Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения»





Скачать 311.32 Kb.
НазваниеПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения»
страница1/3
Дата публикации28.09.2013
Размер311.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения»
1. Актуальность и перспективность педагогического опыта
В концепции модернизации биологического образования до 2012 г. отмечены поиски наиболее эффективных форм, методов, приемов развития научного мировоззрения учащихся. Современная российская школа испытывает острую необходимость в выработке нового образовательного подхода. Его смысл заключается в формировании у школьников качественных знаний о природе, а также взаимоотношениях между ними для определения и реализации оптимальных способов сохранения окружающей среды. При этом особая роль принадлежит межпредметному подходу, позволяющему развивать научную картину мира школьников.

Для определения содержания естественнонаучного материала на основе принципа межпредметных связей мы учитываем, что большая часть выпускников школ в дальнейшем не будет продолжать естественнонаучное образование. В связи с этим важно выработать общий понятийный аппарат, своеобразный междисциплинарный язык, позволяющий «естественникам» и «неестественникам» понимать друг друга в определении места в природе, перспектив развития общества и основных тенденций человеческого познания в XXI веке. Организующим началом такого языка могут стать идеи о всеобщей причинной обусловленности и взаимосвязанности процессов в неживой и живой природе, значимости естественного разнообразия образующих её тел как условия устойчивости и саморегуляции, а также ценности конкретного природного объекта для общества.

Наблюдаемое в школьных дисциплинах противопоставление физического, химического, биологического и социального взглядов на научную картину мира неоправданно.

Их необходимо рассматривать в неразрывном единстве. Методологической базой для такого объединения должна стать особая форма новой межпредметной связи4.

В современной педагогике интеграционные процессы реализуются по основным направлениям - поиск и изучение внутрипредметных и межпредметных связей. На наш взгляд они являются наиболее эффективными. Однако до последнего времени остаются актуальными и нерешенными вопросы о том, как наиболее оптимально реализовывать в образовательном процессе межпредметные связи при формировании научной картины мира.

Вместе с тем, межпредметные связи как дидактическая проблема является сложной и интегрированной и поэтому её решение требует разностороннего подхода. Такая ситуация приводит к возникновению объективных противоречий:

- Между потребностью формировать знания и отсутствиено методических разработок занятий для 6 классов с использованием межпредметных связей;

- Между важностью формирования у учяащихся основной школы нравственных отношений к природе, человеку, здоровью при изучении биологии и недостаточностью использования методических средств и приемов;

- Между необходимостью формирования научной картины мира (у учащихся) в реальных ситуациях и слабой сформированностью у учащихся практического опыта.

Все сказанное предопределило выбор темы, которая заключается в изучении теоретических и методических основ формирования биологических знаний у учащихся основной школы в процессе использования межпредметных связей.
Проблема состоит в поиске форм и методов обучения, которые наиболее полно формируют биологические знания в системе межпредметных связей.

Цель: улучшение методики изучения биологического материала на основе использования межпредметных связей.

Задачи:

- проанализировать литературу по обозначенной теме;

- создать методическое сопровождение использования межпредметных связей для формирования биологических знаний у учащихся в курсе биологии растений;

- проверить, предложенную в ходе педагогического эксперимента, методику по формированию биологических знаний у учащихся в курсе биологии растений;

- выявить взаимосвязи биологии и других учебных предметов.

Объект: учебно-воспитательный процесс по биологии в 6 классе, способствующий изучению биологического материала на основе межпредметных связей.

Предмет: процесс формирования биологических знаний у учащихся 6 классов на основе использования межпредметных связей.

Гипотеза: мы предположили, что использование межпредметных связей на уроках биологии способствует наиболее полному формированию биологических знаний и научного мировоззрения учащихся.

Методы: теоретические (анализ научно-философской, психологической и учебно-методической литературы); обобщение и систематизация методического опыта; эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты); социологические (беседа, анкетирование, ранжирование); педагогическое наблюдение; изучение школьной документации (образовательные программы, планы работы учителей-предметников); математические (обработка экспериментальных данных, графическая и табличная интерпретация результатов эксперимента).

Понятийный аппарат для представления опыта реализации межпредметных связей у учащихся основной школы при изучении курса растений в биологии:

- Интеграция (от лат. Integrum –целое; лат. Integration –восстановление, восполнение) – в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образование взаимосвязей.

- Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений.

- В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

- Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин», или такое: « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.

2. Концептуальность педагогического опыта
За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость более всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни. В связи приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии.

С изучения растений начинается в биологии последовательное формирование естественнонаучной картины мира. Растительный мир изучается как составная часть природы на клеточном, организменном, видовом, биогеоценотическом и биосферном уровнях организации жизни. Мировоззренческие идеи эволюции и уровней организации живой материи могут получить более глубокое развитие при изучении растений с помощью межпредметных связей. Растительная клетка изучается как мельчайшая частица строения организма растения, и одновременно у учащихся формируются первичные представления о клетке как элементарной структурно-функциональной единице жизни. Понять строение и процессы жизнедеятельности клетки и научно объяснить их учащиеся могут лишь тогда, когда учитель раскрывает закономерные связи строения и функций клетки, ее жизнедеятельности и внешней среды. Понятия внешней среды и условий жизни учащиеся усваивают в курсе природоведения 5 класса. Внешней средой называют все, что окружает растения (солнечный свет, воздух, вода, почва, другие растения, животные и др.), а условиями жизни - то, без чего растение не может жить (вода, воздух, свет, тепло). Эти понятия целесообразно повторить, опираясь на знания учащихся из курса природоведения, приосвещении вопроса "Растительный мир как составная часть природы". Под углом зрения этих понятий важно раскрыть и процессы жизнедеятельности клетки. Учитель подчеркивает, что питание и дыхание клеток могут происходить лишь тогда, когда во внешней среде есть необходимые для этого условия: вода, воздух, минеральные вещества, свет и тепло. Из воздуха и почвы поступают внутрь клетки необходимые для питания и дыхания вещества: вода, минеральные вещества, кислород, углекислый газ и др. С этими понятиями учащиеся также знакомы из курса природоведения. Они знают, что все тела природы состоят из веществ. Учитель может поставить перед ними вопросы: является ли растение телом природы? Из чего оно состоит? Отличаются ли вещества, из которых состоит растение, от веществ неживых тел природы? Последний вопрос является для учащихся проблемным. Он позволяет учителю ввести понятие об органических веществах как веществах, которые образуются в клетках в процессе питания (сахар, крахмал). Введение уже при изучении клетки понятий об органических и минеральных веществах позволяет избежать неопределенности понятия "питательные вещества" и определить их как органические и минеральные вещества, которые поступают в клетку и образуются в ней в процессе питания. Для объяснения вопроса о поступлении веществ в клетку важно использовать известные учащимся из курса природоведения понятия о растворимых веществах, растворении и растворах. Учитель биологии предлагает учащимся вспомнить, какие вещества называются растворимыми, какие нерастворимыми. Учащиеся вспоминают: «Если частицы вещества в воде становятся невидимыми и вместе с водой проходят через фильтр, то это вещество растворимо в воде. Если частицы плавают в воде или оседают на дно, а также задерживаются фильтром, то это вещество нерастворимо в воде". Учитель ставит новый проблемный вопрос, какие, растворимые или нерастворимые в воде, вещества поступают в клетку? На основании опыта, демонстрирующего поступление веществ в клетку, учащиеся делают выводы о том, что твердые вещества поступают в клетку только в растворенном виде, а вода растворяет минеральные соли; вода с растворенными в ней веществами (соли, сахар) поступает в цитоплазму и образует клеточный сок, заполняющий вакуоли. Говоря о движении цитоплазмы, целесообразно подчеркнуть, что движение присуще всей живой и неживой природе, и предложить учащимся привести известные им из курса природоведения примеры движения тел (движения тела человека, небесных тел, Земли вокруг Солнца, воздуха, воды, растений и животных). Развитие общих естественнонаучных понятий о телах и веществах необходимо предусмотреть и при изучении строения клетки. Учитель предлагает учащимся привести примеры тел живой природы и от- мечает, что внутри одних, более крупных тел могут находиться более мелкие тела. На вопрос "Есть ли такие тела в клетке?" учащиеся отвечают: "Ядро - это небольшое тельце в цитоплазме клетки. Пластиды - Это также мелкие тельца в цитоплазме". Расширение понятия о веществах происходит, когда учитель, обобщая знания учащихся из курсов природоведения и ботаники, отмечает, что вещества могут быть органическими (сахар, крахмал) и неорганическими (вода, минеральные соли); твердыми (соль, сахар),жидкими (вода, раствор соли, раствор иода) и газообразными (кислород, углекислый газ); растворимыми и нерастворимыми в воде; бесцветными и иметь цвет (иод, вещества, окрашивающие пластиды, содержащиеся в клеточном соке); цитоплазма представляет собой живое бесцветное вязкое вещество. Такие знания имеют пропедевтическое значение: они подготавливают учащихся к изучении химии и физики, а также позволяют им увидеть связь биологических и физико-химических процессов в природе. Развитие общих естественнонаучных понятий в сочетании с цитолого-физиологическими и на основе последовательных фактических и понятийных связей с курсом природоведения позволяет учащимся глубже понять единство живой и неживой природы на уровне клетки. Важнейшим экологическим понятием, широко используемым в курсе биологии, является "среда обитания". Начиная с темы "Водоросли", учитель формирует у учащихся понятие о водной среде обитания, опираясь из понятия об агрегатном состоянии веществ и о воде, известные из курса природоведения. Учитель может предложить учащимся вопросы репродуктивного и поискового характера: вспомнить - целостный организм". Оно формируется постепенно при изучении каждого органа растения на основе развития морфолого-физиологических и экологических понятий. Знания о питании и дыхании растений учащиеся приобретают с использованием изученных в курсе природоведения понятий о почве, воде, воздухе, веществе. Эти понятия привлекаются при изучении поглощения воды и минеральных веществ и дыхания корня, фотосинтеза и дыхания в листе, передвижения минеральных и органических веществ по стеблю, дыхания семян и питания проростка и др.

Экологические понятия о факторах неживой природы и связанных с деятельностью человека, раскрывающие взаимосвязи растительных организмов с внешней средой, также требуют для своего формирования фактических и понятийных связей с курсами природоведения и физической географии. В курсе природоведения изучаются темы, которые создают у учащихся базис эмпирических знаний о взаимосвязях растений с факторами среды: "Ветер", "Образование облаков и осадков", "Вода в природе" и др. Учебный материал этих тем необходимо полнее использовать при изучении ботаники, привлекая полученные в них знания учащихся. Так, в теме "Растения - обитатели суши" учащиеся изучают такие вопросы, как"Разнообразие условий жизни на суше", "Растения влаголюбивые и засухоустойчивые", "Растения светолюбивые и теневыносливые". Эти экологические понятия подкреплены конкретными фактами о жизни мать-и-мачехи, подорожника, чертополоха, калужницы, верблюжьей колючки, кактусов и других растений. На эти знания учитель биологии может опираться при изучении внешнего строения листа, листьев световых и теневых, листьев растений влажных и засушливых мест, видоизменений листьев, испарения воды листьями, размножения и опыления растений, их условий жизни в природе. Раскрытию условий жизни растений в природе способствуют и знания учащихся из курса физической географии о литосфере, гидросфере, атмосфере, природном комплексе. Популяционно-видовой уровень организации жизни раскрывается при изучении видового многообразия растений на Земле, их приспособленности к окружающей среде. Эти вопросы следует изучать, используя ранее полученные знания учащимися о распределении солнечного света и тепла на земной поверхности в зависимости от географической широты, о природных богатствах Мирового океана, о растительности различных природных зон из курсов физической географии и географии материков.

3. Наличие теоретической базы педагогического опыта
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи биологии с физикой, химией) и межцикловые (связи биологии с историей, трудовым обучением, музыкой). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические. Содержательно- информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские. Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Так, в обучении биологии и химии учителя могут использовать данные о химическом составе растений. Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для, родственных предметов (общепредметных).

К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ.(тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия - явление, процесс, энергия и др.)

Ряд общебиологических понятий отражает такие сложные процессы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками - биофизикой и биохимией.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка и мордовской литературы мбоу «Баевская...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconИсследование как универсальный способ учебной деятельности младших...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconОбобщение педагогического опыта работы
Осуществление содержательной и деятельностной интеграции биологии с другими предметными дисциплинами посредством системного использования...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconПубличное представление собственного педагогического опыта, педагога...
...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconПредставление собственного инновационного педагогического опыта учителя...
В данной школе работаю сразу после окончания математического факультета мгу им. Н. П. Огарева, с 1988 года. Имею первую квалификационную...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconПрограмма по биологии составлена на основе федерального компонента...
Ем образовательного стандарта, дает рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconПредставление собственного инновационного педагогического опыта учителя...
Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconПредставление собственного инновационного педагогического опыта
Современный человек превратился в сверхзанятое, неспособное сосредоточиться существо, современный человек потерял духовную независимость...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconМежпредметные связи при обучении химии учащихся 10-х и 11-х классов
I. Теоретические подходы к пониманию актуальности изучения и использования в практической деятельности межпредметных связей
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconМежпредметные связи при обучении химии учащихся 10-х и 11-х классов
I. Теоретические подходы к пониманию актуальности изучения и использования в практической деятельности межпредметных связей
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта обучение учащихся биологии на основе использования межпредметных связей при изучении раздела «Растения» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего
Ем образовательного стандарта, дает рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск