучения семьи. Проблемный подход применим в случаях, когда есть основания полагать, что нарушения в жизнедеятельности семьи связаны с неспособностью ее решить какую-то проблему, причем эти нарушения достаточно локализованы, не охватывают семью в целом.

Использованная литература,

1.ДорофеевЕ, Д.Внутригрупповая ответственность при разных формах собственности. Психология личности и группы в изменяющемся обществе .М.,1994.

2.Дружинин В.Н.Психологические типы семьи. М.,1995.

3.Журавлева Е.Современная семья-новые формы семейных отношений. М.,2010.

4.Шалимова А.Мама , папа , я-идеальная семья. М.,2010.

5.Эрбас Л.Секрет идеальной семьи. АиФ Алтай №48от 01.12.10.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconПрограмма Спартакиады
«Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,...
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу...
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На основе полученных данных каждый из нас сможет в определенной мере скорректировать свой образ жизни, улучшить физическое и психическое...
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconНа тему
«Семья – это семеро таких же, как я». И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером....
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconПубличное представление педагогического опыта учителя начальных классов...
Всё начинается с детства, а детство с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – учитель. Два великих предназначения...
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconМоя семьяияв истории моей страны
Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка… Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые...
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconСемья. Семейные ценности
Слово семья можно разделить на «семь» и «Я», т е семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга:...
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconВсе мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека,...
Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности,...
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и icon«Моя семья моё богатство»
Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок....
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconЗдоровая семья – основа процветания общества, главное условие демографического...
Благополучие страны начинается с благополучия семьи. Будущее закладывается сегодня в каждом доме
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconМетодические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья...
Поэтому на современном этапе развития российского общества правительство, семья, система образования, социум должны уделять больше...
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconКлассный час "Моя семья мое богатство"
Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи....
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconМетодическая разработка мероприятия по вд: классный час «Путешествие в страну Экология»
Клуб «История и культура кубанского казачества» Внеурочное занятие: «Понятие «казачья семья». Члены моей семьи»
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconУрок разработан для учащихся 7 класса. Тема урока: Семья- ячейка общества
Обратимся к словам Виктора Кротова: Семья- это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений...
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconРеферат «Семья в экономике»
Все эти характеристики можно отнести и к семье. Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных...
Семья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья- это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи и живые,и iconРеферат по социологии Тема: Изменение ролей и отношений внутри семьи
Это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Семья и брак относятся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск