Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны





Скачать 87.66 Kb.
НазваниеПубличное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны
Дата публикации30.09.2014
Размер87.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Публичное представление педагогического опыта

учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны.

Всё начинается с детства, а детство с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – учитель. Два великих предназначения на земле.

С начала 2000-х годов в российской школе стали укрепляться новые тенденции. Ориентация на более или менее механическое усвоение набора знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, деятельности ученика при помощи учебного материала. Линия на воспроизведение материала всё больше вытесняется линией на воспитание творчества, активное участие ученика в процессе учения. Место унифицированных программ, учебников и методик заняла вариативность. Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, появилась возможность свободного выбора учителем того учебника или программы, той образовательной системы, которая его более устраивает. Познакомившись с учебниками Образовательной системы «Школа 2100», я поняла, что они созвучны моему пониманию образования. Ведь здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята с моей помощью сами формулируют тему урока, его основной вопрос (проблему), сами открывают новые знания. Здесь дети учатся действовать творчески, а не по шаблону. Обучение по этой образовательной системе основано на личностно-ориентированном, деятельностном подходах. Поэтому проблему, над которой я работаю в течение последних лет, сформулировала так: «Использование современных образовательных технологий для формирования познавательной деятельности учащихся».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Актуальность педагогического опыта обусловлена современными подходами к обучению, помогает реализации Федеральных государственных стандартов, стимулирует интерес учеников к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем в реальной жизни.

Сегодня в условиях введения ФГОС необходимо применение технологий деятельностного типа, когда ученик становится не пассивным «приемником» знаний, а приобретает знания в деятельности. Поэтому основное требование к современным технологиям – включить ребенка в процесс самостоятельного приобретения знаний. Использование современных технологий позволяет мне выстраивать урок как активную форму обучения. Технология проблемно-диалогического обучения помогает ученикам самим ставить учебную проблему, формирует познавательную мотивацию, помогает достичь подлинное понимание учениками материала. Технология формирования правильного типа читательской деятельности представляет собой процесс индивидуального осмысления и освоения детьми текста, является рациональным и позволяет добиваться высоких результатов. Технология оценивания учебных успехов обеспечивает на этапе контроля реализацию принципов личностно-ориентированной Образовательной системы «Школа 2100». Использование этих технологий создаёт огромные возможности для развития познавательной деятельности, для реализации творческих способностей и развития УУД младших школьников.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие формированию познавательной деятельности школьников.

   Познавательную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. В первую очередь, использую технологии ОС «Школа 2100», применяю методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий.

Наличие теоретической базы опыта.

За годы своей работы я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую технологии ОС «Школа 2100»: технологию проблемного обучения, технологию правильного типа читательской деятельности, технологию оценивания учебных достижений, а также здоровьесберегающие и игровые.

Я считаю, что технология проблемно-диалогического обучения, может быть, и не панацея, но действенное средство от многих «школьных болезней». На уроке предъявления нового материала мною проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения, который осуществляется в ходе специально выстроенного учителем диалога. На проблемно-диалогических уроках посредством побуждающего или подводящего диалога помогаю ученикам поставить учебную проблему, тем самым вызываю у школьников интерес, формирую познавательную мотивацию. Активно использую в своей работе технологию формирования правильного типа читательской деятельности. Целью работы с текстом на первом этапе является развитие антиципации; во время чтения главная цель – достижение детьми понимания текста на уровне содержания. Следующий этап работы – работа с текстом после чтения, цель которого – достижение понимания на уровне смысла. На этом этапе ставлю проблемный вопрос к тексту в целом, результатом его должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк». В течение последних лет осваиваю и применяю на практике технологию оценивания учебных успехов. Основные задачи этой технологии: определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний; развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Считаю, что использование современных технологий делает урок более целостным и органичным, т.к. они легко взаимосвязывают все виды деятельности на уроке.

Из форм коллективной деятельности плодотворно использую работу в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Это позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на уроках открытия новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые развивают у учащихся осознанность в ведении здорового образа жизни.

Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения, способствует формированию познавательной деятельности учащихся.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея заключается в оптимальном развитии познавательной деятельности каждого школьника на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) и использования современных образовательных технологий. Для меня главное – моя работа должна способствовать личностному росту моих учеников. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Оптимальность и эффективность средств.

Используя технологии ОС «Школа 2100», хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Использование современных образовательных технологий способствует формированию познавательной деятельности, а значит, обеспечивает высокое качество знаний.

Результативность опыта.

Результатами развития познавательной деятельности является потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое. Не менее важным итогом проведенной работы является то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, а в споре, как известно, рождается истина.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

  • повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика;

  • приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

  • активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся;

  • формирование личностных качеств ученика;

  • формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать.

Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, принося высокие результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников.

Проведенный 12.04.2013 республиканский мониторинг определения качества знаний учащихся 4 класса по математике (Приказ Министерства образования РМ от 03.09.2012 ) показал, что качество знаний учащихся моего класса составляет 96%.

5 учеников стали победителями и призерами школьных предметных олимпиад.

4 ученика – призеры общероссийской олимпиады Олимпус Зимняя сессия.

3 ученика – победители муниципальных этапов интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» в номинациях «Самая функционально-грамотная личность», «Творческая личность», «Яркая индивидуальность».

1 ученица – победитель республиканского этапа интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» в номинации «Творческая личность».
Большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Медвежонок», «Кит», «Золотое руно», «Чип». Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные викторины и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Мои ученики – активные участники различных творческих конкурсов.

Возможность тиражирования

Одним из девизов, которым я руководствуюсь в своей работе, является: «Учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться». Поэтому я стараюсь принимать участие в работе вебинаров, проводимых авторским коллективом ОС «Школа 2100», муниципальных и республиканских семинаров по ОС «Школа 2100». Мне интересен опыт моих коллег, их передовые идеи я использую в своей педагогической деятельности. Также охотно я делюсь своим опытом, выступая на ШМО, РМО, даю открытые уроки на муниципальном и республиканском уровне. Мои работы представлены на образовательных сайтах сети Интернет: Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок», в электронном педагогическом журнале «Большая перемена».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconИсследование как универсальный способ учебной деятельности младших...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка и мордовской литературы мбоу «Баевская...
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconИнновационного педагогического опыта
Моу «сош №63 с углубленным изучением отдельных предметов» Ленинского района города Саратова Федченко Елены Александровны
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconПубличное представление собственного педагогического опыта, педагога...
...
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны icon“ Презентация педагогического опыта”
Васильева Лидия Николаевна, учитель начальных классов моу павловская сош №1 мо «Павловский район»
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...
Ознакомление студентов с общей организацией учебной и воспитательной работы школы, гимназии, лицея, дду, класса, группы, путем наблюдения,...
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны icon«Особенности внедрения фгос в ос «Школа 2100»
Киселёвой Елены Борисовны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального общеобразовательного учреждения...
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconАналитическая справка Башкатовой Елены Львовны, учителя начальных классов
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Отечественная война 1812 года», создать условия для...
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconДля учителя начальных классов (копилка опыта)
Разработки Натальи Рубиной по использованию теории решения изобретательских задач в начальной школе
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Щербаковой Елены Александровны iconПервая смена: учителя начальных классов Вторая смена: учителя начальных классов
План эвакуации, определяет порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и направлен на сохранение здоровья и жизни...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск