Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 325.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации17.05.2014
Размер325.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3


Министерство образования РФ

Федеральное агентство по образованию

Вятский государственный гуманитарный университет

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра социальной работы
Проект:
Формы и методы социальной работы с семьями, находящимися в ситуации развода.

(теоретическая часть).
Выполнили: студенты 1 курса

специальности «Социальная работа»:

Муравьева Ю.А.

Смирнова Н.А.

Проверила: Воронина О.А.


Киров.

2009 год

Содержание:

Понятие семьи, брака – стр.3

Типы семей – стр.4

Функции семьи – стр.5

Проблемы семьи, факторы риска семьи – стр.6 – 8

Понятие развода. Развод в современном обществе – стр. 8 – 10

Причины возникновения супружеских конфликтов – стр.10 – 15

Уровни возникновения супружеских конфликтов – стр.16

Социальные технологии, применяемые в работе с семьями – стр. 17 – 23

Профилактика – стр.23 – 27

Что означает понятие успеха в семейной жизни? – стр.27 – 28

Семейная терапия – стр.28 – 30

Список использованной литературы – стр.31

Понятие семьи, брака.
Семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

[Обществознание: В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др., стр.213]

Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение хозяйства.

[Социология для студентов вузов/ С.И Самыгин, стр.158]

Семья для человечества – это созданная культурой данность и необходимость; человек, семья и культура – звенья одной цепи. В цивилизации они не способны существовать друг без друга… Семья – необходимый элемент для становления общества.

[Социальная работа с семьей: Холостова Е.И., стр.6]

Семья, как уже отмечалось, представляет собой малую социальную группу, к которой применимы все характеристики последней. Согласно психологической теории, малая социальная группа имеет такие отличительные признаки, как состав, структуру отношений, социально-психологический климат, лидерство, чувство «мы», собственные нормы и правила, особенности общения.

[Психология и педагогика социальной работы с семьей: Карцева Л.В., стр. 12]
Типы семьи.
Одним из важнейших показателей типологизации семей выступает воспитание детей. По данному критерию можно выделить три типа семейных структур:

  • Авторитарный тип – основывается на авторитете родителей ( прежде всего, в силу традиций, отца);

  • Либеральный тип – строится на самоопределении личности, независимо от традиций, привычек, устоявшихся догм;

  • Демократический тип – характеризуется постепенным привитием ребенку таких черт, как сопричастность судьбам других людей, приобщение к непреходящим общечеловеческим ценностям.

[Обществознание: В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др., стр.215]

Морган считал, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. [Социология для студентов вузов/ С.И Самыгин, стр.159]

Можно сконструировать три идеальных исторических типа моногамной семьи: патриархальный (традиционный), детоцентрический (современный) и супружеский (постсовременный). [Социология для студентов вузов/ С.И Самыгин, стр.160]


Функции семьи.
Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

[Обществознание: учеб.- справ. пособие/ В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др., стр.214]

Если же рассматривать социальную работу с семьей в её узко практическом разрезе и вычленять собственно психологические функции семьи, то их содержание может быть сведено к одной формуле: семья должна служить психическому развитию всех своих членов. Последнее же включает в себя очень многое: это и развитие интеллекта, и формирование характера, и становление эмоционально-волевой сферы, и развитие способностей. Иными словами, психологические функции семьи таковы:

  • Интегративная, объединяющая людей разного пола, возраста, социального происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности;

  • Релаксационная, снятия эмоционального напряжения, психологической разрядки членов семьи, обретения душевного спокойствия, внутреннего равновесия и личностной устойчивости;

  • Формирования самооценки личности и семьи в целом;

  • Социализирования личности в рамках семейного и дружеского, родственного и соседского окружения;

  • Коммуникативная, связанная с передачей информации, организацией внутри – и внесемейного общения и взаимодействия;

  • Смыслообразования, ценностного ориентирования личности;

  • Самостроительства личности, руководства ее саморазвитием и самовоспитанием.

[Психология и педагогика социальной работы с семьей: Карцева Л.В., стр.15-16]

Проблемы семьи.

Факторы социального риска семьи.
Факторы социального риска, прежде всего, отрицательно сказываются на репродуктивных функциях семьи, то есть на способности семьи воспитать здоровых в физическом и психосоциальном плане детей.

К факторам социального риска, отрицательно сказывающимися на репродуктивных функциях семьи, можно отнести следующие:

Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия. Парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей.

Медико-социальные факторы: экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.

Социально-психологические и психолого-педагогическими факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.

Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры.

Наличие того или иного фактора не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом такая вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи. Медицинские исследования также показывают, что по мере увеличении числа факторов риска растет заболеваемость детей в семье.

Часть факторов социального риска влияет довольно стабильно и постоянно, другая часть с течением времени усиливает либо ослабляет свое влияние. Так, исследования разных времен показывают, что довольно стабильно среди семей подростков-правонарушителей поддерживается соотношение семей с низким прожиточным уровнем и составляет примерно 40%.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что особенно усиливается негативное влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей, то есть в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, эмоциональной близости и стабильности, значительно больше шансов воспитания нормального ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат.

Так, распространившееся в последние годы такое явление, как «новые русские», то есть люди с сверхвысокими доходами нередко имеют тяжелейшую обстановку в семье, которая никак не благоприятствует воспитанию детей. Эти семьи и дети также нуждаются в социально-психологической помощи.

В настоящее время в связи с резкой дифференциацией доходов, появлением безработицы, невыплатой зарплаты резко обострились экономические проблемы многих семей, имеющих детей, и в первую очередь многодетных семей. Очевидно, назрела необходимость введения адресной помощи семье, включая выплаты пособий на детей, бесплатные школьные завтраки. Для начала эту практику можно ввести на основании добровольного отказа состоятельных людей от получения пособий.

Значительное число несовершеннолетних правонарушителей воспитывается в неполных семьях (до 30%). Около 30% детей рождается в незарегистрированном браке. Ежегодно около 600 000 семей разводится, при этом в разрушившихся семьях остается свыше 400 000 детей.

[Психосоциальная поддержка семей группы риска – как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия (пособие для психологов и психосоциальных работников): редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», стр. 7-9]

Понятие развода.

Развод в современном обществе.
Разводы способствуют осознанию человеком, как несовершенства семьи, так и ее социальной значимости.

Эволюция данного явления зависит от следующих критериев:

  1. количественные масштабы явления в обществе;

  2. религиозные установки на возможность расторжения брака;

  3. категоричность запрета (допустимость) разводов в законодательстве;

  4. особенности реакции социального окружения;

  5. наличие (отсутствие) санкции со стороны государства по отношению к разведенным.

В зависимости от категоричности запрета (допустимости) разводов в законодательстве современные страны можно разделить на следующие группы:

1. в которых юридическое расторжение брака невозможно (Ирландия, Аргентина, Колумбия и др.);

2. в которых прекращение брака декларативно допускается, но данный процесс на практике обставлен большим количеством формальных препятствий, что делает его почти неосуществимым;

3. в которых развод допускается при наличии определенных, закрепленных в законе причин (измена, безвестное отсутствие одного из супругов и т.д.);

4. в которых расторжение брака возможно только при обоюдном согласии супругов;

5. в которых препятствий для развода не существует: брак расторгается по требованию любого из супругов;

6. в которых законы, регламентирующие процесс расторжения брака, отсутствуют (ряд стран Африки и Океании)

…По степени официальности при решении вопроса о расторжении брака в современном мире можно выделить страны (культуры, народы), где расторгнутым признается лишь брак, прекращенный исключительно в судебном порядке; где брак может быть расторгнут в загсе, где брак считается расторгнутым после совершения специальных ритуалов, обрядов.

В современном понимании развод – это способ прекращения брака при жизни супругов путем его юридического расторжения. С юридической точки зрения развод есть «результат установления судом по требованию одного из супругов того факта, что брак нарушен в совокупности своих отношений, расстроен и потерял смысл как для самих супругов и их родителей, так и для общества».

Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств. Россия занимает 2-е место (после США) место в мире по этому показателю, существенно опережая другие страны. В середине 90-х гг. XX в. в стране рост разводимости сменился стабилизацией  около 4,5 развода на 1000 населения, что считается высоким показателем. По итогам l квартала 2004 г. Коэффициент разводимости беспрецедентно вырос, составив 5,2 развода на 1000 населения. Примерно 22% мужчин и женщин один раз в жизни прошли процедуру развода, и, судя по статистике загсов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60%. Таким образом, проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих российских семей.
Причины возникновения супружеских конфликтов.
Исследование семейных проблем, конфликтов, которые становятся причинами разводов, приобретает все большее значение.

Рост числа разводов может быть обусловлен макро- или микро-социальными факторами, конкретными причинами и мотивами.

Такие глобальные процессы, как урбанизация, миграция из села в город, вовлечение женщин общественное производство и рост их экономической самостоятельности, изменение форм социального контроля, разрушение религиозной основы брака, ослабление связей между поколениями – это макросоциальные условия разводимости.

К микросоциальным факторам относят особенности функционирования отдельной семьи и ее микросреды, характер внутрисемейных, родственных, дружеских, соседских связей и т.д. под мотивами и причинами развода понимают субъективные обстоятельства, названные самим разводящимися.

Причины конфликта могут быть разнообразными, но по времени возникновения их можно разделить на две группы: 1) причины, которые существовали до момента создания семьи;2) причины, возникшие во время брака. Причины первой группы называют факторами риска, так как их наличие до момента создания семьи уже таит в себе опасность будущего развода. К ним относятся: большая разница в возрасте; большая разница в уровне образования, воспитания; склонность к алкоголизму одного из супругов; слишком легкомысленное отношение к браку и семье; слишком ранний возраст вступления в брак; слишком небольшой срок добрачного знакомства; резкое несогласие родителей на брак; брак по принуждению без взаимного согласия.

Причины конфликтов, образующие вторую группу, - это отсутствие общих взглядов и интересов; несходство характеров; супружеская неверность; алкоголизм; грубость и насилие; отсутствие нормальных жилищных и материальных условий; вмешательство родителей в семейные дела супругов и др.

Все эти факторы очень важны и играют большую роль в семейной жизни. Но следуют иметь в виду, что анализ мотивов и причин развода осложняется тем, что: а)в их качестве могут выступать любые желание, интересы, влечения, взгляды, ценности; б) в реальном поведении могут прослеживаться несколько мотивов и причин; в) процесс мотивации часто выступает как сеть взаимодействующих связей между различными психологическими феноменами; такая связь подвижна и динамична; г) мотивация тесно связана с положительными и отрицательными чувствами, со структурой жизни человека; д) процесс мотивации связан с отрицательной оценкой конкретной брачной жизни и брачного партнера.

Конфуций признавал, что обоснованным развод может быть только для супругов, проживших в браке не менее пяти лет. В этом есть свой резон: пять лет – достаточный срок для устранения отдельных негативных качеств, которые проявились в начале брака, и достаточно долгий срок для того, чтобы обнаружить скрываемые до этого времени дурные наклонности, не поддающиеся исправлению.

Решению о разводе предшествует длительный и трудный процесс мотивации, т.е. всестороннего обоснования принятого решения с различных точек зрения. Эта сложная форма поведения условно называется бракоразводной.

Трудности и критические жизненные ситуации вызывают у одного или обоих супругов стресс, кризис различной степени психического напряжения. В медицине это называется психотравмирующими факторами. Таким образом, в семье создается сугубо отрицательная психологическая обстановка; в таких условиях ссоры и конфликты между супругами приобретают разрушительный характер.

[Технологии социальной работы с различными группами населения: Павленок П.Д., Руднева М.Я., стр. 149-151]

Согласно «Справочнику психоаналитика»:

«Одной из причин конфликтов является нежелание самораскрываться. Человек пытается управлять энергией с помощью так называемых конфликтных сценариев. Конфликтные сценарии – это глубинные установки и привычки, которые приобретаются в раннем детстве и формируются по мере взросления. Именно этим старым привычкам, которые за многие годы устоялись как часть личности, мы остаемся верны и в собственной семье, и в общении с друзьями, коллегами по работе… члены семьи ведут борьбу за энергию, стремясь при этом отобрать энергию и у детей. Поэтому конфликтный сценарий часто разыгрывается в семье и запоминается ребенком в первую очередь. И именно его ставят во главу всех семейных взаимоотношений... Ребенок в первую очередь учится у родителей и подсознательно копирует их взаимоотношения между собой и с окружающими…

В зависимости от характера поведения выделяют тип агрессоров, основными характеристиками которых являются стремление держать окружающих в постоянном страхе, требование подчинения своей воле, преданности или восхищения. Для этого они используют громкий голос, часто критикуют других, угрожают, обвиняют, используют физическую силу, неожиданные вспышки ярости.…Именно в агрессоре в наибольшей степени проявляется тяга к манипулированию. Им необходимо постоянное внимание. Так как на крики и ярость тратится значительное количество энергии, они склонны держать других в постоянном страхе и ожидании постоянных нападок, так удерживая внимание на себе и получая энергию от других.

Критиков (другой тип) отличает способность задавать кучу вопросов. Ничто не ускользнет от их всевидящего ока, им все необходимо знать до мелочей, они постоянно делают замечания, любят расследовать, безжалостны, ищут способ заставить других ошибиться, потом укоряют их за эти ошибки и промахи, заявляя: «Я же тебе говорила?». Возражать им, оправдываться перед ними или переубедить их невозможно. Критики активным образом разрушают дух и волю, заставляя окружающих внимательно следить за ними, и боятся постоянных замечаний. Вначале они привлекают к себе жесткой логикой и остроумием, интеллектом и умением разбираться в любой ситуации. Но внутри себя они насторожены, мелочны и придирчивы. Но основным манипулированием для них являются слова, а не физическая агрессия.

Замкнутый – человек, предпочитающий словам молчание. Этот стереотип поведения формируется в процессе защиты от нападок родителей или близких, которые вели себя как агрессоры или критики. Поэтому замкнутый предпочитает держаться от всех на расстоянии, всегда находиться в одиночестве, самостоятельно разрешать свои проблемы. Человек с таким характером поведения пребывает в полной уверенности, что окружающие станут навязывать ему свою волю или ставить под сомнение его действия и решения, поэтому он старается избегать помощи других людей и не давать серьезных обещаний.… Но отчужденность людей с таким характером мешает им добиться, желаемого, отрезает от лучшего в людях и самих себе, от жизни.

Бедняжек отличает пессимистический взгляд на мир. Они привлекают к себе внимание всевозможными демонстрациями уныния, печалью, вздохами, плачем и горестным взглядом, дрожью, «жертвенным» поведением, медленными ответами на вопрос, в то же время они любящие, мягкие и чувствительные люди, сильно нуждающиеся в любви и поддержке. Основной привычкой для них является воспоминание о прошлом….Нередко бедняжки излишне говорливы и чаще всего не придерживаются определенной темы, сильно зависимы от мнения окружающих. Характерными для них фразами являются: «Ты меня не любишь», «Ты не обращаешь на меня внимание», «Все про меня забыли».

…мужчины по своей природе обычно относятся к типу агрессора или

замкнутого, а женщины предпочитают поведение критика или бедняжки…

Скрытой стороной конфликтных сценариев являются внутренние страхи,

желания, опасения.

Так некоторыми страхами агрессора являются комплекс неполноценности, боязнь попасть под влияние, желание быть первым.

Критик считает, что все его бросили, боится, что с ним не считаются, хотел бы почувствовать любовь окружающих, испытывает необходимость в признании.

Замкнутого отличает неуверенность, отсутствие веры в себя, беспомощность, страх обмана.

Бедняжка желает любви, внимания, испытывает неуверенность, чувствует отсутствие любви к себе.

Если подвести итог, то получается, что каждый человек подвержен страхам, практически одним и тем же. Это неуверенность, внутренняя пустота, отсутствие любви к себе, неудовлетворенность, страх быть обманутым, страх перед одиночеством и как первооснова страх утраты связи с родителями, в результате чего человек не сможет выжить. Угроза жизни – первичный страх, преследующий человека с младенчества.

В зависимости от ситуации в семье люди склонны играть роль Ребенка или Родителя. Обычно, если женщина играет роль Родителя (критика), мужчина играет роль Ребенка (замкнутого).

Рассмотрим практические рекомендации по осуществлению трансформации для людей разного склада характера»:

Согласно «Полному справочнику психоаналитика»:


привычки

Мужчин, которые раздражают женщин

Женщин, которые раздражают мужчин







  1. Почему мужчины всегда предлагают решения и дают советы?

  2. Почему мужчины не спрашивают дорогу?

  3. Почему мужчины не интересуются жизнью своих друзей?

  4. Почему мужчины боятся обязательств?

  5. Почему мужчина всегда прав?

  6. Почему мужчин тянет к видеоиграм, механизмам…?

  7. …к спорту?




  1. Все женщины- болтушки

  2. Любовь женщин к обсуждению проблем

  3. Страсть к преувеличениям

  4. Почему женщины не говорят открыто?






[Полный справочник психоаналитика: Ю.Ю. Елисеев, стр. 550-554]
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск